Программа исследования влияния уровня психологической культуры на степень выраженности суицидального риска несовершеннолетних
На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика совершения самоубийства (суицида) Программа исследования влияния уровня психологической культуры на степень выраженности суицидального риска несовершеннолетних
Программа исследования влияния уровня психологической культуры на степень выраженности суицидального риска несовершеннолетних |
Профилактическая работа психолога в школе — Профилактика совершения самоубийства (суицида) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Суббота А.В. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НОВОШАХТИНСК 2012 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1 Проблемная ситуация Несомненной заботой любого общества в любые исторические периоды его развития является воспитание молодёжи. Специфика России заключается в том, что вот уже на протяжении 20 лет общество находится в состоянии перманентного социально-экономического и культурно-исторического кризиса. Глубокой трансформации подвергаются традиционные институты социализации молодёжи, мировоззренческие основы и идеалы разных поколений, привычные способы взаимодействия между людьми. В современном обществе формируются деструктивно опасные для становления личности молодого человека тенденции, выражающиеся в разрушении механизма социализации, подмене традиционных ценностей западными, ведущими к возникновению феномена бездуховности современной молодёжи. Такая ситуация ведёт к росту деструктивных форм поведения среди несовершеннолетних, наиболее опасной из которых является суицид. По абсолютному показателю детских и подростковых самоубийств Российская Федерация занимает первое место в мире, что заставляет некоторых суицидологов называть Россию «страной детей-самоубийц». За последнее десятилетие общее количество самоубийств среди молодёжи выросло в три раза. Количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За год гибнут, в среднем, 19 детей в возрасте от 5 до 9 лет, из них 13 мальчиков и 6 девочек; в возрасте от 10 до 14 лет – около 342 мальчиков и 74 девочек. В возрасте от 15 до 19 лет кончают жизнь самоубийством порядка 1988 мальчиков и 509 девочек. В итоге, ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти цифры не учитывают попыток самоубийства. (Войцех В.Ф. Суицидология. – М.: Миклош, 2008. – С. 28.) В подростковом возрасте, по мнению некоторых исследователей, на 1 завершённый суицид приходится от 70 до 100 попыток. Настораживает прогноз смещения интенсивности роста суицидов в социально-демографическую группу подростков в возрасте от 10 до 14 лет. Тенденцией становится актуализация образовательного пространства факторогенеза суицидального риска детей и подростков. Всё чаще причинами суицидальной активности несовершеннолетних становятся педагогические ошибки, низкий уровень социально-психологической комфортности в сочетании с возрастающей конфликтогенностью образовательной среды, увеличение умственной нагрузки, факты физического и психологического насилия в отношении обучающихся. В целях развития и совершенствования психологической помощи участникам образовательного процесса Приказом Министерства образования РФ № 636 от 22.10.1999 года было утверждено «Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации». Данное Положение закрепило организационно-методическую основу деятельности службы практической психологии как структуры, в состав которой входят педагоги-психологи и социальные педагоги образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-педагогические и медико-педагогические комиссии (ПМПК). Сфера ответственности службы практической психологии включает в себя задачи обеспечения адаптации и успешной социализации несовершеннолетних, сохранения и укрепления их психического здоровья, профилактики и превенции различных форм девиантного поведения, среди которых наиболее опасным является суицид. В условиях модернизации отечественной системы образования задачи службы практической психологии вступают в противоречие с уровнем способности самих несовершеннолетних группы суицидального риска к эффективному сотрудничеству и готовности обратиться за психологической помощью. Речь в данном случае идёт о низком уровне психологической культуры подростков. Данное противоречие требует углублённого исследования, интерпретации и научного анализа его результатов. 1.2 Объект, предмет, цель и задачи исследования Объект исследования — подростки группы суицидального риска Предмет — уровень психологической культуры несовершеннолетних группы суицидального риска. Цель исследования — выяснить характер зависимости степени выраженности суицидального риска от уровня психологической культуры подростка. Задачи исследования:
определить принципы формирования выборочной совокупности, условия проведения исследования; разработать методику обработки полученной по результатам исследования информации. 1.3 Интерпретация и операциональное определение основных понятий В качестве основных в данном исследовании выступают понятия подросткового возраста, суицидального риска и психологической культуры. Их можно интерпретировать следующим образом. Подростковый возраст – период онтогенеза, занимающий промежуточное положение между детством и юностью. Границы подросткового возраста варьируют от 11-12 до 15-16 лет. Суицидальный риск – вероятность суицидальных действий несовершеннолетнего, обусловленная средовыми, личностными и психопатологическими (при их наличии) факторами. Понятие суицидального риска выступает в качестве основной прогностической категории. Психологическая культура – часть общей культуры несовершеннолетнего, включающая освоение и уверенное владение элементарными психологическими знаниями, понимание особенностей психики своих и окружающих, способность выходить из психологических кризисов самому и готовность помочь другим. Дальнейший анализ основных понятий предполагает проведение операционализации, в процессе которой можно выделить ряд структурных элементов основных понятий. Понятие суицидального риска как прогностической категории тесно связано с понятием суицидального поведения несовершеннолетних. Суицидальное поведение – любые внутренние и внешние формы психической активности, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Исследования последних лет показывают, что среди причин суицидального поведения у подростков наиболее частыми являются:
Актуальный суицидальный риск – обусловленная комплексом факторов вероятность суицидальных действий несовершеннолетнего с выраженными признаками внутренней и внешней психической активности, направляемой представлениями о лишении себя жизни. Отнесение несовершеннолетних к группе актуального суицидального риска производится на основании максимальных показателей результатов психодиагностических процедур. В соответствии с целью исследования необходимо также структурировать содержание понятия психологической культуры. Теоретический анализ психологической литературы выявил довольно широкий спектр представлений о структуре психологической культуры личности. Вместе с тем, анализируя каждое из них с целью квантификации, мы пришли к осознанию необходимости некоторого редуцирования содержания понятия психологической культуры к двум структурным компонентам: психологической грамотности и психологической компетентности. Психологическая грамотность – овладение несовершеннолетним с учётом возраста психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами), умениями, символами, правилами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т.д. Психологическая грамотность проявляется в осведомлённости по поводу разнообразных явлений психики и владении элементарными понятиями психологии, как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта. Важным показателем психологической грамотности считаем уровень информированности несовершеннолетнего о системе психологической помощи в месте его проживания. Психологическая компетентность – эффективность, конструктивность деятельности (внешней и внутренней) на основе психологической грамотности, т.е. эффективное применение знаний, умений для решения стоящих перед человеком задач, проблем.(Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для шк. психологов. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 360 с.: ил. – (Б-ка школьного психолога). владение элементарными понятиями психологии; информированность о службах психологической помощи; способность к целеполаганию; удовлетворённость жизнью. 1.4 Гипотезы исследования Учитывая довольно сложный, полифакторный механизм формирования суицидального поведения несовершеннолетних, можно предположить, что низкий уровень психологической культуры подростков выступает имманентным фактором суицидального риска. Степень выраженности суицидального риска обратно пропорциональна уровню психологической культуры подростка. Определение характера корреляции суицидального риска и психологической культуры позволит:
ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1 Определение выборочной совокупности В исследовании применяется многоступенчатая выборка. На первой ступени по результатам выкопировки деперсонифицированных данных МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Новошахтинска о состоянии суицидальной активности в школах города (Источник: Аналитическая справка по результатам диагностики выраженности факторов наличия кризисной ситуации среди МОУ «СОШ» г. Новошахтинска за 2010 — 2011 учебный год. — г. Новошахтинск, 2011.) определяется образовательное учреждение, в котором уровень суицидальной активности несовершеннолетних наиболее высокий. На второй ступени по результатам психодиагностики несовершеннолетних 11 — 16 лет, обучающихся в данном учреждении, формируются две группы испытуемых:
2.2 Методы сбора данных и инструментарий Метод сбора информации — групповое тестирование. Инструментарий: психодиагностическая методика «Высказывания» (приложение 1), тест-опросник «Уровень психологической культуры подростков» (приложение 2), протоколы отчётности 2.3 Логическая структура инструментария Тест-опросник «Уровень психологической культуры подростков» (приложение 2) состоит из двух разделов. Первый раздел (модифицированная и адаптированная методика «Психологическая грамотность», Колмогорова Л.С.) включает 10 вопросов, направленных на определение уровня психологической грамотности подростков по следующим диагностическим маркерам:
В исследовании используются математические и статистические методы обработки информации. Оценка результатов тестирования производится на основе балльной системы:
рассчитывается как среднее арифметическое суммы набранных баллов: 2(1.1, 1.2 …2.10) ИПК= — 20 Результаты расчетов по каждой группе заносятся в таблицу: Т а б л и ц а 1 Индивидуальные показатели уровня психологической культуры подростков ( группа ________________________________ )
2 (ИПК 1, ИПК 2...ИПК 10) Результаты расчётов заносятся в таблицу: Т а б л и ц а 2 Групповые показатели уровней психологической культуры
При планировании коррекционной работы с подростками считаем целесообразным:
Таблица 3 Рабочий план исследования влияния уровня психологической культуры на степень выраженности суицидального риска несовершеннолетних
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «ВЫСКАЗЫВАНИЯ» (КУЧЕР А.А., КОСТЮКЕВИЧ В.П.) Для того чтобы не акцентировать внимание ребенка на тесте, позволяющем оценивать суицидальные намерения, ему предлагается в виде игры или теста на определение интеллекта разнести в соответствующие колонки заранее подготовленной таблицы воспринимаемые на слух выражения. При этом на обдумывание внутреннего смысла выражения и определение темы его содержания необходимо отводить 5-7 секунд. Если услышанное выражение ребенок не может отнести к какой-либо теме, он его пропускает. БЛАНК ОТВЕТОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ТЕСТ-ОПРОСНИК «УРОВЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКА» 1. Инструкция: подберите и отметьте один из четырех вариантов, предложенных в каждом пункте ответов, который Вы считаете правильным. 1.1 Состояние напряжения, совокупность защитных реакций организма в ситуации повышенной опасности называется:
1.5 Гуманный – это:
сопровождения? А) есть Б) нет В) не знаю Г) не знаю, что такое «Центр психолого-медико-социального сопровождения». 2. Инструкция: напротив каждого высказывания отметьте вариант ответа, который, по Вашему мнению, к нему наиболее подходит. Постарайтесь отвечать как можно более точно, как Вы на самом деле поступаете.
|