Социально-психологические факторы развития Я-концепции | Обучение и развитие детей

Социально-психологические факторы развития Я-концепции

На главную
Социально-психологические факторы развития Я-концепции
Работа психолога с педагогическим коллективом — Просвещение, консультации для педагогов


«Мы вступаем в суровую эпоху духа и техники. Душа, связанная с органической жизнью, оказалась очень хрупкой, она сжимается от жестких ударов, которые ей наносит машина, она истекает кровью, и иногда кажется, что она умирает. Но дух может противиться этому процессу, может овладеть им, может вступить в новую эпоху победителем»

Н. Бердяев

Образ Я – когнитивная составляющая, культурно-стандартизированное представление о себе.

Концепция – относительно устойчивая система представлений, образов, оценок, существующих в сознании человека, на основе которой он строит свои взаимодействия с другими людьми и относится к себе.

Составляющие Я-концепции

  • Когнитивная (образ Я)
  • Эмоционально-оценочная (самооценка)
  • Поведенческая
Самооценка – личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду.

Система образов Я человека

(М.Розенберг)


Я – реальное                   Я — рефлексирующее

Я – идеальное                 Я — моральное

Я – динамическое            Я — фантастическое

Структура Я- концепции

(Р.Бернс)

  • Я -реальное
  • Я — зеркальное
  • Я — идельное

Структура я-концепции

  • Что я знаю о себе
  • Что я думаю о себе
  • Как я отношусь к себе
  • Как я оцениваю себя
Принципы развития

я – концепции

  • Принцип интериоризации
  • Принцип атрибуции
  • Принцип социального сравнения


  • Принцип психологической центральности
  • Успех = самоуважение

    уровень притязаний

    (У.Джеймс)

     

    Критерии здоровой личности

    ( К.Роджерс)



    Быть самим собой

    Принимать себя

    Принимать других и доверять себе

    Не стремиться соответствовать ожиданиям

    Не быть во власти негативных воспоминаний

    Испытывать неприязнь к физическому подчинению



    Подходы к изучению проблем переходного периода

    • Психоаналитический
    • Социально-психологический
     

    Виды психологической защиты

    1.Сублимация 2.Проекция 3.Рационализация 4.Конверсия 5. Регрессия 6. Избегание 7. Отрицание 8. Компенсация

    Основные линии развития неадекватной идентичности

    (Э.Эриксон)


    • Уход от близких взаимоотношений
    • Размывание времени
    • Размывание способности к продуктивной работе
    • Негативная идентичность
     

    Самое грустное, что на Земле?

    Не тишина в лазарете, не поминальная

    скорбь на челе – Грустные дети.


    Г.Я.Горбовский



    Подготовила: Кандидат психологических наук, доцент

    Орлова Лидия Васильевна

     

    Социально-психологические факторы развития Я-концепции

    На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Просвещение, консультации для педагогов Социально-психологические факторы развития Я-концепции
    Социально-психологические факторы развития Я-концепции
    Работа психолога с педагогическим коллективом — Просвещение, консультации для педагогов
    (далее…)