Примерный перечень методик для скринингового исследования — Правила пространственной организации учебного материала | Обучение и развитие детей

Примерный перечень методик для скринингового исследования — Правила пространственной организации учебного материала

На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Примерный перечень методик для скринингового исследования — Правила пространственной организации учебного материала
Примерный перечень методик для скринингового исследования — Правила пространственной организации учебного материала
Документация школьного психолога — Информация школьному психологу
Индекс материала
Примерный перечень методик для скринингового исследования
Перечень методик для углубленного исследования познавательной сферы детей и подростков
Психолого – педагогический консилиум
Стратегия работы психолога с новой группой учащихся интегрированного класса
Составление психолого-педагогических данных по классу интегрированного обучения
Работа с родителями
Коррекционный комплекс занятий, направленный на восстановление детско-родительских отношений
Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении
Коммуникативный блок игр
Блок игр по развитию речевой и мыслительной деятельности
Правила пространственной организации учебного материала
Подвижные игры
Все страницы
Страница 11 из 12 ПРАВИЛА ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

  1. располагать учебный материал на рабочих строчках;
  2. располагать учебный материал на строке в направлении слева направо;
  3. располагать учебный материал на странице в направлении сверху вниз.
ОПРЕДЕЛИ НАПРАВЛЕНИЕ И СТОРОНЫ СВЕТА

Ребенку предлагается макет часов с двигающимися стрелками. Меняя положение стрелок, он должен рассказать, куда направлены стрелки (большая и маленькая): вверх, вниз, вправо, влево (на юг, на север, восток, запад). Можно усложнить задание, попросив ребенка обозначить промежуточные положения стрелок: (например, вправо и вверх; на северо-восток).

УЗНАЙ СВОЮ КАРТОЧКУ

  1. Игрокам раздаются карточки, копии которых находятся у веду-
щего. Он выбирает одну из своих карточек и начинает рассказывать, какие фигуры и где находятся. Игроки смотрят на свои карточки. У кого карточка совпала с описанием, показывает и отдает ее ведущему. Дальше он рассказывает о другой своей карточке. Выигрывает тот, кто первый вышел из игры.

Карточки можно использовать несколько раз, меняя их последова-тельность и используя различные способы и порядок описания (например, на карточке вверху справа треугольник или в правом верхнем углу находится треугольник или вверху, но не слева располагается треугольник и т.п.). Провокации: начинать с той фигуры, которая находится в одном месте на многих карточках.

  1. Педагог называет геометрические фигуры или другие значки с
указанием их места на листе. Дети должны изобразить их согласно инструкции. (Вверху слева треугольник, справа от него квадрат, в центре круг, под кругом овал и т.д.).

ГДЕ ЧТО СТОИТ?

Учащимся предлагается описать местоположение различных предметов, находящихся в комнате (мебели, школьных принадлежностей и др.) относительно себя и друг друга, используя для этого пространственные понятия. Можно помочь ребенку вопросами. Потом перевести его в другую часть комнаты или повернуть на 180º и повторить игру.

НАЙТИ СЮРПРИЗ

  1. Игра проводится в комнате. Перед началом игры необходимо на-
чертить план комнаты, в которой проводится занятие. Пользуясь планом, надо найти спрятанный предмет. Дети поочередно прячут игрушку и делают соответствующую отметку в плане. Ребенок должен научиться пользоваться планом, находясь в любой точке комнаты. Для этого сначала нужно сориентировать план так, чтобы изображения на нем «смотрели» в ту же сторону, что и изображенные предметы. В дальнейшем можно пользоваться планом, перевернутым на 180º.

  1. Можно преложить учащимся поиграть в прятки на обычной печатной карте любой местности.
СЛОЖИ ОРНАМЕНТ

а) Детям предлагается любой набор разноцветных кубиков и образец с орнаментом, который ему необходимо сложить. Перед началом выполнения задания необходимо напомнить ребенку правила пространственной организации материала и преложить работать в соответствии с ними. Для упрощения задания на начальном этапе можно преложить учащимся образец, расчерченный на клетки, соответствующие числу необходимых кубиков. Для более успешного выполнения, особенно в том случае, когда ребенку трудно справиться с заданным, нужно попросить его сопровождать свою работу объяснением.

Для усложнения задания учащимся предъявляется обычный образец, а также предлагается орнамент из большего количества кубиков.

б) Более усложненный вариант данной игры заключается в том, что дети выкладывают узор не по образцу, а по инструкции педагога.

в) Учащиеся работают в парах. У одного из них находится образец, а у другого – кубики. Дети поочередно диктуют друг другу процесс выполнения задания.

ПРЕДЛОГИ

  1. Педагог предлагает учащимся выполнить различные действия:
а) с предметами, например, с тетрадью и карандашом.

  1. положите карандаш на тетрадь;
  2. поместите карандаш над тетрадью;
  3. положите карандаш в тетрадь и др.
После этого нужно обсудить с учащимися значение маленьких слов

(предлогов) в понимании инструкции. Заострите внимание детей на том, что предлоги помогают нам описать положение предмета в пространстве, а также направление его движения.

б) со стулом.

  1. сядьте на стул;
  2. залезьте под стул;
  3. встаньте за стул и т.д.
Чтобы сделать данное задание более интересным, можно предло-

жить учащимся изобразить то, что предлагает педагог. Например, кошка лежит на печи (ребенок укладывается калачиком на стуле); человек смотрит в окно (ребенок выглядывает из-за спинки стула) и т.д.

  1. Учащиеся делятся на 2 команды, которым предлагается для про-
смотра репродукция. Детям дается задание выписать или назвать (поочередно) как можно больше словосочетаний слов с предлогами.

АЛФАВИТ

Детям предлагается полотно с изображением печатных букв русского алфавита. Они должны найти и перепечатать буквы, которые:

а) «смотрят»

  1. прямо (А,Ж,И, Й, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш);
  2. вправо (Б, В, Г, Е, Ё, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ю);
  3. влево (З, Л, У, Ч, Э, Я);
б) похожи друг на друга по написанию, «построены из одного и того же строительного материала» (элементов)

  1. печатные буквы (Л, А, Е, Ё, И, Й, О, Ю, Н, И; В, З; Ь, Ъ, К, Ж);
  2. прописные буквы (и, ш,; п,т; ц, щ и др.);
в) можно превратить в другие, отняв один элемент (Б-Ь, В-Р, В-З, П-Г,

Н-Ч, Ё-Е, Й-И, Щ-Ш, Ы-Ь).

Упражнение на развитие глазомера

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Ребятам раздают по 2 полоски нелинованной бумаги размером 15 на 15 см. одну полоску они должны на глаз, не сгибая, разделить пополам, а каждую половину еще пополам, делая отметки ручкой. Вторую полоску разделить на 3 части. Только после этого проверить правильность деления сгибанием каждой полоски.

ОПРЕДЕЛИ ДЛИНУ ОТРЕЗКА

Ребята чертят друг для друга отрезки любой длины. Каждый определяет на глаз (в см.) длину своего отрезка и записывает. Проверка – линейкой.

ВДОЛЬ И ПОПЕРЕК

Ведущий показывает и кладет на видное место палочку длиной в 30-40 см. Затем предлагает играющим поочередно подойти к доске и поставить от левого края доски точку, на расстоянии, равном длине палочки. А другую – на таком же расстоянии от нижнего края доски. После чего проверить.

ЧТО ТАКОЕ ДЛИНА? ШИРИНА? ВЫСОТА?

Эта игра научит детей обращать внимание не только на общую величину предмета. Но и на отдельные ее параметры: длину, ширину, высоту.

Ведущий загадывает какой-нибудь предмет (например, стол) и делает узкую бумажную полоску, равную его длине. Чтобы отгадать загаданное, ребенку надо будет сравнить длину разных предметов, находящихся в комнате, с этой полоской. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту или ширину. Нужно, чтобы ребенок измерял именно тот параметр величины, который задан.



<< Предыдущая — Следующая >>