Методы групповой работы
На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Просвещение, консультации для педагогов Методы групповой работы
Методы групповой работы |
Работа психолога с педагогическим коллективом — Просвещение, консультации для педагогов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы групповой работы основываются на активности каждого субъекта образовательного процесса, возможности самостоятельно принимать решения и осуществлять выбор, а также на сосуществовании различных точек зрения и свободном их обсуждении. При групповой работе реализуются основные принципы кооперативного обучения:
МетапланМетод позволяет собрать идеи, структурировать мысли и искать решения.Подготовка и проведение. На специальных карточках определенного формата (лист А4 разделить пополам) участники высказываются по заданной теме. Затем педагог собирает все карточки и перемешивает их и только затем зачитывает. Это очень важный момент, так как позволяет добиться отсутствия идентификации карточки (а по сути дела, определенной проблемы) с конкретным человеком. Затем все карточки прикрепляются скотчем к большому листу бумаги, учитывая их тематическую близость. В результате все высказывания группируются в определенные блоки, которые в дальнейшем подвергаются анализу. Следующим шагом в работе с данным методом может стать поиск решений, поставленных и уже структурированных на первом этапе, проблем. Члены группы получают одинаковые взносы – клеящиеся точки, с помощью которых они выбирают проблему над которой им хотелось бы поработать и таким образом формируются группы для поиска возможных вариантов ее решения. МозаикаМетод позволяет обеспечить кооперативность групповых усилий в работе с текстом.Этапы проведения:1. Участники случайно объединяются в группы по 4-5 человек каждая для работы над материалом статьи. Текст поделен на части по количеству участников в группе (4-5), причем, каждая из них имела свою, определенную смысловую самостоятельность. Соответственно, каждый в группе получил свой отрывок статьи, работал с ним и становился экспертом в его содержании. 2. Затем члены разных групп, которые изучали одно и тоже содержание, встречаются в новых группах – «группах экспертов» – для обсуждения своей части. Экспертам необходимо сделать доступным содержание своего текста для других участников своих первоначальных групп, где таким содержанием никто не владеет. 3. После этого участники возвращаются в свои первоначальные группы и обучают коллег по группе своему «предмету». Методы групповой работы-2 Интерактивная игра «Разбитые квадраты» Метод позволяет понять смысл работы в группах, смоделировать принципы кооперативного обучения. Подготовка: необходимо изготовить комплекты квадратов, изготовленных по схеме (сторона квадрата 14 – 16 см. ).
«5 из 25» Для эффективной работы ученику необходимо:
Инструкция: предлагается 7 общих вопросов, каждый из которых включает в себя 8 подпунктов. Для каждого вопроса необходимо выделить пункты, относящиеся к Вам. Затем нужно распределить 10 баллов в каждом вопросе по степени выраженности у вас данного утверждения. Можно оценить одно утверждение в 10 баллов, но обычно это делается следующим образом: 2, 3, 2, 3 и 4 нуля или 6, 3, 1 и 5 нулей. Необходимо проверять сумму баллов в каждом вопросе (она должна быть = 10)
Перенесите результаты всех ответов в соответствующие ячейки. Затем посчитайте общую сумму в каждой колонке.
Обработка результатов определения групповых ролей Перенесите результаты всех ответов в соответствующие ячейки. Затем посчитайте общую сумму в каждой колонке.
Определение роли в группе
Методы групповой работы-3 Метод «1х2х4» Метод позволяет создать условия для выработки общей формулировки из возможных вариантов путем дискуссии, предъявления аргументов. Этапы проведения:
Метод позволяет создать условия для открытого мышления, т.е. способности воспринимать разные позиции по одной и той же проблеме. Этапы проведения:
Сложность этой работы заключается, прежде всего, в том, что за каждым участником «стоит» предыдущая группа – тот самый феномен «своих» и «чужих» социальной психологии. До тех пор, пока человек думает один, он допускает возможность, что он может ошибаться, но, так замечательно выработанные в предыдущей группе знания, вдруг оказываются не принятыми в новой группе! Непринятие в деловом аспекте влечет за собой социально-психологический дискомфорт. И вот уже часть участников замкнулась, кто-то старательно фиксирует рассказы других, отказавшись от опыта первой группы, а кто-то увлеченно пытается убедить остальных в единственно правильных условиях, выработанных его группой. Суть использования активных методов в образовании состоит в том, чтобы уйти как от излишней восприимчивости (чтобы не сказать подавляемости), так и от чрезмерной активности (чтобы не сказать авторитарности). Занять позицию достаточно самостоятельную, осознанную, но слышащую (и не только ушами) другие мнения, другие аргументы, и просто других. |