Инструкция об интегрированном обучении
На главную Документация школьного психолога Нормативные документы (Беларусь) Инструкция об интегрированном обучении
Инструкция об интегрированном обучении |
Документация школьного психолога — Нормативные документы (Беларусь) |
Об утверждении Инструкции о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания В соответствии с пунктом 8 статьи 20 Закона Республики Беларусь от 18 мая 2004 года «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», подпунктом 4.2 пункта 4 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2001 г. № 1554, Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1.Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания. 2.Признать утратившим силу постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 февраля 2002 г. №5 «Об утверждении Положения об интегрированном воспитании и обучении детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., №46, 8/7962). Министр А.М.Радьков Лист согласования к постановлению Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания» СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Министр финансов Министр здравоохранения Республики Беларусь Республики Беларусь Н.П.Корбут В.И.Жарко 21.08.2006 16.06.2006 СОГЛАСОВАНО Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь В.Н.Потупчик 16.06.2006 УТВЕРЖДЕНО Постановление Министерства образования Республики Беларусь 2006 № ИНСТУКЦИЯ о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.Инструкция о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания (далее – Инструкция) определяет порядок организации интегрированного обучения и воспитания на уровнях дошкольного, общего базового и общего среднего образования детей с особенностями психофизического развития, его цели и задачи, а также особенности открытия и функционирования специальных классов (групп), классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания. 2.Интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при которой обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития осуществляется в дошкольных учреждениях (кроме специальных дошкольных учреждений) и общеобразовательных учреждениях (кроме специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) (далее – учреждениях образования), создавших специальные условия для пребывания и получения образования такими детьми. 3.При организации интегрированного обучения и воспитания открываются: на уровне дошкольного образования – специальные группы, группы интегрированного (совместного) обучения и воспитания; на уровне общего базового и общего среднего образования – специальные классы, классы интегрированного (совместного) обучения и воспитания. 4.Интегрированное обучение и воспитание может организовываться для следующих групп детей: с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью); с нарушениями психического развития (трудностями в обучении); с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями зрения; с нарушением слуха; с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. 5.Основной целью интегрированного обучения и воспитания является реализация права детей с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка. 6.Главными задачами интегрированного обучения и воспитания являются: обеспечение обязательного минимума содержания образования учащимся с особенностями психофизического развития в соответствии с требованиями образовательных стандартов общего среднего образования, в том числе и государственных образовательных стандартов специального образования, определение оптимального соотношения общеобразовательных и специальных учебных программ; развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками; организация психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в учреждениях образования; реализация коррекционно-развивающего обучения, направленного на исправление или ослабление имеющихся у детей физических и (или) психических нарушений, препятствующих их успешному обучению и развитию; создание адаптивного образовательного пространства, позволяющего удовлетворять образовательные потребности ребенка с особенностями психофизического развития; формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость ребенка от посторонней помощи и повысить социальную адаптацию; формирование позитивного отношения к детям с особенностями психофизического развития, создание психологически комфортной среды в учреждении образования; предупреждение возникновения вторичных нарушений физического и (или) психического развития; оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями психофизического развития, включение законных представителей в процесс обучения и воспитания ребенка, формирование у них адекватного отношения к особенностям его развития, выработка оптимальных подходов к проблемам семейного воспитания. 7.Организация образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания предусматривает создание в учреждениях образования следующих специальных условий: создание коррекционно-развивающей, предметно-пространственной и социальной среды, обеспечивающей стимулирование эмоционального, сенсорного, моторного и когнитивного развития детей с особенностями психофизического развития в соответствии с их потребностями; создание адекватной возможностям детей с особенностями психофизического развития образовательной среды, что достигается обеспечением учреждений образования соответствующими учебными изданиями, индивидуальными техническими средствами обучения, необходимыми дидактическими средствами; организация социального взаимодействия здоровых детей и детей с особенностями психофизического развития, направленного на гармонизацию детских взаимоотношений; оказание коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития, направленной на исправление либо преодоление физических и (или) психических нарушений; обучение незрячих (слепых) на основе рельефно-точечной системы Брайля, слабовидящих – по учебникам и учебным пособиям, изданным увеличенным шрифтом, с использованием тифлотехнических средств и специального оборудования; обучение неслышащих (глухих) и слабослышащих детей, с использованием звукоусиливающей аппаратуры, технических средств, обеспечивающих передачу учебного материала и другой информации на визуальной основе; создание безбарьерной среды для обучения детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием); наличие кабинета учителя-дефектолога, оснащенного необходимым коррекционно-развивающим оборудованием, средствами обучения и учебной литературой. 8.Образовательный процесс для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания организуется в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь, регулирующими деятельность специальных учреждений образования, иными актами законодательства, настоящей Инструкцией. 9.Образовательный процесс для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания осуществляется на основе учебных планов и учебных программ соответствующих типов учреждений образования с использованием средств и методов обучения, учитывающих специфику физических и (или) психических нарушений. 10.Решение об открытии специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания и принимается местными исполнительными и распорядительными органами (далее – учредитель) по представлению управлений (отделов) образования местных исполнительных и распорядительных органов на основании заключений государственных центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – центров). 11.Зачисление ребенка в класс (группу) интегрированного (совместного) обучения и воспитания или в специальный класс (группу) осуществляется приказом руководителя учреждения образования с указанием программы обучения ребенка с особенностями психофизического развития на основании письменного заявления законного представителя ребенка и заключения центра с рекомендациями об организации образовательного процесса для такого ребенка. 12.Организационно-методическую помощь по вопросам открытия и функционирования классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания, специальных классов (групп) для детей с особенностями психофизического развития оказывают специалисты центра. 13.Непосредственное руководство интегрированным обучением и воспитанием осуществляет руководитель учреждения образования. Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КОМПЛЕКТОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ГРУПП, ГРУПП ИНТЕГРИРОВАННОГО (СОВМЕСТНОГО) ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ 14.Интегрированное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития на уровне дошкольного образования строится на основе реализации целостного подхода к развитию, обучению и социализации детей, проектирования индивидуальных программ воспитания, обучения и развития с целью предупреждения возникновения у них вторичных нарушений физического и (или) психического развития. 15.Комплектование специальных групп, групп интегрированного (совместного) обучения и воспитания осуществляется с учетом основных показаний и противопоказаний, определенных к приему в специальные дошкольные учреждения (группы). 16.Количество детей в специальной группе зависит от возраста, структуры и степени тяжести физического и (или) психического нарушения ребенка и соответствует нормам наполняемости групп, определенным для специальных дошкольных учреждений (групп). 17.Наполняемость группы интегрированного (совместного) обучения и воспитания составляет: в возрасте до 3-х лет – 8-10 детей, в возрасте от 3 до 7 лет – 10-12 детей, из них: 1-2 ребенка с нарушениями однородного характера: интеллектуальная недостаточность (умственная отсталость), неслышащие (глухие), незрячие (слепые), нарушения функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием); или 3-4 ребенка с нарушениями однородного характера: слабослыщащие, слабовидящие, тяжелые нарушения речи, нарушения психического развития (трудности в обучении); или 2-3 ребенка с различными (не более двух) нарушениями развития: интеллектуальная недостаточность (умственная отсталость) и нарушения психического развития (трудности в обучении); нарушения психического развития (трудности в обучении) и тяжелые нарушения речи и другими. Исходя из региональных условий учредитель может открывать группы интегрированного (совместного) обучения и воспитания и с меньшей наполняемостью. 18.В группе интегрированного (совместного) обучения и воспитания с детьми, имеющими особенности психофизического развития, организуются коррекционно-педагогические занятия (коррекционные занятия, занятия по отдельным образовательным областям государственного компонента специального учебного плана), которые проводит учитель-дефектолог. Коррекционно-педагогические занятия с детьми, имеющими нарушения развития, проводятся как в отдельном кабинете, так и при организации совместной со здоровыми детьми учебной деятельности на занятиях. Коррекционно-педагогические занятия могут проводиться в форме индивидуальных и групповых занятий. Перечень образовательных областей специального учебного плана, по которым учитель-дефектолог проводит занятия с детьми, имеющими нарушения физического и (или) психического развития, согласовывается с центром и утверждается приказом руководителя учреждения образования. 19.На проведение коррекционно-педагогических занятий в группе интегрированного (совместного) обучения и воспитания на одного ребенка с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью), неслышащего (глухого), незрячего (слепого), нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием) выделяется 3,5 часа в неделю, на одного ребенка слабослышащего, слабовидящего, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями психического развития (трудностями в обучении) – 2,5 часа в неделю. Глава 3 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА УРОВНЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, КОМПЛЕКТОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ КЛАССОВ И КЛАССОВ ИНТЕГРИРОВАННОГО (СОВМЕСТНОГО) ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ 20.Интегрированное обучение и воспитание на уровне общего среднего образования строится на основе разностороннего изучения возможностей и особенностей детей с особенностями психофизического развития, прогнозирования актуальных трудностей взаимодействия учащихся с различными познавательными возможностями и путей их преодоления, деятельностного характера обучения учащихся, включения учащихся с особенностями психофизического развития в социальное взаимодействие с коллективом учреждения образования, содействующее их успешной социализации. 21.Комплектование специальных классов, классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания осуществляется с учетом показаний и противопоказаний к организации образовательного процесса в условиях специальной общеобразовательной школы (школы-интерната), вспомогательной школы (школы-интерната). 22.Количество детей в специальном классе зависит от структуры и степени тяжести физического и (или) психического нарушения ребенка и соответствует нормам наполняемости классов, определенным для специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов), вспомогательных школ (школ-интернатов). 23.Наполняемость класса интегрированного (совместного) обучения и воспитания не должна превышать 20 учащихся, из них: 3 детей с нарушениями однородного характера: интеллектуальная недостаточность (умственная отсталость), неслышащие (глухие), незрячие (слепые), нарушения функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием); или 5-6 детей с нарушениями однородного характера: слабослыщащие, слабовидящие, тяжелые нарушения речи, нарушения психического развития (трудности в обучении); или 3-4 детей с различными (не более двух) нарушениями развития: интеллектуальная недостаточность (умственная отсталость) и нарушения психического развития (трудности в обучении); нарушения психического развития (трудности в обучении) и тяжелые нарушения речи и другими. В этом случае для реализации коррекционно-развивающего обучения учащихся с особенностями психофизического развития и создания адекватной их возможностям образовательной среды вводится должность учителя-дефектолога. 24.Учитель-дефектолог класса интегрированного (совместного) обучения и воспитания: проводит занятия коррекционного компонента специального учебного плана в отдельном специально оборудованном помещении, оснащенном необходимыми средствами обучения и отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям; как правило, проводит уроки с детьми с особенностями психофизического развития или оказывает им коррекционно-педагогическую помощь при организации совместной со здоровыми сверстниками учебной деятельности на уроке. Перечень учебных предметов государственного компонента специального учебного плана, по которым учитель-дефектолог проводит уроки, согласовывается с центром и утверждается приказом руководителя учреждения образования. 25.Допускается открытие классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания и с меньшим количеством детей с особенностями психофизического развития, чем определено в пункте 24 настоящей Инструкции. В этом случае с детьми с особенностями психофизического развития организуются коррекционно-педагогические занятия (коррекционные занятия и уроки по отдельным учебным предметам государственного компонента специального учебного плана), которые проводит учитель-дефектолог. 26.На проведение коррекционно-педагогических занятий на одного ребенка с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью), неслышащего (глухого), незрячего (слепого), нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием) выделяется 8 часов в неделю, а на одного ребенка слабослышащего, слабовидящего, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями психического развития (трудностями в обучении) – 4 часа в неделю. Коррекционно-педагогические занятия могут проводиться в форме индивидуальных и групповых занятий. 27.По заявлению законных представителей для детей специальных классов и классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания могут организовываться группы продленного дня. Глава 4 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ 28.Организация образовательного процесса для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания предусматривает осуществление психолого-педагогического сопровождения. 29. Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются: преодоление трудностей, возникающих в процессе совместного обучения и воспитания; актуализация личностного потенциала развития ребенка; обеспечение положительных межличностных отношений между участниками образовательного процесса; информирование законных представителей относительно особенностей организации и задач образования и развития их ребенка. 30.Приказом руководителя учреждения образования создается группа психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития, в состав которой могут входить: представитель администрации учреждения образования; специалист центра (по согласованию); педагогические (учителя, воспитатели, работающие с детьми, имеющими нарушения развития, учителя-дефектологи, педагог-психолог, педагог социальный) и иные работники учреждения образования. 31.Группа психолого-педагогического сопровождения осуществляет организационно-методическое обеспечение образовательного процесса (оценка социальной ситуации развития, разработка рекомендаций по максимальному приспособлению образовательной среды к потребностям ребенка с особенностями психофизического развития; составление индивидуальных программ сопровождения ребенка с особенностями психофизического развития; обеспечение преемственности и последовательности в работе с детьми, имеющими особенности психофизического развития; анализ эффективности и при необходимости своевременное внесение изменений и уточнений в индивидуальные программы сопровождения, мониторинг успешности протекания процесса интегрированного обучения и воспитания, взаимодействие с семьей ребенка и другое). Группа психолого-педагогического сопровождения регулярно заслушивает на педагогических (методических) советах результаты реализации индивидуальных комплексных программ сопровождения детей с особенностями психофизического развития, принимает решения по устранению выявленных проблем, дает рекомендации по дальнейшей организации учебно-воспитательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания. Глава 5 УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ 32.Участниками образовательного процесса являются педагогические работники (учителя-дефектологи, учителя, воспитатели, педагог-психолог, педагог социальный), помощники воспитателя и иные работники учреждения образования, дети с особенностями психофизического развития и их законные представители. Взаимоотношения участников образовательного процесса должны строиться на принципах демократизации и гуманизации образования и воспитания. 33.Педагогические работники учреждения образования должны иметь соответствующую профессионально-педагогическую подготовку. Квалификационные требования к педагогическим работникам определяются квалификационными характеристиками, утвержденными в порядке, установленном законодательством. 34.Помощники воспитателя и иные работники учреждения образования оказывают помощь в организации процесса обучения и воспитания детей. Квалификационные требования к помощникам воспитателя и иным работникам определяются квалификационными характеристиками, утвержденными в порядке, установленном законодательством. 35.Права и обязанности педагогических и иных работников учреждения образования, работающих в специальных классах (группах) и классах (группах) интегрированного (совместного) обучения и воспитания определяются актами законодательства Республики Беларусь, настоящей Инструкцией, уставом учреждения образования. Обязанности педагогических и иных работников учреждения образования, работающих в специальных классах (группах), классах (группах) интегрированного (совместного) обучения и воспитания, определяются также должностными инструкциями, разрабатываемыми и утверждаемыми руководителем учреждения образования на основании квалификационных характеристик и с учетом норм настоящей Инструкции. 36.В рамках выполнения должностных обязанностей учитель-дефектолог: способствует созданию в учреждении образования коррекционно-развивающей среды для детей с особенностями психофизического развития, что требует взаимодействия в работе педагогических работников (в том числе учителя, воспитателя группы продленного дня, педагога психолога, педагога социального), законных представителей и иных работников с целью организации целенаправленной работы по максимально возможной социализации детей с особенностями психофизического развития; несет ответственность за правильную организацию и содержание учебно-воспитательной работы и работы по коррекции индивидуальных нарушений развития детей с особенностями психофизического развития; проводит уроки (занятия) с детьми класса (группы) интегрированного (совместного) обучения и воспитания, имеющими особенности психофизического развития, по учебным предметам государственного компонента специального учебного плана, которые определены приказом руководителя учреждения образования по согласованию с центром; создает атмосферу эмоционального комфорта c целью сохранения психического и нравственного здоровья детей; консультирует педагогических работников класса (группы) по вопросам индивидуализации процесса обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития. Выполняет иные обязанности, в соответствии с квалификационной характеристикой. 37.В рамках выполнения должностных обязанностей учителя, воспитатели класса (группы) интегрированного (совместного) обучения и воспитания: организуют учебно-воспитательный процесс с учетом особенностей развития детей с нарушениями психофизического развития; согласовывают свою образовательную деятельность в отношении детей с особенностями психофизического развития с учителем-дефектологом; соблюдают профессиональную этику, не распространяют сведения, полученные в результате диагностической, консультативной работы, если это может нанести вред ребенку с особенностями психофизического развития; создают атмосферу эмоционального комфорта на уроках (занятиях) и во внеклассной деятельности c целью сохранения физического, психического и нравственного здоровья детей. Выполняет иные обязанности, в соответствии с квалификационной характеристикой. 38.В рамках выполнения должностных обязанностей педагог-психолог: осуществляет психологическое обследование детей с особенностями психофизического развития с целью выявления их социального, когнитивного и психологического статуса в учреждении образования, содействия в создании психологически комфортной среды; предупреждает проявления дезадаптации детей с особенностями психофизического развития; проводит работу по сплочению коллектива класса (группы) интегрированного (совместного) обучения и воспитания и гармонизации межличностных отношений детей с особенностями психофизического развития и их здоровых сверстников; разрабатывает конкретные рекомендации педагогическим работникам, законным представителям по оказанию помощи в вопросах развития, обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития; проводит развивающие занятия с детьми, имеющими особенности психофизического развития, а при необходимости с детьми всего класса (группы); проводит работу по формированию навыков социального взаимодействия. Выполняет иные обязанности, в соответствии с квалификационной характеристикой. 39.В рамках выполнения должностных обязанностей педагог социальный: оказывает помощь учащимся (воспитанникам) класса (группы) интегрированного (совместного) обучения в организации различных видов совместной социально значимой деятельности, свободного времени; определяет уровень удовлетворенности детей, их родителей или законных представителей организацией образовательного процесса, сложившихся взаимоотношений как в классе (группе), так и в учреждении образования; оказывает помощь учащимся с особенностями психофизического развития в социальном и профессиональном самоопределении, трудоустройстве, оздоровлении; соблюдает профессиональную этику, не распространяет сведения, полученные в результате диагностической, консультативной работы, если это может нанести вред ребенку с особенностями психофизического развития; Выполняет иные обязанности, в соответствии с квалификационной характеристикой. 40.Дети с особенностями психофизического развития имеют право: на получение образования в соответствии со своими познавательными возможностями по месту жительства; на обучение по учебным программам, соответствующим их познавательным возможностям, и коррекционным программам; на создание специальных условий при получении образования с учетом имеющихся особенностей психофизического развития; на защиту своих прав, чести и достоинства в процессе получения образования; на бесплатное пользование учебным оборудованием, учебными изданиями; на бесплатную психолого-педагогическую коррекцию физических и (или) психических нарушений; на создание атмосферы эмоционального комфорта при организации совместной образовательной деятельности. 41.Дети с особенностями психофизического развития обязаны: соблюдать устав и правила внутреннего распорядка учреждения образования; выполнять требования учебных планов и учебных программ; выполнять иные обязанности, определенные законодательством и уставом учреждения образования. 42.Законные представители детей с особенностями психофизического развития имеют право: участвовать в разработке и реализации индивидуальных образовательных и коррекционных программ, присутствовать на учебных и коррекционных занятиях; получать консультативную помощь и посещать организуемые учреждением образования уроки (занятия) в целях приобретения специальных знаний по вопросам обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития; получать полную и достоверную информацию о результатах проведения образовательного процесса. 43.Законные представители ребенка с особенностями психофизического развития создают необходимые условия в семье для его развития, обучения и воспитания, получения образования в соответствии с его познавательными возможностями, укрепления здоровья, социальной адаптации и интеграции ребенка в общество. 44.Законные представители детей с особенностями психофизического развития обязаны выполнять устав учреждения образования в части, содержащей их права и обязанности. Глава 6 ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ 45.В учреждении образования ведется следующая документация: 45.1.учебный план специального класса (группы); 45.2.учебный план класса (группы) интегрированного (совместного) обучения и воспитания, разработанный на основе учебного плана специального дошкольного учреждения образования, соответствующего вида специальной общеобразовательной или вспомогательной школы, и учебного плана учреждения, обеспечивающего получение дошкольного или общего среднего образования, согласованный с центром и утвержденный руководителем учреждения образования; 45.3.журнал (тетрадь) учета проведенных с детьми, имеющими особенности психофизического развития, уроков (занятий) государственного и коррекционного компонентов специального учебного плана и посещения их детьми (заполняется учителем-дефектологом аналогично страницам классного журнала); 45.4.календарно-тематические планы по учебным предметам государственного компонента учебного плана, которые в соответствии с приказом руководителя учреждения образования проводит учитель-дефектолог класса (группы) интегрированного (совместного) обучения и воспитания с детьми, имеющими особенности психофизического развития; 45.5.календарно-тематические планы занятий коррекционного компонента; 45.6.расписание уроков (занятий), утвержденное руководителем учреждения образования; 45.7.расписание коррекционных занятий, утвержденное руководителем учреждения образования; 45.8.ежедневные планы работы с детьми, имеющими особенности психофизического развития по предметам государственного и коррекционного компонентов; 45.9.план работы группы психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития, утвержденный руководителем учреждения образования; 45.10.индивидуальные карты психолого-педагогического сопровождения ребенка с особенностями психофизического развития по форме согласно приложению. 46.В специальном классе (группе), классе (группе) интегрированного (совместного) обучения и воспитания кроме перечисленных в настоящей главе документов ведутся иные документы, предусмотренные актами законодательства Республики Беларусь для соответствующих учреждений образования. Приложение к Инструкции о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения Ф.И. (ребенка)____________________________________ Классный руководитель (воспитатель группы): ФИО________________ Учитель-дефектолог: ФИО________________ I.Психолого-педагогическая характеристика ребенка (описание индивидуальных психических особенностей ребенка, вида и характера выявленных нарушений, сильных сторон личности ребенка, сохранных механизмов психики) 1.Учитель класса (воспитатель группы): 2.Учитель-дефектолог: 3.Педагог-психолог: II.Социальный статус семьи (социально-педагогическая характеристика семьи: тип семьи, материально-экономическое положение, стиль воспитания ребенка в семье, характеристика взаимоотношений ребенка с родителями, отношение родителей к проблемам ребенка, сфера свободного общения ребенка) III.Положительные качества ребенка, на которые можно опираться в работе (заполняется со слов родителя) IV.Первичное заключение группы сопровождения: 1) Формулирование проблемы, выявленной у ребенка. 2) Рекомендации специалистов группы сопровождения: VI.Плановое(ые) заседание(я) группы сопровождения: (оценка динамики и результатов обучения, воспитания, развития и коррекции, обсуждение дальнейшей тактики сопровождения, внесение изменений в индивидуальную комплексную программу сопровождения ребенка и др.) ___________________________________________________________________________________________________________ VII.Заключительное заседание группы сопровождения: (внесение изменений в программу обучения, воспитания, внесение предложений по проектированию программы перехода на следующую ступень развития, разработка комплексных рекомендаций по переводу и адаптации ребенка к новым условиям) _______________________________________________________________________________________________________________________ Лист согласования к постановлению Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания». СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Председатель Брестского Председатель Витебского областного исполнительного областного исполнительного комитета комитета К.А.Сумар В.П.Андрейченко 28.12.2005 30.12.2005 СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Председатель Гомельского Председатель Гродненского областного исполнительного областного исполнительного комитета комитета А.С.Якобсон В.Е.Савченко 28.12.2005 28.12.2005 СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Председатель Минского Председатель Минского городского исполнительного областного исполнительного комитета комитета М.Я.Павлов Н.Ф.Домашкевич 29.12.2005 29.12.2005 СОГЛАСОВАНО Председатель Могилевского областного исполнительного комитета Б.В.Батура 29.12.2005 Заместитель Министра К.С.Фарино Начальник управления специального образования А.Н. Коноплева Начальник управления дошкольного образования Г.Г.Макаренкова Начальник управления общего среднего образования Ю.И.Гладков Заместитель начальника управления социально-экономического развития С.А.Дормешкина Начальник управления аналитической и правовой работы А.И.Кучинский Начальник юридического отдела управления аналитической и правовой работы О.В.Мякинник Начальник управления контроля, делопроизводства и материально- технического обеспечения В.В. Назаров 08 Новикова 222 64 73 Постановления |