Особенности организации идеологической и воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях в 2008/2009 учебном году
На главную Документация школьного психолога Нормативные документы (Беларусь) Особенности организации идеологической и воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях в 2008/2009 учебном году
Особенности организации идеологической и воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях в 2008/2009 учебном году |
Документация школьного психолога — Нормативные документы (Беларусь) |
Методические рекомендации «Особенности организации идеологической и воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях в 2008/2009 учебном году»
Современная социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования должна на высоком уровне осуществлять психолого-педагогическое сопровождение и научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, развивать и поддерживать контакты с учреждениями социальной защиты населения, системы здравоохранения, внутренних дел, государственными и общественными организациями, благотворительными фондами. С целью эффективной поддержки детства, более масштабно и конкретно вырабатывать и реализовывать стратегию и тактику разрешения актуальных проблем детей и молодежи, соблюдая при этом четкое разграничение функциональных обязанностей каждого участника процесса взаимодействия. Учитывая накопленный положительный опыт социально-педагогической и психологической работы, а также приближающуюся 10-летнюю годовщину создания социально-педагогической и психологической службы в учреждениях образования нашей страны, в апреле 2009 года на базе государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» состоится XІI республиканская выставка научно-методической литературы и педагогического опыта по теме: «Социально-педагогическое и психологическое сопровождение становления личности обучающихся и их профессионального самоопределения». В связи с этим органам управления образованием и учреждениям образования необходимо организовать работу по подготовке и качественному отбору материалов, своевременно представить их на XІI республиканской выставке, в которой могут участвовать авторы, авторские коллективы, учреждения образования и органы управления образованием. При этом на региональном уровне следует совершенствовать организационную и научно-методическую работу, добиваться более качественного и разностороннего анализа выставочных материалов с привлечением к экспертизе квалифицированных и опытных специалистов учреждений образования. Министерство образования Республики Беларусь рекомендует все присылаемые на выставку материалы от регионов республики и г. Минска утверждать на региональных научно-методических советах. В новом учебном году требует совершенствования работа СППС общеобразовательных учреждений по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Существенная роль в обеспечении реализации Декрета принадлежит социально-педагогической и психологической службе учреждения образования. Именно она организует в учреждении образования работу по выявлению детей, нуждающихся в помощи и защите государства. Примерное содержание этой работы заключается в следующем:
В новом учебном году следует активизировать профилактическую работу по предупреждению суицидов среди учащихся. Министерством образования Республики Беларусь с целью повышения эффективности работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних в текущем году направлены рекомендации (письмо от 13.03.2008 № 12-01-11/1260) по повышению качества превентивной деятельности в данном направлении. В своей работе по предупреждению суицидов педагоги-психологи и социальные педагоги должны проводить диагностическую, а в случае необходимости, коррекционную работу с учащимся, имеющим проблемы в общении, обучении, развитии, социализации или находящимися в трудной жизненной ситуации, использовать индивидуальное и групповое консультирование, тренинговые занятия (тренинг личностного роста, социально-психологический тренинг) и др. С целью оптимизации работы социально-педагогической и психологической службы учреждений образования целесообразно организовать подписку на журналы «Псіхалогія», «Сацыяльна-педагагічная работа» и другие периодические издания.
Вместе с тем, Министерство образования Республики Беларусь отмечает, что комплексно и системно мониторинг качества и эффективности воспитания проводится далеко не во всех учреждениях образования. В отдельных случаях осуществляется лишь мониторинг уровня воспитанности учащихся, не проводится итоговый мониторинг по окончании учебного года. Перспективной задачей становится внедрение компьютерных технологий в мониторинговую деятельность (диагностика, обработка систематизация и обобщение полученных данных и т.д.), а также обязательное использование полученных результатов в дальнейшей работе с целью внесения необходимых корректив в организацию и управление воспитательным процессом. В прошедшем учебном году вышло в свет пособие «Диагностика воспитания в школе» (авторы Н.К.Катович, Т.П.Елисеева), которое должно помочь в организации и проведении мониторинга качества воспитания в общеобразовательных учреждениях. |