Мониторинг готовности к школе
На главную Младший школьный возраст Готовность к школе Мониторинг готовности к школе
Мониторинг готовности к школе |
Младший школьный возраст — Готовность к школе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Готовность к школе как объект психолого-педагогического мониторингаВпервые проблема психолого-педагогического мониторинга готовности детей к началу школьного обучения обозначилась в конце 40-х гг. прошлого столетия, когда было принято решение о переходе к обучению детей с 7-летнего возраста (ранее обучение начиналось в 8 лет). Затем уже в 1983 г. после решения об обучении детей с 6 лет снова стал актуальным вопрос об оценке «школьной зрелости» ребенка, сформированности предпосылок учебной деятельности. В современном образовании мониторинг готовности к школе является задачей не только школы, но и дошкольных образовательных учреждений.В новых федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривается создание системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы, которая должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей. Для успешного вхождения дошкольника в образовательное пространство школы существенное значение играют достигнутые им к этому моменту результаты психосоциального развития, которые выполняют роль предпосылок для последующего освоения учебной деятельности, становятся базой для формирования возрастно-психологических новообразований младшего школьника, его успешной социализации. В этот переходный момент психолого-педагогический мониторинг позволяет оценить стартовые возможности первоклассников, с тем чтобы на основе полученной информации организовать психолого-педагогическое сопровождение, своевременно выявить проблемы развития ребенка, которые могут потребовать психолого-педагогической коррекции. Данные мониторинга являются важными для определения программы обучения, потребности в дифференцированном обучении, осуществлении индивидуального подхода, коррекционно-развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и школьной дезадаптации. По мнению А. И. Адамского, образовательные результаты дошкольного образования следует рассматривать как «личностные» образовательные результаты, отражающие развитие дошкольников, и уже в более специальном значении — как «готовность» детей к школьному образованию. Такой подход значительно расширяет спектр охватываемых психолого-педагогическим мониторингом характеристик. Перечислим особенности развития личности дошкольника, которые важны для его вхождения в образовательное пространство школы и представляют интерес для психолого-педагогического мониторинга. Основным результатом дошкольного образования является развитие личности дошкольников, включающее способности познания, творчества, самостоятельного действия, морального выбора. Особое значение приобретает освоение универсальных действий (способов) ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника средств, которые в отличие от знаний, умений и навыков имеют непреходящее значение для всей человеческой жизни. В дошкольном возрасте складываются важнейшие способности и характеристики качеств личности, которые в дальнейшем будут выступать основой для осмысленной продуктивной деятельности и взаимодействия с социальным окружением: —творческие способности, отражающие общее отношение ребенка к окружающему миру как к объекту преобразования и открытия, которые проявляются в игре, конструировании, рисовании, художественных видах деятельности, в оригинальности замысла, фантазии и воображении, нестандартности решений; —любознательность, познавательная активность, исследовательский интерес, имеющие непосредственное отношение к формированию содержательной учебно-познавательной мотивации. Эти качества личности дошкольника проявляются в многочисленных вопросах, самостоятельных попытках найти объяснение природным и социальным явлениям, склонности проводить опыты, экспериментировать, наблюдать; —инициативность (самостоятельность, свобода, независимость), которая проявляется в игровой деятельности и общении, в конструировании, рисовании, лепке, в решении элементарных социальных и бытовых задач в том, насколько ребенок способен самостоятельно организовать свою деятельность, выбрать род занятий и партнеров, инициировать и воплотить свой замысел в реальную ситуацию; —социальный интеллект, социально-психологическая компетентность, которые проявляются в способности взаимодействовать и соорганизовываться с другими людьми, понимать их эмоции и чувства, разрешать конфликтные ситуации, выстраивать продуктивные отношения, быть открытым, доброжелательным, уважительно относиться к другому человеку, уметь регулировать свои эмоции и т. д.; —позитивный образ «Я», положительное самоотношение, восприятие своих достоинств, уверенность в собственных силах; —ответственность, способность организовывать себя и свою деятельность в соответствии с принятым решением, понимание последствий собственных действий; —произвольность психических процессов, волевая регуляция поведения, способность осознанно следовать правилам. «Готовность к школе» представляет собой главный итог (результат) дошкольного образования и необходимое условие вхождения ребенка в школьную жизнь. Она должна рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую, личностную, интеллектуальную виды готовности (отметим, что разные авторы могут выделять в структуре готовности большее число компонентов, но указанные выше присутствуют во всех моделях). Физическая готовность ребенка к школе характеризуется через его состояние здоровья, определенный уровень морфофункциональной зрелости организма, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности его «тонкой моторики», физическую и умственную работоспособность. Личностная готовность — это сформированность определенного уровня произвольности поведения, общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной); социально-психологические качества личности ребенка — активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе. Интеллектуальная готовность представляет собой необходимый для продуктивного включения в учебную деятельность уровень развития различных видов мышления, воображения, внимания, памяти, речи, в том числе таких форм, как наглядно-образное, наглядно-схематическое, словесно-логическое мышления, овладение умственными действиями и операциями. Кроме того, интеллектуальная готовность предполагает наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе. К перечисленным видам готовности необходимо прибавить мотивационную готовность — желание ребенка учиться, познавать, проявлять свою любознательность и умственную активность, которое соединяется с формирующимся к концу дошкольного детства желанием «взрослости», когда ребенок стремится к новому социальному статусу «школьника». Большинство авторов в качестве основной причины так называемой неготовности ребенка к школе считают «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), то есть несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения» (И. В. Дубровина). Соответственно выделяется несколько вариантов школьной незрелости: низкий уровень развития отдельных функций или групп функций: от несформированности зрительно-моторных координаций, проблем развития мелкой моторики до незрелости логических форм мышления; низкий уровень развития мотивационно-волевой сферы, в том числе недостаточное развитие произвольности функций, начиная с проблем произвольного внимания и запоминания и кончая проблемами произвольной регуляции поведения; низкий уровень социальной зрелости, то есть несформированность «внутренней позиции школьника», наличие коммуникативных проблем (трудности общения) и т. п. 2. Содержание и инструментарий психолого-педагогического мониторинга на этапе перехода «дошкольное образование — первый класс»Мониторинг готовности ребенка к школьному обучению требует участия нескольких специалистов (педагога, психолога, медицинского работника). Психологическая готовность определяется путем оценки уровня психического, личностного и деятельностного развития, который проявляется в сформированности у ребенка необходимых предпосылок для включения в учебную деятельность, построения отношений в новом для него коллективе сверстников и с учителями, освоения содержания образования. О готовности ребенка могут свидетельствовать познавательная самостоятельность, инициативность, направленность на овладение широким кругом умений из разных сфер деятельности (движения, игра, общение, изобразительная деятельность, конструирование, учение, произвольное управление самим собой и др.). Оценка готовности к школе является комплексной. Результаты психологической диагностики должны соотноситься с результатами педагогического мониторинга, отражающего уровень сформированности у ребенка представлений об окружающем мире, обеспечивающих исходную ориентацию в действительности, начальных математических представлений, необходимых для полноценного общения речевых умений, готовности к освоению грамоты.На основе данных мониторинга разрабатываются рекомендации для педагогов и родителей по оптимальной поддержке детей в начале обучения в школе, а также фиксируются «стартовые» учебные возможности первоклассников. Данные стартового мониторинга об уровне готовности первоклассников к школьному обучению являются объективной информацией для оценки эффективности работы учителей начальной школы и принятия обоснованных решений, связанных с обеспечением качества школьного образования. В опоре на понимание сущности готовности к школьному обучению возможны разные варианты инструментария, при разработке которого могут использоваться авторские методики и материалы, материалы эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, а также материалы международных сравнительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS). Необходимо помнить, что продуктивность мониторинга связана с определением оптимального набора показателей, позволяющих осуществлять надежный прогноз успешности обучения первоклассника в начальной школе, а также выстраивать индивидуальную программу психолого-педагогической поддержки ребенка в начале обучения в школе. Все показатели подразделяются на два блока: —показатели готовности первоклассников к обучению в школе; —контекстные показатели, связанные с индивидуальными особенностями учащихся, спецификой учебного процесса, особенностями класса и образовательного учреждения, характеристиками семей учащихся. В свою очередь показатели готовности первоклассников к обучению в школе делятся на три группы. Первая группа показателей относится к рассмотрению общего развития ребенка и включает определение психофизиологической и интеллектуальной зрелости, сформированности предпосылок овладения грамотой и математикой (то есть конкретных механизмов, обеспечивающих усвоение школьной программы), а также наличие у ребенка учебных навыков, полученных до школы. Вторая группа показателей относится к внутриличностным особенностям детей и позволяет выделить базовые отношения ребенка к самому себе и ситуации школьного обучения, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми. К этой группе относятся личностная, социальная, эмоциональная зрелость. Индивидуально-психологические особенности ребенка, определяемые в этом блоке, реализуются в индивидуальной стратегии преодоления трудностей (реакции на вызовы социального окружения и внешнего мира). Полученные данные могут учитываться учителями при формировании отношений учащихся в коллективе. Третья группа показателей (дополнительная) характеризует адаптационные ресурсы ребенка: здоровье первоклассника, семью как ресурс школьной успешности ребенка и цену адаптации. Совокупность предложенных показателей позволяет провести системный анализ факторов, влияющих на успешность вхождения ребенка в школьное обучение и особенности протекания адаптационного процесса. После проведения обследования в образовательном учреждении и обработки полученных данных формируется профиль готовности первоклассника (каждого ученика) к обучению в школе и профиль готовности класса в целом. Профиль готовности первоклассника к обучению в школе характеризует развитость важнейших сфер личности и «контекстных» особенностей социальной ситуации развития (ниже приводятся диагностически значимые характеристики и возможные методики оценки): 1.Познавательная сфера: тест «Рисунок человека»; тест «Графический диктант»; тест «Образец и правило»; тест «Первая буква»; общая успешность в 4-х тестах; навыки чтения, письма, счета. 2.Индивидуально-личностные особенности ребенка: мотивация; усвоение норм поведения в школе; успешность функционирования в роли ученика; взаимодействие со сверстниками; эмоциональная стабильность (тревожность); эмоциональное благополучие. 3.Семья как ресурс адаптации первоклассника: подготовка к школе в семье; установки родителей по отношению к школьному обучению; условия ребенка в семье для обучения; помощь ребенку в обучении; цена адаптации ребенка к школе (по А. И. Адамскому, 2009). В качестве примера отечественного подхода к мониторингу готовности к школьному обучению приведем инструментарий, подготовленный под руководством Г. С. Ковалевой с сайта http:// centeroko.ru/index.htm Центра оценки качества образования РАО, а также материал Сетевой инновационной площадки Открытого института «Развивающее образование» МАРО, подготовленный под руководством А. Б. Воронцова. Мониторинг включает несколько блоков оценки. 1. Уровень развития предпосылок учебной деятельности
Программы мониторинга готовности к школьному обучению существуют во множестве модификаций. Их, как правило, отличают: минимизация длительности обследования, неполнота исследования необходимых компонентов развития ребенка, «технологическая» доступность для специалистов, не имеющих большого опыта. Показатели готовности ребенка к школе, по которым осуществляется мониторинг во многих, достаточно схожих по своей сути, программах, следующие: социально-коммуникативный, мотивацион-но-потребностный, произвольной регуляции собственной деятельности, интеллектуальный, речевой. Среди разнообразных программ есть наиболее содержательная и цельная группа, представленная диагностическими программами, имеющими четкие, концептуально оформленные диагностические методы. К ним в первую очередь относятся программа И. В. Дубровиной (1995), основной составляющей которой является программа Н. И. Гуткиной (1996), программа под редакцией Д. Б. Эльконина и его сотрудников (1988), психодиагностический комплекс Л. И. Переслени, Е. М. Мастюковой (1996), тест П. Кеэса (Лидерс, Колесников, 1992), комплекс Е. Екжановой (1998), который хоть и ориентирован на детей первого класса, но может быть правомерно использован и в подготовительных группах детского сада, и некоторые другие. Из зарубежных хорошо зарекомендовали себя диагностическая программа Г. Витцла-ка (Лидерс, 1992) и тест Керна-Йирасека (Й. Шванцара и др., 1978). В то же время большинство диагностических программ отличается перегруженностью (от 10 до 50 методик и тестов) и одновременной неясностью теоретико-методологических оснований критериально-диагностического комплекса. Н. Я. Семаго и М. М. Семаго подчеркивают, что вопрос определения готовности ребенка к школе не должен решаться в бинарной плоскости (готов — не готов). Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка на этапе вхождения в школьную жизнь требуют как скрининговых исследований (компактных, малозатратных по времени и охватывающих большую группу дошкольников), так и углубленного обследования каждого ребенка, нуждающегося в психолого-педагогической помощи или коррекции. 3. Готовность к школе как объект федерального и международного мониторингаГотовность к школе как предпосылка успешности обучения младшего школьника является объектом мониторинга федерального уровня, что весьма актуально в условиях внедрения новых стандартов дошкольного образования. Самое известное на данный момент исследование готовности детей к школе проводилось РАО в 2007-2010 гг. и охватило 15 регионов страны.Для оценки развития познавательной сферы первоклассников использовались методики: —«Рисунок человека» (чем детальнее и подробнее рисунок, тем выше общее развитие ребенка); —«Графический диктант» (следование инструкции, умение самому продолжить узор, например, счет от 1 до нужного числа и т. д.); —«Образец и правило» (умение самостоятельно работать по предложенному образцу в рамках дополнительно заданного правила (например, соединить фигуру по точкам)); —«Первая буква» (выбрать картинку с заданной буквой; для проверки фонематического слуха и правильного восприятия первоклассниками речи учителя; выявляет готовность к овладению грамотой). Также оценивались мотивация к учебе, личностная, социальная и эмоциональная зрелость (См. Г. С. Ковалева, О. В. Даниленко, И. В. Ермакова, Н. В. Нур-минская, Н. В. Гапонова, Е. И. Давыдова. О первоклассниках (по результатам исследований готовности первоклассников к обучению в школе). 2011. Режим доступа: http://www.centeroko.ru/public.htm) В то же время российские исследования готовности к школе отличаются преимущественным использованием авторских методик, что во многом затрудняет их массовое использование и не позволяет измерить индивидуальный прогресс ребенка по окончании этапа обучения. Мало данных также по обоснованию качества психолого-педагогических измерений (валидность, надежность). Среди современных программ мониторинга готовности к школьному обучению новым для России является международный проект мониторинга готовности к школе «The International Performance Indicators in Primary Schools project (iPIPS)», разработанный в соответствии с последними достижениями мировой тестологической науки, который представляет собой стандартизированный инструмент с доказанными психометрическими свойствами и валидностью (на английской выборке). iPIPS — это признанный в мире инструмент мониторинга готовности ребенка к обучению в школе и его индивидуального прогресса в течение первого года обучения, разработанный Центром оценивания и мониторинга британского Университета Дарема в 1994 г. и с тех пор непрерывно совершенствуемый. Исследование iPIPS ранее охватывало в основном англоязычные страны (Англия, Австралия, Гонконг, Новая Зеландия, ОАЭ, Шотландия). В 2013 г. в число участников iPIPS влилась и Россия. В качестве пилотов проекта выступают также Германия, Нидерланды, Словения и др. iPIPS позволяет получить индивидуальную информацию о прогрессе за первый год обучения, поскольку исследование проходит в два этапа: на входе в обучение и по окончании первого класса. Тестирование проводится в мягкой игровой форме, не создает стрессовой ситуации. Интервьюеры проходят специальную подготовку. С ними предварительно проговариваются возможные ситуации (ребенок может внезапно замкнуться, перестать отвечать на вопросы, ему просто может не понравиться интервьюер) и подбираются способы их решения. Учитывая потенциальную разницу в уровне знаний ребят, исследование проводится в индивидуальном адаптивном режиме. Если какое-то задание не получается, интервьюер предлагает ребенку перейти к следующему и т. д. Всего процедура диагностики одного ребенка занимает 20-30 мин. Что касается объекта мониторинга, то iPIPS позволяет изучать как когнитивные, так и некогнитивные навыки ребенка, включая умение решать математические задачи, демонстрировать навыки чтения и письма, словарный запас, а также выражать свое отношение к различным формам активности. Полученные данные интерпретируются в рамках трех подходов: нормативно-ориентированного, индивидуально-ориентированного и критериально-ориентированного. Все эти подходы предполагают построение привычной стобалльной шкалы результатов. В нормативно-ориентированном подходе результат каждого участника интерпретируется в зависимости от всей совокупности участников тестирования. Индивидуально-ориентированный подход предполагает оценку прогресса ребенка за определенный период времени. В рамках критериально-ориентированной оценки на основании баллов и установленных пороговых оценок делается вывод о качественном уровне, которого достиг ребенок. В целях индивидуальной диагностики инструментарий iPIPS может использоваться учителями и школьными психологами, прошедшими предварительную подготовку. Первый этап апробации исследования iPIPS в России прошел в Великом Новгороде и Новгородской области в 2013 г. В этом регионе в тот период насчитывалось порядка шести тысяч первоклассников, поэтому, чтобы обеспечить репрезентативную выборку по населенным пунктам и типам школ, для участия в исследовании был отобран 331 ребенок (5% от общего числа учащихся первого класса). В результате апробации инструментария исследования iPIPS организаторы исследования пришли к выводу, что он может использоваться для анализа образовательной системы (муниципальной, региональной). В этом случае потребуется репрезентативная выборка и приглашение внешних независимых экспертов, что позволит получить более точное и непредвзятое представление о факторах, влияющих на прогресс детей в регионе, и понять, каким образом обеспечить наиболее эффективное повышение квалификации педагогов. Резюме В новых федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривается создание системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы, которая должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей. Для успешного вхождения дошкольника в образовательное пространство школы существенное значение играют достигнутые им к этому моменту результаты психосоциального развития, которые выполняют роль предпосылок для последующего освоения учебной деятельности, становятся базой для формирования возрастно-психологических новообразований младшего школьника, его успешной социализации. В этот переходный момент необходим психолого-педагогический мониторинг, позволяющий оценить стартовые возможности первоклассников, с тем чтобы на основе полученной информации организовать психолого-педагогическое сопровождение, своевременно выявить проблемы развития ребенка, которые могут потребовать психолого-педагогической коррекции. Мониторинг готовности ребенка к школьному обучению требует участия нескольких специалистов (педагога, психолога, медицинского работника). Психологическая готовность определяется путем оценки уровня психического, личностного и деятельностного развития, который проявляется в сформированности у ребенка необходимых предпосылок для включения в учебную деятельность, построения отношений в новом для него коллективе сверстников и с учителями, освоения содержания образования. Показатели готовности ребенка к школе, по которым осуществляется мониторинг во многих, достаточно схожих по своей сути, программах, следующие: социально-коммуникативный, мотивационно-потребностный, произвольной регуляции собственной деятельности, интеллектуальный, речевой. В опоре на понимание сущности готовности к школьному обучению возможны разные варианты инструментария, при разработке которого могут использоваться авторские методики и материалы, материалы эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, а также материалы международных сравнительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS). Готовность к школе как предпосылка успешности обучения младшего школьника важна для оценки системы дошкольного образования, поэтому она является предметом мониторинга федерального уровня. В настоящее время идет поиск эффективных способов и средств осуществления данного вида мониторинга, в том числе с использованием зарубежного опыта. Вопросы для самопроверки 1.Из чего складывается готовность к школьному обучению, каковы ее основные составляющие? 2.Охарактеризуйте критерии и показатели оценки готовности к школе. 3.Каковы требования ФГОС к образовательным результатам выпускников дошкольных учреждений? 4.Охарактеризуйте диагностические средства, которые могут использоваться для оценки готовности ребенка к школе. 5.В чем состоит специфика международного мониторингового исследования готовности к школе iPIPS по сравнению с традиционно используемыми в отечественной практике программами? Источник: Е. Г. Белякова, Т. А. Строкова. Психолого-педагогический мониторинг: учебное пособие. Электронное издание. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. 240 с. |