Психологическая помощь при суициде | Обучение и развитие детей

Психологическая помощь при суициде

На главную Лекции и практикум по психологии Психологическая служба Психологическая помощь при суициде
Психологическая помощь при суициде
Лекции и практикум по психологии — Психологическая служба

Понятие суицида

Суицид — это кризисное состояние человека. Это может быть кризис собственной ценности, кризис развития, кризис одиночества, партнерский кризис и т.д. Содержанием кризиса выступает острое эмоциональное состояние при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших потребностей. Кризис достигает такой интенсивности, что человек не может найти правильного выхода из сложившейся ситуации. В соответствии с современными воззрениями суицид (самоубийство) рассматривается как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемых ею микросоциальных конфликтов.

Под суицидальным поведением людей понимаются различные формы их активности, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса. Суицидальное поведение имеет внутренние и внешние формы своего проявления. К внутренним формам суицидального поведения относятся антивитальные представления, т.е. размышления об отсутствии ценности жизни; пассивные суицидальные мысли (представления на тему своей смерти при отсутствии четкого замысла на самовольное лишение себя жизни, типа «хорошо бы умереть»); суицидальные замыслы, т.е. разработка плана самоубийства, продумывание его деталей; суицидальные намерения, т.е. принятие решения о самоубийстве. К внешним формам суицидального поведения относятся суицидальные высказывания; суицидальные попытки, не закончившиеся смертью; завершенный суицид.

Установлено, что суицидальное поведение, как бы быстро оно не развивалось, всегда имеет определенную фазность. Самоубийству предшествует пресуицид, включающий две фазы.

Первая фаза характеризуется исключительно высокой активностью человека по разрешению конфликта. Но по мере того, как исчерпываются варианты улучшения ситуации, крепнет мысль о ее неразрешимости. Человек при этом остро ощущает невыносимость своего существования. На этой фазе еще сохраняется возможность оказать помощь человеку, вывести его из тупика.

Если же выход из кризиса не найден, происходит углубление дезадаптации и начинается собственно суицидальная фаза: у человека возникают суицидальные мысли, а позднее и обдумывание способа ухода из жизни. На этой фазе, как правило, усилия психолога по предотвращению самоубийства мало эффективны. Здесь уже необходимо вмешательство психиатров. Вторая фаза, связанная с появлением суицидальных замыслов, длятся вплоть до покушения на свою жизнь.

Итак, люди совершают суицид преимущественно в следующих случаях:

когда не видно решения или изменения проблемной, конфликтной ситуации;

когда попытки справиться с проблемами завершились неудачно;

когда резко обостряется чувство безнадежности.

В зависимости от типов суицидальных попыток суицидальное поведение может быть истинным, демонстративно-шантажным и аффективным.

Истинное суицидальное поведение характеризуется устойчивостью, целенаправленностью действий, связанных с осознанностью желания лишить себя жизни (заранее выбирается место, время, чтобы никто не смог помешать).

Демонстративно-шантажное поведение проявляется в оказании психологического давления на окружающих значимых лиц для того, чтобы изменить ситуацию в благоприятную для «суицидента» сторону, то есть человек понимает, что его действия не должны повлечь за собой смерть, и предпринимает меры предосторожности, которые, увы, не всегда достаточны. Это обстоятельство нередко становится причиной трагического исхода.

Аффективно-суицидальное поведение обычно обусловлено необычайно сильным аффектом, сопровождается дезорганизацией и сужением сознания.

Суицидальное поведение, как правило, сопровождается глубокой депрессией. Ее признаки:

снижение внимания или способности к ясному мышлению;

потеря интереса или чувства удовлетворения в ситуациях, обычно вызывающих положительные эмоции;

вялость, хроническая усталость, замедленный темп движений и речи;

снижение эффективности или продуктивности в работе, в учебе, в быту;

чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения;

изменение привычного режима сна (бессонница или повышенная сонливость);

пессимистичное отношение к будущему, негативное восприятие прошлого;

неспособность к адекватным реакциям на похвалы и награды;

чувство горькой печали, переходящей в плач;

изменение аппетита с последующим увеличением или потерей веса;

повторяющиеся мысли о смерти или о самоубийстве;

снижение полового влечения.

А. Г. Амбрумова считает, что характерной особенностью суицидального поведения в молодом возрасте является недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий. Например, многие подростки, совершая суицид, прямо не думали о смертельном исходе. В группе подростков 13-16 лет 20% верили в сохранение сознания после смерти; 60% в существование души, и только 20% молодых людей понимали, что смертьэто прекращение физической и духовной жизни.

Признаки суицидальной опасности

Признаками высокой вероятности реализации суицидальных тенденций могут быть следующие проявления:

открытые высказывания о нежелании жить типа «Было бы лучше умереть» или «Не хочу больше жить»;

косвенные намеки на возможность суицидальных действий. Например, появление в кругу коллег с петлей на шее из телефонного провода или брючного ремня. Или высказывания типа «Мне все надоело, больше не могу»;

фиксация на примерах самоубийств, частые разговоры о самоубийствах вообще;

символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото);

изменившийся стереотип поведения: несвойственная замкнутость и снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых;

сужение круга контактов, стремление к уединению;

активная предварительная подготовка к суициду (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ);

стремление к рискованным действиям, например безрассудное управление автомобилем;

стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен;

постоянное обращение к теме смерти в литературе и живописи;

составление или изменение завещания.

Суицидальная активность зависит от целого ряда факторов. Специалисты по суицидальному поведению указывают, что вероятность самоубийства возрастает:

в вечернее, ночное и утреннее время, когда люди предоставлены самым себе, остаются наедине со своими мыслями, переживаниями;

в период «пиков возрастной суицидальности» между 17 и 24 годами, между 40 и 50 годами;

в условиях тяжелой морально-психологической обстановки, когда положение дел не улучшается, никто не может помочь, нет никакой надежды. Действия психолога по отношению суицидально настроенного клиента

 

Многие зарубежные кризисные службы разработали целые стратегии,

направленные на снижение риска суицида при общении с клиентом лицом к лицу. Приведем некоторые из них.

Позвольте клиенту высказаться, не прерывайте его. Важно выслушать клиента терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то не согласны. В процессе исповеди клиента не ведите никаких записей, не посматривайте на часы. Необходимо всем своим видом показать, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.

Если клиент заявляет, что никто не в состоянии помочь ему, необходимо заверить его, что вы можете быть полезным и заинтересованы в продолжении разговора с ним.

Если клиент упомянул о каких-либо своих позитивных действиях или окрыленных надеждой мыслях, поддержите и поощрите его положительные устремления. Например, если клиент говорит о том, что собрался уйти из жизни, но сначала решил зайти к вам (позвонить вам) усильте этот позитивный момент, скажите, что рады, что он поступил именно так.

Не спорьте и не старайтесь образумить человека, говоря: «Вы не можете убить себя, потому что …».

Не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Вы так чувствуете себя, потому что …».

Вербально подтвердите понимание того, что угроза суицида демонстрирует страдания клиента. Серьезно отнеситесь к его заботам и сложившейся ситуации.

Предложите поиск альтернативных действий, поступков, которые клиент мог бы совершить вместо попытки самоубийства. Например: «Тот факт, что вы обсуждаете со мной тему самоубийства, ясно говорит, что вам плохо и вам нужна помощь. Теперь, когда я все знаю, нет нужды причинять себе вред, давайте лучше обсудим, как вам помочь».

Беседуя, но в коем случае не оценивая, попытайтесь получить информацию, относящуюся к факторам летальности. Для того чтобы выяснить, готов ли у клиента план самоубийства, лучше всего задавать вопросы напрямую. Затем вы можете попытаться склонить клиента к установлению временного ограничения путем заключения «контракта о несовершении самоубийства»: «Я никогда не убью себя случайно или умышленно, вне зависимости от того, что произойдет». Если человек сможет уверенно сделать подобное заявление риск совершения суицида уменьшится. Однако, если клиент отказывается заключить контракт или оспаривает условие «никогда» и вводит временное ограничение, попытайтесь уговорить его вступить с вами в контакт до того, как будет исчерпан этот лимит времени. Такая стратегия дает понять клиенту, что вы слушаете то, что он говорит, вы заинтересованы в нем и хотите предотвратить самоубийство.

Стратегия подталкивания потенциального самоубийцы: «Ну, что ж, вперед убивай себя, раз решил» в надежде, что после этого человек откажется от самоубийства, это неумная, неэффективная и непригодная стратегия.

Главным методом в преодолении кризисного состояния человека является индиивидуальная профилактическая беседа сним. Желательно спланировать беседу не в рабочее время суицидента. Никто не должен прерывать разговор, сколько бы он ни продолжался. Исключено присутствие посторонних лиц.

Беседа психолога с клиентом, решившимся на суицид, включает четыре этапа.

Содержанием первого этапа является установление эмоционального контакта с клиентом, взаимоотношений сопереживающего партнерства. Предоставление возможности клиенту выговориться с целью вентиляции его чувств.

На втором этапе беседы необходимо с помощью вопросов установить последовательность событий, которые привели к кризису, для того чтобы в сознании клиента сформировалась объективная и последовательная картина психотравмирующей ситуации в ее развитии. Клиенту предлагается установить непосредственные причины своего эмоционального состояния («Что именно в этой ситуации так вас ранит?» или «Что делает выше положение, вашу жизнь сейчас безвыходной?»). Этот прием помогает осознать связь между поступками значимого другого и собственными эмоциями клиента. Важно выяснить, что усиливает кризис, а что нет: «А что по этому поводу думают ваши родные, друзья, коллеги?»; кому приписывается вина за происходящее: «Какие части проблемной ситуации вызваны вами, а какие -другими людьми?». Кроме того, необходимо снять у обратившегося за помощью человека ощущение безысходности. Имеет смысл применить прием

«преодоление исключительности ситуации». Используется в случае, когда клиент считает, что критическая ситуация (измена супруга, распад семьи, например) складывается только у него в силу его личностных недостатков и ошибочных действий. Психолог может тактично подвести клиента к мысли, что аналогичные ситуации встречаются в жизни достаточно часто. При этом важно не обесценить проблему клиента, представив ситуацию как банальную. Эффективен на данном этапе и прием «поддержка успехами и достижениями». Рассказывая о себе, клиент может сообщить и о своих трудностях, которые ему приходилось преодолевать. Психологу важно подчеркнуть эти успехи для того, чтобы сформировать у собеседника представление о себе как личности, способной к преодолению трудностей.

Если в ходе беседы клиент продолжает активно высказывать суицидальные мысли, его необходимо во что бы то ни стало убедить в том, что тяжелое эмоциональное состояние явление временное, что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и его уход из жизни станет для них тяжелым ударом; что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее, в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время и спокойно все обдумать.

Третий этап посвящен совместной деятельности психолога и клиента по преодолению кризисной ситуации. Можно начать с вопроса клиенту:

«Когда вам уже становилось плохо, как вы тогда из этого выпутывались?». Целесообразно применить прием «использование потенциала клиента»: «Назовите три сильные стороны, качества своей личности». Важно проявить настойчивость в том, чтобы клиент назвал три своих сильных стороны. Затем, при планировании дальнейших действий клиента, полезно опираться на эти названные клиентом сильные стороны его личности. Основная задача психолога на данном этапепобуждать суицидента к словесному оформлению планов предстоящих поступков вместо самоубийства.

На четвертом этапе беседы с клиентом происходит окончательное формулирование плана его деятельности. Психологу необходимо стимулировать клиента на переход от слов к действиям, гарантируя ему активную психологическую поддержку. Целесообразно использовать приемы логической аргументации, рационального внушения уверенности.

Психологическая помощь уцелевшим после суицида

Что следует делать:

быть понимающим, заботливым, не осуждать;

дать возможность еще и еще раз рассказать о печальных событиях;

быть внимательным слушателем, не фиксироваться на ошибках;

подчеркивать, что они должны чувствовать то, что чувствуют, что это нормальное явление;

информировать о группах самопомощи, о литературе;

заверить, что вы можете быть полезны.

Чего не следует делать:

допускать, что суицид является психическим заболеванием;

давать обещания, которые вы не сможете выполнить, ибо это приведет к обманутым надеждам, разочарованию, которые разрушат лучшие намерения;

принимать на себя чувства и просьбы;

делать замечания типа «Это была Божья воля» или «Не нужно вспоминать об этом, вам и так тяжело»;

стараться рационализировать бытие.

Вопросы для самопроверки

1. В каких случаях люди чаще всего совершают суицид?

2. Назовите признаки суицидального поведения.

3. Что, на ваш взгляд, является главным во взаимодействии с человеком, имеюшим суицидальные намерения?

4. Как следует вести себя с человеком, уцелевшим после суицидальной попытки?

Источник: Психологическая служба [Текст]: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Е. В. Матвеева. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. 63 с.