Мониторинг готовности к школе | Обучение и развитие детей

Мониторинг готовности к школе

На главную Младший школьный возраст Готовность к школе Мониторинг готовности к школе
Мониторинг готовности к школе
Младший школьный возраст — Готовность к школе

1. Готовность к школе как объект психолого-педагогического мониторинга

Впервые проблема психолого-педагогического мониторинга готовности детей к началу школьного обучения обозначилась в конце 40-х гг. прошлого столетия, когда было принято решение о переходе к обучению детей с 7-летнего возраста (ранее обучение начиналось в 8 лет). Затем уже в 1983 г. после решения об обучении детей с 6 лет снова стал актуальным вопрос об оценке «школьной зрелости» ребенка, сформированности предпосылок учебной деятельности. В современном образовании мониторинг готовности к школе является задачей не только школы, но и дошкольных образовательных учреждений.

В новых федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривается создание системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы, которая должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей.

Для успешного вхождения дошкольника в образовательное пространство школы существенное значение играют достигнутые им к этому моменту результаты психосоциального развития, которые выполняют роль предпосылок для последующего освоения учебной деятельности, становятся базой для формирования возрастно-психологических новообразований младшего школьника, его успешной социализации. В этот переходный момент психолого-педагогический мониторинг позволяет оценить стартовые возможности первоклассников, с тем чтобы на основе полученной информации организовать психолого-педагогическое сопровождение, своевременно выявить проблемы развития ребенка, которые могут потребовать психолого-педагогической коррекции. Данные мониторинга являются важными для определения программы обучения, потребности в дифференцированном обучении, осуществлении индивидуального подхода, коррекционно-развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и школьной дезадаптации.

По мнению А. И. Адамского, образовательные результаты дошкольного образования следует рассматривать как «личностные» образовательные результаты, отражающие развитие дошкольников, и уже в более специальном значении — как «готовность» детей к школьному образованию. Такой подход значительно расширяет спектр охватываемых психолого-педагогическим мониторингом характеристик. Перечислим особенности развития личности дошкольника, которые важны для его вхождения в образовательное пространство школы и представляют интерес для психолого-педагогического мониторинга.

Основным результатом дошкольного образования является развитие личности дошкольников, включающее способности познания, творчества, самостоятельного действия, морального выбора. Особое значение приобретает освоение универсальных действий (способов) ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника средств, которые в отличие от знаний, умений и навыков имеют непреходящее значение для всей человеческой жизни.

В дошкольном возрасте складываются важнейшие способности и характеристики качеств личности, которые в дальнейшем будут выступать основой для осмысленной продуктивной деятельности и взаимодействия с социальным окружением:

—творческие способности, отражающие общее отношение ребенка к окружающему миру как к объекту преобразования и открытия, которые проявляются в игре, конструировании, рисовании, художественных видах деятельности, в оригинальности замысла, фантазии

и воображении, нестандартности решений;

—любознательность, познавательная активность, исследовательский интерес, имеющие непосредственное отношение к формированию содержательной учебно-познавательной мотивации. Эти качества личности

дошкольника проявляются в многочисленных вопросах, самостоятельных попытках найти объяснение природным и социальным явлениям, склонности проводить опыты, экспериментировать, наблюдать;

—инициативность (самостоятельность, свобода, независимость), которая проявляется в игровой деятельности и общении, в конструировании, рисовании, лепке, в решении элементарных социальных и бытовых задач в том, насколько ребенок способен самостоятельно организовать свою деятельность, выбрать род занятий и партнеров, инициировать и воплотить свой замысел в реальную ситуацию;

—социальный интеллект, социально-психологическая компетентность, которые проявляются в способности взаимодействовать и соорганизовываться с другими людьми, понимать их эмоции и чувства, разрешать конфликтные ситуации, выстраивать продуктивные отношения, быть открытым, доброжелательным, уважительно относиться к другому человеку, уметь регулировать свои эмоции и т. д.;

—позитивный образ «Я», положительное самоотношение, восприятие своих достоинств, уверенность в собственных силах;

—ответственность, способность организовывать себя и свою деятельность в соответствии с принятым решением, понимание последствий собственных действий;

—произвольность психических процессов, волевая регуляция поведения, способность осознанно следовать правилам.

«Готовность к школе» представляет собой главный итог (результат) дошкольного образования и необходимое условие вхождения ребенка в школьную жизнь. Она должна рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую, личностную, интеллектуальную виды готовности (отметим, что разные авторы могут выделять в структуре готовности большее число компонентов, но указанные выше присутствуют во всех моделях).

Физическая готовность ребенка к школе характеризуется через его состояние здоровья, определенный уровень морфофункциональной зрелости организма, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности его «тонкой моторики», физическую и умственную работоспособность.

Личностная готовность — это сформированность определенного уровня произвольности поведения, общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной); социально-психологические качества личности ребенка — активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе.

Интеллектуальная готовность представляет собой необходимый для продуктивного включения в учебную деятельность уровень развития различных видов мышления, воображения, внимания, памяти, речи, в том числе таких форм, как наглядно-образное, наглядно-схематическое, словесно-логическое мышления, овладение умственными действиями и операциями. Кроме того, интеллектуальная готовность предполагает наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе.

К перечисленным видам готовности необходимо прибавить мотивационную готовность — желание ребенка учиться, познавать, проявлять свою любознательность и умственную активность, которое соединяется с формирующимся к концу дошкольного детства желанием «взрослости», когда ребенок стремится к новому социальному статусу «школьника».

Большинство авторов в качестве основной причины так называемой неготовности ребенка к школе считают «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), то есть несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения» (И. В. Дубровина).

Соответственно выделяется несколько вариантов школьной незрелости:

— низкий уровень развития отдельных функций или групп функций: от несформированности зрительно-моторных координаций, проблем развития мелкой моторики до незрелости логических форм мышления;

— низкий уровень развития мотивационно-волевой сферы, в том числе недостаточное развитие произвольности функций, начиная с проблем произвольного внимания и запоминания и кончая проблемами произвольной регуляции поведения;

— низкий уровень социальной зрелости, то есть несформированность «внутренней позиции школьника», наличие коммуникативных проблем (трудности общения) и т. п.

2. Содержание и инструментарий психолого-педагогического мониторинга на этапе перехода «дошкольное образование — первый класс»

Мониторинг готовности ребенка к школьному обучению требует участия нескольких специалистов (педагога, психолога, медицинского работника). Психологическая готовность определяется путем оценки уровня психического, личностного и деятельностного развития, который проявляется в сформированности у ребенка необходимых предпосылок для включения в учебную деятельность, построения отношений в новом для него коллективе сверстников и с учителями, освоения содержания образования. О готовности ребенка могут свидетельствовать познавательная самостоятельность, инициативность, направленность на овладение широким кругом умений из разных сфер деятельности (движения, игра, общение, изобразительная деятельность, конструирование, учение, произвольное управление самим собой и др.). Оценка готовности к школе является комплексной. Результаты психологической диагностики должны соотноситься с результатами педагогического мониторинга, отражающего уровень сформированности у ребенка представлений об окружающем мире, обеспечивающих исходную ориентацию в действительности, начальных математических представлений, необходимых для полноценного общения речевых умений, готовности к освоению грамоты.

На основе данных мониторинга разрабатываются рекомендации для педагогов и родителей по оптимальной поддержке детей в начале обучения в школе, а также фиксируются «стартовые» учебные возможности первоклассников. Данные стартового мониторинга об уровне готовности первоклассников к школьному обучению являются объективной информацией для оценки эффективности работы учителей начальной школы и принятия обоснованных решений, связанных с обеспечением качества школьного образования.

В опоре на понимание сущности готовности к школьному обучению возможны разные варианты инструментария, при разработке которого могут использоваться авторские методики и материалы, материалы эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, а также материалы международных сравнительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS).

Необходимо помнить, что продуктивность мониторинга связана с определением оптимального набора показателей, позволяющих осуществлять надежный прогноз успешности обучения первоклассника в начальной школе, а также выстраивать индивидуальную программу психолого-педагогической поддержки ребенка в начале обучения в школе.

Все показатели подразделяются на два блока:

—показатели готовности первоклассников к обучению в школе;

—контекстные показатели, связанные с индивидуальными особенностями учащихся, спецификой учебного процесса, особенностями класса и образовательного учреждения, характеристиками семей учащихся.

В свою очередь показатели готовности первоклассников к обучению в школе делятся на три группы.

Первая группа показателей относится к рассмотрению общего развития ребенка и включает определение психофизиологической и интеллектуальной зрелости, сформированности предпосылок овладения грамотой и математикой (то есть конкретных механизмов, обеспечивающих усвоение школьной программы), а также наличие у ребенка учебных навыков, полученных до школы.

Вторая группа показателей относится к внутриличностным особенностям детей и позволяет выделить базовые отношения ребенка к самому себе и ситуации школьного обучения, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми. К этой группе относятся личностная, социальная, эмоциональная зрелость. Индивидуально-психологические особенности ребенка, определяемые в этом блоке, реализуются в индивидуальной стратегии преодоления трудностей (реакции на вызовы социального окружения и внешнего мира). Полученные данные могут учитываться учителями при формировании отношений учащихся в коллективе.

Третья группа показателей (дополнительная) характеризует адаптационные ресурсы ребенка: здоровье первоклассника, семью как ресурс школьной успешности ребенка и цену адаптации.

Совокупность предложенных показателей позволяет провести системный анализ факторов, влияющих на успешность вхождения ребенка в школьное обучение и особенности протекания адаптационного процесса. После проведения обследования в образовательном учреждении и обработки полученных данных формируется профиль готовности первоклассника (каждого ученика) к обучению в школе и профиль готовности класса в целом.

Профиль готовности первоклассника к обучению в школе характеризует развитость важнейших сфер личности и «контекстных» особенностей социальной ситуации развития (ниже приводятся диагностически значимые характеристики и возможные методики оценки):

1.Познавательная сфера: — тест «Рисунок человека»; — тест «Графический диктант»; — тест «Образец и правило»; — тест «Первая буква»; — общая успешность в 4-х тестах; — навыки чтения, письма, счета.

2.Индивидуально-личностные особенности ребенка: — мотивация;

усвоение норм поведения в школе; —

успешность функционирования в роли ученика; — взаимодействие со сверстниками; —

эмоциональная стабильность (тревожность); —

эмоциональное благополучие.

3.Семья как ресурс адаптации первоклассника:

подготовка к школе в семье;

установки родителей по отношению к школьному обучению;

условия ребенка в семье для обучения; —

помощь ребенку в обучении;

цена адаптации ребенка к школе (по А. И. Адамскому,

2009).

В качестве примера отечественного подхода к мониторингу готовности к школьному обучению приведем инструментарий, подготовленный под руководством Г. С. Ковалевой с сайта http:// centeroko.ru/index.htm Центра оценки качества образования РАО, а также материал Сетевой инновационной площадки Открытого института «Развивающее образование» МАРО, подготовленный под руководством А. Б. Воронцова. Мониторинг включает несколько блоков оценки.

1. Уровень развития предпосылок учебной деятельности

Предмет исследования

Метод исследования

Источники

— умение ориенти-

«Графический дик-

Вьюнова Н. И., Тем-

роваться на систему

тант» (фронтально)

нова Л. В. Психоло-

требований;

Д. Б. Эльконина

гическая готовность

— умение действовать

 

ребенка к обучению в

по правилу;

«Образец и правило»

школе. М., 2003.

— произвольность;

(фронтально)

Готовность детей к

— уровень развития

А. Л. Венгера

школе / под ред.

общения со сверстниками;

 

В. И. Слободчикова.

 

«Лесенка» (Т. В. Дембо,

Томск: Пеленг, 1992

— уровень самооценки

С. Я. Рубинштейн)

 

2. Определение типа ситуации психического развития ребенка (отношение к взрослому и к учебной задаче)

Предмет исследования

Метод исследования

Источники

— определение типа отношения ребенка к учебному заданию

Метод наблюдения за детьми в процессе учебной работы и вне-учебных ситуациях (отношение к оставленным учителем задачам, отношение к учителю и его требованиям, отношение к сверстникам); «Раскраска» (фронтально);

«Колдун» (с целью выделения «группы риска»);

«Зеркало» (индивидуально с целью уточнения типа отношения ребенка к учебному заданию)

Готовность детей к школе / под ред. В. И. Слободчикова. Томск: Пеленг, 1992.

— мотивационная сфера

Определение мотивов учения (М. Г. Гинзбург)

 

— определение «внутренней позиции»

«Беседа о школе» Т. А. Нежновой

 

3. Уровень развития познавательной сферы

Предмет исследования

Метод исследования

Источники

— актуальный

«Рисунок человека»

Готовность детей к

уровень развития

(фронтально);

школе / под ред.

наглядно-образного

«Лабиринт»

В. И. Слободчикова.

мышления;

 

Томск: Пеленг, 1992

— умение пользоваться схемами

 

 

и условными изобра-

 

 

жениями, простран-

 

 

ственная

 

 

ориентировка

 

 

— развитие воображения

«Несуществующее животное»

 

— развитие произ-

«Домик» (Н. И. Гут-

 

вольного внимания

кина)

 

Как отмечают Н. Я. Семаго и М. М. Семаго, проблема готовности ребенка и в целом детской популяции к началу школьного обучения рассматривалась в течение последнего десятилетия практически всеми авторами, работающими в «детстве».

Программы мониторинга готовности к школьному обучению существуют во множестве модификаций. Их, как правило, отличают: минимизация длительности обследования, неполнота исследования необходимых компонентов развития ребенка, «технологическая» доступность для специалистов, не имеющих большого опыта.

Показатели готовности ребенка к школе, по которым осуществляется мониторинг во многих, достаточно схожих по своей сути, программах, следующие: социально-коммуникативный, мотивацион-но-потребностный, произвольной регуляции собственной деятельности, интеллектуальный, речевой.

Среди разнообразных программ есть наиболее содержательная и цельная группа, представленная диагностическими программами, имеющими четкие, концептуально оформленные диагностические методы. К ним в первую очередь относятся программа И. В. Дубровиной (1995), основной составляющей которой является программа Н. И. Гуткиной (1996), программа под редакцией Д. Б. Эльконина и его сотрудников (1988), психодиагностический комплекс Л. И. Переслени, Е. М. Мастюковой (1996), тест П. Кеэса (Лидерс, Колесников, 1992), комплекс Е. Екжановой (1998), который хоть и ориентирован на детей первого класса, но может быть правомерно использован и в подготовительных группах детского сада, и некоторые другие. Из зарубежных хорошо зарекомендовали себя диагностическая программа Г. Витцла-ка (Лидерс, 1992) и тест Керна-Йирасека (Й. Шванцара и др., 1978).

В то же время большинство диагностических программ отличается перегруженностью (от 10 до 50 методик и тестов) и одновременной неясностью теоретико-методологических оснований критериально-диагностического комплекса.

Н. Я. Семаго и М. М. Семаго подчеркивают, что вопрос определения готовности ребенка к школе не должен решаться в бинарной плоскости (готов — не готов). Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка на этапе вхождения в школьную жизнь требуют как скрининговых исследований (компактных, малозатратных по времени и охватывающих большую группу дошкольников), так и углубленного обследования каждого ребенка, нуждающегося в психолого-педагогической помощи или коррекции.

3. Готовность к школе как объект федерального и международного мониторинга

Готовность к школе как предпосылка успешности обучения младшего школьника является объектом мониторинга федерального уровня, что весьма актуально в условиях внедрения новых стандартов дошкольного образования. Самое известное на данный момент исследование готовности детей к школе проводилось РАО в 2007-2010 гг. и охватило 15 регионов страны.

Для оценки развития познавательной сферы первоклассников использовались методики:

—«Рисунок человека» (чем детальнее и подробнее рисунок, тем выше общее развитие ребенка);

—«Графический диктант» (следование инструкции, умение самому продолжить узор, например, счет от 1 до нужного числа и т. д.);

—«Образец и правило» (умение самостоятельно работать по предложенному образцу в рамках дополнительно заданного правила (например, соединить фигуру по точкам));

—«Первая буква» (выбрать картинку с заданной буквой; для проверки фонематического слуха и правильного восприятия первоклассниками речи учителя; выявляет готовность к овладению грамотой).

Также оценивались мотивация к учебе, личностная, социальная и эмоциональная зрелость

(См. Г. С. Ковалева, О. В. Даниленко, И. В. Ермакова, Н. В. Нур-минская, Н. В. Гапонова, Е. И. Давыдова. О первоклассниках (по результатам исследований готовности первоклассников к обучению в школе). 2011. Режим доступа: http://www.centeroko.ru/public.htm)

В то же время российские исследования готовности к школе отличаются преимущественным использованием авторских методик, что во многом затрудняет их массовое использование и не позволяет измерить индивидуальный прогресс ребенка по окончании этапа обучения. Мало данных также по обоснованию качества психолого-педагогических измерений (валидность, надежность).

Среди современных программ мониторинга готовности к школьному обучению новым для России является международный проект мониторинга готовности к школе «The International Performance Indicators in Primary Schools project (iPIPS)», разработанный в соответствии с последними достижениями мировой тестологической науки, который представляет собой стандартизированный инструмент с доказанными психометрическими свойствами и валидностью (на английской выборке). iPIPS — это признанный в мире инструмент мониторинга готовности ребенка к обучению в школе и его индивидуального прогресса в течение первого года обучения, разработанный Центром оценивания и мониторинга британского Университета Дарема в 1994 г. и с тех пор непрерывно совершенствуемый. Исследование iPIPS ранее охватывало в основном англоязычные страны (Англия, Австралия, Гонконг, Новая Зеландия, ОАЭ, Шотландия). В 2013 г. в число участников iPIPS влилась и Россия. В качестве пилотов проекта выступают также Германия, Нидерланды, Словения и др.

iPIPS позволяет получить индивидуальную информацию о прогрессе за первый год обучения, поскольку исследование проходит в два этапа: на входе в обучение и по окончании первого класса. Тестирование проводится в мягкой игровой форме, не создает стрессовой ситуации. Интервьюеры проходят специальную подготовку. С ними предварительно проговариваются возможные ситуации (ребенок может внезапно замкнуться, перестать отвечать на вопросы, ему просто может не понравиться интервьюер) и подбираются способы их решения. Учитывая потенциальную разницу в уровне знаний ребят, исследование проводится в индивидуальном адаптивном режиме. Если какое-то задание не получается, интервьюер предлагает ребенку перейти к следующему и т. д. Всего процедура диагностики одного ребенка занимает 20-30 мин.

Что касается объекта мониторинга, то iPIPS позволяет изучать как когнитивные, так и некогнитивные навыки ребенка, включая умение решать математические задачи, демонстрировать навыки чтения и письма, словарный запас, а также выражать свое отношение к различным формам активности.

Полученные данные интерпретируются в рамках трех подходов: нормативно-ориентированного, индивидуально-ориентированного и критериально-ориентированного. Все эти подходы предполагают построение привычной стобалльной шкалы результатов. В нормативно-ориентированном подходе результат каждого участника интерпретируется в зависимости от всей совокупности участников тестирования. Индивидуально-ориентированный подход предполагает оценку прогресса ребенка за определенный период времени. В рамках критериально-ориентированной оценки на основании баллов и установленных пороговых оценок делается вывод о качественном уровне, которого достиг ребенок.

В целях индивидуальной диагностики инструментарий iPIPS может использоваться учителями и школьными психологами, прошедшими предварительную подготовку.

Первый этап апробации исследования iPIPS в России прошел в Великом Новгороде и Новгородской области в 2013 г. В этом регионе в тот период насчитывалось порядка шести тысяч первоклассников, поэтому, чтобы обеспечить репрезентативную выборку по населенным пунктам и типам школ, для участия в исследовании был отобран 331 ребенок (5% от общего числа учащихся первого класса).

В результате апробации инструментария исследования iPIPS организаторы исследования пришли к выводу, что он может использоваться для анализа образовательной системы (муниципальной, региональной). В этом случае потребуется репрезентативная выборка и приглашение внешних независимых экспертов, что позволит получить более точное и непредвзятое представление о факторах, влияющих на прогресс детей в регионе, и понять, каким образом обеспечить наиболее эффективное повышение квалификации педагогов.

Резюме

В новых федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривается создание системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы, которая должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей.

Для успешного вхождения дошкольника в образовательное пространство школы существенное значение играют достигнутые им к этому моменту результаты психосоциального развития, которые выполняют роль предпосылок для последующего освоения учебной деятельности, становятся базой для формирования возрастно-психологических новообразований младшего школьника, его успешной социализации. В этот переходный момент необходим психолого-педагогический мониторинг, позволяющий оценить стартовые возможности первоклассников, с тем чтобы на основе полученной информации организовать психолого-педагогическое сопровождение, своевременно выявить проблемы развития ребенка, которые могут потребовать психолого-педагогической коррекции.

Мониторинг готовности ребенка к школьному обучению требует участия нескольких специалистов (педагога, психолога, медицинского работника). Психологическая готовность определяется путем оценки уровня психического, личностного и деятельностного развития, который проявляется в сформированности у ребенка необходимых предпосылок для включения в учебную деятельность, построения отношений в новом для него коллективе сверстников и с учителями, освоения содержания образования. Показатели готовности ребенка к школе, по которым осуществляется мониторинг во многих, достаточно схожих по своей сути, программах, следующие: социально-коммуникативный, мотивационно-потребностный, произвольной регуляции собственной деятельности, интеллектуальный, речевой. В опоре на понимание сущности готовности к школьному обучению возможны разные варианты инструментария, при разработке которого могут использоваться авторские методики и материалы, материалы эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, а также материалы международных сравнительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS).

Готовность к школе как предпосылка успешности обучения младшего школьника важна для оценки системы дошкольного образования, поэтому она является предметом мониторинга федерального уровня. В настоящее время идет поиск эффективных способов и средств осуществления данного вида мониторинга, в том числе с использованием зарубежного опыта.

Вопросы для самопроверки

1.Из чего складывается готовность к школьному обучению, каковы ее основные составляющие?

2.Охарактеризуйте критерии и показатели оценки готовности к школе.

3.Каковы требования ФГОС к образовательным результатам выпускников дошкольных учреждений?

4.Охарактеризуйте диагностические средства, которые могут использоваться для оценки готовности ребенка к школе.

5.В чем состоит специфика международного мониторингового исследования готовности к школе iPIPS по сравнению с традиционно используемыми в отечественной практике программами?

Источник: Е. Г. Белякова, Т. А. Строкова. Психолого-педагогический мониторинг: учебное пособие. Электронное издание. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. 240 с.