От мечты к цели — Визуализация как средство постановки и достижения цели | Обучение и развитие детей

От мечты к цели — Визуализация как средство постановки и достижения цели

На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии От мечты к цели — Визуализация как средство постановки и достижения цели
От мечты к цели — Визуализация как средство постановки и достижения цели
Лекции и практикум по психологии — Разное по психологии
Индекс материала
От мечты к цели
Способы и правила постановки целей
Визуализация как средство постановки и достижения цели
Все страницы
Страница 3 из 3  

3.2.4. Визуализация как средство постановки и достижения цели

Сегодня визуализация считается номером один среди многочисленных средств в целеполагании и достижении успеха. И здесь мы сталкиваемся с еще одной парадоксальной особенностью нашего мозга. Оказывается, мозг не различает реальность и то, что мы воображаем. Есть событие, в котором мы реально участвуем, и есть то, которое мы четко представляем: для нашего мозга они одинаковы. Различает наш разум, наше сознание, но у нас есть еще и подсознание. Разум понимает, что для реализации цели, которую вы поставили, у вас нет либо способностей, либо финансовых возможностей, либо времени… Но в подсознании уже появился образ, и оно начинает искать варианты и пути достижения. Страха неудачи нет, поскольку в подсознании ваш образ — уже реальность.

Освоить визуализацию можно, хотя это сложная техника. Тем более, вы, вероятнее всего, уже знакомы, по меньшей мере, с одним из способов визуализации. Можно выделить три способа: мечта, образ-картинка, образ-процесс.

Первый способ визуализации — мечта.

Мечта, с прагматической точки зрения, самый бесполезный способ. Поэтому и говорят: «Спустить на землю, хватит витать в облаках …». Но мечтатели, как правило, и не претендуют на реализацию своей мечты, их захватывает сам процесс мечтания, они смотрят на свои мечты, как другие смотрят на звезды.

Иметь мечту, предаваться мечтаниям, с психологической точки зрения, очень даже полезно. Это помогает жить, преодолевая болезни, лишения, несправедливости и массу других неприятностей реальной жизни. Помните, мозг не различает реальное и воображаемое событие, поэтому человек испытывает одни и те же эмоции. В серых буднях сложно найти источник радости, а мечта дает возможность испытать весь спектр эмоциональных состояний. Именно за эмоциями мы идем в театр, смотрим кино или читаем книги. Почему люди плачут, глядя на игру актеров? Кого им жаль? Себя, конечно. Просто так поплакать — и времени нет, да и неловко как-то. А тут — пожалуйста.

Если совершенствовать способность мечтать, то можно создать волшебный мир, который с успехом реализуется в книгах, фильмах, живописи… Фантазии всегда пользовались большой популярностью. Можно вспомнить «Звездные войны», «Властелин колец», «Гарри Пот-тер». Сказки, которые привлекли к себе внимание всего мира.

Второй способ визуализации — образ-картинка.

Вы представляете себе то, чего желаете. Свою цель следует представлять как уже достигнутую. Если ваша цель — материальный предмет, то представьте, что берете ее в руки или прикасаетесь к ней, любуетесь… Вы хотите иметь дом — представляйте его во всех деталях. Рано или поздно вы увидите этот дом, но он окажется чужим!

Почему? Вы забыли представить себя хозяином дома. Представлять ситуацию следует как непосредственный участник, а не как сторонний наблюдатель. Представляйте, что это вы хозяин дома и вы живете в нем. Кто теперь живет рядом с вами, как вы теперь выглядите, с кем общаетесь, какую музыку слушаете… Уделяйте внимание мелочам, деталям. Это и будет проверкой вашей цели.

Обязательно подключите эмоции: радость, гордость, уверенность, энергию, — осознавая, что они результат достигнутой цели!

Образ-картинка создает некую зону комфорта, зарождает надежду, укрепляет веру, уточняет цель и постепенно меняет самого человека. Вы как бы вытаскиваете из себя какие-то новые психологические черты, примериваете их — подойдет или не подойдет, мое или не мое. Нечто подобное происходит с актерами, которые для каждой роли пытаются что-то найти в себе, поставить себя на место. Механизм похож, для вас важно реальное изменение себя. Однако мгновенно ничего не происходит. Вы хотите стать высококлассным специалистом и представляете себя в ореоле славы. Прекрасно. Но чтобы вам им реально стать, нужны годы.

Вы, например, вместо того, чтобы готовиться к экзамену, решили визуализировать пятерку в своей зачетке. Чуда не произойдет, даже не надейтесь! Если вы и увидите пятерку, то только в чужой зачетке.

Еще одна распространенная ошибка. Визуализация денег, много денег. Но деньги не могут быть целью, они вам нужны для чего-то другого. Вы же не будет складывать в коробочку эти бумажки. Вы их намерены тратить на что-то, вот это и визуализируйте.

Итак, наличие цели в виде картинки хорошо, но без вашего участия она не реализуется. Вы обязательно получите то, что желаете, точнее, вам жизнь начнет предлагать варианты, и вы, если действительно желаете, будете их реализовывать. Сейчас для женщин модно быть худенькой и стройной. Нет проблем. Создайте образ себя, примите его как цель, и вы будете наталкиваться на разные волшебные упражнения, которые следует делать ежедневно, и года через три вы станете такой, какой хотите. Не хотите делать зарядку каждый день и ждать три года?! Значит, ничего не получите, сколько бы вы ни визуализировали. Кстати, а чего вы реально хотели? Подозреваю, что вы хотели чего-то другого, может быть любви, внимания, восхищения, а хорошая фигура в вашем понимании могла послужить средством для достижения этих других целей? Разберитесь со своими желаниями.

Третий способ визуализации — процесс достижения цели.

Когда образ цели будет сформирован, принят вами, и вы будете готовы действовать, встанет вопрос: как достичь этой цели, как ее реализовать. Не надо метаться в панике, что вы не знаете ответа на этот вопрос. Не волнуйтесь, ответ придет. Вы создали образ, вы живет в нем, поэтому постепенно начинает меняться ваше восприятие мира, вы начинаете замечать то, что не видели раньше, изменяется мышление, даже характер и тот меняется! Это действительно так. Не торопитесь и не забегайте вперед, иначе испытаете чувство досады и разочарования. Изменения идут внутри вас и идут они медленно.

Большие цели достигаются поэтапно. Если вы не пройдете какой-то этап, то на следующий этап вас не пустят. Например, пока вы не получили диплома бакалавра, в магистратуру вас не примут, тем более в аспирантуру.

Визуализировать процесс сложно. Путь к цели долог, он состоит из отдельных этапов. Охватить весь процесс, полагают, подвластно только гениям. Именно способность визуализировать процесс или, говоря научным языком, проводить мысленный эксперимент, позволяет талантливым людям создавать то, что в природе не существует.

Научиться визуализировать процессы текущего этапа. Например, вы планируйте свой день: что-то фиксируйте в еженедельнике. Добавьте визуализацию своего состояния, настройте свой организм на позитивное и бодрое состояние. Если проснувшись, вы чувствуете вялость, нежелание двигаться и уж тем более вставать, сделайте массаж ушных раковин, помассируйте пальцы рук, глубоко вздохните. И представьте, как вы с удовольствием пьете кофе (почувствуйте запах), не пьете кофе, представьте, что пьете чай; вот вы выходите из дома, идете и посмотрите: какая вокруг красота (деревья, снег или цветы), погода хорошая и т.п. Развивайте в себе эту способность.

3.2.5. Условия для визуализации

Визуализация требует времени и состояния расслабленности. Не стоит грезить наяву, это может быть физически опасно. Но позволить себе погрузиться в собственные желания лучше перед сном: разум в это время заканчивает свою работу и не будет мешать работе подсознания. Вы прокручиваете будущий день, акцентируя внимание на своем эмоциональном состоянии. Просыпаетесь, и еще не открыв глаза, улыбаетесь. Новый день.

Существуют и другие техники для визуализации, например, можно использовать бумагу или доску. Рисуйте или наклеивайте картинки (благо в журналах или интернете их много), которые ассоциируются у вас с вашей целью, с вашей жизнью, какой она вам видится в идеале. Делайте это с хорошим настроением, с уверенностью, что все осуществится, вкладывая в каждую картинку как можно больше положительных эмоций. Создайте свою доску визуализации желаний и поместите ее на самом видном месте, где бы вы могли ее видеть как можно чаще.

Но не думайте, что желания начнут исполняться сразу.

Визуализация поможет привести вас в ресурсное состояние, накопить психическую энергию, когда ее будет достаточно, вы сможете совершить изменения в своей жизни. Кстати, совершить изменения без борьбы: начнут складываться обстоятельства, у вас будут появляться варианты — воспользуйтесь ими, не упускайте свой шанс.

Конечно, вы можете спросить: если все так просто, почему мало кто использует все эти техники. Это не просто. Как уже было сказано ранее, психологические техники работают только в определенных условиях. Нет смысла повторять все то, что было сказано ранее, подчеркнем три важнейших положения.

Во-первых, у человека действительно должна быть личная грамотно сформулированная цель, способная реализовать его потребность. Если нет потребности или она еще не созрела (поспешили), то цель не достигается: «не очень-то хотелось».

Во-вторых, у человека не хватило ума, то есть человек не смог сориентироваться в контексте, не распознал предлагаемые варианты.

В-третьих, человеку не удалось воссоединить разум и эмоции и направить их на достижение поставленной цели.

Начтите с маленьких целей, чтобы убедиться в том, что технологии работают. Переключите внимание с себя на окружающий мир. Наблюдайте за контекстом, учитесь видеть варианты. Не позволяйте разуму ссориться с эмоциями, выясняя, кто главнее. Это также глупо, как выяснять, какая нога, левая или правая, важнее. Обе нужны. Дадите приоритет одной ноге — начнете хромать.

3.2.6. Проверь себя

Задание 11.

Изучите «Автобиографию…», написанную Портией Нельсон, автором и исполнителем многих американских песен конца ХХ в.

На какой главе остановились вы? Кстати, человек параллельно живет в разных плоскостях, которые осваивает по-разному. Например, у вас уже есть биография учебы, налаживания межличностных отношений, реализации желаний и т.д. Поэтому можете выполнить это задание относительно только какой-то одной своей линии жизни, или все.

Обратите внимание, при каком условии ситуация меняется.

Автобиография в пяти коротких главах:

Глава 1.

Иду по улице,

Посреди — большая яма.

Я в нее падаю.

Где я?

Это не моя вина.

Мне никогда отсюда не выбраться.



Глава 2.

Иду по улице,

Посреди — большая яма.

Делаю вид, будто еѐ не вижу,

И снова падаю.

Неужели я снова здесь?

Но это не моя вина.

Чтобы отсюда выбраться, нужно слишком много времени.

Глава 3.

Снова иду по этой улице,

Посреди — большая яма.

Я ее вижу,

Но снова падаю.

Это привычка,

Но глаза мои открыты.

Я знаю, где я.

Это моя вина

И я немедленно выбираюсь.

Глава 4.

Снова иду по этой улице,

Посреди — большая яма.

Я еѐ обхожу.

Глава 5.

Иду по другой улице.

Задание 12.

Ознакомься с притчей.

Один очень меткий стрелок странствовал по миру. И куда бы он ни приезжал, с кем бы ни соревновался, в каких бы состязаниях ни участвовал, всегда он был лучший. Не было ему равных во всѐм мире.

И вот однажды он заехал в один небольшой городишко. В этом городе на всех стенах висели мишени, которые были поражены стрелой точно в яблочко. Не было ни одной мишени, где бы стрела была не в центре!

Опытный стрелок очень обрадовался, он понял, что в этом городе есть ловкий лучник, и стал разыскивать его. Каково же было его удивление, когда он узнал, что этот меткий стрелок ещѐ совсем юный мальчик.

— Я опытный стрелок, я объездил весь мир, и нигде я не видел, чтобы человек мог поразить все мишени без исключения, — сказал приезжий стрелок. Я много тренируюсь и по праву считаюсь лучшим стрелком, но даже я иногда могу допустить осечку.

—Как же тебе удаѐтся поражать все мишени точно в цель? Как ты это делаешь?

—Очень просто, на самом деле нет ничего сложного, — отвечает юный стрелок. — Вначале я стреляю, а затем подхожу и вокруг стрелы рисую мишень.

Этой притчей мудрец проиллюстрировал свои замечания одному человеку, с которым он беседовал, человеком, «имеющим уши, но не умеющим слышать».

Мудрец сказал:

—Ты слушаешь не для того, чтобы узнать что-то новое, а для того,

чтобы найти подтверждение своим мыслям.

Ты споришь не для того, чтобы найти истину, а для того, чтобы отстоять свои убеждения.

Ты вначале делаешь выводы, а потом возводишь вокруг них стены. Именно таким образом ты и держишься за свою идеологию и религию.

Какие мысли у тебя порождает эта притча?

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ

1.Саморазвитие, самореализация — это путь без конечной точки, важнее процесс движения, а не его результат.

2.Цели бывают внутренними (порождаются самим человеком) и внешними (задаваемыми извне). К самостоятельной постановке целей человек прибегает редко, предпочитая реализовывать одни и те же цели.

3.Цель формулируется позитивно и конкретно с указанием где, когда, с кем, каким образом она будет реализована.

4.Цель принадлежит тому, кто ее будет достигать, находится под его собственным контролем, им инициируется и поддерживается.

5.Цель должна быть проверяема в сенсорном опыте, и не иметь вторичных выгод от ее недостижения.

6.Цель должна быть реалистичной, учитывающей личные ресурсы того, кто к ней стремится.

7.Визуализация является эффективным средством постановки цели и ее достижения.

Заключение

Жизнь постоянно ставит человека перед необходимостью делать выбор, и делать это всегда сложно, потому что последствия того или иного выбора предугадать практически невозможно. Судить о правильности выбора мы можем только по результату, который проявится в будущем. Конечно, люди пытаются заранее просчитать все варианты и «бить наверняка», поэтому откладывают решение «на завтра». Но, как известно, завтра никогда не наступает, есть только сегодня. И решения принимаются «здесь и сейчас».

На самом деле, по мнению психологов, у человека имеется только два варианта для выбора.

Первый вариант — это выбор в пользу прошлого, того, что человек уже знает, к чему привык. Даже если человеку живется плохо и трудно, он все равно цепляется за прошлое: «Вдруг будет еще хуже». Здесь нет развития, только повторение прошлого.

Второй вариант — это выбор в пользу будущего, того, чего еще нет, что невозможно предвидеть и предугадать, но что можно планировать. Этот выбор лишает человека покоя, тревожит. Но развитие лежит именно на этом пути.

Американский психолог экзистенциалист Сальваторе Мадди так описывает ситуацию выбора. Представьте себе, что когда вам надо сделать выбор, у вас перед глазами появляются два ангела. Одного зовут Спокойствие, и он указывает на хорошо проторенную вами или другими людьми дорогу. Второго зовут Тревога, и он указывает на тропу, упирающуюся в непролазный бурелом. Вот только первая дорога ведет назад, а вторая вперед.

Вы выбираете, и если решили оставить все как есть, то перестаньте жаловаться и обвинять других. Ваш выбор — ваша ответственность. Необходимо признать, что причина того, что с вами происходит — это результат вашего свободного выбора. И еще. Сделать выбор тяжело, но отказ от принятия решения («само рассосется») влечет за собой еще большие проблемы. Неиспользованный шанс, сожаление об упущенном времени …

Милорадова, Н.Г. Психология саморазвития и самоорганизации в условиях учебно-профессиональной деятельности [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов магистратуры, обучающихся по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент / Н.Г. Милорадова, А.Д. Ишков ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Нац. исследоват. Моск. гос. строит. ун-т. — Электрон. дан. и прогр. (5 Мб). — Москва : НИУ МГСУ, 2016

<< Предыдущая — Следующая