Проблемы девиантного поведения подростков в современном обществе и пути решения | Обучение и развитие детей

Проблемы девиантного поведения подростков в современном обществе и пути решения

На главную Профилактическая работа психолога в школе Аддиктивное поведение Проблемы девиантного поведения подростков в современном обществе и пути решения
Проблемы девиантного поведения подростков в современном обществе и пути решения
Профилактическая работа психолога в школе — Аддиктивное поведение
Гут Ю.Н. ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород, Россия)

Проблема отклоняющегося поведения подростков тесно переплетается с проблемой социальной адаптации молодежи, которая является фактором стабильности общества и его развития, поскольку перспективы развития любого общества, любого государства в большой степени зависят от уровня социализации и образованности молодого поколения. Таким образом, рост масштабов и форм отклонений в поведении современной молодежи ставит перед обществом задачу построения эффективной системы их профилактики.

Изучение условий развития личности современных подростков повлекло за собой необходимость обращения к социальному управлению в сфере предупреждения девиантного поведения и к поиску эффективных механизмов профилактики в подростковой среде.

Наиболее полное определение профилактики девиантного поведения дано Я.И. Гилинским. В работах автора данное понятие определяется как воздействие общества, институтов социального контроля, отдельных граждан на причины девиантного поведения и факторы, ему способствующие, которые приводят к сокращению или прекращению совершения девиантных поступков (Я.И. Гилинский, 2014).

Предпочтение профилактике наказанию известно еще со времен Аристотеля и Платона. С.Н. Ениколопов, Е.В. Змановская, М.Е. Позднякова и др. современные ученые также подчеркивают эффективность превентивной деятельности в сравнении с наказанием.

Сегодняпредупредительно-профилактическаяработа,которуюведут

учреждения и организации, входящие в систему профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, во многом не эффективна. Многочисленные службы нацелены на борьбу с последствиями девиантного поведения, а не с предпосылками (Гут Ю.Н., 2015).

С нашей точки зрения, важным направлением превентивной деятельности является развитие практики прогнозирования сложного причинно-факторного комплекса, обуславливающего развитие девиантного поведения, выявление характера взаимодействия различных факторов риска девиантного поведения и реализации соответствующего социально-педагогического сопровождения детей, склонных к отклоняющемуся поведению.

ВисследованииГутЮ.Н.,КабардоваМ.К.«Личностныеи нейропсихологические предпосылки девиантного поведения подростков» было выявлено, что подростки с левым показателем моторной пробы перекрест рук по А.Р. Лурия ориентированы в прошлое, обособлены, необщительны, пренебрегают общепринятыми нормами и ценностями, склонны к аддиктивнму поведению. У испытуемых с левым перекрестом рук с такими характеристиками эмоционально-волевой и коммуникативной сфер как: импульсивность, возбудимость, беспечность, эмоциональная неустойчивость были обнаружены различные склонности к девиантному поведению.

Испытуемые с правым показателем – ориентированы в будущее, они более динамичны, адекватны и эффективны в ситуациях общения, склонны демонстрировать соблюдение социальных норм.

На наш взгляд, при обнаружении временной перспективы, направленной в будущее – показателя личностной зрелости, возможно упреждение развития склонностей к девиациям подростков с латентной леворукостью, путем создания условий для реализации их творческих способностей, связанных с доминированием правополушарных функций, а также изменения внутренних установок, развития волевых качеств, предоставления простора для социально-полезной активности подростков, определяющей наиболее прогрессивный вектор эволюционного развития общества. Сдерживание активности молодежи, а именно ей в большей степени присуща инновационная деятельность, серьезно затормозит социальные процессы развития современной России. А авторитарные воспитательные меры в отношении подростков со склонностями к девиациям вообще только лишь усугубляют последствия.

Литература

1.Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений. СПб.: Юридический центр Пресс, 2014. 520 с.

2.Гут Ю.Н. Личностные и нейропсихологические детерминанты девиантного поведения к подростков: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Москва, 2015. 28 с.

Источник: Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2016. 339 с.