Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах»
На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика разная Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах»
Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» |
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика разная | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методика разработана Е.Б. Фанталовой и является центральной методикой предложенного ею комплекса методик «Диагностика внутреннего конфликта». В основе замысла настоящей методики – гипотетическое предположение автора о том, что «одной из существенных детерминант мотивационно-личностной сферы является постоянно подвижное, постепенно меняющееся в процессе деятельности в зависимости от жизненных обстоятельств отношение между двумя плоскостями «сознания». А именно: между плоскостью, вмещающей в себя осознание ведущих жизненных ценностей, и плоскостью всего, что является непосредственно доступным, связанным с осуществлением конкретных, легкодостижимых целей…» [Фанталова, Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта [Текст] / Е.Б. Фанталова – Самара: Бахрах-М,2001. – 127 с.]. Методика позволяет выявить основные внутренние конфликты в системе ценностей личности, вызванные расхождением значимости и достижимости той или иной ценности, и получить представление о том:
Процедура проведения: Испытуемому предлагаются оценить 12 понятий-ценностей на основе их попарного сравнения дважды: первый раз – по критерию значимости, второй раз – по критерию достижимости. Ответы заносятся в специальные матрицы в регистрационном бланке (Приложение 1). Обработка и анализ результатов. Первоначально подсчитывается сколько раз каждое понятие было преобладающим по «Ценности» (Цi) и сколько раз по «доступности» (Di).. Затем определяется величина расхождения «значимости» и «достижимости» по каждому понятию отдельно, равная разности Цi — Di. Результаты заносятся в последнюю строчку таблицы для подсчета результатов. Следующий этап – определение интегрального показателя дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере (R). где i – номер понятия в регистрационном бланке. При n = 12 теоретические границы индекса расхождения находятся в пределах 0 – 72, где 0 – означает полное совпадение «Ценности» и «Доступности», 72 – максимальное их расхождение. Имеющиеся нормы по индексу расхождения «Ц-Д» (R) следующие: 33,07±1,7 (мужчины), 33,02±1,6 (женщины). Данный показатель свидетельствует о степени неудовлетворимости текущей жизненной ситуацией, блокады основных потребностей, внутреннего дискомфорта, внутренней конфликтности, а также – об уровне самореализации, внутренней идентичности, интегрированности. Кроме того, по каждой сфере отдельно определяется уровень расхождения между «Ц» и «Д», являющийся критерием наличия или отсутствия противоречия в данной ценности, а также его характере и степени выраженности. Так если Цi > Дi и расхождение между значениями этих показателей превышает 4, то можно говорить о состоянии «внутреннего конфликта». Психологический смысл данного состояния выражается в том, что человек испытывает состояние разрыва между потребностью в достижении внутренне значимых ценностных объектов и возможностью такого достижения в реальности. Если Дi > Цi и их расхождение превышает 4, – то это означает наличие у испытуемого состояния «внутреннего вакуума» в данной сфере, переживаемого как состояние внутреннего опустошения, снижения побуждений, ощущение «избыточности присутствия». Расхождение между Цi и Дi не превышающее 4 свидетельствует о попадании данной ценности в область «нейтральной зоны», характеризующейся отсутствием противоречия. Бланк методики «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Инструкция: Ниже приведен список общечеловеческих ценностей. Сравните попарно все ценности, определяя какая из ценностей каждой пары более значима, более важна для Вас. Результаты Вашего выбора внесите в матрицу 1. Каждая клетка матрицы содержит номера сравниваемых ценностей. Так в клетке 1 2 Вы сравниваете первую ценность (активная, деятельная жизнь) со второй (здоровье). Номер более значимой ценности обведите в кружок. Список ценностей.
Матрица №2. Сравните понятия на основе более легкой достижимости, большей доступности.
Источник: Кузнецова Л.Б. Внутриличностные противоречия студентов вуза (монография) – М.: Изд-во СГУ, 2009. – 196 с. |