Методика «Свободный выбор ценностей»
На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика разная Методика «Свободный выбор ценностей»
Методика «Свободный выбор ценностей» |
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика разная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методика разработана Е.Б. Фанталовой и является дополнением к методике «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах». Она позволяет оценить рассогласованность в структуре других значимых для испытуемого ценностей, которые не были отражены в основной методике. Процедура проведения и обработки результатов методики значительно менее трудоёмкая, что позволяет значительно увеличивать длину «ценностного ряда», обеспечивая свободный выбор данных ценностей. В авторском варианте список ценностей содержит 73 наименования и при желании испытуемого может быть дополнен до 80 ценностных наименований. Данный список включает разнопорядковые ценности, охватывающие самые разные стороны человеческого бытия. Процедура проведения: Испытуемым предлагается, просмотрев список из 73 ценностей, выбрать 10 наиболее значимых, необходимых в жизни и оценить каждую из них по двенадцатибальной шкале по параметрам «Значимость» и «Достижимость». Поскольку данная методика использовалась нами с целью выявления противоречий в сфере профессиональных ценностей, мы внесли некоторые дополнения в процедуру её проведения. В перечень ценностей включены 5 профессиональных (представляющих интерес для нашего исследования) и 20 разнопорядковых общечеловеческих ценностей (выполняющих фоновую функцию). Данный перечень студентам предлагается дополнить (по желанию) другими значимыми для профессионального развития ценностями. При этом первые 10 ценностей (включающие и 5 профессиональных) оцениваются в обязательном порядке, а из оставшихся 15 выбираются наиболее значимые. Обработка и анализ результатов: По каждой сфере отдельно, как и в предыдущей методике, определяется величина расхождения между «Значимостью» и «Достижимостью», позволяющая судить о наличии (или отсутствии) противоречия в данной ценности, а так же его характере и степени выраженности. Если «Значимость» превышает «Достижимость» и расхождение между значениями этих показателей превышает 4, то можно говорить о состоянии «внутреннего конфликта». Если «Достижимость» превышает «Значимость» и их расхождение превышает 4, то это означает наличие у испытуемого состояния «внутреннего вакуума» в данной сфере. Расхождение между «Значимостью» и «Достижимостью» не превышающее 4, позволяет говорить о данной ценности как о бесконфликтной. Бланк методики «Свободный выбор ценностей» Инструкция:Ниже приведен список из 20 разнопорядковых ценностей. Вам предстоит выбрать в списке те ценности, которые вы считаете наиболее значимыми, необходимыми для становления человека как личности и профессионала. Просмотрите весь список. В конце списка оставлено место, чтобы Вы вписали несколько своих ценностей, которые Вам представляются очень важными и которых в предлагаемом списке нет. (Последнее делать не обязательно, но стоит делать если у Вас есть такое желание). Оцените первые 10 ценностей списка, а также каждую из выбранные вами ценности на регистрационном бланке по 12-ти бальной шкале по параметрам: а) «Значимость», т.е. на сколько данная ценность значима, важна для Вас (например: 0 – совершенно не важно, 1 – практически не важно,… 5 – имеет определенное значение,… 12 – очень значимая ценность); б) «Доступность», т.е. на сколько легко Вы можете реализовать эту ценность в жизни;
|