Проект "Рука помощи"
На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика совершения самоубийства (суицида) Проект "Рука помощи"
Проект "Рука помощи" |
Профилактическая работа психолога в школе — Профилактика совершения самоубийства (суицида) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВведениеСамоубийство (суицид) – это сознательное, намеренное и быстрое лишение себя жизни (М. Фарбер).Когда мы соприкасаемся со смертью человека, нас по настоящему охватывает страх. Особенно страшно, когда гибнут дети, добровольно расставшиеся с жизнью. Социально-психологический анализ различных источников по данной проблеме позволяет констатировать, что частота суицидальных действий с летальным исходам у детей в течение последних двух десятилетий удвоилась. По данным ВОЗ, 2000 год самоубийства превысили к 814000 смертельных исходов, из них около 20% пришлось на подростковый и юношеский возраст. У 30 % лиц в возрасте 14-24 лет бывают суицидальные мысли, 6 % юношей и 10% девушек этого возраста совершают суицидальные действия. В ряду причин смертности во многих экономически развитых странах суицид находится на 2-3 месте. В РБ самоубийство, как причина смерти занимало в 1990-х годах 4-ое место после сердечно-сосудистых заболеваний, новообразований и болезней органов дыхания. На протяжении 1997-2007 гг. в Беларуси сохраняется достаточно высокий, по мировым стандартам, уровень социальной активности. Характерной особенностью суицидального поведения, по данным анализа статистики, является выраженное количественное преобладание суицидальных попыток (парасуицидов) над завершенными действиями (уровень парасуицидов 8-10 раз превосходит уровень завершенных). В 2004-2006 гг. в РБ зарегистрировано следующее количество самоубийств: 2004г. – 3411, 2005г. – 3021, 2006г. – 3093. В тоже время наибольший удельный вес самоубийств в общем числе смертей 2006г. зафиксировано в Гродненской области (13,5%), 1 человек, Свислочский район – 2007 год. К сожалению, не все знают о кризисных центрах, куда можно обратиться в критические моменты. Многие подростки и взрослые зачастую имеют противоречивые представления об истоках и причинах суицидального поведения, испытывают трудности в обсуждении проблем, боятся открыто говорить о своих переживаниях. Поэтому предоставляется необходимым именно в образовательных учреждениях организовывать профилактику добровольного ухода подростков из жизни, при чем как с родителями так и с детьми. Как показало проведенное нами исследование, социально-психологическая профилактика суицида должно осуществляться в рамках смысло-утверждающих методик – в системе различных мероприятий от бесед до экскурсий, которые формировали смысл жизни у подростков и детей, опору, которая бы не пошатнулась при жизненных испытаниях, трагических стечениях обстоятельств и просто от внутреннего дискомфорта. В связи с этим нами был разработан проект направленный на формирование жизненной цели и профилактику «антивитальных переживаний» обусловленных желанием умереть (где нет еще четкого представления о собственной смерти, а имеется только отрицание жизни). Объект проекта: индивидуально-личностные особенности подростков вызывающее суицидальное поведение. Предмет: подростки 10-15 лет. 1. Цель. Задачи. Принципы. Цель: Профилактика суицидального поведения подростков. Задачи: 1. Приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей психологическим знаниям по данной проблеме; 2. Своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут способствовать суицидальному поведению; 3. Формирование жизненно важной цели подростка. Принципы:
Кадровое: — использование школьного административного ресурса; — кадровый потенциал школы; — привлечение специалистов из других учреждений и организаций. Информационно-методическое: — выпуск специальных бюллетеней, публикация статей, заметок в районной «Свислочской газете», выступления на радио; — творческие разработки; — проведение лекций, школьных конференций, семинаров по исследуемой проблеме; Финансовое: — внебюджетная деятельность, спонсорская помощь заинтересованных лиц, организации, структуры и др.: — общеобразовательный бюджет школы. Организационно и нормативно-правовое: — общее руководство проектом осуществляет директор школы и его заместитель по воспитательной работе с СПС и Советом школы; — система внешних связей школы; — использование имеющихся и разработка совместных инструктивно-методических материалов. Участники проекта: — родители подростков 10—15 лет; — дети подросткового возраста 10-15 лет; — педагогический коллектив. Партнёры в реализации проекта: — ТМО; — ИДН; — Киновидеопредприятие; — ДВР; — СПЦ; — Православная и католическая церковь. Сроки проекта: 2008-2013 г. 3. Этапы и содержание работы по реализации проекта
5. Формы и методы — анкетирование, тестирование родителей, учащихся, педагогов; — конференции, круглый стол, телефон доверия — организация семейных праздников «День матери», «Моя семья – чудесное место для жизни» — беседа, дискуссия, психологические размышления; — лекция, бинарная лекция — тематические родительские собрания; — работа дистанционной профессиональной студии — проведение семинаров, семинаров-практикумов — работа лектория для родителей — клубная деятельность; — проведение коррекционно-развивающих занятий по программе «Я – ценность»; — работа консультационного пункта; — программа диагностики акцентуации характера у подростков; — работа информационного центра, центра правовых знаний; 6. Критерии оценки эффективности реализации проектов
Литература1. Абрумова А. Г. Суецид как феномен социально-психологической дезадаптации личности / А. Г. Абрумова, В. А. Тиховенко // Актуальные проблемы суицидологи / ред. А. Портнов. – М., 1978.-256с. 2. Войтехович Б. Самоубийства с позиции социальной медицины / Б. Войтехович, А. Редько // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. – 1996. — № 2. – с. 16-19. 3. Гилинский Я. И. Самоубийство как социальное явление / Я. И. Гилинский // Проблемы борьбы с девиантным поведением / ред. Б. Левин. / М., 1989.-174с. 4. Ефремов В. С. Основы суициодологии / В. С. Ефремов. – СПб.: Диалект, 2004. 5. Игумнов С. А. Суицидальное поведение у подростков и принципы кризисной психотерапии // Психотерапия и клиническая психология. – 2004. — № 1. – с. 23-26. 6. Маинин-Пых И. Г. Экстремальные ситуации: Справочник практического психолога. – М.: ЭКСМО, 2005. – 960с. 7. Прихожан А. М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. 192с. 8. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / под ред. И. В. Дубровиной. – 5-е изд. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 128с. 9. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. – М.: Эксмо-пресс, 2001.- 304с. 10. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста/ под ред.С.Ю.Циркина. – СПб.: Питер, 2000. – 752 с. 11. Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку: книга для школьных психологов, родителей, учителей, — 2-е изд. – М.: Академия.1997. – 96 с. 12. Шир Е. Суицидальное поведение у подростков/Е.Шир// Журн.невропатол.и психиат.им.С.С.Корсакова. – 1984. — № 10. – с .56-60. 13. Шорохова О.А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. – СПб.: Речь, 2002. – 136 с. 14. Янушкявичус Р.В., Янушкявичус О.Л. Основы нравственности: учеб. пособ. для школьников и студентов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2000. – 456 с. Управление образования Гродненского облисполкома Отдел образования Свислочского райисполкома Автор проекта: Криштофик Т.А Педагог-психолог УО «Свислочская средняя школа №2 |