Понятие психологического консультирования
На главную Психологическое консультирование Теория Понятие психологического консультирования
Понятие психологического консультирования |
Психологическое консультирование — Теория | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психологическое консультирование — одно из основных «приложений» практической психологии. Психологическое консультирование, как правило, представляет собой непосредственную работу с человеком, семьей или группой, направленную на решение личностных и межличностных проблем средствами консультативной беседы (в медицинской, или «классической» традиции), а также — на развитие (поддержку развития) личности или группы — средствами этой беседы (в немедицинской, современной традиции). Психологическое консультирование также является организованным особым образом — в форме диалога — межличностным взаимодействием. Поэтому как описание, так и исследование психологического консультирования предполагают необходимость изучения специфики межличностных отношений психолога с клиентом: а) по сравнению с обыденными формами взаимодействия; б) с иными формами профессионального общения (педагогического, медицинского и т. п.). Одной из самых важных проблем исследования психологического консультирования, затрагиваемых в связи с этим вопросом, является проблема соотношения психологического консультирования и психотерапии. Эта проблема часто рассматривается как проблема соотношения медицинского и немедицинского подходов к оказнию психологической помощи, проблема позиций вступивших в помогающее отношение людей. Разнообразие направлений, течений, школ и конкретных методов психотерапии, основанных на различных теоретических и методологических подходах, приводит к тому, что в настоящее время не существует единого определения консультирования и психотерапии. Одни из них четко разводят консультирование и психотерапию, относя психотерапию к медицине, другие акцентируют психологические аспекты и сходство данных практик. Отечественная традиция двойственна и обычно склоняется к тому, что, в отличие от консультирования как «продажи советов», психотерапия выступает, прежде всего, как метод лечения, то есть входит в компетенцию медицины и осуществляется специалистом с медицинским образованием. Зарубежные определения психотерапии в большей степени подчеркивают ее психологические аспекты и во многом сближают эти практики. При этом, как это внешне ни парадоксально, в случае зарубежных подходов имеются более четкие юридические и этические базы психологической помощи, консультированию и психотерапии в России же до сих пор свойственна размытость правовых и ценностных границ. В нашем учебнике мы придерживаемся, скорее, западной позиции, которая во многом объединяет данные практики и чаще всего оперирует понятиями «консультирование» и «психотерапия» как синонимами. В качестве примера медицинского подхода к пониманию психотерапии можно привести определения, которые включают такие понятия, как лечебные (коррекционные) воздействия, больной (пациент), эксперт, проблема, здоровье или болезнь. Психотерапия часто рассматривается как:
В определениях, которые обычно называют медицинскими, психотерапия рассматривается как форма воздействия на психику (и через психику — на организм), то есть, подчеркивается объект воздействия. Психологический подход фокусируется не столько на объекте или предмете, сколько на средствах и процессе взаимодействия. При этом обычно даже в медицинских подходах отмечается большая понятийная емкость понятия «психотерапия» по сравнению с «консультированием». Важно также обратить внимание на то, что понятие «воздействие» (вмешательство, интервенция) входит в самые различные определения психотерапии и консультирования — в своем классически монологическом («интервенция») или диалогическом, интерактивном («взаимодействие») модусах. Психотерапевтическое вмешательство, или психотерапевтическая интервенция — это вид или модус психотерапевтического взаимовоздействия, подчеркивающий активность специалиста. Термин «психотерапевтическое вмешательство» может также обозначать конкретный психотерапевтический прием — некоторую локальную «интервенцию». Например, это разъяснение, стимуляция, вербализация, конфронтация, научение, советы и т. д. Оно может означать и общую стратегию поведения психотерапевта, которая тесным образом связана с теоретической ориентацией (прежде всего с пониманием природы того или иного расстройства и целями и задачами психотерапии), например в бихевиоризме, парадоксальной традиции и т. д. Психологическая коррекция обычно определяется как направленное психологическое воздействие для полноценного развития и функционирования индивида. Он включает два звена:
Одна из них признает полную идентичность понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия». Однако даже обычное, обыденное человеческое общение может содержать целенаправленно используемую психологическую коррекцию, не говоря уже о медицинском, педагогическом и иных видах взаимодействий. Другая точка зрения предполагает, что психологическая коррекция призвана решать преимущественно задачи психопрофилактики, в том числе при осуществлении вторичной и третичной профилактики. В целом же полностью разделить понятия «психологическая коррекция» и «психотерапия», «лечение» и «профилактика» не удается, так как многие нарушения и болезни психосоматического или психического типов носят динамический характер, при котором не всегда можно отделить состояние предболезни от собственно болезни, а сам процесс терапии включает в себя вторичную и последующие профилактические мероприятия. Кроме того, в системе восстановительного лечения различных заболеваний все большее значение приобретает комплексный подход, учитывающий наличие в этиопа-тогенезе (т. е. в происхождении и развитии заболевания) и личностном развитии взаимодействий биологического, психологического и социального факторов. Каждый из них нуждается в лечебных или корригирующих воздействиях, соответствующих его природе. При этом определить общую схему соотношения психологической коррекции и психотерапии — вне конкретной проблемной ситуации, нозологии заболевания или жизненной ситуации индивида и его отношений с миром в целом — практически невозможно. Значение психологического фактора в генезе (происхождении и развитии) проблемной ситуации или этиопа-тогенезе конкретного заболевания определяет направленность психологической коррекции на решение собственно лечебных (психотерапевтических) или консультационных (коррекционных) задач. Все это позволяет специалистам рассматривать методы психологической коррекции как методы психотерапии. Также важно отметить, что и психотерапия как процесс коррекции уже существующей проблемы или заболевания, так и психопрофилактика как процесс коррекции причин возможных затруднений и болезней часто используют весь спектр существующих методов и по сути своей обращены к диалогу как основному, если не единственно ценному, методу работы. Все это указывает на разноуровневый, динамический характер соотношения задач и методов психологической коррекции и психотерапии. Понятия «психологическая коррекция» и «психологическое вмешательство» обнаруживают очевидное сходство. Психологическая коррекция, так же как и психологическое вмешательство, понимается специалистами как целенаправленное психологическое воздействие, Иногда можно уточнить соотношение этих терминов через выражение «психологическое вмешательство с целью психологической коррекции», однако это не всегда необходимо. При этом в отечественной литературе более распространенным является понятие «психологическая коррекция» (подчеркивается цель), а в зарубежной — «психологическое вмешательство» (подчеркивается средство помогающего взаимодействия). Важное значение придается классификации видов психологического взаимодействия с клиентами и пациентами по поставленным целям, например:
Увеличение числа методов в психологической помощи, в последнее время приведшее к усилению интегра-тивного движения в психотерапии и консультировании, подтверждает положение о том, что имеющиеся подходы не столько различаются по отношению к единому объекту, сколько концентрируются на разных ее аспектах и проблемах. Этим и обусловлено различие в методах психотерапии и множество их классификационных действий. Выделим основные моменты (Алешина Ю. Б., 1993, Орлов А. Б., 1997 и др.). 1. В целом в России до сих пор отмечается отсутствие общепринятого взгляда на проблематику соотношения психотерапии и психологического консультирования. Одна группа исследователей констатирует идентичность этих понятий и обозначаемых ими практик, связывая различие интерпретаций: а) с индивидуальными предпочтениями исследователя; б) с идеологическим контекстом рассмотрения проблемы. Так, обычно считается, что в рамках медицинской модели психологическое консультирование и психотерапия — заведомо различные по сложности, глубине, направленности и т. д. области профессиональной деятельности, во многом связанные с особенностями проблем и нарушений в жизни клиента. Поэтому психологу, работающему в медицинских учреждениях, как правило, присваивается звание психотерапевта, в немедицинских — консультанта. Вторая группа исследователей считает психологическое консультирование упрощенным вариантом, неким преддверием психотерапии. Или — в крайнем варианте — качественно отличной (по своим средствам и задачам) формой взаимодействия и/или профессиональной деятельностью. 2. В качестве моментов идентичности или тождества психотерапии и психологического консультирования чаще всего отмечают следующие:
Таблица 1 Цели современных форм психотерапии и ее эффекты
Таким образом, специфику психологического консультирования и психотерапии определить трудно. Психотерапия и психологическое консультирование выступают как разные части одного и того же. Иногда психологическое консультирование рассматривается как преамбула к психотерапии, а психотерапия — естественное продолжение консультативной работы. Психологическое консультирование создает внутренние предпосылки для психотерапии. Часто отмечается, что психологическое консультирование и психотерапия связаны и в историческом плане, правда, несколько противоположным образом: первые идеи психологического консультирования в узком смысле этого слова появились на основе практики психотерапии (Орлов А. Б., 1997 и др.). Сложность идентификации психологического консультирования как области профессиональной деятельности самой по себе в современной России накладывается на ряд специфических проблем, связанных с общей социально-политической и социально-экономической ситуацией в стране. Кризис современного российского общества сказывается на развитии практики и теории психологического консультирования двойственным образом. Рассмотрим основные факторы, с одной стороны, способствующие интенсивному развитию психологического консультирования, и, с другой стороны, тормозящие ее развитие. К ним можно отнести, в частности, Орлова А. Б. (1997) и др. 1. Внешние, социальные факторы. а) Изменения и индивидуализация человеческих ценностей в мире и в нашем обществе. Это ведет к усилению запроса и популярности психологической работы. Российское общество, ранее в значительной мере объединенное системой четко определенных ценностей, за небольшой период оказалось разделенным и во многом потерявшим ранее удерживающие от многих, в том числе внутри личностных, нарушений ориентиры. Люди разделились на несколько основных групп, различающихся по характеру их отношения к психологической помощи. Первая часть людей попыталась найти «утешение» в религиозных ценностях, найдя психотерапевта в лице священнослужителя или культа в целом. Вторая часть до сих пор озабочена поиском единой «национальной» или другой идеи, например идеи «соборности», «рынка» и т. д. Психологическая помощь их интересует мало и иногда может являться объектом осуждения и критики, отвлекающим от «реальной» ситуации. Третья часть людей была вынуждена выстраивать собственные системы ценностей, в той или иной мере связанные с усвоенными ими раньше. Они представляют наиболее успешную и продуктивную группу клиентов, активно включающуюся в диалог со специалистом и быстро находящую недостающие «детали» новой — благополучной — картины мира. Четвертая часть — наиболее неблагополучных в психологическом плане клиентов — до сих пор не нашла и даже перестала искать ценностно-смысловые основы своей жизни. Многие, потеряв ее смысл, присоединились к тому «большинству», которое является активным потребителем психологической помощи не столько в силу осознанности проблем, сколько в силу «модных тенденций» и подражания западному образу жизни. Здесь воедино сошлись романтизированный в периоды перестройки образ неудовлетворенного системой отношений в обществе «интеллигентного российского невротика» и довольного, счастливого «успешного американского яппи». б) Социальная и экономическая дифференциация населения. В результате этого фактора, особенно в крупнейших центрах страны, появился слой людей, способных позволить себе «роскошь» психотерапии, оказаться в позиции клиента и заплатить за услуги специалиста. С другой стороны, в областных и районных центрах России были созданы и функционируют ряд бесплатных индивидуальных и семейных консультаций, приходя в которые клиент, как и работающий в них психолог, подчас не берет на себя практически никакой ответственности за происходящее. в) Усиление сложных, проблемных аспектов социальной жизни. Общий стресс и постоянные кризисы, в которое включено все население страны, связаны также с интенсификацией социальной жизни, появлением новых проблем и повышением уровня тех трудностей, которые приходится преодолевать в образовательной и профессиональной сфере, деловой и интимно-личностной сферах. Этот стресс связан также с социальной нестабильностью жизни и трансформацией коммуникаций, реализуемых каждым человеком: их упрощением, непрозрачностью, неустойчивостью. Все это увеличивает напряжение и способствует росту клиентуры психолога, и, вместе с тем, запрос и на иную помощь — включая «помощь» парапсихологическую и т. д. г) Неэффективность или даже отказ выполнять свои функции у целого ряда традиционных социальных институтов, таких как семья, школа. В последние десятилетия произошла существенная трансформация фунций институтов, связанных с работой и отдыхом. Она осуществлялась наряду с общей тенденцией роста неудовлетворенности людей, как самими собой, так и работой этих институтов, пониманием их неспособности удовлетворять духовные и даже просто социальные запросы человека, что побуждает людей к поиску других способов и институтов решения своих внутренних и внешних проблем. 2. Внутренние факторы: важнейшую роль играют факторы, связанные с развитием самой психологии как науки и практики развития человека и общества: а) Завершение процесса интеграции отечественной психологии в мировую, как на уровне психологического образования, так и уровне исследовательской работы. Одним из показателей этого является развитие психологического консультирования и других активных методов психологической помощи, активное формирование собственных школ, аккумулирующих теоретический и практический опыт зарубежных коллег. Вместе с тем, многие специалисты уже давно отмечают, что в развитии психологии наметился системный кризис, достигнута точка, в которой многообразные ветви психологии, включая ее теоретическую и практическую части, должны быть соединены — ради качественного скачка в новую психологию. Но именно множественность психологических концепций и методик, бесконечное дублирование базовых данных мешают этому новому скачку, хотя и развивают интерес неофитов и клиентов к различным подходам, не повышая, впрочем, удовлетворенности помощью. б) Уменьшение дисбаланса между теоретической и практической отечественной психологией. Развитие связей между ними связаны с попытками операционализа ции и разработки технологий практической работы, теоретического осмысления результатов эмпирических и прикладных работ. Взаимное стимулирование теории и практики, приток художественных и этических категорий в психологию как науку не только о психике, но и о душе, помогает практике консультирования развиваться, несмотря на стагнацию многих теоретических направлений и разделов науки. в) Гуманизация и дифференциация психологической практики. Психологическая работа становится более дифференцированной и многообразной: специалист начинает обслуживать и организации, и группы, и семьи, и частных лиц: разные группы клиентов ставятся в один ряд, в том числе — с социумом в целом. Психология и гуманистический подход начинают проникать в психиатрию, медицину и т. д. Особый вопрос — вопрос о различиях индивидуальной и групповой форм работы. Специфика групповой психотерапии заключается в целенаправленном использовании в психотерапевтических целях групповой динамики (то есть всей совокупности взаимоотношений, возникающих между участниками группы, включая и группового психотерапевта), в лечебных и развивающих целях. Групповая психотерапия не является самостоятельным теоретическим направлением в психотерапии, а представляет собой специфическую форму или метод, где основным инструментом психотерапевтического воздействия выступает группа, в отличие от индивидуальной, где таким инструментом является только психотерапевт. Каждый из видов консультирования и/или психотерапии выдвигает специфические требования к навыкам специалиста. Таблица 2 Навыки, необходимые специалистам в разных видах консультирования
1) специфики ситуации взаимодействия, различия роли психотерапевта (тренера, супервизора), различия клиентов психотерапии и типов проблем; 2) содержательные и процессуальные различия (в том числе связанные с использованием тех или иных техник, упражнений и с ценностно-теоретическими основами помощи); 3) ориентация преимущественно на самопонимание клиента в психотерапии и понимание клиентами мира, своего поведения, понимания и ценностных отношений в тренинге или в противовес супервизии, направленной на осмысление консультантом своего поведения, понимания и ценностных отношений — в профессиональной деятельности, а также поведения, понимания и ценностей клиента. При этом индивидуальное консультирование часто имеет ряд преимуществ перед групповым и семейным, — клиент получает полное внимание консультанта, более полно обеспечивается психологическая безопасность клиента, включая соблюдение конфиденциальности, более глубокое понимание клиента консультантом. Кроме того, в индивидуальном консультировании многое зависит от консультанта, его профессионализма и личностной зрелости, поскольку консультант выступает как единственный более или менее успешный (неуспешный) «другой» — легче отследить взаимные влияния и оценить эффекты (результаты) взаимодействия, в семейном и групповом консультировании очень многое зависит от взаимодействия внутри и между группой и специалистом. Однако в групповом и семейном консультировании возникают дополнительные каналы воздействия, «групповое» влияние и возможность «здесь-и-теперь» апробации новых шаблонов поведения и познания в общении с не-спе-циалистами («обыденными психологами»), с незнакомыми до этого людьми, клиент учится принимать помощь от непрофессионалов и учится оказывать психологическую помощь в повседневной социальной жизни, осознавать и исследовать симптоматические особенности понимания себя другими членами группы (семьи); сопоставлять свой внутренний опыт с опытом других людей; укреплять свое Я на основе идентификации и деидентификации с отдельными членами группы, с некоторыми ситуациями. В семейной психотерапии, кроме того, отмечается роль такого особого качества отношений в семейной группе, стремление семейной групп «изменяться, не изменяясь» — наличие сложившихся семейных паттернов, требующих осознания, переработки и/или трансформации. Межличностная динамика выступает как источник информации и исследовательская лаборатория, посвященная познанию себя и других людей, изучению типичных и нетипичных социальных (семейных) ситуаций. Появляется возможность исследовать процессы социального поведения (своего и других людей); учиться видеть и принимать как сходства, так и различия между людьми, между собой и людьми (развитие толерантности)— сравнивая процессы и опыт внегруппового и группового взаимодействия. Сходство разных форм психотерапии (групповой, семейной и индивидуальной) проявляется:
При этом воздействие может быть направлено как на реальное изменение процессов, обусловливающее возникновение конкретных состояний, так и на отражение ситуации жизнедеятельности (Кабаченко Т. С, 2000) — индивидуально или в группе. Показания к групповой психотерапии или консультированию, так же как и к психотерапии в целом, определяются, прежде всего, ролью психогенных, межличностных факторов в этиопатогенезе заболевания/нарушения и его социо-психологическими последствиях. г) Рост психологической информированности и культуры населения. Россия до сих пор значительно отстает от зарубежных стран, в которых психология стала элементом образования и образа жизни. Одни клиенты не имеют представления о сути психологической работы, другие, разочаровавшись в помощи «целителей и магов», а также подчас низко квалифицированных и личностно незрелых специалистов бесплатных и «элитных» консультаций, избегают повторных обращений. Третьи, пройдя через руки некоторых «настоящих специалистов», обрели травматический опыт такой же «настоящей психотерапии», сформировавший у них циничный взгляд на мир и людей и/или выраженную психологическую зависимость от своих «консультантов». С другой стороны, общая информированность клиентов и их готовность к консультированию растут достаточно интенсивно. Появился выраженный запрос на научную и научно-популярную психологическую литературу. Однако в большинстве случаев уровень представлений и самого клиентского запроса весьма невысок: большинство клиентов обладают выраженным экстернальным локусом контроля и манипулятивно-рентные установки по отношению к консультанту. В силу чего они во многом практически закрыты для психологической работы. е) Дифференциация подходов в психологическом консультировании, ассимиляция мирового опыта работы. Таким образом, ситуация в развитии консультирования как в России, так и в мире в целом весьма неоднозначна: есть как негативные, так и позитивные моменты. Одним из самых важных можно считать становление и развитие отечественной школы психологического консультирования: диалогического, высоко интегратив-ного по своей сути подхода (Братченко С. Л., 1987-1997, Василюк Ф. Е„ 1999, Копьев А. Ф., 1991-1996, Ха-рашА. У., 1977-1980, Флоренская Т. А., 1991-1994, Орлов А. Б., 1995, и др.). Именно этот подход явился теоретической основой данного учебного пособия. Именно с ним связаны и многие перспективы мирового психологического консультирования и психотерапии. Таблица 3 Культурно-специфические особенности развития и направления психотерапии
|