Методическая разработка урока истории в 10-м классе «Россия в XVI веке. Эпоха Ивана Грозного»
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Деревянко Алла Викторовна
План урока «Россия в XVIвеке. Эпоха Ивана Грозного»
Тип урока – проблемно-обобщающий: – педагог формулирует проблему, проблемный вопрос и варианты решения, – учащиеся самостоятельно конструируют оптимальный вариант, систематизируют и обобщают (частично-поисковый метод) Форма урока – организационно-деятельностная игра. Технологии, применяемые на уроке – проблемное обучение, дебаты, диалоговое обучение. Алгоритм работы на уроке
1. Создание 3 групп учащихся по анализу предложенных вопросов: – группа по анализу документального материала, – группа по анализу иллюстративного материала, – группа по анализу исторических понятий и терминов. 2. Сбор информации: – документов, мемуаров, фотографий, изобразительных образов, фраз, высказываний. 3. Работа на уроке по группам – 10–15 минут (подготовка анализа, группировка документов). 4. Проведение обсуждения (рефлексия)
Оборудование: • мультимедийный проектор, • раздаточный материал – карточки с заданиями, характеризующими эпоху и, материалом, не относящимся к эпохе сформированные по группам, • компьютерная презентация иллюстраций, • таблица для сбора и обработки информации. Цели урока • создание образа эпохи на основе активизации исторической памяти, • определение места и роли эпохи в историческом процессе. Задачи • обобщение и систематизация знаний по данной теме, • создание условий для формирования коммуникативной и информационной компетенций учащихся, • способствование формированию представления о сущности эпохи и влиянии, которое она оказала на дальнейшее развитие страны, • развитие у учащихся навыков анализа исторических документов и художественных текстов, • помощь учащимся в выявлении особенностей исторической памяти. Ожидаемые результаты • создание логичной и системной картины эпохи, • формирование осознанного отношения участников к информации, глубина ее понимания, • развитие личностных качеств (коммуникативных, речевых, творческих, мыслительных, эмоционально-чувственных). Ход урока
1. Вступительное слово учителя, определение целей урока, постановка проблемы: – Являлась ли политика Ивана Грозного единственно правильной и необходимой для завершения централизации государства? Учитель обращает внимание на необычность урока, связанную с проведением группового исторического анализа, который поможет не только воссоздать картину эпохи, но и выявить различные точки зрения на развитие России в XVI веке. 2. Групповая работа Распределение учащихся по группам, выделение лидера в группе, организующего деятельность (Может сделать учитель, может быть избран группой). 3. Определение задач перед группами. Необходимо обратить внимание на раздаточный материал (для каждой группы он индивидуален) и на лист для классификации выбранного материала, который должен помочь каждому участнику подготовить устный анализ, а группе обобщить данные. 4. Определение времени для работы -15 минут для каждой группы. Для выступления отводится не более 5-7 минут от каждой группы. 5. После проведения групповой работы каждая группа представляет обоснованные выводы, объясняет, чем она руководствовалась при отборе материала, дает ссылки на документы или иллюстративный материал. 6. Рефлексия. После обсуждения, учащимся предлагается ответить на вопросы и сделать вывод: • Каковы были цели и задачи эпохи Ивана Грозного? • Насколько они были реализованы? • Почему оценка историками эпохи Ивана Грозного столь противоречива? В чем особенности этой эпохи, как это отразилось на развитии России в XVI и XVI вв.? • Каково и почему ваше отношение к эпохе? Приложения к уроку. Каждой группе предлагаются карточки с алгоритмом работы и таблицей классификации данных.
I Алгоритм работы группы с иллюстрациями
1. Выделите ключевые образы, ситуации, события, цветовую гамму, имеющие отношение к изучаемой эпохе и установите соответствие эпохе. Примените знания в области изобразительного искусства. 2. Заполните таблицу. 3. Объясните, почему вы выбрали именно эти иллюстрации. Для этого постарайтесь ответить на вопросы: – Какие признаки эпохи вы можете здесь выделить? – Какие ощущения от эпохи вызывают иллюстрации, какое настроение пытаются передать авторы? – Какой вывод о характере эпохи можно сделать на этом основании? • Как вы думаете, какие моменты из жизни эпохи могут остаться в памяти отдельных лиц, какие в памяти общества, народа, а какие в памяти государства. Почему? Алгоритм работы группы с документами
1. Выделите ключевые слова (названия, понятия, термины, имена, события, стиль речи, фразы) имеющие отношение к изучаемой эпохе и установите соответствие эпохе. 2. Сгруппируйте документы – по хронологии, по областям деятельности. 3. Заполните таблицу. 4. Объясните, почему вы выбрали именно эти исторические свидетельства (документы, источники). Для этого постарайтесь ответить на вопросы: – Чем можно объяснить выбор именно этих источников? Подтвердите некоторыми примерами. – Какой образ эпохи можно себе представить на основе их анализа? – Хотели бы вы оказаться ее современником? • Как вы думаете, какие моменты из жизни эпохи могут остаться в памяти отдельных лиц, какие в памяти общества, народа, а какие в памяти государства. Почему? Алгоритм работы группы с понятиями.
1. Выделите ключевые слова (названия, понятия, термины) имеющие отношение к изучаемой эпохе и установите соответствие эпохе. 2. Сгруппируйте понятия по периодам правления. 3. Заполните таблицу. 4. Объясните, почему вы выбрали именно эти понятия. Постарайтесь ответить на вопросы: – К какому периоду правления Ивана Грозного относится большинство понятий? – Чем это можно объяснить? – Каким политиком можно представить Ивана Грозного на этой основе? • Как вы думаете, какие моменты из жизни эпохи могут остаться в памяти отдельных лиц, какие в памяти общества, народа, а какие в памяти государства. Почему? II Классификация данных
Тип урока – проблемно-обобщающий: – педагог формулирует проблему, проблемный вопрос и варианты решения, – учащиеся самостоятельно конструируют оптимальный вариант, систематизируют и обобщают (частично-поисковый метод) Форма урока – организационно-деятельностная игра. Технологии, применяемые на уроке – проблемное обучение, дебаты, диалоговое обучение. Алгоритм работы на уроке
1. Создание 3 групп учащихся по анализу предложенных вопросов: – группа по анализу документального материала, – группа по анализу иллюстративного материала, – группа по анализу исторических понятий и терминов. 2. Сбор информации: – документов, мемуаров, фотографий, изобразительных образов, фраз, высказываний. 3. Работа на уроке по группам – 10–15 минут (подготовка анализа, группировка документов). 4. Проведение обсуждения (рефлексия)
Оборудование: • мультимедийный проектор, • раздаточный материал – карточки с заданиями, характеризующими эпоху и, материалом, не относящимся к эпохе сформированные по группам, • компьютерная презентация иллюстраций, • таблица для сбора и обработки информации. Цели урока • создание образа эпохи на основе активизации исторической памяти, • определение места и роли эпохи в историческом процессе. Задачи • обобщение и систематизация знаний по данной теме, • создание условий для формирования коммуникативной и информационной компетенций учащихся, • способствование формированию представления о сущности эпохи и влиянии, которое она оказала на дальнейшее развитие страны, • развитие у учащихся навыков анализа исторических документов и художественных текстов, • помощь учащимся в выявлении особенностей исторической памяти. Ожидаемые результаты • создание логичной и системной картины эпохи, • формирование осознанного отношения участников к информации, глубина ее понимания, • развитие личностных качеств (коммуникативных, речевых, творческих, мыслительных, эмоционально-чувственных). Ход урока
1. Вступительное слово учителя, определение целей урока, постановка проблемы: – Являлась ли политика Ивана Грозного единственно правильной и необходимой для завершения централизации государства? Учитель обращает внимание на необычность урока, связанную с проведением группового исторического анализа, который поможет не только воссоздать картину эпохи, но и выявить различные точки зрения на развитие России в XVI веке. 2. Групповая работа Распределение учащихся по группам, выделение лидера в группе, организующего деятельность (Может сделать учитель, может быть избран группой). 3. Определение задач перед группами. Необходимо обратить внимание на раздаточный материал (для каждой группы он индивидуален) и на лист для классификации выбранного материала, который должен помочь каждому участнику подготовить устный анализ, а группе обобщить данные. 4. Определение времени для работы -15 минут для каждой группы. Для выступления отводится не более 5-7 минут от каждой группы. 5. После проведения групповой работы каждая группа представляет обоснованные выводы, объясняет, чем она руководствовалась при отборе материала, дает ссылки на документы или иллюстративный материал. 6. Рефлексия. После обсуждения, учащимся предлагается ответить на вопросы и сделать вывод: • Каковы были цели и задачи эпохи Ивана Грозного? • Насколько они были реализованы? • Почему оценка историками эпохи Ивана Грозного столь противоречива? В чем особенности этой эпохи, как это отразилось на развитии России в XVI и XVI вв.? • Каково и почему ваше отношение к эпохе? Приложения к уроку. Каждой группе предлагаются карточки с алгоритмом работы и таблицей классификации данных.
I Алгоритм работы группы с иллюстрациями
1. Выделите ключевые образы, ситуации, события, цветовую гамму, имеющие отношение к изучаемой эпохе и установите соответствие эпохе. Примените знания в области изобразительного искусства. 2. Заполните таблицу. 3. Объясните, почему вы выбрали именно эти иллюстрации. Для этого постарайтесь ответить на вопросы: – Какие признаки эпохи вы можете здесь выделить? – Какие ощущения от эпохи вызывают иллюстрации, какое настроение пытаются передать авторы? – Какой вывод о характере эпохи можно сделать на этом основании? • Как вы думаете, какие моменты из жизни эпохи могут остаться в памяти отдельных лиц, какие в памяти общества, народа, а какие в памяти государства. Почему? Алгоритм работы группы с документами
1. Выделите ключевые слова (названия, понятия, термины, имена, события, стиль речи, фразы) имеющие отношение к изучаемой эпохе и установите соответствие эпохе. 2. Сгруппируйте документы – по хронологии, по областям деятельности. 3. Заполните таблицу. 4. Объясните, почему вы выбрали именно эти исторические свидетельства (документы, источники). Для этого постарайтесь ответить на вопросы: – Чем можно объяснить выбор именно этих источников? Подтвердите некоторыми примерами. – Какой образ эпохи можно себе представить на основе их анализа? – Хотели бы вы оказаться ее современником? • Как вы думаете, какие моменты из жизни эпохи могут остаться в памяти отдельных лиц, какие в памяти общества, народа, а какие в памяти государства. Почему? Алгоритм работы группы с понятиями.
1. Выделите ключевые слова (названия, понятия, термины) имеющие отношение к изучаемой эпохе и установите соответствие эпохе. 2. Сгруппируйте понятия по периодам правления. 3. Заполните таблицу. 4. Объясните, почему вы выбрали именно эти понятия. Постарайтесь ответить на вопросы: – К какому периоду правления Ивана Грозного относится большинство понятий? – Чем это можно объяснить? – Каким политиком можно представить Ивана Грозного на этой основе? • Как вы думаете, какие моменты из жизни эпохи могут остаться в памяти отдельных лиц, какие в памяти общества, народа, а какие в памяти государства. Почему? II Классификация данных
Имеют отношение к официальной истории страны данного периода | Не имеют отношение к данному историческому периоду (вызывают сомнения) | Имеют отношение к личной истории данного периода | Имеют отношение к истории региона данного исторического периода |
| | | |