Методика "Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива" | Обучение и развитие детей

Методика "Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива"

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика разная Методика "Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива"
Методика "Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива"
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика разная
Цель: определить мотивы участия учащихся в совместной деятельности.

Оборудование для проведения:у каждого учащегося должен быть бланк со следующим текстом:

“Как ты думаешь, сколько твоих одноклассников будут участвовать в делах, перечисленных ниже?”

Чтобы правильно выполнить задание, необходимо возле каждого вопроса написать букву, которая означает ответ, соответствующий твоей личной точке зрения. Ответы могут быть такими:

н – никто; м – меньшинство; п – половина; б – большинство; в – все.

Сколько человек придет на классное собрание:

1. Ради того, чтобы принять участие в обсуждении важных вопросов?

2. Чтобы лучше узнать о том, что радует и беспокоит одноклассников?

3. Потому что собрание будут снимать для телевидения?

4. Потому что вашему классу поручено оформление зала, где будет проходить общешкольное мероприятие?

5. Если на собрании будут обсуждаться интересные вопросы?

6. Если явка  строго обязательна и будет проверка?

Сколько человек будут участвовать в трудовом десанте:

7. Ради того, чтобы купить на заработанные деньги игрушки для детского сада?

8. Чтобы вместе потрудиться и после вместе отдохнуть?

9. Чтобы поддержать честь своего класса, организующего этот десант?

10. Ради денег, которые выплатят каждому участнику?

11. Потому что работа будет интересной?

12. Если явка строго обязательна и контролируется?

Сколько человек поедет в  лагерь труда и отдыха:

13. Чтобы заработать деньги для перечисления их в детской дом?

14. Чтобы и летом иметь возможность общения с одноклассниками?

15. Ради денег, которые будут получены за работу каждым учащимся?

16. Если в лагерь труда и отдыха решили ехать всем классом?

17. Ради интересной жизни в лагере?

18. Если поездка в лагерь обязательна?  

Сколько человек пойдет в поход:

19. Если его цель – сбор краеведческого материала для музея?

20. Ради того, чтобы побыть вместе на природе?

21. Если каждый участник получит памятный значок туриста?

22. Если поход – часть турслета, который организует ваш коллектив?

23. Просто потому, что интересно?

24. Если участие в нем строго обязательно и контролируется?

Сколько человек будут участвовать в подготовке и проведении вечера песни:

25. Потому что вечер запланирован  для ветеранов войны?

26. Чтобы и после уроков побыть вместе?

27. Если во время вечера будет устроено чаепитие?

28. Если коллектив вашего класса приложил много сил для его подготовки?

29. Потому что программа вечера очень интересна?

30. Если явка строго обязательна?

Если нет возможности подготовить для каждого ученика такие бланки, то вопросы можно задавать устно. В этом случае на доске целесообразно перечислить варианты возможных ответов на вопросы:

н – никто; м – меньшинство; п – половина ; б – большинство; в – все.

Ход проведения. Педагог подробно разъясняет условия выполнения задания, обращая внимание на то, что напротив номера каждого вопроса должна быть поставлена одна какая-либо буква. Затем следует привести наглядный пример. Если большинству учеников условия задания понятны, то они приступают к его выполнению. Остальным учащимся следует еще раз объяснить.

Обработка полученных данных.При обработке результатов теста предлагаемый вопросник следует разделить на шесть блоков. Каждый из них состоит из пяти вопросов, направленных на выявление одного из мотивов участия школьников в совместной деятельности. В соответствии с определенными мотивами можно выделить следующие блоки:

а) общественно полезная значимость (вопросы 1, 7, 13, 19, 25);

б) личная выгода (3, 10, 15, 21, 27);

в) интерес к общению (2, 8, 14, 20, 26);

г) значимость для коллектива (4, 9, 16, 22, 28);

д) интерес к содержанию деятельности (5, 11, 17, 23, 29);

е) обязательность как принуждение (6, 12, 18, 24, 30).

Для перевода буквенных выражений ответов в баллы используется шкала:

в – 4 балла; б – 3 балла; п – 2 балла; м – 1 балл; н – 0 баллов.

 

В соответствии с выделенными блоками вопросов и шкалой оценок ответов составляется матрица:



Ф.И.О.

Общественно полезная значимость

Личная выгода

Интерес к общению

Значимость для коллектива

Интерес к содержанию деятельности

Обязательность или принуждение

Примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наибольшее количество баллов указывает на высокий уровень результата выявленных качеств личности. По каждому блоку максимальное количество баллов составляет 20.

Высокий уровень

15-20

Достаточный уровень

10-15

Средний уровень

5-10

Низкий уровень

0-5

Проведение диагностической работы по выявлению мотивов участия в делах классного коллектива позволит педагогу более конкретно и обоснованно поставить цели и задачи воспитания, выбрать наиболее продуктивную технологию. При высоких показателях в шкалах «личная выгода» и «обязательность как принуждение» педагогу следует в большей мере опираться на технологию КТД, так как концептуальные положения и цели данной технологии позволят решить возможные проблемы.

Концептуальные положения:

— диалог всех возникающих точек зрения;

— уважение индивидуальности ребенка, его уникальной позиции в мире;

— социальная направленность в деятельности;

— коллективная деятельность как средство создания мощного творческого поле;

— использование феномена группового влияния на индивидуальные способности личности;

— создание условий для проявления и формирования основных черт творческой деятельности.

Цель: формирование и развитие общественного сознания ребенка, т.е. такого сознания, которое помогает ему выстраивать свое поведение в социальной среде на основе норм, принимаемых нашим обществом как позитивные ценности (см. Соломашина, И.А. Современные технологии воспитания /И.А.Соломашина. – Мн., «Экоперспектива», 2000. – С.8-12).