Открытый урок «Поэма-сказка С. Р. Кулачикова – "Эллэй Чурум-Чурумчуку"» | Обучение и развитие детей

Открытый урок «Поэма-сказка С. Р. Кулачикова – "Эллэй Чурум-Чурумчуку"»

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Алексеева Тамара Ивановна
Курс «Якутская литература»

Раздел «Устное народное творчество»

Урок якутской литературы в 5 классе МБОУ СОШ №20 Алданского района с.Хатыстыр Республики Саха (Якутия)

Учитель Алексеева Т.И.

Тема: Поэма С.Р. Кулачикова – Эллэй «Чурум-Чурумчуку» по мотивам якутской народной сказки

Класс: 5

Тип урока:  урок-обобщение

Цели урока:

1) Образовательная: обобщить знания о поэме С.Р. Кулачикова – Эллэй «Чурум – Чурумчуку»;

2) Развивающая: развивать навыки работы с текстом, навыки сопоставления и анализа, творческие навыки, фантазию; развивать умение внимательно слушать, работать в группе; развивать способность к проблемному мышлению, активно вырабатывать свою познавательную позицию , самостоятельно пополнять свои знания и применять их на практике.

3) Воспитательная: воспитать интерес к произведению, к истории национальной культуре своего народа, развить нравственные и духовные качества на примере положительных героев поэмы, воспитывать любовь к родной земле, чувство гордости за ее героев.

Планируемый результат: сформированные знания о поэме «Чурум-Чуруччуку»;

Средства обучения:

Учебник по якутской литературе 5 класс, компьютерные  презентации «С. Р. Кулачиков – Эллэй – народный писатель Якутии», «Алмазная история Якутии», подготовленные учителем и учащимися, картонные куклы – персонажи поэмы;

Форма организации учебной деятельности:

• Фронтальная

• Групповая

• Индивидуальная.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично поисковый, групповой.

I. Подготовительный этап: «С. Р. Кулачиков — Эллэй – народный писатель Якутии», «Алмазная история Якутии»;

Группы учащихся готовят сообщения по темам:

• Обучающиеся со своими родителями готовят картонные куклы – персонажи;

• Учитель готовит сценарий инсценировки по поэме;

По итогам учебного занятия:

Учащиеся должны знать: текстовый материал поэмы «Чурум-Чурумчуку», алмазную историю Якутии;

Учащиеся должны уметь: уметь работать с текстом, работать в группе, выступать перед публикой; Ход урока

№ п/п

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

I.

Организационный момент.

Цель: постановка новой учебной задачи

1’

Постановка цели урока и мотивация учебного процесса.

Знакомятся с темой урока

Слушают учителя, осмысливают тему и цель урока

Цель: обобщить знания о поэме; развивать монологическую речь, развивать умение выступать перед аудиторией, совершенствовать умение работать в группе;

II.

Компьютерная презентация «С. Р. Кулачиков – Эллэй – народный писатель Якутии»

2’

Организует индивидуальную и групповую работу.

Творческий отчет группы: защита слайдовой презентации.

Выступают перед аудиторией, внимательно слушают

Цель: дать дополнительную информацию о жизни и творчестве народного писателя С. Р. Кулачикова – Эллэй.

III

Инсценировка «Чурум – Чурумчуку»

15’

Организует индивидуальную и групповую работу по сценарию

Ролевое исполнение поэмы-сказки «Чурум – Чурумчуку»

Принимают и сохраняют учебную цель, выступают и слушают.

Цель: развивать монологическую речь, развивать умение воспроизводить текст, умение выступать перед аудиторией, применять полученные знания на практике, умение работать в группе.

IV

Компьютерная презентация «Алмазная история Якутии»

11’

Организует индивидуальную работу обучающихся

Слушают выступающих и запоминают дополнительную информацию

Принимают и сохраняют учебную цель, отвечают на вопросы, беседуют с учителем

Цель: усвоить новую информацию, сравнивать и анализировать дополнительный материал.

V

Викторина «По страницам поэмы «Чурум-Чурумчуку»

5’

Проводит викторину

Участвуют в викторине

Отвечают на вопросы викторины, выполняют задания

Цель: проверить усвоения материала.

VI

Рефлексия

7’

Беседует с детьми

Участвуют в обсуждении

Осуществляют рефлексию своих действий, оценивают собственную деятельность

Цель: провести рефлексию учащихся.

VII

Подведение итогов урока

3’

Подводит итоги урока и оценивает учебную деятельность детей

Слушают учителя

Сравнивают и анализируют результаты своей работы (самооценка, оценка учителя)

VIII

Домашнее задание

1’

Дает задание написать сочинение «Чему я научился у Чурумчуку?»

Пишут домашнее задание

 

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы проводим открытый урок по теме «Поэма-сказка С.Р.Кулачикова – Эллэй «Чурум-Чурумчуку»».

Цели урока:

Образовательная: обобщить знания о поэме С.Р. Кулачикова – Эллэй «Чурум – Чурумчуку»;

Развивающая: развивать навыки работы с текстом, навыки сопоставления и анализа, творческие навыки, фантазию; развивать умение внимательно слушать, работать в группе; развивать способность к проблемному мышлению, активно вырабатывать свою познавательную позицию, самостоятельно пополнять свои знания и применять их на практике.

Воспитательная: воспитать интерес к произведению, к истории национальной культуре своего народа, развить нравственные и духовные качества на примере положительных героев поэмы, воспитывать любовь к родной земле, чувство гордости за ее героев.

Ребята, сегодня мы выступаем перед гостями и своими одноклассниками с презентациями и кукольным представлением о Чурумчуку.

II. Компьютерная презентация «С. Р. Кулачиков-Эллэй – народный писатель РС (Я)»

Цель: обобщить знания о жизни и творчестве якутского народного писателя С.Р. Кулачикове – Эллэй, развивать монологическую речь, совершенствовать умение выступать перед аудиторией

С. Р. Кулачиков-Эллэй – народный писатель РС (Я), участник Великой Отечественной воины, член СП СССР с 1938 г.Родился в Таттинском улусе. В 1928 г. окончил Московский Государственный Институт журналистики. Работал в редакциях газет «Кыым», «Социалистическая Якутия», журналов «Чолбон» («Утренняя Звезда»), «Кыhыл ыллык» («Красная тропа»), «Хотугу Сулус» («Полярная звезда»), в правлении союза писателей Якутии. Член КПСС с 1946г. Кулачиков начал писать с 14 лет. Первое стихотворение «Пламя революции» опубликовано в рукописном журнале в 1918 году. В 20-е годы стал известным писателем Якутии: песня первых пионеров Якутии «Элбээн эрэбит», «Мы кузнецы», перевод песни «Молодая гвардия», рассказ «Мо5отой».

III. Компьютерная презентация «Алмазная история Якутии»

Цель: дать дополнительную информацию по теме «Алмазная история Якутии» 

Слово учителя: Ребята, а теперь послушаем обучающиеся, которые подготовили дополнительную информацию к нашему уроку по теме: «История алмаза в Якутии».

1-й ученик: Алмазы образуются в геологически стабильных районах континентов, на глубинах 100-200 километров, где температура достигает 1100-1300°С.

Пробыв миллиарды лет на больших глубинах, алмазы выносятся на поверхность кимберлитовой магмой во время вулканических взрывов, образуя при этом коренные месторождения алмазов — кимберлитовые трубки. Первая из таких трубок была обнаружена на юге Африки в провинции Кимберли, по имени этой провинции и стали называть трубки кимберлитовыми, а породу, содержащую драгоценные алмазы – кимберлит!

2-й ученик: Первые упоминания об использовании человеком алмазов относятся к Индии и появились примерно за три тысячи лет до нашей эры.

Алмаз состоит примерно на 96–99,8% из углерода, 0,2–0,3% составляют примеси химических элементов, таких как азот, кислород, алюминий, медь, железо, титан, цинк и др.

Алмаз – это самый популярный, самый драгоценный камень в мире. Бриллиант – это алмаз в обработанном виде. Обычно он бесцветный или имеет слабые желтые, бурые, серые, зеленые, иногда розовые оттенки, редко – черные. Существует около 1000 сортов ювелирных алмазов.

Алмазы врачуют склероз, апоплексию, предотвращают образование камней, успокаивают мигрень, спасают от ударов молнии и сглаза.

3-й ученик: В середине XIX века были открыты немногочисленные россыпи алмазов на Урале. Однако на огромной территории нашей страны было множество предпосылок поиска алмазных месторождений, и советские геологи не теряли надежды отыскать месторождения в сибирской Якутии. Первый алмаз был найден в 1949 года в бассейне р. Вилюй, а в августе 1954 года ленинградский геолог Лариса Попугаева открыла первое месторождение коренных алмазов в СССР – трубку «Зарница». Через год отряд Амакинской экспедиции Ю.И. Хабардина обнаружил кимберлитовую трубку «Мир», а группа геологов под руководством В.Н. Щукина – трубку «Удачная». В этих совершенно диких и необжитых до того краях, в зоне вечной мерзлоты выросли современные города Мирный и Удачный. В настоящее время компания АЛРОСА производит добычу алмазов в Булунском, Жиганском, Нюрбинском, Анабарском районах.

4-й ученик: «АЛРОСА» («Алмазы России — Саха»)

Она изначально была создана как государственная, часть акций принадлежит федеральной власти, другая – субъекту федерации, то есть нашей родной республике, и некоторая часть – муниципальным образованиям.

За годы своего существования компания исправно формировала и формирует по сей день бюджет республики, осуществляет существенные платежи в общероссийский бюджет.

Доля РФ в лице Росимущества составляет 43,9%, доля Якутской республики – 25% плюс одна акция, районам 8% акций, а оставшиеся 23% принадлежат иным юридическим и физическим лицам.

Она обеспечивает 40 тысяч человек работой.

Эти цифры показывают, что компания является важнейшим стратегическим объектом, источником формирования бюджетов РФ и РС(Я), соответственно она вносит свой огромный вклад в экономическое благосостояние и могущество нашей страны…

IV. Викторина «По страницам сказки-поэмы Чурум-Чурумчуку»

Цель: Проверить усвоение изученного материала, развить умение отвечать на вопросы четко и ясно

Вопросы викторины:

1. Кто автор поэмы «Чурум-Чурумчуку»? (Народный писатель Якутии – С. Р. Кулачиков – Эллэй)

2. Какая сила помогла Чурумчуку одолеть  жадного царя Чупчуруйдана? (Вера в счастливое будущее своего народа)

3. Назовите элементы сказки в поэме «Чурум – Чурумчуку» (заклинание Чурумчуку, сказочные звери, чудодейственный камень…)

4. Докончите предложение: Камень-образ в поэме – это сегодня… (Алмазная промышленность)

5. За что вы полюбили Ньургуяну? (За смелость, любовь к мужу и сыну)

6. За что мы прославляем Чурумчуку по сей день? (Нашел камень, боролся за него до конца)

7. На какой глубине образуются алмазы? (100–200 км.)

8. Благодаря чему алмаз стал доступным человеку? (Вулканам: алмазы выносятся на поверхность во время вулканических взрывов).

9. Почему месторождение алмаза называют кимберлитовым? (Первое месторождение алмаза обнаружено в Африке в местности Кимберли, поэтому кимберлитовая трубка)

10. От каких болезней лечит алмаз? (От склероза, образования камней, головной боли, спасает от удара молнии…)

11. Кто открыл первое месторождение алмазов в Якутии? (Лариса Попугаева)

12. Расшифруйте слово «АЛРОСА» (Алмазы России – Саха)

Фронтальный опрос учащихся, за каждый правильный ответ обучающийся получает жетон.

(10–12 правильных ответов – 5 баллов, 7–9 – 4 балла, 5–6 – 3 балла, 1–4 – 2 балла)

Рефлексия.

Цель: провести рефлексию учащихся

Каждый ученик выступает перед своими одноклассниками и гостями, отвечает на заранее поставленные вопросы:

Что я узнал на этом уроке?

Как оцениваю свою учебную деятельность?

Что мне больше всего понравилось на этом уроке?

I. Оценивание: свыше 15 баллов – «5», свыше 10 – «4»,

II. Домашнее задание: Написать сочинение на тему: «Чему я научился у Чурумчуку?»