Неделя психология в школе (пример проведения)
На главную Мероприятия психолога в школе Недели психологии в школе Неделя психология в школе (пример проведения)
Неделя психология в школе (пример проведения) |
Мероприятия психолога в школе — Недели психологии в школе | ||||||||||||||||||||||||||||
Неделя психологии в СШ № 5 г. Полоцка (ПРИМЕР ПРОВЕДЕНИЯ) С 26 по 30 апреля – четвертый год проведения
Первый день: День самоуправленияДевиз дня: «Учись учиться!»Задачи: стимулирование познавательной активности, ответственности, поиска способов конструктивного взаимодействия с участниками образовательного процесса. Содержание общешкольного действия: Объявление (вывешивается в пятницу предыдущей недели) В понедельник, в первый день Недели психологии проводится День самоуправления. 7.45 – линейка открытия Недели психологии с представлением новой администрации и работников школы. 14.00 – конференция в актовом зале учителей и учащихся, заменяющих уроки и администрацию. Комментарии: подготовка данного дня происходит еще за две недели. Обычно день Самоуправления в нашей школе проходит на День учителя в октябре, но в этот раз мы решили сделать подарок учащимся и провести еще один день с большей самостоятельностью в проведении и подготовке. Самостоятельность заключается в том, что ребята, уже заменявшие администрацию в октябре, имея некоторый опыт и недочеты в работе планируют сами свою работу по договору с «заменяемыми» взрослыми. Уроки разбираются и готовятся по плану учителя, но могут быть и неординарными с применением инновационных методов и форм. Завхоз заранее планирует починку, ремонт, назначает техперсонал. Психолог назначает коррекционные занятия именно на этот день, а социальный педагог переносит на этот день совет профилактики. Третий день: День психологической культурыДевиз дня: «Психология-это серьезно»Задачи: Познакомиться с новыми понятиями и интересными фактами в психологии Девиз: «Психология – это серьёзно». Содержание общешкольного действия: Объявление Сегодня День психологической информации. 8.00 – 8.20 «Уроки психологической грамотности» в каждом классе Выставка газет «Психологический вестник»(за все года) – холл 2 -го этажа, обратите внимание на содержание психологического словаря ( стены по коридорам) Психологическая сказка для 1-6-х классов (на переменах) Музыкальное оформление перемен. 15.00 – городской семинар для учителей НШ Комментарии: каждую среду у нас в школе проводятся 20 минут политинформации, и чтобы не сбивать график работы учебного процесса в этот день уроки проводились с темой по психологии. В начальной школе информацию готовили учащиеся 7-х классов в остальных классах работали старшеклассники. Для малышей были подготовлены игры на развитие познавательных процессов и информация по психологии. В старших классах был использован материал из книги А.Н. Сизанова «Ваш психологический портрет». На переменах учащиеся могли почитать много информации из психологических вестников за 4 года, также высказывания, афоризмы, психологические понятия. На переменах состоялся показ психологической сказки. Сценарий прилагается. Психологическая сказкаАвтор: Шишкина О.А. – педагог- психолог г. ВитебскИнтерпретация: Медведской С.Ф. Психологическая сказка (Слова НЕУСПЕВАЮЩЕГО) Играет музыка «ТУЧИ» Выходит неуспевающий
Разве я виноват в том, Что совсем не богат умом? Что задачи решать не могу? Только песни все время пою. Может я не открытый талант! Спит во мне большой музыкант! Целый день вот угрюмый хожу, Всему миру в душе я твержу: «Вы откройте меня, поймите, На меня с любовью смотрите! Двоечник садится и засыпает. Подскажите,где ключик тот, Что всю жизнь мне перевернет? Чтобы вдруг я успешен стал, Чтоб во мне отыскался дар, Делал чтобы я лучше всех Хоть одно из ста тысяч дел! Но все это только мечты, Понимаем и я и ты! Разве можно отличником стать? Эх, пойду-ка я лучше спать!» После слов ведущего: И снится ему странный сон. Будто его память, мышление, внимание, сила воли встретились друг с другом и разговаривают. Память неуспевающего:
Что вчера мне говорили, все забыла, И сегодня что мне скажут не запомню! Может, это склероз вдруг нагрянул? Может, это подлечится мне надо? Мышление неуспевающего: (сидит и играет в кубики)
Я скуднею, иссякаю, Таю, таю, исчезаю! В вундеркинды не стремлюсь, Лучше в детский сад вернусь. Там не надо напрягаться, Развиваться, расширяться, Можно в кубики играть И задачки не решать. Внимание неуспевающего: Слышу голос, что ль напрячься, Поглядеть по сторонам? Что сказали? Повторите! Не узнали вы меня? Раньше я было вниманьем, Помогало всем и вся. Теперь на диване я лежу И даже за мухами не слежу! Сила Воли неуспевающего: Может, мне их всех встряхнуть? Раскачать, расшевельнуть? Ай, да ладно, ни к чему, Хорошо по одному! Без работы я осталась, Не нужна я никому! Раньше силою я звалась, Силой Воли — как звучит! А теперь, я вроде есть И меня как будто нет! Всю я силу растеряла, Слабой, худенькой я стала, Вот такие вот дела, Криво жизнь моя пошла! Память, Внимание, Мышление, Сила Воли:
-Поддержки от тебя давно не получаем, -Ты от нас далеко! -Когда ты за нас возьмешься, мы не знаем -Нам без тебя тяжело, мы все скучаем. ВСЕ -Мальчик ты наш! Ведущий: Чьи же вы несчастные Память: Ох, много нас таких возле школы мечется! Внимание: И у каждого есть свой хозяин Мышление: Наш вон лежит, спит, переутомился от ученья! Ведущий: И нравится вам такая жизнь? Память, Мышление, Внимание, Сила воли (хором) А мы другой-то и не знаем! А что она бывает? Ведущий: Конечно, да еще какая! Смотрите сами! На сцену выходят подтянутые и аккуратные Память, Внимание, Мышление и Сила Воли отличника. 6. А вы чьи?
Память отличника: Я то хорошо все запоминаю, а сейчас посмотрим как вы сможете запомнить предметы, которые я вам предложу! (выкладывает игрушки и просит повторить, что дети запомнили)Старайтесь и дома тренировать свою память. Внимание сидит в медитативной позе
ВНИМАНИЕ отличника. Не мешайте, я концентрируюсь! Ведущий: На чем ты концентрируешься? Внимание: Я думаю как лучше сделать упражнение. (объясняет упражнение «Нос,нос» и «Бабушка мне подарила»(швейную машинку, часы с кукушкой, маятник, скакалку). Делайте эти упражнения как можно чаще и у вас будет хорошее внимание.
,Вариант Б: этот некто заблудился; Вариант В: некто решил вернутся в пункт А; Вариант Г: этот некто прилег отдохнуть; Вариант Д: ету некту увезли инопланетяне; Вариант Е: … Ладно я подумаю об этом позже. Я то хорошо умею мыслить, посмотрим как вы справитесь с моим заданием. (объясняет установление связей по аналогиям с картинками) Сила Воли отличника ходит и всех организовывает. — Превосходно! Продолжайте размышления. Особое место в характере человека занимает воля. Человек без воли как автомобиль без мотора. Все вроде есть и выглядет внушительно, а пользаникакой. Я помогаю человеку ставить цели и достичь их. А вот кстати и мой хозяин идёт. Я потому сильна, что он решительный и смелый, и старается учиться. Выходит Сережа Иванов. Отличник: А вот и мои помощники! Спасибо, сегодня опять три десятки и девятку получил! Память, Внимание, Мышление, Сила Воли (хором)
На десятки я учусь! К институту я готовлюсь, В академики стремлюсь! Я мышление пронзаю Самых сложных знаний пласт, Со вниманьем изучаю кибернетику сейчас. Память знанья держит прочно, Выдает в любой момент. Сила Воли как железо, Бесполезных действий нет. Цели в жизни я достигну, У меня сомнений нет!
Двоечник (неуспевающий) открывает глаза и бежит куда-то сломя голову. ВЕДУЩИЙ: Ты куда бежишь дружок? НЕУСПЕВАЮЩИЙ: В психологический кружок! ВЕДУЩИЙ: Прошло полгода. Выходит двоечник. Подтянутый, блеск в глазах. За ним тоже подтянутые (переодетые) его Память, Внимание, Мышление, Сила Воли. НЕУСПЕВАЮЩИЙ: Поглядите на меня! Изменился, Верно, я? На шестерки я учусь, За отличником тянусь. Ну а вот мои друзья! Изменились, как и я! Поглядите вы на них, Раньше слабых и больных Вместе дружно мы живем, Вместе к знаниям идем! Вместе ходим на занятья Поторопитесь и вы, братья! Комментарии: сказку готовили учащиеся 8-х классов и показали ее не только учащимся школы, но и педагогам-психологам города. Важно подготовить таблички с указанием роли каждого из участников. Особенно важно прорепетировать интонации слов, эмоции. Пятый день: общешкольное действие»Кто мы такие?» Девиз дня: «Возможность прислушаться к самому себе – это предпосылка возможности услышать других» Э.Фромм! Задачи: узнать много полезной информации о себе и о других, обменяться впечатлениями и мнениями, проявление творчества, развитие воображения. Содержание общешкольного действия: Подготовительная работа: Классным руководителям и старостам классов еще в период подготовки недели психологии было объявлено о предстоящем действии (подобное мероприятие уже проводилось) Им было предложено выпустить плакат визитки класса по одной теме «Кто мы такие?» (общий рост, цвет глаз, увлечения, коллажи…) Объявление. Сегодня продолжают нашу неделю события:
В субботу учащиеся 6-7 –х классов приглашаются на игру «Загадки маглов» (запись у психолога для предварительного формирования групп). Психологическая игра «Загадки маглов»Для 4-8-х классов я разработала игру по принципу известной «Мафии». Основанием для новой разработки послужил тот факт, что все дети этого возраста хотят быть «мафией», и если им попадается карта горожанина или следователя, они очень огорчаются. Мафиози же чувствуют себя героями дня. Эта ситуация должна была быть исправлена.В новой интерпретации эта игра основывается на сюжете популярной истории про Гарри Поттера. Поскольку почти все ребята ее знают, не составляет большого труда объяснить им, каковы их роли. Эта ролевая игра была встречена с большим интересом н уже опробована и в , школе, на развивающих занятиях с психологом, и летом в пионерском лагере. Воспитательный и развивающий эффект был виден сразу. Дети учились лучше понимать свои чувства, переживали за победу светлых сил, учились добру ( без помощи агрессивной и крутой мафии.) ОПИСАНИЕ ИГРЫ 1. ПОДГОТОВКА Игроки садятся в круг лицом к центру. Ведущий раздает карты, предлагая играющим не показывать их друг другу. 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ Объявляется, что те, у кого на руках оказались короли пик и крести, являются злыми колдунами, а у кого дамы пик и крести — ведьмами (помощниками Волан де Морга). Те, кто получил бубновые или червовые карты того же достоинства, становятся добрыми волшебниками (друзьями Гарри Поттера). Остальные участники, получившие бубновые и червовые восьмерки, девятки и десятки, будут маглами — мирными жителями. В конце игры вычисленные ведьмы и колдуны будут выполнять задания маглов, а волшебники превратят злых ведьм и колдунов в добрых. Маглы и волшебники действуют заодно. 3. ВВЕДЕНИЕ В ИГРУ Ведущий объявляет, что в мирном городе, среди маглов, действуют колдуны и ведьмы. Надо попытаться выявить их сейчас же, по особенностям их поведения. Жители могут своей властью, в открытом обсуждении, высказывать свои подозрения по отношению к тем. кто по каким-то причинам эти подозрения вызывает. Пусть это будут даже трудно объяснимые догадки об их принадлежности к группе ведьм и колдунов. 4.НОЧЬ КОЛДУНОВ И ВЕДЬМ Ведущий объявляет: все жители закрывают глаза и засыпают. Проследив за тем, что глаза у всех закрыты, ведущий говорит, что этой ночью ведьмы и колдуны начинают свою охоту за волшебниками. Злые силы хотят проверить свое новое заклинание, которое лишает волшебника волшебной силы, а маглов может заколдовать (обездвижить). Те дети, карты которых обозначают ведьм и колдунов, медленно поднимают голову н открывают глаза. Они встречаются взглядами и показывают ведущему, кого они заколдовывают. Если их мнения расходятся , ведущий задает уточняющие вопросы, кого именно они выводят из игры. После этого ведущий говорит, что все засыпают, и уже потом объявляет «начало нового дня». 5. НОВЫЙ ДЕНЬ Жители просыпаются. Ведущий сообщает, что жертвой колдовтсва стал… (Этот ребенок предъявляет всем свою карту.)В зависимости от его карты ведущий комментирует дальнейшее развитие игры. Если жертвой пал волшебник, все учащиеся говорят «у-у-у» (то есть выражают сожаление), если магл, все опускают головы и 20 секунд молчат. Ведущий объявляет, что жителям (маглам) необходимо себя защищать, поэтому надо возобновить поиск колдунов и злых ведьм. Все высказывают свои подозрения. Дети могут уже с достаточным основанием подозревать ведьм, так как в то время, когда все спали, те могли шевелиться, задевать соседей, шептать, обсуждая, кого они заколдовывают. Дискуссия не должна затягиваться. 6. ночь волшебников. Здесь сюжет игры развивается, как и в пункте 4, с той лишь разницей, что теперь волшебники пытаются вычислить злых ведьм. Поражение ведьмы все встречают аплодисментами. Игра ведется до тех пор, пока не вычислят всех ведьм или волшебников. Игру можно прервать, если, например, кто-то открыл глаза или перепутал карты. На этом этапе обязательно следует провести обсуждение: Что позволяло наиболее удачным игрокам добиться успеха? Как они чувствовали себя в роли обвиняемых? Каково им сейчас? Можно поинтересоваться, что явилось причиной, вызвавшей догадки группы именно по отношению к подозреваемому. Это наиболее ценный момент игры. Кроме того, в более старших классах можно обсудить причины неубедительного поведения подозреваемого. И здесь не следует увлекаться обсуждением. 7. ЗАГАДКИ МАГЛОВ После игры или во время прерванной игры маглы дают задания выбывшим ведьмам и колдунам. Этот этап позволяет закончить игру на победной ноте, так как ведущий объявляет ведьм — после выполнения заданий — перевоспитанными и желает всем мирного сосуществования а своем городе. Эту игру можно применять не только на Неделе психологии, но и во время любых развивавших занятии с учащимися. Автор: Медведская С.Ф., психолог сш №5, г. Полоцк [1] [2] [3] [4] |