Методические указания к педагогической практике
На главную Лекции и практикум по психологии Психолого-педагогическая практика Методические указания к педагогической практике
Методические указания к педагогической практике |
Лекции и практикум по психологии — Психолого-педагогическая практика | ||||||||||||||||||||||||
Программа педагогической практики студентов разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Педагогика и психология» и является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. В подготовке будущего специалиста к профессиональной деятельности практика занимает важное место, поскольку она позволяет применить систему знаний о деятельности специалиста по организации работы педагога-психолога. Педагогическая практика на выпускном курсе является логическим завершением предыдущей практической деятельности в организации учебного процесса в школе и направлена на освоение педагогических знаний, умение и навыков в управлении целостным педагогическим процессом и проведение опытной работы по дипломному проекту. 1.1 Цель практики: Реализация умений и закрепление навыков в управлении целостным педагогическим процессом, полученных в процессе обучения в ВУЗе и проведение опытно-экспериментальной работы по дипломному проекту. 1.2 Задачи: • — совершенствование общепсихологических знаний, умение и навыков для осуществления диагностики и формирования личности школьника и состояния целостного педагогического процесса в классе, школе; — установление сотрудничества с учителями — предметниками, учащимися, сотрудниками психологической службы, родителями; — развитие и формирование педагогических компетенций (организаторских, коммуникативных, конструктивных, прикладных и др). — выработка профессионально-педагогических и личностно-профессиональных умений (умения определять и решать обучающие, развивающие и воспитательные задачи урока, внеклассных занятия по предмету своей специальности); — использование в сочетании традиционных и инновационных технологий, методов обучения; — формирование творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности. 1.3 В процессе практики студенты должны овладеть следующими группами профессионально-педагогических умений: Конструктивные умения:
Перед началом практики проводится установочная конференция, на которой разъясняются цели и задачи практики, её содержания и формы отчетности. Здесь же выдаются задания на практику и дневник. На первой неделе Педагогической практики групповыми руководителями решаются все организационные вопросы, а на протяжении всей практики они контролируют и корректируют процесс прохождения практики каждым студентом. В школе непосредственное руководство практикой осуществляет принимающий психолог. На педагогическую практику студенты прикрепляются к _________________________________________________, где им предоставляют возможность выполнения практических заданий практики. На базе практики студент выполняет задания под руководством специалиста психолога (руководителя практики). Руководитель практики показывает образцы педагогической работы и ее психолого-педагогического анализа, помогают разработать сценарии учебных занятий или отобрать из имеющихся. По ходу выполнения заданий практики студент готовит отчет по практики установленной формы. Руководитель практики консультирует студента по вопросам оформления материалов, отражающих выполнение заданий практики. По окончании практики руководитель дает письменный отзыв об успешности практики каждого студента с оценкой по определённым ниже критериям. Студент проводит на базе практики не более 6 часов в день. В рабочем плане пребывания студента на практике, составляемом совместно с руководителем (психологом) практики, предусматривается время самостоятельной подготовительной работы студента к выполнению заданий практики, время групповых обсуждений, время индивидуальных аудиторных действий по выполнению основных заданий практики. Практика считается завершенной после сдачи студентом отчета по практике и выступления подгруппы на итоговой конференции. Итоговая конференция по практике назначается в течение трех дней после окончания практики. В обсуждении итогов практики принимают участие: группа студентов-практикантов, все групповые руководители, факультетский руководитель, специалисты базовых учреждений, заведующий кафедрой общей и педагогической психологии, преподаватели кафедры, представители деканата. Защита и презентация проектов осуществляется в ходе итоговой конференции. Групповым руководителем по согласованию с факультетским руководителем и заведующим выпускающей кафедрой принимается решение о результирующей отметке на основе отметки психолога, отметки за оформление отчетной документации, отметки за презентацию результатов проекта, отметок за прохождение промежуточных аттестаций. Результирующая отметка выставляется в зачетную книжку и ведомость. Качественная презентация и защита собственного (или группового) проекта – обязательное условие получения высокой отметки. Отчеты по практике хранятся на кафедре педагогической психологии 3 года. 4. Критерии оценки практики Успешность прохождения практики оценивается по 100 бальной шкале по следующим основным компетенциям 1. Дисциплинированность и ответственность студента при выполнении практических заданий практики (min-20, max-40 баллов). Своевременность сдачи отчетных материалов по практике 2. Успешность в практических действиях по выполнению практических заданий практики (min-15 , max-30 баллов) 3. Полнота и глубина рефлексивного психолого-педагогического анализа наблюдаемых и проведённых самими практикантами занятий (min-15, max-30 баллов) Если количество баллов по одной из основных компетенций, осваиваемых на практике, окажется ниже минимальной, практика оценивается неудовлетворительно. Итоговая оценка выставляется факультетским руководителем практики и может быть увеличена на 10 баллов по результатам презентации работы группы на базе практики, представленной на итоговой конференции по практике. 5. Требования к отчетности Состав отчетной документации: 1. Дневник практики, в которой отражаются в краткой форме события каждого дня практики. Дневник подписывается руководителем практики. Последней подписью в дневнике является отзыв студента о практике. 2. Отчет по практике. В отчете должна быть отражена практическая деятельность студентов по выполнению вышеназванных заданий практики (структуру отчета смотреть ниже) 3. Отзыв руководителя практики на базе с оценкой. (Приложение 3) 4. Приложения к отчету педагогической практике. В приложения должно войти: копия плана работы психолога базового учреждения; индивидуальный план работы студента; развернутый план-конспект и текст индивидуальной или групповой консультации; описание диагностических методик (min 3); план-конспект и текст 1-й лекции, 1-го практического, 1-го семинарского и 1-го лабораторного занятия (урока) 1-го внеклассного (вне учебного) мероприятия по психологическому просвещению; программа 1-го тренинга; 1- коррекционно-развивающая и 1-развивающая программа; рефлексия всех форм работы. 6. Структура отчета по педагогической практике В завершение прохождения производственной педагогической практики все студенты оформляют отчеты с приложением следующих документов:
Приложение 2. Индивидуальный план работы студента, составленный в соответствии с основными направлениями работы психолога на базе практики и с требованиями самой практики к видам работ. Содержит перечень видов деятельности студента на практике, сроки их выполнения. Приложение 3. Развернутый план-конспект и текст индивидуальной и групповой консультации (в зависимости от специфики базы практики; форма мероприятий, их количество и тематика определяется согласно плану психолога). Приложение 4. Перечень и описание используемого диагностического инструментария, первичный эмпирический материал (протоколы обследования), анализ и интерпретация полученных результатов, выводы, рекомендации по результатам. Приложение 5. Развернутый план-конспект и текст лекции, практического, семинарского и лабораторного занятия, урока, мероприятия по психологическому просвещению (в зависимости от специфики базы практики; форма мероприятий, их количество и тематика определяется согласно плану психолога). Приложение 6. Программа тренинга, коррекционно-развивающая, развивающая программа (в зависимости от специфики базы практики; форма мероприятий, их количество и тематика определяется согласно плану психолога). 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение педагогической практики 1. ГОСО РК 6.08.013 – 2009. Положение о профессиональной практике студентов 2. Типовая программа по педагогической практики для специальностей группы «Образования». Бакалавр. МОН РК от 22. 06. 2006. 3. Положение о профессиональной практике. ЮКГУ. 2007. 4. Немов Р.С. Психология. Владос. С – Петербург., 2002. 5. Анастази А. Х. Психологическое тестирование. Кн. 1. М., 1982. 6. Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. Л., 1989. 7. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989. 8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989. 9. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982. 10. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. М., 1989. 11. Колесникова Г. И., Берковченко Е. С., Волочай А. В.. Психологический практикум по консультированию М., Феникс, 2007 12. Ломов Б. Ф. Методологические проблемы психологического эксперимента // История и актуальные проблемы развития экспериментальной психологии в России. М., 1990. 13. Психологическая диагностика: проблемы и исследования./ Под ред. К.М.Гуревича. М., 1981. 14. Теория и практика педагогического эксперимента /Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. М., 1979. 15. ФрессА., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. I. М., 1966. 16. Щуркова Н.Е. Классное руководство игровые методики. — М.: Педагогическое общество России, 2001.-224с. 17. Методические рекомендации по организации воспитательно-профилактической работы с педагогически запущенными детьми. Минск, 2001. С. 88 18. Корнева Л.В. Психологические основы педагогической практики. – М., 2006. 19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995. Предыдущая — Следующая >> |