Песочная терапия: особенности работы с песком | Обучение и развитие детей

Песочная терапия: особенности работы с песком

На главную Коррекционная работа психолога в школе Психотерапия Песочная терапия: особенности работы с песком
Песочная терапия: особенности работы с песком
Коррекционная работа психолога в школе — Психотерапия
Работа с песком в принципе и песочная терапия в частности призваны решать ряд задач, а именно:

— снятие зажимов, сенсорное воздействие;

— релаксация / стимуляция;

— проигрывание ситуаций, в которых клиент может оказаться;

— проигрывание альтернативных вариантов развития ситуации, возможность изменения финала;

— возможность посмотреть на ситуацию со стороны, глазами другого человека

— отреагирование;

— формирование новых способов действий.

Две последние задачи актуальны прежде всего для детей.

Для песочной терапии используется определенный инструментарий. Это:

**поднос размером 72,5 * 49,5 см, размер стенок 7,5 см; предпочтительный материал подноса – дерево, т.к. это природный материал, апеллирующий к коллективному бессознательному, цвет внутренних стенок – голубой, что позволяет моделировать воду и небо;

считается, что прямоугольная форма подноса создает лучшую базу для решения конфликтов.

* *14 групп предметов, общее количество которых может варьироваться от нескольких сотен до нескольких тысяч. Перечислим некоторые из этих групп:

— группа «люди» должна включать персонажей различных возрастов, рас, профессий; положительных / отрицательных, реалистичных / нереалистичных персонажей, сделанных из различных материалов (металла, пластмассы, дерева, керамики);

— группа «животные» — домашние, дикие, мифологические, ископаемые;

— группа «жилища» — дома представителей разных культур, сословий, мебель, продукты питания;

— группа «транспорт»;

— группа «небесные объекты»;

— группа «инструменты»;

— группа «особые предметы»: например, саркофаги, весы правосудия;

— группа «природные предметы»: ракушки, семена, камни и др.;

— группа «аксессуары»: украшения, нити.

* * сухой и мокрый подносы с песком

Нюансы проведения песочной сессии

•Тема в песочной терапии обычно заранее не задается;

•Работа с песком может использоваться в индивидуальной, в парной (например, супружеской или детско-родительской) терапии, в групповой терапии;

•При необходимости можно работать по теме, так в случае супружеской терапии это могут быть темы «Отражение картины супружеской жизни», «Семейный конфликт»; в других случаях могут быть задействованы темы актуализации ресурсов «Идеальная среда», «Место силы» и т.д;

•Персонажи могут быть взяты из арсенала арт-терапевтического кабинета или принесены участниками;

•Участники могут выступать от лица персонажей;

•Если песочная терапия проводится несколько раз в одной группе на протяжении определенного временного отрезка, то при косвенной интерпретационной оценке можно говорить о том, что первые несколько композиций отражают внешний конфликт, а композиции, созданные через несколько месяцев после начала терапии являются скорее отражением некоторых аспектов прошлого, сферы коллективного бессознательного.

Контингент участников песочной терапии

Песочная терапия может успешно использоваться в работе с престарелыми людьми, с детьми, с лицами с ОВЗ, с лицами, страдающими сердечно — сосудистыми заболеваниями.

Этапы песочной сессии

1.Создание истории, проигрывание сюжета;

2.Реорганизация;

3.Обсуждение. Гипотезы и вопросы терапевта. Стоит отметить, что терапевт не интерпретирует напрямую, а лишь выдвигает гипотезы; он может проводить параллели с мифами, использовать фразы вроде «мне это напоминает…»;

4.В заключении композиция фотографируется для сопоставления работ группы, отсроченной интерпретации и разбирается (чаще это делает терапевт), игрушки убирают.

Виды работы с песком

•Рисование на песке (пальцем, кисточкой);

•Рисование с помощью песка;

•Песочная анимация на песке;

•Отпечатки на сыром песке;

•Создание скульптур из песка;

•Создание скульптур из песка с добавлением воска (такие скульптуры могут храниться);

•Создание ландшафтных скульптур с использованием песка, глины, упавших плодов с минимальным ущербом для природы и др.

Иногда работе с песком может предшествовать работа в группах по 3 – 4 человека с игрушками на столе без песка. В этом случае терапевт дает следующую инструкцию: «Выберите из предложенных предметов один и поместите на игровой стол в понравившееся место, затем выберите второй предмет, разместите его на столе и наконец, выберите и разместите третий предмет. После этого посмотрите на предметы, настройтесь на них. Придумайте монолог от лица одного из предметов/персонажей: назовите персонаж, можете дать ему имя, можно связать три предмета*, но не обязательно. Каждый участник озвучивает только своих персонажей. Далее сочиняется общая история, в которой уже можно использовать как своих, так и своих персонажей. Если участник хочет выйти из игры он прощается и выводит персонажей из игры, позже оговорив, с каким чувством он завершил игру». В конце все персонажи высказываются, все участники говорят о своих ощущениях, чувствах и их динамике в процессе выполнения упражнения, терапевт задает личные вопросы каждому участнику, например:

— напомните, какие у вас были персонажи?

— охарактеризуйте роль каждого из ваших персонажей;

— кто из персонажей ближе вам?

— что обрели / от чего избавились / что реализовали персонажи?

— устраивает ли вас такое завершение игры?;

— вопрос к группе: какие темы затронуты?; обсуждение высказанных вариантов, дополнения терапевта.

___________

*выбор нескольких, в данном случае 3-х персонажей, позволяет определить внутренние позиции или латентные качества человека.

Групповые варианты работы с песочницей

В случае групповой работы с песочницей участники поочередно производят действия с песком: создают объекты, разрушают их, пересыпают, разравнивают песок, добавляют воду. При этом каждый участник проводит у песочницы не больше минуты. Потом все повторяется по второму кругу. После этого участники комментируют свои действия и возникающие ощущения.

В другом варианте можно включить в данное упражнение игрушки, создать общую композицию из песка и предметов.

Упражнение «Создаем песочницу». Участники делятся на небольшие группы по 3-4 человека. Каждой группе предлагается из листа формата А3 сделать песочницу, дно которой можно выкрасить в голубой цвет, насыпать песок (лучше сухой) и создать композицию с использованием игрушек. В композиции можно отразить ресурсное место, воспоминание, будущее, значимое.

Также допускается индивидуальное выполнение упражнения с последующим объединением в группы и обсуждением композиции с автором.

Институт современных психологических технологий, Россия, Москва, Копытин А.И., программа повышения квалификации «Арт-терапия: разнообразие методов». 2012