Методическая разработка урока математики в 3-м классе по теме «Решение задач и уравнений» | Обучение и развитие детей

Методическая разработка урока математики в 3-м классе по теме «Решение задач и уравнений»

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Альмяшева Анастасия Юрьевна
Цели: Учиться выражать через основное неизвестное (х) остальные величины (составлять уравнение). Задачи Предметные: — Учить детей выделять (путём наблюдения) в тексте задачи величину, которая будет приниматься за основное неизвестное (х); — Решать нестандартные задачи и уравнения изученных видов. — Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки. Метапредметные: — принимать план действий для решения учебных задач и следовать ему; — понимать и строить модели (в форме схематического чертежа) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач; — включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, стремление высказаться. Личностные: — осваивать позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми ; — проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач; — иметь положительную мотивацию к творческому труду, к работе на результат. Тип урока: Урок повторения и обобщения изученного Формы организации деятельности детей: индивидуальная, парная, фронтальная Оборудование: Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких и др., «Математика». Учебник для 3-го класса, 2часть Доска, тетрадь, ручки, карандаши, презентация, компьютер Участники: учащиеся 3 «Г» класса в количестве 28 человек

1 в.

а) 90 + 120 : 10 • 2 = 42

б) 90 + 120 : 10 • 2 = 96

20 февраля

Классная работа

Задача 5

Решение:

1) 15 ∙ 4 = 60 (м2) – площадь бассейна;

2) 60 : 10 = 6 (м) – ширина бассейна;

3) 6 : 2 = 3 (с)

Ответ: Витя не сможет переплыть бассейн по ширине за 2 секунды.

Домашнее задание: Задача № 2б, с. 94, задание № 3, с. 95.

2 в.

а) 180 + 400 – 400 : 4 = 180

б) 180 + 400 – 400 : 4 = 480

 



План урока:

I. Мотивация учебной деятельности – 3 минуты

II. Актуализация знаний – 12 минут

1. Решение задачи – 4 минуты

2. Решение примеров на порядок действий – 4минуты

3. Решение уравнений – 4 минуты

III. Формулирование темы и целей урока – 2 минуты

IV. Повторение и закрепление ранее изученного – 23 минуты

1. Решение задач с помощью уравнений – 16 минут

2. Решение задачи на нахождение сторон геометрических фигур – 7 минут

V. Домашнее задание -2 минуты

VI. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока – 3 минуты

Ход урока:



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. I. Мотивация учебной деятельности
1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята, садитесь. Начнём урок. (слайд1)

— Откройте тетради и запишите

число, классная работа.

— Хотите узнать, что говорил великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов о математике?

2. Расставьте слова так, чтобы получи-

лось предложение

ум, в, математика, порядок, приводит

— Математику, друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Интересная наука – это математика!

— И сегодня мы с вами в этом убедимся.

Приветствуют учителя.

Садятся за парты.

 

 

 

 

Математика приводит ум в порядок.

Личностные:

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

II. Актуализация знаний

Фронтальная работа.

1. Решение задачи:

— А начнём с решения задачи:

У малышки-муравьишки

Муравьиная семья:

111 братишек – рыжеватых шалунишек,

Дядек ровно двадцать пять.

А сестренок-муравьишек

В двое больше, чем братишек.

Догадайся, какова

Муравьиная родня?

— Что значит «в 2 раза больше»?

— Кто увидел, как удобнее можно было сосчитать?

Молодцы.

2.Решение примеров на порядок действий.

— Следующее задание. (на доске)

— Ребята, чем похожи выражения а) и б).

— Чем отличаются?

— Чего не хватает, чтобы равенство было верно?

— Расставьте скобки.

Работаем по вариантам

1в.

 а)90 + 120: 10 • 2 = 42

 б)90 + 120: 10•2 = 96

2в.

а)180 + 400 – 400 : 4 = 180

б)180 + 400 – 400 : 4 = 480

— Кто готов – поднимает руку. Проверим.

3.Решение уравнений.

— Выполним 3 задание: выберите и реши-

те только уравнения. Работаем самостоятельно.

х – 652 = 837+163   

 

72+63          120+412

а + 323 = 321 + 249   

— Проверьте работу друг у друга.

— Молодцы.

 

Устно решают задачу

 

 

 

 

 

 

111+25+111*2=358

 

 

— надо *

111*3,т.к. повторяется 3 раза

 

 

 

 

 

— числами и действиями

— ответом

 

— скобок

 

Решают примеры в тетради.

Решение:

а) (90 + 120) : 10 • 2 = 42

б) 90 + 120: (10•2)= 96

в) 180 + (400 – 400) : 4 = 180

г) 180 + (400 – 400 : 4) = 480

 

Решают у доски с объяснением

 

находим целое- складываем части

х – 652 = 837+163; х =1652   

находим часть – вычитаем из целого другую часть

а + 323 = 751 + 249; х = 677

Взаимопроверка.

Познавательные УУД

1. Формировать стремление полнее использовать свои творческие возможности.

2. Проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения.

 

Коммуникативные УУД:

1. Принимать активное участие в коллективном обсуждении и продуктивно взаимодействовать.

2. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

III. Формулирование темы и целей урока

— Ребята, с помощь уравнений можно найти не только неизвестное число, но и решать задачи.

— Откройте учебник с.94 и прочитайте тему урока.

— Чему мы будем учиться?

А работать мы будем под девизом:

Будем думать.

Будем решать.

Будем друг другу во всём помогать!

Слушают учителя и работают

под руководством учителя.

Регулятивные УУД:

Развиваем умения самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

IV. Повторение

и закрепление ранее изученного

1. Решение задач с помощью уравнений

 Задание № 1, с. 94

— Прочитайте задачу.

— Рассмотрите рисунок и план.

— На какой вопрос нужно ответить?

— Прочитайте далее текст и просмотрите уравнения Кости.

— Обсудите в парах уравнения Кости.

— Какое вы выбрали для решения?

 

— Какая величина принята за основное неизвестное (х)?

— Решите задачу 1-й ряд – под а); 2-й ряд – б); 3-й ряд – в)

— Сравним полученные ответы.

-Молодцы.

Задание № 2а, с. 94

— Прочитайте задачу №2а.

— Выделите все информационные данные.

— На какой вопрос нужно ответить?

— Рассмотрите предложенную схему.

— Какая величина в схеме принята за основное неизвестное (х)?

— Как через основное неизвестное (х) выражена другая неизвестная величина?

— Что этим выражением выразила Лика?

-Что можно найти выражением (84: 7)?

 

— Решите уравнение и ответьте на вопрос задачи.

 

— Проверьте правильность решения и решим эту задачу по действиям.

 

— Кто попробует записать решение задачи выражением?

— Молодцы, ребята, вы решили одну задачу, а способов её решения 3.

Поэтому, решая задачи, выбирайте удобный вам способ.

 

2. Решение задачи на нахождение сторон геометрических фигур.

Задание № 5, с. 95

— А сейчас давайте вспомним как найти площадь прямоугольника?

— А как найти ширину, зная площадь и длину?

— Зная эти правила, мы прочитаем и решим задачу № 5 стр. 95.

— Что известно?

 

 

— Что требуется узнать?

— А нам известна ширина?

— Чтобы узнать ширину, что вы сначала узнаете?

 

— Решаем задачу по действиям с пояснением.

 

 

 

 

 

 

 

 

— Молодцы. Вы были активны при решении задач.

 

Читают задачу №1 и анализируют.

 

 

 

 

Работают в парах.

— Для решения подходят все 3 уравнения

— Расстояние между Ликой и Майей

Решают задачу самостоятельно.

х = 300

 

 

Читают задание № 2а, с. 94

 

 

 

 

 

-Растения, собранные за 10 дней.

х : 10

сколько за 10 дней соберёт

Сколько растений она собирала каждый день.

 

х= 120 растений

 

Решают у доски по действиям

 

84:7*10=120 (р.)

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

-надо длину *на ширину

 

— надо площадь:на длину

 

 

Читают задачу №5 с.95

S одной плиты и количество плит 4.

— Длина бассейна 10 м.

Читают вопрос задачи.

— нет

— надо узнать площадь бассейна  или S4-x плит.

 

Решают задачу в тетради, а 1 ученик у доски.

Решение:

1) 15 ∙ 4 = 60 (м2) – площадь бассейна;

2) 60 : 10 = 6 (м) – ширина бассейна;

3) 6 : 2 = 3 (с)

Ответ: за 2 секунды Витя не сможет переплыть бассейн по ширине.

 

Познавательные УУД

1. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

3. Проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы.

 

Личностные УУД:

1. Навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;

2. Умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ(деятельности), понимая личную ответственность за результат.

 

 

Регулятивные УУД:

1. Понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;

2. Воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;

3. Осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

 

Коммуникативные УУД:

1.Строить речевое высказывание в устной форме.

V. Домашнее задание.

Задача № 2б, с. 94, задание № 3, с. 95.

Записывают задание в дневник.

 

VI. Рефлексия учебной деятельности.

Итог урока

— Ребята, подведём итог урока. Каждый продолжит одно предложение:

  1. сегодня я узнал (а)…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я понял (а), что…
  5. теперь я могу…
  6. я почувствовал (а), что…
  7. я научился … я научилась
  8. у меня получилось
 

Высказывают своё мнение

Личностные УУД

  1. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
 

Коммуникативные УУД:

1. Строить речевое высказывание в устной форме,