Особенности ценностно-смысловой сферы и морального сознания у подростков | Обучение и развитие детей

Особенности ценностно-смысловой сферы и морального сознания у подростков

На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Особенности ценностно-смысловой сферы и морального сознания у подростков
Особенности ценностно-смысловой сферы и морального сознания у подростков
Лекции и практикум по психологии — Конференции и доклады по психологии
Алмаева Е.А., Делибалт В.В. ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»

(г. Москва, Россия)

В настоящий момент особую актуальность приобретает изучение особенностей ценностно-смысловой сферы и морального сознания подростков. Это обусловлено тем, что сформированные представления в подростковом возрасте еще недостаточно интериоризованы, вследствие чего на данном этапе коррекция ценностно-смысловой сферы и морального сознания происходит более эффективно.

Большинствоавторовопределяютморальноесознаниекакформу общественного сознания, представляющего систему взглядов, суждений и мнений о поведении, соответствующем социальным требованиям (Харитонова Ю.Ю., 2009). Ценностно — смысловые ориентации – система личностных установок по отношению к существующим материальным и духовным ценностям (Серый А.В., Яницкий М.С., 1999).

Ценностные ориентации и уровень морального сознания обусловливают выбор действий в соответствии с идеалами и идеями человека. Задача психолога состоит в направлении развития личности на приобретение и выработку социально приемлемых принципов.

Целью исследования является выявление особенностей ценностно-смысловой сферы и морального сознания личности подростка. Гипотезами послужили следующие предположения: 1) существует связь между особенностями ценностно-смысловой сферы и уровнем морального сознания; 2) для подростков с девиантным поведением в отличие от подростков с просоциальным поведением характерны низкие уровни развития морального сознания – доконвенциональный уровень по Колбергу; 3) коррекционная работа в форме тренинга повышает уровень развития морального сознания и формирует соответствующие данному уровню особенности ценностно-смысловой сферы.

Выборку в нашем исследовании составили 28 учащихся 13-15 лет, составивших группу подростков с просоциальным поведением, 33 учащихся 14-15 лет – с девиантным поведением. Каждой группе подростков предъявлялись следующие методики: «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел, «Индивидуально-типологический опросник» Л.Н. Собчик, «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева, «Опросник ценностных ориентаций» С.С. Бубнова, Методика «Справедливость – забота» С.В. Молчанова.

В результате было выявлены связи доконвенционального уровня с ценностью здоровья, познания, конвенционального уровня с общением, самоуважения с благосостоянием. Обнаружено, что у девиантных подростков превалируют показатели доконвенционального уровня. Их поведение в большей степени определяется воздействием внешних факторов, ожиданием собственной выгоды и пользы. Для них менее важны ценности: поиск прекрасного, проявление милосердия к другим людям, стремление к познанию нового в мире, получению признания другими людьми, проявлению социальной активности для привнесения прогрессивных изменений в обществе. Подростки с девиантным поведением в меньшей степени считают свою жизнь интересной и наполненной смыслом, эмоционально насыщенной, верят, что у человека есть возможность самостоятельно регулировать свою жизнь.

Следующим этапом в нашем исследовании было проведение формирующего эксперимента с группой подростков с девиантным поведением на базе переведенной американской методики Defining issues test 2 (Алмаева, Е.А., Делибалт, В.В., 2016).

В результате проведения эксперимента для подростков стали иметь более важное значение взаимоотношения с другими людьми и проявление милосердия к окружающим.

Литература

1. Алмаева Е.А., Делибалт В.В. Особенности теста «DIT 2» для изучения ценностно-смысловойсферыиморальногосознанияподростков

2.Серый А.В., Яницкий, М.С. Ценностно-смысловая сфера личности: учебное пособие. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. 92 с.

3.Харитонова Ю.Ю. Проблема изучения морального сознания в психологии // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. 2009. № 5. С. 57-Источник: Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2016. 339 с.