Общение и жизненные ориентации человека | Обучение и развитие детей

Общение и жизненные ориентации человека

На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Общение и жизненные ориентации человека
Общение и жизненные ориентации человека
Лекции и практикум по психологии — Конференции и доклады по психологии
Грачев А.А. (Москва)

Один из аспектов анализа общения состоит в определении основных детерминант общения [Андреева, 2000; Ломов, 1984]. На методологическом уровне эти детерминанты обычно связывают с тем, что общение а) включено в совместную деятельность и обеспечивает ее функционирование и б) детерминировано потребностью в общении. Первый аспект анализа общения сводится к определению роли общения в обеспечении основных компонентов совместной деятельности (постановка цели, определение способов ее достижения и пр.). Второй аспект анализа общения в исследованиях выражен меньше и сводится к определению основной темы общения, распределения коммуникативных ролей и пр.

Следует обратить внимание на то, что и в первом, и во втором случае общение может разворачиваться по-разному в зависимости от основной детерминации. Поэтому рассмотрение общения с точки зрения основной детерминации жизнедеятельности позволит конкретизировать и дифференцировать структурные и процессуальные характеристики общения. Особенно это важно для решения прикладных задач.

В качестве наиболее общих детерминант человеческой жизнедеятельности предлагается рассматривать жизненные ориентации человека. Проблема жизненных ориентаций человека связана с поиском более общих, чем потребности, детерминант жизнедеятельности: исследователи в качестве таких детерминант определяют ориентацию на удовольствие (Фрейд, 1989), ориентацию на самореализацию [Фромм, 1986], ориентацию на поиск смысла своего существования [Франкл, 1990].

Поиск таких детерминант имеет не только общетеоретическое, но и прикладное значение. Не случайно, известные в науке и практике управления модели работника, обоснованные Д.Макгрегором [Макгрегор, 1995] и У.Оучи [Оучи, 1984], в качестве основных детерминант человека-работника содержат в себе ориентации а) на награды и наказания (модель X), б) на самореализацию (модель Y) и в) на идеалы, прежде всего -общественные (модель Z).

Анализ таких общих детерминант позволил обосновать три основные жизненные ориентации человека – а) дефицитарную, реализующуюся в целенаправленном поведении,

б)ориентацию на самореализацию и б) духовную [Грачев, 1999; 2008].

Дефицитарная ориентация (ориентация на удовольствие по Фрейду) имеет следующие особенности [Фрейд, 1989; Фромм, 1986; Маслоу, 1999]:

1.Стремление к достижению полезного результата, для чего определяется а) ценность этого результата, б) субъективная вероятность его достижения и в) затраты на достижения.

2.Стремление максимизировать полезность, субъективную вероятность и минимизировать затраты.

3.Функциональное отношение к происходящему (в крайнем своем выражении -стремление из всего извлечь пользу).

4.Эталонное переживание – переживание комфорта (удовольствие при максимуме полезности и минимуме затрат).

5.Содержание этой ориентации составляют дефицитарные потребности [Маслоу,

1999; Макклелланд, 1975; Шутц, 1993]: физиологические, в безопасности, в принятии (в

принадлежности и любви), в признании, во влиянии (власти, контроле).

Эта ориентация детерминирует дефицитарное общение. Оно описывается в терминах полезности для человека («общаюсь настолько, насколько мне это выгодно»). В этом случае человек может взаимодействовать в разных формах — конкуренции, кооперации, компромисса, приспособления, избегания, но для любой формы характерным будет то, что работник будет использовать взаимодействие для удовлетворения своих дефицитарных потребностей.

В этом списке потребности в принятии и признании имеют чисто коммуникативное содержание (частично такое содержание имеет потребность во влиянии). Эти потребности конкретизируют содержание потребности в общении и определяют первый компонент этой потребности.

В соответствии с этим можно сформулировать требования к этому типу общения: оно должно быть материально выгодным, безопасным, принимающим, обеспечивающим признание (высокую оценку), обеспечивающим оптимальную для работника степень самостоятельности и подчиненности.

Ориентация на самореализацию [Фромм, 1986; Маслоу, 1999; Роджерс, 1994] характеризуется особенностями:

1.Стремление человека полностью реализовать свой потенциал.

2.Стремление не минимизировать, а, наоборот, производить затраты на верхнем уровне своего потенциала.

3.Безоценочность поведения.

4.Стремление к «ощущению потока» [Чиксентмихайи, 2011] как идеальному.

5.Содержание ориентации на самореализацию составляют потребности, соответствующие трем основным формам человеческой активности: а) потребность реализовать свой когнитивный потенциал (потребность в познании); б) потребность реализовать свой коммуникативный потенциал (потребность в самореализующем общении);

в)потребность реализовать свой праксический потенциал (потребность в деятельности).

Эта ориентация детерминирует самореализующее общение – общение в узком смысле этого слова, когда человек раскрывает себя не только в речевой форме, но и в любой другой. Главное при этом — чтобы процесс самореализации был направлен на другого человека.

Следует заметить, что потребность в самореализующем общении, имея полностью коммуникативное содержание, отражает второй компонент общей потребности в общении.

Требования к самореализующему общению: безоценочность; полная растворенность во взаимодействии, чувство себя; открытость, искренность, проявление себя таким, какой есть; легкость, отсутствие препятствий; Другой – как я (близость).

Особенности духовной ориентации, или ориентации на самосовершенствование [Франкл, 1990; Маслоу, 1999]:

1.Выход за пределы собственной личности и вхождение в некоторый объект в системе координат общегуманистического идеала (Добро, Истина, Красота).Трансформация человека в процессе такого вхождения.

2.Рассмотрение объектов в разных системах координат.

3.Стремление к высшим чувствам как идеальным.

4.Стремление реализовать в своей жизни духовные ценности, которое проявляется в построении человеком полной и непротиворечивой картины мира.

5.Служение, выраженность чувства долга.

6.Содержание духовной ориентации составляют основные духовные потребности, дифференцируемые по духовным ценностям – потребности в Добре, Истине и Красоте. (Больше всего коммуникативное содержание выражено в потребности в Добре, составляющей третий компонент общей потребности в общении).

Духовная ориентация определяет духовное общение, которое имеет форму служения общечеловеческим ценностям. С одной стороны, такие формы общения обсуждаются в социальной психологии, когда говорится о коллективе в узком смысле этого слова, а с другой — в философской этике, где одним из основных понятий выступает понятие соборности.

Требования к духовному общению: эмпатия, принятие Другого; способность встать на точку зрения Другого; способность удовлетворить интересы Другого (отдать себя).

Выделенные требования к общению могут быть реализованы в совокупности требований к среде жизнедеятельности человека. При этом необходимо учитывать два обстоятельства: а) поскольку речь идет об общении, в среде жизнедеятельности присутствует Другой как субъект; б) в идеале среда должна позволить реализовать все жизненные ориентации человека.

Итак, идеальная коммуникативная среда человека (с точки зрения реализации его жизненных ориентаций) должна отвечать следующим требованиям:

•стабильность и предсказуемость действий Другого;

•отсутствие угрозы со стороны Другого;

•возможность высказать свое мнение во взаимодействии с Другим;

•возможность получить помощь со стороны Другого;

•проявление положительных эмоций, высокая оценка со стороны Другого;

•выраженное неформальное взаимодействие с Другим;

•открытость, искренность, безоценочность – своего и Другого;

•взаимодействие в форме сотрудничества;

•взаимодействие с Другим на языке решения проблем;

•решение вместе с Другим сложных, но посильных задач;

•помощь со стороны Другого и помощь Другому. В полной мере эти требования относятся как к взаимодействию по горизонтали, так и

по вертикали.

Итак, определение связи общения с жизненными ориентациями человека позволяет обосновать прикладную модель общения, включающую в себя три типа общения (дефицитарное, самореализующее и духовное), что дает основания для определения технологий психологической помощи человеку.

Литература

1.Андреева Г.М. Социальная психология.- М.: Аспект Пресс, 2000.

2.Грачев А.А. Жизненные ориентации как детерминанты жизнедеятельности// Психологические проблемы самореализации личности. — СПб., 1999.

3.Грачев А.А. Психологическое проектирование производственной организации. -СПб.: Институт практической психологии, 2008.

4.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М.:

Наука, 1984.

5.Макгрегор Д. Человеческий фактор и производство // Социологические исследования, 1995. № 1.С.146-151.

6.Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: «Евразия», 1999.

7.Оучи У.Г. Методы организации производства: японский и американский подходы.-М.: Экономика, 1984

8.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. -М.: «Универс», 1994

9.Шутс В. Глубокая простота. -СПб.: Роза мира, 1993

10.Фрейд З. Психология бессознательного. -М.: Просвещение, 1989

11.Фромм Э. Иметь или быть? -М.: Прогресс, 1986

12.Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990

13.Чиксентмихайи. -М.: Поток: Психология оптимального переживания.- М.: Альпина нон-фикшн, 2011.

14.McClelland D.C. Power: The Inner Experience. N.Y.: Irvington, 1975.

Источник: Психология общения и доверия: теория и практика: Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ.- 6-7 ноября 2014г./ Под ред. Т.П. Скрипкиной. -М.: Университет РАО, 2014.- 777 с.