Применение нидерландской модели повышения компетенции подростков
На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Применение нидерландской модели повышения компетенции подростков
Применение нидерландской модели повышения компетенции подростков |
Коррекционная работа психолога в школе — Программы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
повышения компетенции подростков Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2001, № 2, Иванов Л.М., Конева Е.В. Программа рассчитана на 11 занятий продолжительностью 1.5 часа каждое. Количество человек в группе до 8. С «трудными» подростками нужна группа не более 3-4 человек.
Ведущий спрашивает подростков, как они поступают в том случае, если не могут найти нужное место в городе или кабинет в учреждении. Что они чувствуют при этом? Легко ли им обращаться с вопросом, просьбой к незнакомым взрослым? Того подростка, который легко рассказывает о своем опыте, можно попросить показать, как он это делает. Дальнейшая работа строится следующим образом. 1 этап. Ведущий просит подростка рассказать о том, как он ведет себя в данной ситуации. 2 этап. Участнику группы предлагается показать, как это делается. Ведущий выступает в роли прохожего, а подросток обращается к нему. 3 этап. Ведущий благодарит подростка за игру. 4 этап. Ведущий отмечает,, что в действиях участника группы правильно, что заслуживает поощрения. К этому анализу можно подключить группу. 5 этап. Ведущий предлагает другие варианты действий в данной ситуации. Участники группы высказываются, как можно еще вести себя в этом и подобных случаях. Составляется 6-шаговая модель. 6 этап. Ведущий предлагает подростку обменяться ролями и проиграть ситуацию еще раз. 7 этап. Ведущий спрашивает подростка, что он заметил в его игре: каким был его тон, жесты, мимика и т.д. Можно обратиться за помощью к группе: спросить, что заметили другие ребята. 8 этап. Оговаривается последовательность действий (шаги), при необходимости они записываются на карточку. 9 этап. В группе обсуждается, для чего это необходимо, каким образом эти умения пригодятся в дальнейшем. 10 этап. Снова происходит обмен ролями. Подросток играет себя, а ведущий — незнакомого взрослого. 11 этап. Ведущий благодарит подростка. 12 этап. Ведущий просит продолжить упражняться вне занятий: на улице, в магазине и т.д. 13 этап. С группой обсуждается, в каких еще ситуациях может использоваться то, чему участники научились сегодня. I(В любом учреждении, при получении информации от взрослых). . В конце занятия нужно еще раз поблагодарить ребят за участие. Можно дать конкретные задания на дом. Например: подойти к 2-3 взрослым на улице с вопросами, наблюдая за — своими действиями и за реакцией взрослых. Запись к врачу и посещение врача. Ведущий спрашивает участников группы, кто из них имеет опыт обращения в поликлинику. Желающий рассказывает о том, как это происходило. Внимание обращается на то, как он себя ощущал в поликлинике. Остался ли доволен собой после посещения. Почему? Одному из участников предлагается проиграть обращение в поликлинику к специалисту, заранее отметив, что чаще всего существует не менее 2-х этапов: -когда записываемся или берем талончик к специалисту, 2 -когда приходим к врачу. Дальнейшая работа строится аналогично выработке предыдущего навыка. Важно обговорить, в каких случаях можно использовать данный навык. Навык записи к врачу можно использовать также при получении справки в кассе авто- или железнодорожного вокзала. В конце занятия предлагается домашнее задание: по возможности использовать данную схему действий. Например: получить справку в больнице о работе специалиста, справку в кассе автовокзала или при покупке билета. Обращение к учителю. Ведущий отмечает, что у школьников часто возникают ситуации, когда нужно обратиться к учителю по личному вопросу. Участникам группы задается вопрос: «Знаете ли вы подобные случаи? Какие?» Подростки рассказывают конкретные ситуации. Ведущий останавливается на ситуации, когда ученик недопонял материал и хотел бы, чтобы учитель объяснил материал дополнительно, индивидуально. В группе обсуждается, каким образом может поступить ученик в данном случае. Один из участников проигрывает данную ситуацию. Далее работа строится аналогично выработке предыдущих навыков. В конце занятия обсуждается домашнее задание предыдущего занятия и дается следующее, попробовать обратиться к учителю с конкретным вопросом или просьбой. Поведение в случае необходимости договориться с родителями. Ведущий спрашивает участников группы, как они выходят из положения, когда их планы не совпадают с планами их родителей. (Подростки хотят делать одно, а родители настаивают на другом). В ходе беседы группа и ведущий приходят к тому, что многие проблемы решаются сами по себе, если заранее договориться с родителями, познакомить их со своим взглядом на проблему и поинтересоваться их мнением. Ведущий выясняет, делает ли так кто-нибудь из участников и каким образом. Подростки высказываются, один их них показывает, как он это делает. Далее работа строится аналогично выработке предыдущих навыков. Примечание. Важно дать понять ребятам, что для подобной беседы лучше выбрать одного из родителей, а не обоих сразу. Важно, чтобы мама (папа) не была занята важным делом, никуда не спешила, не нервничала, т.е. находилась в спокойном состоянии и хорошем настроении. Также не стоит зацикливаться только на своих желаниях, нужно уметь слушать и слышать собеседника, учитывать его интересы. Ведущему целесообразно подчеркнуть, что необходимо строго придерживаться принятого вместе с родителями решения (обязательно, например, выполнить отведенный для подростка объем работы, причем в установленное время). Только в том случае, если он будет соблюдать договоренность, он вправе ждать того же от родителей. В конце занятия проверяется домашнее задание, Поведение в ситуации наркотической (алкогольной, криминальной и т.д.) провокации со стороны сверстников. 1 этап. Ведущий предлагает ребятам рассказать, как следует вести себя в том случае, если их сверстники предлагают им попробовать наркотики. (Примерные варианты ответов подростков: «Я откажусь, потому что считаю, это’ плохо»; » Мне это неинтересно»; «Уйду»; «Я бы хотел; попробовать, но боюсь» и т.д.) Выбираются наиболее: правильные варианты и заостряется на них внимание ребят. 2 этап. Ведущий: «Давайте возьмем за основу Сережин вариант и попробуем проиграть эту ситуацию.» Психолог играет роль предлагающего наркотики, подросток отказывается от них. 3 этап. Ведущий: «Спасибо, Сережа, молодец, ты все сказал правильно.» 4 этап. Ведущий: «Ты нашел правильный ответ отказа, четко выражал свою мысль, не растерялся и т.д. 5 этап. Психолог предлагает другой вариант поведения в данной ситуации. Выслушать предложение и подумать о последствиях (физическая зависимость, вред здоровью, потеря друзей, неуспеваемость в школе и т.д.). Предположить мотивы и возможные выгоды предлагающего (деньги, власть, разделение ответственности, желание сделать кого-то таким же как он и т.д.). Осознать себя самостоятельным человеком, способным принимать правильные решения. Выбрать подходящий к ситуации вариант отказа и реализовать его. Возможные варианты отказа (см. приложение 1.). Например: « -Спасибо, нет.» — Нет, мне это не подходит. — Нет, меня это не интересует. — Нет, я уже пробовал, мне это не понравилось. — Нет, я думаю о своем здоровье. — У меня сейчас нет времени об этом говорить. — Спасибо, у меня другие интересы. — Нет, я никогда не буду этого делать и тебе не советую. — Докажи, что мне это нужно. При необходимости можно предложить другие варианты занятия чем-либо, например пойти на дискотеку, пойти в компьютерный клуб, домой попить чай и поиграть на гитаре в том случае, если есть желание сохранить с этим человеком дружеские отношения. Если нет желания сохранить дружеские отношения, то можно отказать в категоричном тоне, уверенно и четко. В случае, если давление собеседника не ослабевает, можно изменить тактику своего поведения: — Поменяться с собеседником местами. (Почему ты решаешь за меня? Почему ты навязываешь мне свое мнение? и т.д.) — Твердо встать на свою позицию, не увиливать, не «придумывать уважительных причин. — Повторить свое «нет» вновь и вновь без объяснений причин и без оправданий. — Отказаться продолжать разговор: «Я не хочу об этом говорить» и уйти. 6 этап. Предложенный вариант обыгрывается в группе: «Ребята, давайте попробуем обыграть этот вариант поведения. Я буду подростком, а ты, Юра, будешь предлагать Мне наркотики. Смотрите внимательно, как я буду себя вести» Проиграть сцену в соответствии с п.5. вести.» Проиграть сцену в соответствии с п.5. 7 этап. Ведущий: «На что вы обратили внимание в моем поведении, словах, жестах? Как я вела себя» (Прямо смотрела в глаза собеседнику, держалась уверенно, на предложения отвечала четко и внятно, на давая усомниться в моей решимости и т.д.) 8 этап. Ведущий совместно с группой составляет схему поведения в данной ситуации (на листе ватмана, размещенном на видном месте). ч — Давайте вспомним, какой первый шаг я сделала? — Что было потом? и т.д. -Ведущий схематично отмечает пошаговую модель поведения в данной ситуации; при необходимости дает время для того, чтобы подростки зафиксировали схему для себя, 9 этап. Ведущий обобщает и анализирует полученную информацию: В наше время подростки часто попадают в такие ситуации, когда им нужно принять правильное решение, от которого иногда зависит их будущее. Очень важно научиться отклонять негативные предложения, так как ребята попадают в сложные ситуации из-за того, что не знают, как правильно отказать и при этом не оказаться высмеянными или отверженными. Многие в таких ситуациях ощущают себя в тупике: «И отказать друзьям не могу, и делать то, на что они уговаривают, не могу и не хочу; нет никакого выхода» v Отсюда подавленное состояние и абсолютная беспомощность. Данный навык помогают вам безболезненно выйти из негативной ситуации, в которой на вас оказывается давление, и при этом отстоять свою точку зрения и т.д.» « 10 этап. Ведущий: «Теперь Алена вместе со мной попробует проиграть данную ситуацию, опираясь на разработанную нами схему» (Алена — подросток, которого уговаривают; психолог — подросток, который предлагает). 11 этап. Ведущий: «Алена, все замечательно, ты хорошо справилась с заданием. Я думаю, что в дальнейшем эта схема поможет тебе справиться с подобной ситуацией.» 12 этап. Ведущий предлагает подросткам обсудить с друзьями, как бы они повели себя в подобной ситуации, и поделиться с ними полученной информацией. (Проиграть пошаговую схему без психолога.). 13 этап. Ведущий: «Ребята, в каких еще ситуациях мы можем применить данную схему?» Примерные ответы: — Когда предлагают выпить. — Когда предлагают сигарету, а ты не хочешь курить.
В процессе работы выяснилось, что с «трудными» подростками лучше использовать индивидуальную форму работы, либо сократить группу до 4 человек. Также целесообразно проводить закрепление материала на последующих занятиях. Эффективно перед отработкой пошагового навыка ^поговорить о вреде наркотиков, предложить подросткам обсудить, какие последствия ожидают их, если они согласятся с предложением друзей попробовать наркотические вещества, а также какие мотивы лежат в основе действий человека, уже употребляющего наркотики, вовлекать в это занятие других. То же самое полезно провести относительно ситуаций, когда предлагается алкоголь, секс, криминал. В качестве разминочного упражнения можно провести тест на оценку устойчивости к внешнему давлению (приложение 2), пояснив, что его задания и интерпретация носят «шуточный» характер, тем не менее он позволяет взглянуть на себя со стороны, по-новому осмыслить свое поведение. Поведение в ситуации наркотической и др. провокации со стороны взрослых. Работа строится аналогично выработке предыдущего навыка. Примечание. В отличие от первого варианта (отказ сверстнику), подросток, не может предложить взрослому альтернативные варианты поведения. Если взрослый не знаком или с ним не поддерживаются дружеские отношения, то -целесообразно вести диалог в тактичной, но категорично-строгой форме. Если вы хотите сохранить дружеские отношения, то лучше выбрать логично обоснованную форму отказа, подтверждающую вашу решительность. Например: — Не лезь в мою жизнь, я сам знаю, что мне нужно, а что нет. -Не учи меня, я сам разберусь. — Я достаточно много знаю о наркотиках и не хочу повторять чужие ошибки. При моделировании ситуации желательно предусмотреть общение со знакомым и незнакомым взрослым. При обыгрывании ситуации взаимодействия с незнакомым взрослым пригласить незнакомого человека. Предыдущая — Следующая >> |