Отчёт по учебно-ознакомительной практике
На главную Лекции и практикум по психологии Психолого-педагогическая практика Отчёт по учебно-ознакомительной практике
Отчёт по учебно-ознакомительной практике |
Лекции и практикум по психологии — Психолого-педагогическая практика |
Международный университет природы, общества и человека «Дубна» Кафедра психологии Отчёт по учебно-ознакомительной практике Выполнила студентка 1 курса Васильева К.М., Гр. 1091 Дубна, 2008 Оглавление Оглавление 2 Введение 3 Профориентация 4 Рефлексия от тренинговых заняий 5 Занятие в первом семестре 5 Занятие во втором семестре 6 Мамин клуб 7 Опыт лабораторной работы 9 Заключение 12 Список литературы 13 Введение Я проходила учебно-ознакомительную практику в апреле-мае 2008 года. Мною были выполнены следующие задачи: — Я провела профильную ориентацию в гуманитарно-эстетической гимназии № 11 в 10 «А» классе; — Я присутствовала несколько раз на занятиях в детском саду «Светлячок» и наблюдала поведение детей; — Я посетила тренинговые занятия; — Я работала в лаборатории. Цели учебно-ознакомительной практики: — проанализировать соотношение типов профессий с индивидуальными особенностями учащихся и выявить будущую (возможно) сферу деятельности учащегося; — переосмыслить цели, планы и ценности собственной жизни. — выявить удовлетворенность / неудовлетворённость собственной будущей профессией. — узнать, чего мне удастся добиться в своей жизни. — научиться слушать и понимать других. — научиться действовать более рационально в самых разных ситуациях, избегая обычных в таких случаях ошибок. — укрепить уверенность в своих силах. — получить опыт общения с детьми школьного и дошкольного возраста. Моя работа состоит из четырёх частей: 1) Профильная ориентация 2) Рефлексия от тренинговых занятий 3) Мамин клуб 4) Опыт лабораторной работы Профориентация Профессиональная ориентация — система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. [1] Профориентация позволяет определить: • информированность о мире профессий; • наличие и сформированность профессионального плана; • осознанность выбора профессии и ведущие мотивы; • интересы и склонности; • профессиональные предпочтения. Я проходила учебно-ознакомительную практику в 10 «А» классе на базе гуманитарно-эстетической гимназии № 11 по адресу ул. Попова, дом 9. Продолжительность практики: апрель-май 2008 года. Мною были выполнены следующие задачи: — Я ознакомилась c методикой «Опросник профессиональных предпочтений» (модификация теста Холланда) — Я проверила методику на себе — Я провела методику в школе — Я проанализировала результаты — Я сделала выводы о проделанной работе — Я ознакомила учащихся с результатами теста — Я сопоставила результаты теста с личностными особенностями некоторых учащихся — Я приобрела опыт учебно-ознакомительной практики Методика основана на соотнесении типов профессии с индивидуальными особенностями человека. Она призвана помочь выбрать профессию с учётом, в первую очередь, личностных особенностей. [3] Основные задачи заключались в том, чтобы: — проанализировать соотношение типов профессий с индивидуальными особенностями учащихся; — выявить будущую (возможно) сферу деятельности учащегося; — помочь учащимся в выборе будущей сферы деятельности. Учащиеся охотно задавали вопросы, высказывали своё мнение о результатах. Некоторые учащиеся были очень довольны ими. Т. М.: «Вооо! Я на это и рассчитывала! Ура! Спасибо! Я даже очень согласна!» И. А.: « Ну насчет направлений, которые получились… все правильно. «Решение конкретных задач, наличие подвижности, настойчивости, связь с техникой», «необходимы творческие способности и нестандартное мышление» — это как раз про меня! Но вот с этим не полностью согласен: «Способности к общению с людьми, формулировке и изложению мыслей развиты слабее». И сам думаю, что направления, которые я могу выбрать, и то, что мне нравиться, могут не зависеть от общения!» Большинство осталось довольным, приглашали прийти ещё. Я проанализировала все результаты и пришла к выводу, что большинство ребят уже определились в выборе своей будущей профессии. В этом классе у восемнадцати человек из двадцати двух наблюдается высокая (55%) и средняя (27%) однородность интересов личности. Эти ребята, скорее всего, найдут удовлетворение профессией. Как видно из моей диаграммы, учащихся с высокой однородностью интересов личности большинство. Лишь у четверых человек наблюдалась низкая однородность личности (18%). Я думаю, что это очень важно – предоставлять ученику информацию о будущей деятельности, профессиях, в которых можно углубить и развить свои способности. Выбор вуза для поступления и, соответственно, будущей профессии — один из первых серьезных выборов, которые приходится делать выпускнику школы. Психологическое тестирование и беседа с профконсультантом помогут учащимся сориентироваться в мире профессий, выбрать профильное обучение, школу, колледж, вуз, определить направление дальнейшего развития и спланировать подготовку к поступлению. Все мы хотим, чтобы работа соответствовала нашим интересам и возможностям, приносила радость и достойно оплачивалась. Но к сожалению, далеко не все студенты к концу обучения довольны сделанным выбором. Рефлексия от тренинговых занятий Социально-психологический тренинг — область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития у человека компетентности в общении. Базовыми методами социально-психологического тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. [2] Занятие в первом семестре До первого занятия я ни разу не слышала о тренингах. Я даже не знала об их существовании. Мне стало страшно, когда всех попросили сесть в круг. Мне казалось, что всем достанутся лёгкие задачи, а мне достанется самая сложная. Для меня в незнакомой обстановке характерны в основном отрицательные эмоциональные состояния, тревожность. В состоянии стресса, при волнении у меня происходит дрожание рук. Говорят, что это бывает из-за выброса адреналина в кровь. Чтобы как-то «заглушить это», я то снимала, то надевала очки, постоянно их теребила. Нам задали вопрос о том, почему каждый из нас выбрал это направление и что вообще мы знаем о психологии. Для меня характерно предварительное эмоциональное переживание ситуации, предварительное «эмоциональное планирование». Я стала про себя проговаривать свой ответ заранее. Настя сидела передо мной, и её ответ, если честно, придал мне уверенности. Я поняла, что есть люди, которые волнуются ещё больше, чем я. Когда очередь отвечать дошла до меня, я забыла почти всё, что хотела сказать. После того как меня выслушали, я успокоилась, состояние напряжения спало и наступило состояние расслабления: мне начало нравится слушать других, и я стала заинтересованнее в процессе. Я поняла, что я не одна, что многие, кто сидит в круге, тоже волнуются и переживают. Одно из заданий меня очень сильно удивило. Группа должна была закрыть глаза и пересчитаться до 21. Мне казалось, что это не возможно сделать, т.к. мы не настолько хорошо ещё чувствуем друг друга. Когда прогресс стал виден, когда мы стали доходить до 18, я почувствовала, что мы уже не просто толпа, а что-то более сплочённое, единое и я являюсь частью этого и мне нужно приложить все усилия, чтобы не ошибиться и не подвести группу. Мне понравилось, как мы строили дом психологов. Коллективно и слаженно. Я не чувствовала себя ненужной. Занятие во втором семестре Второй раз я уже знала, на что иду, и поэтому находилась в состоянии бодрости, энергичности. Задания здесь были сложнее. Одно из таких заданий было подобрать качества для психолога. Я заметила, когда мы говорили, какими качествами должен обладать студент-психолог, мы говорили те качества, которые нам присущи в основном. Были моменты, когда все начинали орать своё, и иногда мне просто хотелось уйти и не участвовать в этом. Некоторые перебивали друг друга и не один раз. У меня такие люди вызывали негативные эмоции: гнев и агрессию. Я не люблю, когда слишком шумно и неорганизованно. Между тем, я не спешила высказывать своё мнение, т.к. знала, что всем обязательно дадут высказаться. Первый тренинг был более эмоциональный, интересный в плане того, что я не знала, чего ждать. Он мне сильно запомнился и понравился больше, чем второй. После этих тренингов я сделала несколько выводов. После второго тренинга я ещё раз убедилась, что по натуре я не лидер. Наоборот, люблю, когда подсказывают правильное и грамотное решение, люблю работать под чьим-то началом. Я не стремлюсь вперёд и при этом не оказываюсь в последних (как мне кажется). Я думаю, что мы ещё не до конца понимаем друг друга, что надо учиться прислушиваться друг к другу, а не гнуть своё мнение. Предполагаю, что задания были направлены на сплочённость коллектива, на соотнесении себя со своими товарищами-коллегами, на переосмысление своего места в коллективе, своей будущей профессии и шансов стать психологом. Мамин клуб Я проходила учебно-ознакомительную практику в детском саду «Светлячок» №8. Воспитатель – Муравьёва Галина Вячеславовна. Я наблюдала мальчика Ваню. Ему 6 лет. Деятельность Эмоции Сопоставление родителей с ребёнком Коммуникабельность Задание воспитателя: Выполняет? Нравится / не нравится. Интересно / неинтересно Получается / не получается Есть речи / нет речью Как долго может задерживать внимание? Концентрация внимания. Как проявляется утомляемость? Как преодолевает трудности? Как переживает неудачи? Как ведёт себя в группе? Как часто общается со взрослыми? Умение делиться. Свободное время: Моторика, положение тела, жесты. Мимика. Эмоции в звуках, речи, тембре. Динамика эмоций. На что эмоции? Да, всегда. Видна заинтересованность в процессе. Получается. Одним из первых выполняет задание правильно. При выполнении задания правильно поднимает вверх брови и улыбается. У мальчика наблюдается высокий темп работы, сильная работоспособность. Путает право и лево. При заданиях на «право» и «лево» смотрит на других ребят и сравнивает с собой. Если он правильно сделал задание, то подсказывает и помогает другим его сделать правильно. Речь есть. Выявлен большой словарный запас. Умеет правильно выразить мысль. Внимательно слушает воспитателя, концентрирует внимание на нём. Ване легко сосредоточиться на одном или нескольких объектах. Он в состоянии длительное время выполнять одно и тоже задание. Внимание мальчика может находиться в состоянии концентрации длительное время. Быстро ориентируется в ситуации и быстро переходит от одной деятельности к другой. После замечания воспитателя о том, что руки в карманы засовывать нельзя, руки в карманы больше не засовывал, держал «по швам». Зевание, переключение внимания на окно, на свою обувь. Утомляемость медленная. При неудаче хмуриться. Иногда, если что-то не понятно, нужно объяснить индивидуально. Реакция на ошибки, так же как и на помощь, у него спокойная. Терпелив и не импульсивен. В группе ведёт себя свободно, уверенно. Не замкнут, не агрессивен. Со взрослыми контактирует достаточно часто. Задаёт вопросы, но не пристаёт, не надоедает. Делится, но неохотно. Одногруппник Миша просит машинку у Вани, которую Ваня принёс из дома. Сначала ему отказывает, прячет машинку за спиной. Потом даёт поиграть на время. На вопрос о том, где Ваня купил машинку, отвечает, что там её уже нет. Ваня с Мишей строили гараж и не поделили территорию с Васей и Серёжей. Миша сказал, что если они не уйдут, он сломает им всё. Ваня молчал, а потом сказал, что ломать ничего не будет. Проявляет интерес к другим предметам, наблюдателен. Сидя с конструктором, наблюдает, как другие ребята собирают пазлы или как две девочки играют в больницу. Часто рассказывает сам себе в слух свои планы о строительстве («Достроить гараж», «Тут будет свалка» и т.д.) Тщательно выбирает детали для строительства. Занимает постройками весь ковёр, а не какую-либо его часть. Сосредоточенно собирает горку. Одевается сам, хорошо завязывает шнурки и застёгивает пуговицы. Помощь воспитателя не нужна. Ловит мячик хорошо. Спина прямая. Жестов при разговоре нет. Иногда показывает пальцем. В основном задействованы мимические мышцы лба и щёк. Часто имитирует звук машины губами. Речь спокойная, плавная. Эмоции в основном стенические (переживания, повышающие жизнедеятельность человека, увеличивающие его силу и энергию, побуждающие его к деятельности.) Эмоции меняются не часто. Возникают на что-то новое. Например, преподаватель говорит: «Сегодня к нам залетал грач» Ваня (с удивлением): «Грач?!» Ваня внешне и внутренне больше похож на маму. Спокоен, есть чувство такта. Обсуждает завтрак с преподавателями. Говорит, что дома мама готовит вкуснее. Рита: «Почему у нас на столе 4 салфетки, а у остальных 6»? Ваня: «А это неважно». Свободно общается с воспитателем, няней, своими одногруппниками. Миша и Вася решили подшутить над Ритой – пугали её шприцом без иглы. Ваня показывает Рите на своём примере, что прикладывание шприца к руке совсем не больно. «Смотри, смотри, это совсем не больно!» Обсуждает с мальчиками детали строительства, советует нужные детали. Эмоциональный климат в группе положительный. Дети открыты, терпимы к чужому мнению. Сильная изоляция полов отсутствует. Характерной особенностью является активное формирование коллективных групп. Из беседы с воспитателем выяснилось, что Ваня из полной семьи, активен, доброжелателен с детьми, легко может организовать игру и ввести в неё других детей; на занятиях не отвлекается, часто поднимает руку, отвечает в основном правильно. Личные качества: — спокойный; — общительный; — уравновешенный; Легко идёт на контакт. Никогда не конфликтует, избегает конфликтов, не ябедничает. Опыт лабораторной работы 1) Количественные методы Корреляционное исследование — метод обработки статистических данных, заключающийся в изучении коэффициентов (корреляции) между переменными. При этом сравниваются коэффициенты корреляции между одной парой или множеством пар признаков, для установления между ними статистических взаимосвязей. Цель корреляционного исследования — обеспечить получение некоторой информации об одной переменной с помощью другой переменной. В случаях, когда возможно достижение цели, говорят, что переменные коррелируют. В самом общем виде принятие гипотезы о наличии корреляции означает что изменение значения переменной А, произойдет одновременно с пропорциональным изменением значения Б: если обе переменные растут то корреляция положительная, если одна переменная растёт, а вторая уменьшается корреляция отрицательная. Данное исследование весьма популярно в социальных науках (в частности в психологии), хотя сфера применения коэффициентов корреляции обширна: контроль качества промышленной продукции, металловедение, агрохимия и проч. Популярность метода обусловлена двумя моментами: коэффициенты корреляции относительно просты в подсчете, их применение не требует специальной математической подготовки. В сочетании с простотой интерпретации , простота применения коэффициента привела к его широкому распространению в сфере анализа статистических данных. Метод опроса — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между психологом и субъектом посредством получения от субъекта ответов на задаваемые вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение психолога и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос. Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие, прежде всего, общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы. При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке. Архивное исследование (Праксиметрический метод/ Анализ продуктов деятельности) – психологический метод, заключающийся в изучении продуктов деятельности субъектов. Продуктами деятельности могут выступать дневниковые записи, архивные материалы, художественные тексты и т. д. Это исследование существующих исторических свидетельств и документов, составленных или хранимых другими лицами или организациями. Праксиметрический метод используется для проверки гипотез при помощи ранее полученной информации, собранной с какой-либо другой целью или входящей в общедоступную базу данных. Праксиметрический метод часто используется в качестве одного из методов в более крупных исследовательских проектах. Праксиметрический метод широко применяется в следующих дисциплинах: 1) Историческая психология 2) Антропопсихология 3) Психология личности 4) Психология творчества 5) Клиническая психология Архивные исследования можно рассматривать в качестве эффективного способа использования информации об имевших место в прошлом событиях в случае, когда психологам необходимо проверять гипотезы при отсутствии возможности непосредственного управления переменными. Экспериментальный метод – метод, основанный на эксперименте. Экспериментальный метод подразумевает манипуляцию несколькими переменными, позволяет установить отношения причинности. Экспериментальный метод обладает особенностями, которые делают возможным установление отношений причинности между событиями. Применение этого метода не является легким, потому что требует от исследователя проведения эксперимента с соблюдением всех требований, предъявляемых к такого рода исследовательской деятельности. Также подразумевается систематический контроль за всеми факторами, которые отличаются от манипулируемых переменных, но которые могут влиять на явление. Экспериментальный метод имеет некоторые преимущества. Прежде всего это возможность экспериментатора манипулировать одной или несколькими переменными, что позволяет получить достаточно ясную интерпретацию результатов. Кроме того, это почти полный контроль за ситуацией исследования. Данный метод дал в прошлом хорошие результаты. 2) Неколичественные методы. Этнографическое исследование. Результаты таких исследований применяются для разработки новых продуктов или услуг, глубокого изучения стиля жизни, привычек, предпочтений потребителей. Этнографические методы: 1) Анкетирование 2) Интервью 3) Компонентный анализ 4) Метод пережитков 5) Наблюдение 6) Опрос 7) Сравнительно-исторический метод 8) Структурно-функциональный метод 9) Типологический метод Наблюдение в естественных условиях проводится в привычной для объекта наблюдения среде. Наблюдение в естественных условиях предполагает проведение исследования таким образом, что поведение объекта исследования не нарушается. Обычно оно проводится в среде, привычной для испытуемого, что подразумевает сохранение естественных для него условий. При естественном наблюдении можно использовать такие средства регистрации информации, как кинокамера и магнитофон (особенно для регистрации вербальной информации). Преимущество наблюдения в естественных условиях в том, что поведение наблюдаемого объекта ближе к поведению реальных потребителей. Недостаток — ожидание необходимой для наблюдения ситуации и сложность измерения и оценки поведения объекта наблюдения в естественных условиях. Естественное наблюдение может проводиться согласно двум подходам: этологическому и этно-графическому. Монографический метод — метод изучения отдельного случая; всесторонний длительный анализ единичного объекта, рассматриваемого в качестве типичного для данного класса явлений. Он состоит в том, что данную проблему или группу проблем тщательно и со многих сторон анализируют на одном соц. объекте («случае»), после чего делают гипотетический вывод от этого объекта к более широкой области сходных объектов. Заключение Я считаю, что все цели и задачи, поставленные мной в начале пути, были достигнуты. Я думаю, что опыт, полученный мной на данной практике, несомненно, пригодиться мне в дальнейшем, при построении своей профессиональной деятельности. В заключение своего отчета хочу сказать, что при прохождении учебно-ознакомительной практики особых трудностей не возникало. Было очень интересно познакомиться с работой психолога в школе. Мне очень понравилось наблюдать за детьми в группе детского сада и сравнивать их деятельность между собой. Данная учебно-ознакомительная практика, несомненно, поможет мне в дальнейшей работе психологом. После прохождения практики мне стало легче находить общий язык с детьми школьного возраста и дошкольного возраста. Список литературы [1] Большая советская энциклопедия. Электронная версия. [2] Словарь по общественным наукам. Электронная версия. [3] Сайт «В помощь психологу» |