Педагогика как наука
На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Педагогика как наука
Педагогика как наука |
Лекции и практикум по психологии — Педагогическая психология | ||||||
Педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней. Прогресс человечества стал возможен только потому, что каждое новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом, накопленном в филогенезе, обогащало его, передавало своим потомкам. В процессе становления общественных отношений образование, обучение, воспитание превратились в объективную потребность и стали важнейшей предпосылкой развития общества. Наука, которая изучает образование, обучение и воспитание, называется педагогикой. В Древней Греции педагогами называли рабов, которым поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу. Термин «педагог» сложился из двух других греческих слов: пейда (ребёнок), гогос (вести), что означает «детоводитель». Постепенно термин наполнился более глубоким смыслом и стал обозначать не только того, кто ведет ребенка за руку, но и того, кто ведет его по жизни. Поэтому педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием, для которых педагогическая деятельность стала профессией. В истории педагогики можно выделить три этапа. Эмпирический этап начинается еще в глубокой древности, когда человечество начало накапливать и осмысливать опыт обучения и воспитания различных племен и народов. В древних цивилизациях Европы, Китая, Индии складывались первые школы воспитания и образования. В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, образование во многом потеряло свободу античных времен. Однако религиозное образование в школах и университетах христианского и исламского мира сохранили некоторые традиции античной культуры. В начале XVII в. начинается формирование педагогики как науки. Ее основателем считается педагог-гуманист Я. А. Коменский (1552- 1670), заложивший основы классно-урочной системы. Большой вклад в формирование европейской системы образования внесли просветители XVIII в., в частности, Д. Дидро, К. Гельвеций, Ж. Кондорсе, Ж.Ж. Руссо. В России развитие педагогики шло по пути формирования системы образовательных учреждений во главе с созданным специально в 1802 г. Министерством народного просвещения. В основу его деятельности легли мысли и идеи основоположника отечественной педагогики К.Д. Ушинского (1824- 1870/71), который добивался реализации на практике идеи народности общественного воспитания. Развитие педагогики в XX в. характеризовалось бурными темпами как на Западе, так и на Востоке, что связано с экономическим прогрессом общества, необходимостью подготовки специалистов. В нашей стране педагогическая наука решала задачи повышения эффективности и качества образования, всестороннего развития личности. Предыдущая — Следующая >> |