Психологическая азбука для начальной школы | Обучение и развитие детей

Психологическая азбука для начальной школы

На главную Просвещение школьников Курсы для школьников Психологическая азбука для начальной школы
Психологическая азбука для начальной школы
Просвещение школьников — Курсы для школьников
1 класс

Тема: «Здравствуйте, это я!»

Цель: показать детям, что все люди разные, непохожие друг на друга и что это естественно и нормально.

Материал: игрушечный персонаж Цыпленок, тетради, карандаши, фломастеры.

Упражнение 1. Приветствие

Цель: создание положительного эмоционального фона.

У меня в руках клубочек. Сейчас мы будем передавать его по кругу, приветствуя друг друга словами: «(Имя), ярад(а) тебя видеть». Я начну, а продолжит тот, кто сидит слева от меня.

Ребята! Сегодня к нам в гости пришел Цыпленок, который совсем недавно вылупился из яйца. Он еще никогда не видел детей, тем более так много детей вместе.

Цыпленок с любопытством разглядывает детей и вслух удивляется:

— Какие вы все одинаковые. У вас у всех есть носы, глаза, руки, ноги, туловище… Как же мне вас различать?

Дорогой Цыпленок, все дети очень разные, и сейчас ты в этом убедишься. Дети, давайте познакомимся с Цыпленком поближе. Назовите ему свои имена.

(Дети передают по кругу Цыпленка, называя свое имя.)

Цыпленок. Подождите, подождите. У некоторых из вас похожие имена. Я опять ничего не понял. Как же вы отличаете друг друга?

Дети, давайте расскажем Цыплёнку, чем же вы отличаетесь.

Выбираются два ребенка, у которых похожи имена. Они садятся рядом, а остальным детям ведущий задает вопросы:

— Какой у Саши цвет волос? А какой у Паши?

— Какой цвет глаз?

— Одинакового ли они роста?

— Во что одеты?

—Отличаются ли они поведением?

Дети по очереди берут Цыпленка и рассказывают о себе: о своей внешности, одежде, поведении, любимых занятиях.

Да, вы действительно разные, и от этого с вами интересно.

Упражнение 2. Красивое имя

Цель: повысить уровень самопринятия.

Ребенку предлагается написать свое имя ярким фломастером, а затем украсить его так, чтобы получилось ярко и красиво. По завершении упражнения Цыпленок рассматривает работы детей, дети по желанию представляют свои работы.

Подведение итогов занятия

— Что нового узнал Цыпленок, познакомившись с вами?

— А остальные люди отличаются друг от друга?

— Что хорошего в том, что мы все разные?

Ритуал прощания.

Тема: «Чувственное восприятие себя»

Цепь: обращение к собственным чувствам; развитие внимания к окружающим людям.

Упражнение 1. Приветствие

Цель: создание положительного эмоционального фона.

Упражнение 2. Как ты себя чувствуешь?

Цель: развитие внимания, эмпатии, умения чувствовать настроение другого и описывать его.

Упражнение выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, затем рассказывает об этом. Ребенок, состояние которого описывается, слушает и соглашается или не соглашается со сказанным, дополняет.

Упражнение 3. Если бы я был…

Цель: развитие ассоциативного восприятия.

Ведущий, предлагая различные темы, задает детям вопросы по кругу.

Ведущий. Если бы ты был животным, то каким? А цветком, цветом, ветром?

По возможности ведущий уточняет некоторые характеристики выбираемого образа (добрым, злым, вялым, ярким, драчуном и пр.).

Упражнение 4. Царевна Несмеяна

Цель: оказание поддержки друг другу.

В центр ставится стул. На него садится ребенок. Чтобы развеселить царевну

Несмеяну, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая. .

Дети по очереди говорят царевне о ее хороших качествах.

Упражнение 5. Клеевой дождик

Цель: развитие чувства коллективизма, снятие эмоционального и физического напряжения.

Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг другу и таким «паровозиком» («склеившимися дождевыми капельками») начинают движение. На пути им встречаются разные препятствия: пройти по импровизированному мосту, обойти предмет, перейти болото…

Подведение итогов занятия

— Что нового вы сегодня узнали?

— Что понравилось, не понравилось?

Ритуал прощания.

Тема «Мой лучший друг»

Цель: дать детям почувствовать важность общения, дружбы и уважительного отношения друг к другу; показать необходимость принятия друга таким, какой он есть.

Материал: тетради, карандаши простые и цветные, непрозрачный мешочек, камушки разной формы и цвета по количеству детей, картинки с изображением детей.

Упражнение 1. Приветствие

Цель: создание положительного эмоционального фона.

Ведущий сообщает детям тему занятия, выкладывает на стол картинки с изображением детей и предлагает послушать стихотворение: Посмотри на эти лица! С кем ты хочешь подружиться? Это — Лидочка-дружок, Это — Саша-огонек, Это — Танечка-подружка, Это — Аня-хохотушка, Это — Светочка-краса, Катя — длинная коса, Петенька-смекалочка, Сережа-выручалочка. Ведущий уточняет, знают ли дети такие характеристики (огонек, смекалочка, выручалочка).

Упражнение 2. Рисунок друга

Цель: повышение значимости друга и дружбы в целом; воспитание позитивного отношения к окружающим людям.

Ведущий уточняет у детей, есть ли у них друзья. Предлагает нарисовать того, с кем они любят играть, гулять, с кем интересно и приятно быть вместе. А если такого человека нет, то нарисовать такого друга, которого ребенок хотел бы иметь. Закончив рисовать, дети по очереди рассказывают о своих друзьях.

Ведущий. Иметь друга—это хорошо или плохо? А можно шутить над своими друзьями?

Ведущий подводит детей к тому, что дружба и общение с другом должны приносить радость. Надо быть внимательным и добрым к тем, кто тебя окружает, с кем ты общаешься каждый день.

Ведущий. А сейчас я хочу рассказать вам о двух друзьях.

Этюд «Два друга»

Цель: показать различные черты характера, но обратить внимание, что эти различия не помешали дружбе; учить общаться без слов. Дети слушают стихотворение Т. Волгиной «Два друга», дают оценку поведению обоих ребят, распределяют роли. Ведущий снова читает стихотворение, а дети его

пантомимически иллюстрируют.

Упражнение 3. Камушки

Цель: показать, что каждый человек может иметь друга, не похожего ни на кого; показать необходимость принятия друга таким, какой он есть.

Предложить каждому взять по одному камушку из мешочка и не смотреть на него до тех пор, пока все не достанут «сокровище» для себя. Дать детям время для  того, чтобы они рассмотрели, что находится у них в руках, изучили мельчайшие особенности, представили, что это друг, не похожий ни на кого, согрели его теплом своих рук.

Потом ведущий собирает все камушки, перемешивает их и предлагает детям отыскать своего «друга» среди остальных. Дети должны доказать, что это именно их «друг».

Подведение итогов занятия

— О чем мы сегодня говорили?

— Что нового вы узнали?

— Что понравилось, что не понравилось?

Ритуал прощания.

Тема: «Моё любимое дело»

Цель: определить вместе с детьми их предпочтения в играх и занятиях, сравнить с предпочтениями других.

Материал: картинки с изображением различных видов деятельности, бумага формата А4 или A3 (в зависимости от количества детей), карандаши простые и цветные.

Упражнение 1. Приветствие

Цель: создание положительного эмоционального фона.

Детям предлагается выбрать свой вид приветствия и поприветствовать каждого участника.

Упражнение 2. Найди картинки

Цель: определить тему занятия; показать разнообразие видов деятельности.

В комнате спрятаны картинки с изображением различных видов деятельности На обратной стороне картинок — буквы, собрав которые можно получить ключевое слово «занятие».

Задача детей: найти все картинки, составить ключевое слово и посмотреть на разнообразие видов деятельности (дети могут добавлять те занятия, которых нет на картинках).

Беседа «Мое любимое занятие»

Цель: определить предпочтения детей в выборе игр и занятий, сравнить с предпочтениями других. Примерные вопросы

— Чем ты любишь заниматься?

— Когда ты это делаешь?

— Чем тебе нравится это занятие? :

— Приносит ли оно пользу тебе, другим людям?

Если в беседе с детьми не прозвучало, что дети любят играть, то можно спросить: «А играть вам нравится?»

Упражнение 3. Давайте поиграем

Цель: позволить детям самим организовать игру или придумать игру

Если помещение позволяет, то принимаются подвижные игры, в противном случае ребенок (или ведущий) предлагает спокойную или малоподвижную игру. В конце упражнения ведущий подводит детей к тому, что у разных детей могут быть свои любимые игры и занятия и этот выбор надо уважать и принимать.

Упражнение 4. Рисуем вместе

Цель: развивать навыки сотрудничества; воспитывать терпимость к непохожести, уважение друг к другу.

Дети одновременно начинают рисовать на одном листе в разных местах. Через 1 -2 минуты ведущий говорит: «Стоп». Дети поворачивают лист бумаги и дорисовывают рисунок, начатый их товарищем. Лист бумаги поворачивают до тех пор, пока каждый рисунок не вернется к «хозяину». В результате дети сравнивают, что они хотели нарисовать и что получилось, нравится ли им получившийся рисунок.

Подведение итогов занятия

Тема: «Вот я такой!»

Цель: обобщение материала блока занятий; повышение самооценки ребенка; поддержание интереса к собственной индивидуальности и к другим детям; воспитание позитивного отношения к себе и окружающим.

Материал: свеча, тетради, карандаши, цветок пиона (можно использовать любой другой цветок) и игрушка «Ежик».

Упражнение 1. Приветствие со свечой

Цель: создание положительного эмоционального фона, настроя на работу.

Ведущий. Передавая друг другу свечу, почувствуйте тепло, которое от нее исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к соседу и, глядя на него, улыбнитесь и скажите: «Я рад(а) тебя видеть!»

Упражнение 2. Ассоциации

Цель: продиагностировать состояние отдельных участников и группы, в целом в начале занятия, обратить внимание на позитивный настрой каждого участника, его значимость в работе группы.

Ведущий начинает упражнение со слов: «Если бы наша встреча была похожа на животное (цветок, ветер, цвет и пр.), то на какое?» — и обращается к каждому

участнику группы. Дети называют ассоциативные образы. Ведущий делает вывод о настрое каждого участника и группы в целом.

Упражнение 3. Ладошки

Цель: повышение самооценки ребенка, обращение к его индивидуальности.

Дети обводят на листе бумаги свои ладошки и передают соседу. Сосед пишет на ладошке имя «хозяина» и украшает ее: разукрашивает пальцы, украшает имя и пр. Затем ведущий предлагает участнику рассказать о том человеке, чью ладошку он разукрашивал (его любимые занятия, внешность, друзья, хорошие качества…).

Обсуждение

— Понравилась ли вам ваша ладошка?

— Понравился ли рассказ о себе? Что вы можете к нему добавить?

Упражнение 4. Пересядьте все, кто…

Цель: акцентировать внимание детей на индивидуальных сходствах и различиях.

Дети садятся в круг на стулья. В центре — ведущий.

Ведущий. Пересядьте все, кто (например) любит мороженое.

После слов ведущего дети, у которых есть названная особенность, должны пересесть. Ведущий тоже должен занять свободный стул. Тот, кому не досталось стула, становится ведущим. Если кто-то из детей в роли ведущего несколько раз подряд не сумел занять свободный стул, то он может сказать: «Ураган» — и тогда все дети меняются местами.

Обсуждение

— Понравилась ли вам игра?

— Много ли сходных особенностей у вас оказалось? Были ли различия? В чем?

Упражнение 5. Пион и колючий ежик

Цель: активизировать внимание детей на положительных и отрицательных качествах друг друга, учить выделять их; получение обратной связи от участников группы.

Ребенку даются два предмета: пион и игрушка «Ежик». Он должен их подарить любому другому участнику со словами: «Я дарю тебе пион за то, что…» (выделяется положительное качество, то, за что можно любить человека) и «Я дарю тебе колючего ежика зато, что…» (выделяется то, что в участнике не нравится). Тот, кто получил эти предметы, дарит их следующему.

Обсуждение

— Согласны ли с тем, что у вас есть качества, за которые вы получили пион и колючего ежика?

— Что было приятнее получать?

Упражнение 6. Я—хороший, мы—хорошие

Цель: формирование уверенности в себе, сплочение коллектива.

Один из детей (затем все остальные) выходит в центр круга и произносит: «Я — хороший»:— сначала шепотом, потом громче, потом очень громко. После этого все участники образуют большой круг и, держась за руки, шепотом говорят: «Мы — хорошие». Затем делают шаг вперед к центру круга и произносят громче: «Мы — хорошие». После этого делают еще шаг образуя плотный круг, и очень громко произносят: «Мы — хорошие!»

Подведение итогов занятия

— Понравилось ли вам заниматься со всей группой?

— Что нового вы узнали?

— Что сегодня понравилось, что не понравилось?