Православная церковь в Древней Руси. 6-й класс | Обучение и развитие детей

Православная церковь в Древней Руси. 6-й класс

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Уварова Наталья Борисовна
Цель:

1. Через постановку проблемного вопроса: «Какую роль играла Православная церковь в жизни общества, государства и человека?» способствовать формированию у учащихся целостного представления об организации и значении Православной церкви в Древней Руси.

2. Продолжить работу над формированием умений работать с учебником, понятиями; на основе учебного материала составлять схему «Организация Православной церкви на Руси»; определять и раскрывать причинно-следственные связи исторических событий и явлений, способствовать развитию умений работать с дополнительными информационными источниками; способствовать формированию навыков анализа и обобщения исторических событий и явлений, умения давать оценку значения Церкви в жизни древнерусских людей и истории нашего государства.

3. Способствовать формированию у учащихся интереса к изучению Отечественной истории, формированию личностно-ориентированного восприятия связи времен. А также развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи при самостоятельной и парной работе, толерантного общения.

Планируемые образовательные результаты:

Ученик должен научиться: определять и характеризовать особенности распространения православного христианства на Руси; составлять схему устройства Православной церкви в Древней Руси, объяснять ключевые понятия; анализировать текст исторического источника (отрывок из Киево-Печерского патерика); раскрывать роль Православной церкви в истории Древнерусского государства и оценивать значение Церкви в жизни древнерусских людей.

Ученик имеет возможность научиться:

— анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям; строить речевые высказывания в устной и письменной форме (познавательные УУД);

— определять значение распространения христианской нравственности, духовных идеалов, понимать значение религии в жизни человека, государства, общества; соблюдать дисциплину, уважительно относиться к участникам образовательного процесса (личностные УУД);

— определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность, представлять результаты своей работы (регулятивные УУД);

— уметь слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения, делать логически обоснованные рассуждения в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка (коммуникативные УУД).

Оборудование урока: учебник Пчёлов Е.В. «История России с древнейших времён до конца XVI века» (М: Русское слово, 2016 г), настенная карта «Древнерусское государство IX-XI вв.», мультимедийная презентация «Православная церковь в Древней Руси», рабочий лист.

Тип урока: урок освоения новых знаний и учебных действий

Формы обучения:парная, фронтальная работа.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.

Этапы урока:

1. Мотивационно-организационный:

   1) Мотивационная беседа. Формулирование интегрированной цели урока.

   2) Актуализация опорных знаний учащихся по изученным вопросам.

2. Изучение новой темы

3. Закрепление изученного на уроке

4. Рефлексия.

5. Итоги урока.

6. Домашнее задание

Ход урока

1. Мотивационно-организационный этап.

1) Мотивационная беседа. Формулирование интегрированной цели урока.

Учитель истории: Здравствуй ребята. Сегодня мы продолжаем определять особенности развития Древнерусского государства (государства Русь).

Задачи: на уроке

  1. Мы продолжим развивать навыки работы с учебником, понятиями, составлением схем; умения определять причины и последствия исторических событий, делать выводы.
  2. Во время работы с заданиями не забывайте правильно распределять время. При ответе на вопросы старайтесь правильно, четко и полно формулировать предложения.
  3. Во время работы на уроке не забывайте основное правило: «Сначала слушаем, потом комментируем, дополняем, исправляем».
2) Актуализация опорных знаний учащихся по изученным вопросам.

Цель: актуализировать основные знания учащихся, подвести к определению цели изучения нового материала.

   1. Чтобы определить тему нашего урока и основной проблемный вопрос, который нам предстоит разрешить, давайте проведем небольшую словарную работу. (Перед вами рабочий лист. Укажите на нем свою фамилию, имя и выполните задание № 1). Какое ключевое слово у вас получилось?

   2. Дайте объяснение слову церковь. (Ответы учащихся).

Понятие церковь имеет два значения: (слайд 2)

«ЦЕРКОВЬ» – 1) Религиозная организация духовенства и верующих, объединенная общностью верований и обрядности. 2) Здание, в котором происходит христианское богослужение; храм.

   3. С каким событием связано появление церкви на Руси? Ребята, определите, какой будет тема нашего урока? (слайд 3).

(Учащиеся определяют тему урока). Мы сегодня будем говорить о православной церкви. Тема нашего урока «Православная церковь в Древней Руси»

Принятие христианства и появление православной церкви как-то влияло на развитие древнерусского общества? (Значение принятия христианства) (слайд 4) Поэтому цель нашего урока определить какие изменения произошли в древнерусском обществе и «Какую роль играла Православная церковь в жизни общества, государства и человека?»



2. Изучение темы урока: «Православная церковь в Древней Руси»

Цель: Через постановку проблемного вопроса: «Какую роль играла Православная церковь в жизни общества, государства и человека?» способствовать формированию у учащихся целостного представления об организации и значении Православной церкви в Древней Руси.

1) Особенности распространения христианства на Руси и значение утверждения православия для общества. (слайд 5)

Задание: Скажите, принятие христианства в 988 г. сразу же привело к утверждению православия на Руси?

Какое явление возникло и в чем оно проявлялось? (Двоеверие).

Несмотря на принятие православия в течении долгого времени в сознании людей сохранялись языческие традиции. Как же церкви удалось утвердить свое влияние?

А) Найдите пары и объясните, по какому принципу они образованы? (слайд 6–7)

Ольга

 

Владимир

 

Ярослав

 

Мстислав

 

Василий, Елена, Федор, Георгий

Вывод: церковь разрешила иметь два имени: языческое и христианское и со временем языческие славянские имена забывались.

Б) Как церковь вытеснила языческие верования и обряды из сознания людей? В помощь вам посмотрите дополнительный текст №1.Какую связь имеют праздники. (слайд 8)

Вывод: для утверждения церковь приспособила многие языческие традиции к новой вере, и они утратили свой первоначальный смысл.

Чему способствовала церковь утверждая среди славянских племен единые православные имена и праздники.

Общий вывод: с утверждением единых для всех славян имен, праздников церковь способствовала объединению общества и формированию древнерусского народа. (слайд 9)

3) Организация Православной церкви.

С именами каких князей было связано принятие и распространение православия на Руси?

Князья Владимир Святой и Ярослав Мудрый составили и первый церковный устав. Как вы понимаете слово устав? (Слайд 10)

Задание: прочитайте в учебнике § 13 п.2–3. Выпишите новые слова, дайте им объяснение и составьте схему «Организация Православной церкви»

   1. Кому подчинялась Русская Православная церковь?

   2. Кто стоял во главе Русской Православной церкви?

   В 1051 г. Ярослав Мудрый назначил первого русского митрополита Иллариона.

   3. На какие области делилась территория? Кто стоял во главе нее?

   Посмотрите на карту: граница митрополии совпадала с границей Русской земли, а границы епископий – с волостями.

   4. Кто подчинялся епископам?

   5. Чем священники отличались от монахов? (слайд 11–16)

   6. Где и кем была построена первая церковь на Руси?

   7. Почему она называлась Десятинная (слайд 17)

   8. Как вы думаете, почему князья составили церковный устав и строили первые храмы на Руси?

Вывод: церковь укрепляла и возвышала власть Великого князя (слайд 18)

3) Древнерусское монашество.

Особую роль в Русском государстве играли монастыри.

   А) сообщение учащегося «Русские православные монастыри XI–XII вв.» (11 с.)

Первые монастыри, как и церкви, были построены на Руси князьями. Совершенно иное начало было у знаменитого Киево-Печерского монастыря.

   Б) Сообщение учащихся о Киево-Печерском монастыре и его подвижниках. (12 с.)

   В) О Агапите рассказывается в патерике Киево-Печерского монастыря. Отрывок из этого документа приведен в вашем учебнике. Работа с документом «Из Киево-Печерского патерика», стр.83

   Г) Какую роль играли монастыри в Древнерусском государстве? Какие нравственные ценности своим примером проповедовали подвижники в древнерусском человеке, в обществе?

Вывод: монастыри и церковь стали центрами ремесла и культуры, они способствовали формированию нравственных ценностей в древнерусском человеке и обществе.



3. Закрепление изученного на уроке.

Цель: определить уровень усвоения учащимися нового материала.

   1. «Какую роль играла Православная церковь в жизни общества, государства и человека?»

   2. Проверьте себя. Выполнение учащимися задания III в рабочем листе.



4. Рефлексия:
На уроке я работал. На уроке я узнал

Цель: Контроль уровня восприятия, степени «включенности» учащихся и освоения ими учебного материала.



5.
Итоги урока.



6. Домашнее задание:
§13, задание в р.т. № 40–41, с.47–48

Задание по выбору*

   1. Задание №5, стр. 84 учебника.

   2. Мини-презентации «Кирилл и Мефодий – основатели славянской письменности», «Нестор-летописец», «Мир русских былин».