Модель изменения поведения | Обучение и развитие детей

Модель изменения поведения

На главную Психологическое консультирование Консультирование социальными работниками Модель изменения поведения
Модель изменения поведения
Психологическое консультирование — Консультирование социальными работниками
Модель изменения поведения (James Prochaska & Carlo Di Clemente)

Поступки человека в повседневной жизни, как правило, определяются привычной для него схемой поведения. Находясь в необычной для себя ситуации или перед необходимостью выбора, он может сделать совершенно неожиданный шаг либо последовать одной из опробованных ранее стратегий. Люди, обладающие широким и разнообразным набором коммуникативных стратегий, легче адаптируются в нестандартных ситуациях, чаще принимают взвешенные и ответственные решения. Если же у человека в арсенале только одна или две стратегии, это значительно ограничивает его свободу выбора и повышает вероятность принятия неудачных решений.

Человек — сложное существо и в простые схемы вписывается не всегда. В связи с этим в 1993 году была предложена модель изменения поведения (James Prochaska & Carlo Di Clemente), которая включает следующие стадии.

Преднамерение

Описание стадии. На этой стадии человек не подозревает, что у него есть проблема, или серьезно не думает об изменении своего поведения.

Скорее всего, он просто не обладает достаточной информацией. Отсутствием информации можно объяснить и активное нежелание ее получить. Около 50 % людей отрицают существование проблемы и, следовательно, не видят причин изменить свое поведение. Они, безусловно, нуждаются в помощи. Помощь нужна и тем людям, которые признают существование проблемы, но испытывают неуверенность в себе, им трудно смириться с ее присутствием в их жизни, трудно контролировать себя и свое поведение.

Примерная стратегия консультанта. Принять недостаток готовности. С самого начала прояснить ситуацию: решения принимает сам клиент. Предлагать и предоставлять информацию в нейтральной, не осуждающей манере. Объяснить риски, связанные с употреблением ПАВ, и рассмотреть их в отношении клиента. Предложить информацию, которая будет способствовать снижению вреда. Поощрять переоценку существующей модели поведения. Поощрять самоанализ, а не действия.

Намерение Описание стадии. На этой стадии человек начинает реально осознавать суть и значимость проблемы. Он в значительной мере оказывается подвержен психологическим расстройствам, поскольку убеждается в необходимости изменить поведение.

Он пытается контролировать свою жизнь; зачастую, сомневаясь в своих возможностях, ищет поддержки у окружающих. Ему необходима дополнительная информация. На этой стадии происходит анализ требуемых затрат и возможных выгод в случае изменения поведения.

Стадия намерения может быть довольно продолжительной.

Примерная стратегия консультанта. Принять недостаток готовности. Прояснить ситуацию: решения принимает сам клиент.

Поощрять анализ и оценку всех «за» и «против» изменения поведения. Понять, обобщить и высказать колебания и сомнения клиента по поводу изменений. Подчеркивать новые положительные перспективы изменений, обнаруженные в результате анализа и оценки.

Отслеживать, отражать и усиливать высказывания клиента, направленные на побуждение самого себя. Избегать соблазна предлагать доводы в пользу изменения, поощрять клиента делать это самостоятельно.

Решение Описание стадии. На данной стадии человек уже владеет достаточной информацией о своей проблеме и осознает значимость этой информации для себя. Человек ищет выход из сложившейся ситуации. Принимает решение, будет ли он изменять свое поведение. Обдумывает возможные варианты действий для изменения поведения и условия, необходимые для этого.

Примерная стратегия консультанта. Изучить вместе варианты и стратегии поведения. Выявить проблемы и препятствия, поддержать клиента в их преодолении. Оказать помощь в определении возможных источников социальной поддержки. Помочь клиенту поверить в его скрытую способность изменить поведение. Поощрять небольшие начальные шаги.

Действия Описание стадии. Это стадия, на которой человек изменяет свое поведение и влияющие на него факторы. Решение реализуется на практике. Человек начинает чувствовать уверенность в себе, потому что он верит в возможность реализации принятого решения. Окружающие также замечают происходящие изменения и обычно «отдают ему должное» (одобрение других людей очень значимо). Стадия действий обычно является наименее продолжительной, но она самая важная.

Примерная стратегия консультанта. Помочь в процессе определения целей, в планировании. Поддержать при решении проблем. Помочь в определении препятствий к осуществлению изменений и факторов, закрепляющих изменения. Сосредоточиться на признаках изменения и социальной поддержке. Поощрять самостоятельность и вселять уверенность в собственных силах при устранении препятствий. Помогать избавляться от чувства утраты прежнего образа жизни. Проговаривать долговременные преимущества изменения и укреплять их понимание.

Поддержание Описание стадии. На этой стадии человек пытается укрепить достигнутые результаты и предупредить рецидив. Для поддержания изменений важна позиция так называемого значимого окружения. Если есть поддержка со стороны близких людей, вероятность рецидивов снижается. Человек может испытывать страх перед возможным рецидивом, ослабевающий только со временем.

Примерная стратегия консультанта. Поддержать клиента в побуждении самого себя. Обсудить возможность противостояния срывам. Определить стратегии преодоления срывов, которые дали хороший результат. Исследовать и спрогнозировать факторы, которые могут вызвать срыв. Составить план поддержки (близкие, группы самопомощи, консультант).

Рецидив Описание стадии. Если человек оказывается не в состоянии поддержать происшедшие изменения, возникает рецидив — возвращение к проблемному поведению. Это может иметь серьезные негативные последствия: потерю веры в возможность реализовывать собственные решения, контролировать свою жизнь.

Однако человек может вернуться на стадию намерения и совершить еще один оборот по «спирали изменений».

Примерная стратегия консультанта. Помочь клиенту проанализировать случившийся срыв. Предложить клиенту рассматривать срыв как поучительный опыт, а не как провал. Вместе оценить ситуации, связанные с высоким риском. Сосредоточиться на всех «за» и «против» того, чтобы немедленно вернуться к попыткам изменить поведение.

Данная модель циклична, и каждый человек может покинуть ее на любой стадии. Та стадия, на которой находится человек, является главным показателем возможного прогресса: чем дальше человек продвинулся по «спирали изменений», тем возможнее появление положительных результатов.

Необходимо четко осознавать, что невозможно заставить кого-либо перейти из одной стадии в другую или как-то побудить двигаться быстрее: у каждого своя индивидуальная скорость. И решение человек принимает сам, консультант не может сделать это за него.

Источник: Голубицкий, Е.А. Практическое пособие по консультированию : пособие для социальных работников / Е.А. Голубицкий, И.А. Лукьянович.— ООО «Полипринт». — Минск : 2012. — 48 с.