Основы гендерной культуры Программа спецкурса для старшеклассников
На главную Просвещение школьников Курсы для школьников Основы гендерной культуры Программа спецкурса для старшеклассников
Основы гендерной культуры Программа спецкурса для старшеклассников |
Просвещение школьников — Курсы для школьников | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Программа спецкурса для старшеклассников Разработала преподаватель кафедры социально-педагогической работы УО «ВГУ им. П.М. Машерова» Матюшкова С.Д. 1. Пояснительная запискаСоциальная трансформация белорусского общества сопряжена с противоречивыми процессами в духовной сфере и неотделима от преобразований в сложившейся системе ценностей. Современное общество непрерывно ищет новые подходы к решению нравственных проблем, которые в последнее десятилетие все больше обострились. В условиях либерализации половой морали, ослабления воспитательной функции семьи и учреждений образования, при отсутствии образовательных программ гендерного воспитания, формирования гендерной культуры, гендерная социализация превратилась в стихийный процесс.Одной из важнейших целей современной системы воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Пришло понимание того, насколько важны для подрастающего поколения знания о взаимоотношениях женщин и мужчин. Роль учреждений системы образования в данном процессе определена Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (2006). Содержание воспитательной работы по формированию гендерной культуры заключается в формировании эгалитарных взаимоотношений между мужчинами и женщинами; стремлении к взаимопониманию, внимательному отношению и заботе друг о друге во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами; в формировании умений устанавливать партнерские отношения между мужчинами и женщинами, конструктивно сотрудничать с людьми, не теряя своей гендерной идентичности, и не нарушая гендерной идентичности других; привитии чувства равенства самоценности, самоощущений; способствовании самоидентификации наряду с соблюдением равенства прав мужчин и женщин. Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства на 2006-2010 гг. содержит рекомендации по разработке и введению программы факультативов и курсов по выбору по гендерной проблематике для внедрения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования. Почти все традиционно считающиеся «естественными» различия между полами имеют под собой не биологические, а социальные основания. Эти различия конструируются в обществе через воздействие социальных институтов, норм и культурных установок. При этом с точки зрения гендерной теории не так важен сам факт различий (биологических и социальных), как их социокультурная оценка и интерпретация. Материал поможет старшеклассникам взглянуть по-другому на себя, окружающих, осознать, какую роль выполняют мужчины и женщины в обществе. Специальный курс «Основы гендерной культуры» ориентирован на учащихся старшего школьного возраста учреждений системы образования. В основу программы положены следующие принципы: доступность, научность, информативность, последовательность, связь с жизнью и безоценочное отношение. Целью спецкурса является повышение уровня гендерной культуры учащихся и содействие успешной их социально-психологической адаптации и социализации. Основные задачи спецкурса:
Уметь: распознавать проявления гендерных стереотипов, дискриминации по признаку пола, гендерной несправедливости и неравенства и искоренять их; свободно обмениваться мнениями по гендерным проблемам; общаться на равноправной основе; применять полученные знания в жизни. Спецкурс может быть рассчитан на 8 академических часов (по усмотрению классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога на каждую тему можно отвести по 2 часа), предполагает проведение семинаров с элементами тренинга с использованием интерактивных методов. Итогом данного спецкурса может быть творческая работа в виде эссе по предложенной теме. Программа спецкурса «Основы гендерной культуры» может быть использована классными руководителями, социальными педагогами и педагогами-психологами в воспитательной работе в полном объеме или частично. Возможно также проведение занятий по спецкурсу в рамках учебного предмета «Человек. Общество. Государство». Данная программа является экспериментальной и предполагает дальнейшую работу. Для составления программы использовались материалы спецкурса по психологии для учащихся 11 классов общеобразовательных школ «Я и мир вокруг меня» Е.Ю. Терешенкова, материалы сборника заданий и упражнений для интерактивных занятий «Введение в женские и гендерные исследования» В.И. Успенской. Реализация спецкурса «Основы гендерной культуры» предполагает выполнение следующих организационно- методических требований:
3. аннотированное содержание программы Тема 1: Введение в курс. Основы гендерной теории Содержание понятия «пол» и «гендер». Дифференциация понятия «пол» и «гендер». Гендер как социальная конструкция системы социополовых отношений. Гендерная асимметрия в патриархатном обществе. Гендерная несправедливость, неравенство и дискриминация. История формирования феминистских идей. Социальные и интеллектуальные предпосылки возникновения феминизма. Основные виды феминизма: либеральный, социалистический, радикальный. Решающая роль феминизма в появлении принципиально новой научной парадигмы в исследованиях пола – гендерной теории. Мужественность, маскулинность и их значение в современном обществе. Роль женщины в обществе. Практическая часть: Заполнение анкеты для определения представлений учащихся о гендерной культуре (10-15мин). Вынести в сноску: проводится по усмотрению учителя. Тема 2: Гендерная культура и ее характеристика «Культура» как философская категория. Понятие «гендерная культура». Сущность гендерной культуры. Функции гендерной культуры. Гендерные ценности. Гендерная субкультура как усвоение в детском и подростковом возрасте гендерно специфических стратегий и тактик общения. Соотношение понятий половое и гендерное воспитание. Практическая часть: Изучение личных гендерных характеристик посредством опросника Сандры Бем. Тема 3: Гендерные роли и их многообразие. Понятие «социальная роль», «гендерная роль» и их соотношение. Дифференциация гендерных ролей в зависимости от пола, возраста, социального статуса, семейного положения и др. Практическая часть: Анализ разделения домашнего труда. Д/з: Понаблюдать и дать описание, как в вашем доме осуществляется разделение труда. Тема 4: Гендерные стереотипы и развитие индивидуальности. Понятие «гендерные стереотипы» и их характеристики. Виды гендерных стереотипов. Понятие «маскулинность» и «феминность». Функции гендерных стереотипов. Взаимосвязь гендерных ролей и гендерных стереотипов. Трансляции гендерных стереотипов, осознание источников собственных гендерных стереотипов. Анализ собственных гендерных стереотипов. Практическая часть: Изучение собственных гендерных стереотипов (опросник » Гендерные стереотипы И. Клециной»). Д/з: Изучите содержание учебника Истории, Человек. Государство. Общество, Русской и Белорусской литературы, молодежной песни, сюжета сказок на наличие гендерных стереотипов. Тема 5: Гендерные отношения и их характеристика. Понятие «гендерные отношения». Гендерные отношения как один из видов взаимоотношений в их широком понимании. Формы взаимосвязи между людьми, связанные с категориями «мужское» – «женское». Уровни реализации гендерных отношений: макросоциальный, мезоуровень, микроуровень, интраиндивидуальный. Основные модели взаимоотношений: доминантно-зависимая, партнерская (биархатная). Практическая часть: Составить список стереотипных представлений о взаимоотношениях юноши и девушки, мужчины и женщины. Тема 6: Семья как один из факторов гендерной социализации. Понятие о семье и ее функциях. Роль семьи в формировании гендерных стереотипов. Роль матери и отца в воспитании детей разного пола. Практическая часть: Составить список произведений о матери и отце (отдельно) и о (родителях). Оцените, насколько эти роли носят позитивный характер. Тема 7: Средства массовой информации и их роль в формировании гендерной культуры. Внешнее (телесное) изображение женщин и мужчин в СМИ. Гендерный анализ рекламы, газетных статей, фотографий и др. Практическая часть: Сравнить содержание женских и мужских журналов. Найти сходство и отличия во внешнем (телесном) изображении мужчин и женщин. Тема 8: Итоговое занятие. Обсуждение исследовательских проектов, которые выполняются в процессе реализации спецкурса. Форма обсуждения может быть разнообразной: круглый стол, конференция, деловая игра и др. Исследовательское задание выполняется группой учащихся 5-6 человек. Отчет оформляется в свободной форме с творческим подходом (коллаж, плакат, газета и т.д.). Практическая часть: Заполнение итоговой анкеты: Определение представлений о гендерной культуре учащихся для изучения эффективности предложенного материала (на усмотрение учителя). Примерные темы исследовательского задания
Предыдущая — Следующая >> |