Программа исследования влияния уровня психологической культуры на степень выраженности суицидального риска несовершеннолетних | Обучение и развитие детей

Программа исследования влияния уровня психологической культуры на степень выраженности суицидального риска несовершеннолетних

На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика совершения самоубийства (суицида) Программа исследования влияния уровня психологической культуры на степень выраженности суицидального риска несовершеннолетних
Программа исследования влияния уровня психологической культуры на степень выраженности суицидального риска несовершеннолетних
Профилактическая работа психолога в школе — Профилактика совершения самоубийства (суицида)
Суббота А.В.

ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

НОВОШАХТИНСК 2012

1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Проблемная ситуация

Несомненной заботой любого общества в любые исторические периоды его развития является воспитание молодёжи. Специфика России заключается в том, что вот уже на протяжении 20 лет общество находится в состоянии перманентного социально-экономического и культурно-исторического кризиса. Глубокой трансформации подвергаются традиционные институты социализации молодёжи, мировоззренческие основы и идеалы разных поколений, привычные способы взаимодействия между людьми.

В современном обществе формируются деструктивно опасные для становления личности молодого человека тенденции, выражающиеся в разрушении механизма социализации, подмене традиционных ценностей западными, ведущими к возникновению феномена бездуховности современной молодёжи. Такая ситуация ведёт к росту деструктивных форм поведения среди несовершеннолетних, наиболее опасной из которых является суицид.

По абсолютному показателю детских и подростковых самоубийств Российская Федерация занимает первое место в мире, что заставляет некоторых суицидологов называть Россию «страной детей-самоубийц». За последнее десятилетие общее количество самоубийств среди молодёжи выросло в три раза. Количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин.

За год гибнут, в среднем, 19 детей в возрасте от 5 до 9 лет, из них 13 мальчиков и 6 девочек; в возрасте от 10 до 14 лет – около 342 мальчиков и 74 девочек. В возрасте от 15 до 19 лет кончают жизнь самоубийством порядка 1988 мальчиков и 509 девочек. В итоге, ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти цифры не учитывают попыток самоубийства. (Войцех В.Ф. Суицидология. – М.: Миклош, 2008. – С. 28.) В подростковом возрасте, по мнению некоторых исследователей, на 1 завершённый суицид приходится от 70 до 100 попыток. Настораживает прогноз смещения интенсивности роста суицидов в социально-демографическую группу подростков в возрасте от 10 до 14 лет.

Тенденцией становится актуализация образовательного пространства факторогенеза суицидального риска детей и подростков. Всё чаще причинами суицидальной активности несовершеннолетних становятся педагогические ошибки, низкий уровень социально-психологической комфортности в сочетании с возрастающей конфликтогенностью образовательной среды, увеличение умственной нагрузки, факты физического и психологического насилия в отношении обучающихся.

В целях развития и совершенствования психологической помощи участникам образовательного процесса Приказом Министерства образования РФ № 636 от 22.10.1999 года было утверждено «Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации». Данное Положение закрепило организационно-методическую основу деятельности службы практической психологии как структуры, в состав которой входят педагоги-психологи и социальные педагоги образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-педагогические и медико-педагогические комиссии (ПМПК).

Сфера ответственности службы практической психологии включает в себя задачи обеспечения адаптации и успешной социализации несовершеннолетних, сохранения и укрепления их психического здоровья, профилактики и превенции различных форм девиантного поведения, среди которых наиболее опасным является суицид.

В условиях модернизации отечественной системы образования задачи службы практической психологии вступают в противоречие с уровнем способности самих несовершеннолетних группы суицидального риска к эффективному сотрудничеству и готовности обратиться за психологической помощью. Речь в данном случае идёт о низком уровне психологической культуры подростков. Данное противоречие требует углублённого исследования, интерпретации и научного анализа его результатов.

1.2 Объект, предмет, цель и задачи исследования

Объект исследования — подростки группы суицидального риска

Предмет — уровень психологической культуры несовершеннолетних группы суицидального риска.

Цель исследования — выяснить характер зависимости степени выраженности суицидального риска от уровня психологической культуры подростка.

Задачи исследования:

  1. проанализировать состояние проблемы суицидальной активности несовершеннолетних;
  2. по результатам теоретического анализа научных публикаций по проблеме исследования сформировать понятийный аппарат, интерпретировать определения понятий суицидального риска и психологической культуры, провести их факторную и структурную операционализацию;
разработать валидный инструментарий для определения характера корреляции степени выраженности суицидального риска и уровня психологической культуры подростков;

определить принципы формирования выборочной совокупности, условия проведения исследования;

разработать методику обработки полученной по результатам исследования информации.

1.3 Интерпретация и операциональное определение основных понятий

В качестве основных в данном исследовании выступают понятия подросткового возраста, суицидального риска и психологической культуры. Их можно интерпретировать следующим образом.

Подростковый возраст – период онтогенеза, занимающий промежуточное положение между детством и юностью. Границы подросткового возраста варьируют от 11-12 до 15-16 лет.

Суицидальный риск – вероятность суицидальных действий несовершеннолетнего, обусловленная средовыми, личностными и психопатологическими (при их наличии) факторами. Понятие суицидального риска выступает в качестве основной прогностической категории.

Психологическая культура – часть общей культуры несовершеннолетнего, включающая освоение и уверенное владение элементарными психологическими знаниями, понимание особенностей психики своих и окружающих, способность выходить из психологических кризисов самому и готовность помочь другим.

Дальнейший анализ основных понятий предполагает проведение операционализации, в процессе которой можно выделить ряд структурных элементов основных понятий.

Понятие суицидального риска как прогностической категории тесно связано с понятием суицидального поведения несовершеннолетних.

Суицидальное поведение – любые внутренние и внешние формы психической активности, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Исследования последних лет показывают, что среди причин суицидального поведения у подростков наиболее частыми являются:

  1. проблемы в личной жизни: несчастная любовь, смерть родственников или близких друзей, проблемы со здоровьем, ранняя беременность, конфликты в интимно-коммуникативной сфере, финансовые неурядицы, проблемы с законом;
  2. семейные конфликты и насилие над несовершеннолетними;
  3. школьные конфликты: нарушение взаимоотношений с педагогами и одноклассниками, проблемы в учёбе, ЕГЭ;
  4. зависимости : наркотическая, алкогольная, игровая;
  5. принадлежность к тоталитарным сектам и молодёжным субкультурам (эмо, готы и т.п.), подражание;
  6. психические и пограничные расстройства (депрессии).

    Допустимо понятие суицидального поведения считать относительно

    равнозначным понятию суицидальной активности. Поведенческие признаки по степени выраженности позволяют различать актуальный и потенциальный суицидальные риски.
Потенциальный суицидальный риск – обусловленная комплексом факторов вероятность суицидальных действий несовершеннолетнего без признаков внутренней и внешней психической активности, направляемой представлениями о лишении себя жизни. Отнесение несовершеннолетних к группе потенциального суицидального риска основывается на минимальных психодиагностических показателях суицидального риска по результатам психодиагностических процедур.

Актуальный суицидальный риск – обусловленная комплексом факторов вероятность суицидальных действий несовершеннолетнего с выраженными признаками внутренней и внешней психической активности, направляемой представлениями о лишении себя жизни. Отнесение несовершеннолетних к группе актуального суицидального риска производится на основании максимальных показателей результатов психодиагностических процедур.

В соответствии с целью исследования необходимо также структурировать содержание понятия психологической культуры. Теоретический анализ психологической литературы выявил довольно широкий спектр представлений о структуре психологической культуры личности. Вместе с тем, анализируя каждое из них с целью квантификации, мы пришли к осознанию необходимости некоторого редуцирования содержания понятия психологической культуры к двум структурным компонентам: психологической грамотности и психологической компетентности.

Психологическая грамотность – овладение несовершеннолетним с учётом возраста психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами), умениями, символами, правилами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т.д. Психологическая грамотность проявляется в осведомлённости по поводу разнообразных явлений психики и владении элементарными понятиями психологии, как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта. Важным показателем психологической грамотности считаем уровень информированности несовершеннолетнего о системе психологической помощи в месте его проживания.

Психологическая компетентность – эффективность, конструктивность деятельности (внешней и внутренней) на основе психологической грамотности, т.е. эффективное применение знаний, умений для решения стоящих перед человеком задач, проблем.(Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для шк. психологов. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 360 с.: ил. – (Б-ка школьного психолога).

Таким образом, диагностическими маркерами уровня психологической культуры несовершеннолетних считаем возможным признать следующие показатели:

владение элементарными понятиями психологии;

информированность о службах психологической помощи;

готовность к принятию и оказанию помощи;

способность к эмпатии и принятию себя;

способность к целеполаганию;

фрустрационная устойчивость;

удовлетворённость жизнью.

1.4 Гипотезы исследования

Учитывая довольно сложный, полифакторный механизм формирования суицидального поведения несовершеннолетних, можно предположить, что низкий уровень психологической культуры подростков выступает имманентным фактором суицидального риска.

Степень выраженности суицидального риска обратно пропорциональна уровню психологической культуры подростка.

Определение характера корреляции суицидального риска и психологической культуры позволит:

  1. планировать психокоррекционную работу с подростками;
  2. прогнозировать состояние суицидальной активности несовершеннолетних.
2. ПРОЦЕДУРНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Определение выборочной совокупности

В исследовании применяется многоступенчатая выборка. На первой ступени по результатам выкопировки деперсонифицированных данных МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Новошахтинска о состоянии суицидальной активности в школах города (Источник: Аналитическая справка по результатам диагностики выраженности факторов наличия кризисной ситуации среди МОУ «СОШ» г. Новошахтинска за 2010 — 2011 учебный год. — г. Новошахтинск, 2011.) определяется образовательное учреждение, в котором уровень суицидальной активности несовершеннолетних наиболее высокий.

На второй ступени по результатам психодиагностики несовершеннолетних 11 — 16 лет, обучающихся в данном учреждении, формируются две группы испытуемых:

  1. подростки группы потенциального суицидального риска — 10 человек с минимальными психодиагностическими показателями суицидального риска;
  2. подростки группы актуального суицидального риска — 10 человек с максимальными психодиагностическими показателями суицидального риска.
Составы групп идентичны по следующим контрольным признакам: пол, возраст. В качестве контрольной выступает группа актуального суицидального риска.

2.2 Методы сбора данных и инструментарий

Метод сбора информации — групповое тестирование. Инструментарий: психодиагностическая методика «Высказывания» (приложение 1), тест-опросник «Уровень психологической культуры подростков» (приложение 2), протоколы отчётности

2.3 Логическая структура инструментария

Тест-опросник «Уровень психологической культуры подростков» (приложение 2) состоит из двух разделов.

Первый раздел (модифицированная и адаптированная методика «Психологическая грамотность», Колмогорова Л.С.) включает 10 вопросов, направленных на определение уровня психологической грамотности подростков по следующим диагностическим маркерам:

  1. вопросы 1.1 — 1.7 — понимание некоторых психологических понятий;
  2. вопросы 1.8 — 1.10 — информированность подростков о службах психологической помощи.
Второй раздел (модифицированная и адаптированная методика «Как я веду себя», Колмогорова Л.С.) включает 10 высказываний, направленных на определение уровня психологической компетентности по следующим диагностическим маркерам:

  1. высказывания 2.1 — 2.2 — определение способности подростка к эмпатии;
  2. высказывания 2.3 — 2.4 — определение готовности подростка к принятию и оказанию помощи;
  3. высказывания 2.5 — 2.6 — принятие себя;
  4. высказывание 2.7 — определение способности к целеполаганию;
  5. высказывания 2.8 — 2.9 — определение фрустрационной устойчивости;
  6. высказывание 2.10 — удовлетворённость жизнью.
2.4 Методика обработки информации

В исследовании используются математические и статистические

методы обработки информации.

Оценка результатов тестирования производится на основе балльной

системы:

  1. в первом разделе за каждый правильный ответ подростку присуждается 1 балл;
  2. во втором разделе за ответ «никогда» присуждается 0 баллов, за ответ «редко» — 1 балл, «часто» — 2 балла, «почти всегда» — 3 балла, «всегда» -4 балла.
Индивидуальный уровень психологической культуры подростка (ИПК)

рассчитывается как среднее арифметическое суммы набранных баллов:

2(1.1, 1.2 …2.10)

ИПК=

20

Результаты расчетов по каждой группе заносятся в таблицу:

Т а б л и ц а 1 Индивидуальные показатели уровня психологической

культуры подростков ( группа ________________________________ )



ФИО

ИПК

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

7

 

 

8

 

 

9

 

 

10

 

 

Групповой уровень психологической культуры (ГПК) для каждой группы рассчитывается как среднее арифметическое индивидуальных уровней психологической культуры подростков (ИПК):

2 (ИПК 1, ИПК 2...ИПК 10) Результаты расчётов заносятся в таблицу: Т а б л и ц а 2 Групповые показатели уровней психологической культуры

ГРУППА

ГПК

потенциального суицидального риска (ПСР)

 

актуального суицидального риска (АСР)

 

Характер корреляции степени выраженности суицидального риска и уровня психологической культуры определяется по результатам сравнения групповых показателей уровней психологической культуры (ГПК) в группах подростков потенциального и актуального суицидальных рисков.

При планировании коррекционной работы с подростками считаем целесообразным:

  1. проведение расчётов по отдельным структурным показателям уровня психологической культуры подростков – психологической грамотности и психологической компетентности;
  2. анализ индивидуальных показателей уровня психологической культуры несовершеннолетнего в соответствии с определёнными диагностическими маркерами.
2.5 Разработка плана исследования

Таблица 3

Рабочий план исследования влияния уровня психологической культуры на степень выраженности суицидального риска несовершеннолетних

ЭТАП

МЕРОПРИЯТИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ

СРОКИ

РЕСУРСЫ

подготовительный

1) анализ состояния проблемы суицидальной активности несовершеннолетних;

 

 

 

2) анализ научных публикаций по проблеме;

 

 

 

3) сбор и обработка статистической информации;

 

 

 

 

4) разработка программы исследования и апробация инструментария;

 

 

 

5) тиражирование

 

 

 

сбор информации

1) формирование групп испытуемых;

 

 

 

2) организация и проведение группового тестирования

 

 

 

обработка и оформление результатов исследования

1) статистико-математическая обработка тест-опросников;

 

 

 

2) подготовка и оформление отчёта по итогам тестирования

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «ВЫСКАЗЫВАНИЯ» (КУЧЕР А.А., КОСТЮКЕВИЧ В.П.) Для того чтобы не акцентировать внимание ребенка на тесте, позволяющем оценивать суицидальные намерения, ему предлагается в виде игры или теста на определение интеллекта разнести в соответствующие колонки заранее подготовленной таблицы воспринимаемые на слух выражения. При этом на обдумывание внутреннего смысла выражения и определение темы его содержания необходимо отводить 5-7 секунд. Если услышанное выражение ребенок не может отнести к какой-либо теме, он его пропускает.

БЛАНК ОТВЕТОВ

Алкоголь наркотики

Несчастна я любовь

Противо­правные действия

Деньги и проблемы с ними

Доброво­льный уход из жизни

Семейные неурядицы

Потеря смысла «жизни

Чувства

неполноценности.

ущербности,

уродливости

Школьные

проблемы,

проблемы

выбора

жизненного пути

Отношения с окружа­ющими

Поставьте «+» в графу с темой услышанного высказывания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Убедившись, что ребенок готов к работе, приступите к чтению высказываний:

  1. Выкормил змейку на свою шейку.
  2. Собрался жить, да взял и помер.
  3. От судьбы не уйдешь.
  4. Всякому мужу своя жена милее.
  5. Загорелось душа до винного ковша.
  6. Здесь бы умер, а там бы встал,
  7. Беду не зовут — она сама приходит.
  8. Коли у мужа с женою лад, то не нужен и клад.
  9. Кто пьет, тот и горшки бьет.
  10. Двух смертей не бывать, а одной не миновать.
  11. Сидят вместе, а глядят врозь.
  12. Утром был молодец, вечером мертвец.
  13. Вино уму не товарищ.
  14. Доброю женою и муж честен.
  15. Кого жизнь ласкает, тот и горя не знает.
  16. Кто не родился, тот и не умер.
  17. В мире жить — с миром быть.
  18. Чай не водка много не выпьешь.
  19. В согласном стаде волк не страшен.
  20. В тесноте, да не в обиде.
  21. Гора с горою не сойдется, а человек с человеком столкнется.
  22. Жизнь наскучила, а к смерти не привыкнуть.
  23. Болячка мала, да болезнь велика.
  24. Не жаль вина, а жаль ума.
  25. Вволю наешься, да вволю не наживешься.
  26. Жизнь прожить — что море переплыть: побарахтаешься, да ко дну.
  27. Всякий родится, да не всякий в люди годится.
  28. Других не суди, на себя погляди.
  29. Хорошо тому жить, кому не о чем судить.
  30. Живет — не живет, а проживать — проживает.
  31. Все вдруг пропало, как внешний лед.
  32. Без копейки рубль щербатый.
  33. Без осанки и конь корова.
  34. Не место красит человека, а человек место.
  35. Болезнь человека не красит.
  36. Взлетел орлом, а прилетел голубем.
  37. Хорошо тому щеголять, у кого денежки звенят.
  38. В уборе и пень хорош.
  39. Доход не живет без хлопот.
  40. Нашла коса на камень.
  41. Нелады да свары хуже пожара.
  42. Заплати грош, да посади в рожь — вот будет хорош.
  43. Кто солому покупает, а кто и сено продает.
  44. Седина бобра не портит.
  45. Бешеному дитяти ножа не давати.
  46. Не годы старят, а жизнь.
  47. В долгах как в шелках.
  48. Бранись, а на мир слово оставляй.
  49. 3еленый седому не указ.
  50. А нам что черт, что батька.
  51. Моя хата с краю, я ничего не знаю.
  52. Лежачего не бьют.
  53. Что в лоб, что по лбу — все едино.
  54. Все люди как люди, а ты как шиш на блюде.
  55. Ученье свет, а не ученье — тьма.
  56. И медведь из запасу лапу сосет.
  57. Жирен кот, коль мясо жрет.
  58. Выношенная шуба не греет.
  59. Совесть спать не дает.
  60. Вали с больной головы на здоровую.
  61. Мал, да глуп — за то и бьют.
  62. Не в бороде честь — борода и у козла есть.
  63. Одно золото не стареется.
  64. Наш пострел везде поспел.
  65. Муху бьют за назойливость.
  66. Надоел горше горькой редьке.
  67. Живет на широкую ногу.
  68. Легка ноша на чужом плече.
  69. Не в свои сани не садись.
  70. Чужая одежда — не надежда.
  71. Высоко летаешь, да низко садишься.
  72. Двум господам не служат.
  73. Мягко стелет, да твердо спать.
  74. За одного битого двух не битых дают.
  75. За худые дела слетит и голова.
  76. Говорить умеет, да не смеет.
  77. Кто до денег охоч, тот не спит и все ночь.
  78. Кабы не дырка во рту, так бы в золоте ходил.
  79. Красив в строю, силен в бою.
  80. Гори все синим пламенем.
  81. На птичьих правах высоко не взлетишь.
  82. Если все время мыслить, то на что же существовать.
  83. Бараны умеют жить: у них самая паршивая овца в каракуле ходит.
  84. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Наличие суицидального риска определяет результат, полученный в колонке «Добровольный уход из жизни», а результаты остальных показателей дают информацию о факторе, который способствует формированию суицидальных намерений.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТЕСТ-ОПРОСНИК «УРОВЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКА»

1. Инструкция: подберите и отметьте один из четырех вариантов, предложенных в каждом пункте ответов, который Вы считаете правильным.

1.1 Состояние напряжения, совокупность защитных реакций организма в

ситуации повышенной опасности называется:

  1. волнением Б) страхом
  2. стрессом Г) истерикой.
1.2 Релаксация – это:

  1. расслабление Б) сосредоточение
  2. утомление Г) все ответы верны.
1.3 Депрессия – это:

  1. спокойное состояние Б) подавленное, угнетённое состояние
  2. усталость Г) все ответы не верны.
1.4 Коммуникативный – это:

  1. общественный Б) искренний
  2. связанный с общением Г) быстрый.
 

1.5 Гуманный – это:

  1. справедливый Б) человечный
  2. дружеский Г) внимательный.
1.6 Апатия – это:

  1. безразличие Б) грусть
  2. страдание Г) усталость.
1.7 Агрессия – это:

  1. нападение Б) враждебность
  2. действие, связанное с нанесением вреда другому Г) все ответы верны.
1.8 Психолог – это:

  1. человек, который лечит психические заболевания Б) человек, который регулярно проводит тестирование
  2. человек, который постоянно наблюдает за мной Г) человек, который может помочь в трудной ситуации.
1.9 Есть ли в Вашем городе «телефон доверия»?

  1. есть Б) нет
  2. не знаю Г) не знаю, что такое «телефон доверия».
1.10 Есть ли в Вашем городе Центр психолого-медико-социального

сопровождения?

А) есть Б) нет



В) не знаю

Г) не знаю, что такое «Центр психолого-медико-социального

сопровождения». 2. Инструкция: напротив каждого высказывания отметьте вариант ответа, который, по Вашему мнению, к нему наиболее подходит. Постарайтесь отвечать как можно более точно, как Вы на самом деле поступаете.

Высказывания

Никогда

Редко

Часто

Почти всегда

Всегда

2.1 Я легко выражаю свои чувства и переживания

 

 

 

 

 

2.2 Я понимаю чувства, переживания родителей, друзей

 

 

 

 

 

2.3 Когда мне нужна помощь, я прошу об этом

 

 

 

 

 

2.4 Я могу помочь человеку, попавшему в беду

 

 

 

 

 

2.5 Я анализирую и правильно оцениваю свои достоинства и недостатки

 

 

 

 

 

2.6 Я ценю самого себя, нравлюсь себе таким, какой я есть

 

 

 

 

 

2.7 Я планирую свои дела на завтра, на ближайшие дни, на отдалённую перспективу

 

 

 

 

 

2.8 Я реагирую на свой неуспех адекватно: считаю, что в другой раз получится лучше

 

 

 

 

 

2.9 Я реагирую на чужой успех адекватно: разделяю радость других, не завидую

 

 

 

 

 

2.10 Я думаю, что жизнь прекрасна

 

 

 

 

 

КЛЮЧ К 1 РАЗДЕЛУ

1.1 — В

1.3 — Б

1.5 – Б

1.7 – Г

1.9 – А

1.2 — А

1.4 — В

1.6 – А

1.8 – Г

1.10 – А