Особенности семейных отношений у детей с функциональной диспепсией | Обучение и развитие детей

Особенности семейных отношений у детей с функциональной диспепсией

На главную Лекции и практикум по психологии Психология семейных отношений Особенности семейных отношений у детей с функциональной диспепсией
Особенности семейных отношений у детей с функциональной диспепсией
Лекции и практикум по психологии — Психология семейных отношений
Т. И. Сурьянинова, А. С. Фетисова

ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИСПЕПСИЕЙ

Актуальность данного исследования определяется высокой социальной значимостью рассматриваемой нами проблемы, быстрым темпом ее широкого распространения в популяции, а также необходимостью проведения новых фундаментальных исследований в этой области. Цель исследования: изучение взаимосвязи между особенностями семейных отношений, пространством детско-родительских оценок и самооценок и развитием функциональной диспепсии (ФД) у детей 8–12 лет.

В соответствии с поставленной целью и задачами исследования нами был проведен анализ результатов по определению характера семейных отношений 120 детей в возрасте 8–12 лет. В ходе исследования были сформированы 2 клинические группы: экспериментальная группа (60 детей с диагнозом «функциональная диспепсия») и контрольная группа (60 здоровых детей). Методы исследования: характер семейных отношений оценивался по шкале семейной адаптации и сплоченности (FACES-3); оценочные отношения и самооценки родителей и ребенка исследовались с помощью методик Дембо–Рубинштейн и «Лесенка» (автор С.Г. Якобсон, модифицирована А.С. Чернышевым, Т.И. Сурьяниновой). Статистический анализ полученных данных был произведен при помощи программы «Статистика-7».

Исследование показало: в группе больных детей разобщенный тип семейной сплоченности определяется у 13 %, разделенный тип – у 67 %, связанный тип – у 20 %, сцепленный тип – у 0 %. В группе здоровых детей разобщенный тип семейной сплоченности у 17 %, разделенный определяется у 43 %, связанный тип – у 30 %, сцепленный тип – у 7 %. В группе детей с ФД преобладает высокий уровень адаптации – 74 %, низкий уровень адаптации составил 26 %. В группе здоровых детей высокий уровень адаптации составил 37 %, низкий – 63 % (p = 0,003). В контрольной группе преобладает сбалансированный тип семейных отношений (46 %), в группе детей с ФД преобладает несбалансированный тип (34 %). Данные результаты достигают достоверного уровня статистической значимости по критерию Пирсона (p = 0,02124).

В контрольной группе преобладает непротиворечивый тип оценочных отношений (64 %), в группе детей с ФД – противоречивый тип (46 %). Данные результаты достигают высокого уровня статистической значимости по критерию Пирсона (p = 0,00007).

Различия в распределении самооценки в исследуемых группах: в экспериментальной группе преобладает неадекватный тип самооценки мам, а в контрольной группе – адекватный тип самооценки, что имеет статистически значимые различия по непараметрическому критерию Манна–Уитни на достоверном уровне статистической значимости (p = 0,015554). В том случае, когда между членами семьи устанавливаются непротиворечивые оценочные отношения, самооценка детей в 100 % случаев является оптимально адекватной. Данные результаты достигают уровня статистической тенденции по критерию Пирсона (p = 0,06100).

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

•в группе детей с ФД преобладает противоречивый тип оценочных отношений, непротиворечивые оценочные отношения преобладают в группе здоровых детей;

•в семьях с несбалансированным типом семейной системы, который является проблематичным, дети чаще страдают ФД, чем в семьях со сбалансированным типом;

•заболевание ФД влияет на уровень семейной адаптации; семьи, в которых дети страдают ФД, обладают более высокой степенью адаптации, чем семьи здоровых детей, это обусловлено стремлением семейной системы приспосабливаться к новым условиям взаимодействия членов семьи;

•наличие ФД у детей 8–12 лет неоднозначно связано с особенностями семейных отношений: с одной стороны, наличие заболевания связано с несбалансированностью и противоречивостью семейных отношений, с другой стороны, оно повышает семейную адаптацию;

•на формирование самооценки ребенка влияет самооценка родителей, прежде всего матери; в семьях с адекватной самооценкой матери у большинства детей мы обнаруживаем адекватную самооценку ребенка, причем данная тенденция выявлена как в экспериментальной, так и в контрольной группах.

Источник: Ананьевские чтения – 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: материалы научной конференции, 21–23 октября 2014 г. / отв. ред. Г.С. Никифоров. – СПб.: Скифия-принт, 2014. – 420 с.