Методическая разработка практического занятия, тема № 4 «Европейские политические и правовые учения Средних веков, Возрождения и Реформации» | Обучение и развитие детей

Методическая разработка практического занятия, тема № 4 «Европейские политические и правовые учения Средних веков, Возрождения и Реформации»

Скачать Заказать печатный вариант Получить диплом

Диплом

Скачать Автор: Воротникова Марина Викторовна
Учебно-воспитательные цели практического занятия:

1.  Обучающая:

— закрепить знания связанные с проблемой становления и развития политической и правовой мысли в Западной Европе в Средние века, а также политико-правовых учений эпохи Возрождения и эпохи Реформации.

— формируя умения ориентироваться в понятийно-категориальном аппарате истории политических и правовых учений; логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по государственно-правовой и политической тематике, оперировать юридическими понятиями и категориями, анализировать важнейшие произведения классиков мировой политической и правовой мысли, толковать и сопоставлять сформулированные ими идеи; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; пользоваться специальными источниками информации (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-2, ОК-9, ПК-11)

2.  Развивающая:

— сформировать у обучающихся способности понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2);

— развить у обучающихся способности уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3);

— сформировать способности к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9). 3. Воспитательная:

— развить у обучающихся способности уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав (ПК-11);

— сформировать способности осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

подготовить высоконравственных сотрудников ОВД, способных понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета – в части, касающейся правоохранительной деятельности (ОК-5). 

План практического занятия

Вводная часть лекционного занятия.

Основная часть:

1-й учебный вопрос: Политические и правовые учения в Западной Европе в Средние века.

2-й учебный вопрос: Политические и правовые учения эпохи Возрождения.

3-й учебный вопрос: Политические и правовые учения эпохи Реформации.

Дидактические материалы и материально-техническое обеспечение практического занятия

— ноутбук

— проектор 

Литература

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: Юрист, 2011. – 56 с.
  2.  Всеобщая декларация прав человека 1948 г.// Международные акты о правах человека: Сборник документов / сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. — М., Норма — Инфра-М, 1999 — С. 39-57.
  3. Декларация прав и свобод человека и гражданина: принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. // Ведомости Верховного Суда РСФСР. – 1991. – № 52. – Ст. 1865.
  4. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Собрание законодательства Российской Федерации (далее –СЗ РФ). – 1998. – № 20. – Ст. 2143; № 33. – Ст. 3835.
  5. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. // СЗ РФ. – 1995. – № 17. – Ст. 146.
  6. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (Факультативный протокол к нему) // Международное публичное право: сб. документов. – М., 1996. – Т. 1.
  7. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. – 2011. – № 7. – Ст. 900.
  8. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ // Российская газета. – 2011. – 7 декабря.
Основная литература

  1. Графский В. Г. История политических и правовых учений : учебник / В. Г. Графский. — 3-е изд. доп. — Москва : НОРМА, 2014. — 736 с.
  2. История политических и правовых учений : учебно-методическое пособие / сост. О. В. Пересадина. — Екатеринбург : Уральский юридический институт МВД России, 2015. — 102 с.
  3. История политических и правовых учений: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. И. Власов [и др.]. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2016. — 299 с.
  4. Проблемы государственно-правового развития России: материалы межвузовской научно-практической конференции (21 ноября 2014г). — Омск : Омская академия МВД России, 2015. — 100 с. 
Дополнительная литература

1. Рассолов М.М. История политических и правовых учений (2-е издание) [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция»/ Рассолов М.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 271 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52481.— ЭБС «IPRbooks»

2. Жириновский В. В. Современная история политических и правовых учений: учебное пособие [Электронный ресурс] / В. В. Жириновский, Н. А. Васецкий. — М.: Современная гуманитарная академия, 2013. — 659 c. — URL : http://www.iprbookshop.ru/16923.-ЭБС «IPRbooks».

3. История политических и правовых учений: учебник / В. И. Власов [и др.]. – М.: Юрайт, 2013. – 411 с.

4. Герберт Спенсер Политические сочинения. Том III. История политических институтов [Электронный ресурс]/ Герберт Спенсер— Электрон. текстовые данные.— Москва, Челябинск: Социум, 2015.— 432 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30783.— ЭБС «IPRbooks»

5. Томсинов В.А. История государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие к семинарским занятиям/ Томсинов В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Зерцало, 2015.— 128 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52227.— ЭБС «IPRbooks»

6. Момотов В.В. Формирование русского средневекового права в IX -XIV вв. [Электронный ресурс]: монография/ Момотов В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Зерцало-М, 2016.— 416 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49184.— ЭБС «IPRbooks»

 Методические рекомендации по организации и проведению практического занятия.

Практическое занятие рекомендуется проводить с использованием следующих методов обучения:

По внешним признакам деятельности преподавателя и обучаемых: беседа; инструктаж; демонстрация; работа с литературой.

По способу передачи и восприятия информации: словесные (устный опрос, метод «мозговой атаки», учебная дискуссия); наглядные с использованием технических средств обучения — видеопроектора (слайдовые презентации).

По степени активности познавательной деятельности обучаемых: объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод.

По логике раскрытия материала: индуктивный; аналитический.

По роли обучаемых в процессе обучения: активный(метод «мозговой атаки», метод малых групп); интерактивный (учебная дискуссия).

Форма проведения занятия

— беседа

— работа в малых группах

— диспут

Место проведения занятия

— аудитория

Межпредметные связи с дисциплинами:

— Философия

— История государства и права

— Теория государства и права. 

Содержание практического занятия.

 

I. Вводная часть (5 минут). Преподаватель:

— принимает рапорт командира о готовности учебной группы к занятию, приветствует обучающихся;

— проверяет наличие и готовность обучающихся к занятию, делает соответствующие записи в лист контроля и учебный журнал группы;

— смотрит обеспеченность обучающихся необходимой литературой (рабочие программы учебной дисциплины, учебники, лекционные тетради, тетради для групповых занятий);

— объявляет тему и цели занятия.

II. Основная часть (80 минут).

Актуальность темы обусловлена тем, что падение Западной Римской империи (476 г.) завершило период истории Древнего мира и положило начало истории средних веков. В странах Западной Европы периода раннего средневековья (V–Х вв.) постепенно складывался сословно-феодальный строй.

К IX–Х вв. Западная Европа раздробилась на множество мелких феодальных государств, почти не зависимых от центральной власти королей и императоров. Сложились иерархическая структура землевладения, связанная с отношениями сюзеренитета и вассалитета, а также сословный строй. Каждое сословие занимало в феодальной иерархии строго определенное место, права (привилегии) и обязанности предопределялись местом в этой иерархии: от привилегированного дворянства, особенно высшего, до обремененного массой повинностей крестьянства.

Особое место в феодальном обществе Западной Европы занимала католическая церковь. Церкви принадлежало около трети земель, население которых находилось в феодальной зависимости. Сама церковь была организована по феодальному образцу по принципу строгой иерархии, на монархических началах возглавлялась римским папой. У католической церкви были свои суды, вооруженные силы; ряд норм, установленных церковью, имел юридическое значение (каноническое право). Духовенство было привилегированным сословием феодального общества, а церковь – важной частью феодальной структуры.

Идеологическое господство религии и церкви обусловило то обстоятельство, что основные направления политико-правовой идеологии феодального общества Западной Европы выступали в религиозном облачении. Общей идейной основой всех политических и правовых доктрин средневековья были религиозные представления, тексты св. писания. Идеологи господствующих классов-сословий ссылками на Библию стремились обосновать сословное неравенство, привилегии феодалов, зависимое положение крестьян. Крестьянство и горожане свой протест против феодального строя выражали в еретических движениях. 1-й учебный вопрос: Политические и правовые учения в Западной Европе в Средние века.

Изучениепервого вопроса плана проведения практического занятия для формирования общекультурных и профессиональных компетенций ОК-1,ОК-2,ОК-3,ОК-5,ОК-9,ПК-2,ПК-11,подразумевает выполнение заданий с последующим обсуждением и аргументацией своей точки зрения.

Задание 1.

Для активизации учебной деятельности обучающимся предлагается по изображению, вспомнить представителей политико-правой мысли в Средние века, и обозначить основные идеи их учений. (прим. Изображения выводятся на экран)



Ответ: 1 – Фома Аквинский; 2 – Марсилий Падуанский, 3 – Филипп де Бомануар; 4 – Аврелий Августин.

1 – Фома Аквинский В своих произведениях ученый-богослов пытается приспособить взгляды Аристотеля к догматам католической церкви и таким путем еще более укрепить ее позиции. Представления Фомы Аквинского о государстве – первая попытка развить христианскую доктрину государства на базе аристотелевской «Политики» (кстати говоря, переведенной на латинский язык и тем самым вошедшей в научный оборот лишь в конце 1250-х гг.).

От Аристотеля Аквинат перенял мысль о том, что человек по природе есть «животное общительное и политическое». В людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, ибо индивид в одиночку удовлетворить свои потребности не может. По этой естественной причине и возникает политическая общность (государство). Процедура же учреждения государственности аналогична процессу сотворения мира богом. При акте творения сперва появляются вещи как таковые, потом следует их дифференциация сообразно функциям, которые они выполняют в границах внутренне расчлененного миропорядка. Деятельность монарха схожа с активностью бога. Прежде чем приступить к руководству миром бог вносит в него стройность и организованность. Так и монарх первым делом учреждает и устраивает государство, а затем начинает управлять им.

2 – Марсилий утверждал, что разум и вера взаимосвязаны и доказывают друг друга. Однако в отличие от принятого подхода, например, Фомы Аквинского, где требуется взаимосвязь между разумом и верой, Марсилий утверждал, что достаточно одного разума, в то время как вера не опровергает, но и не дополняет выводы, сделанные с помощью разума. Марсилий строит свою мысль, опираясь на мирское предназначение человека. Марсилий искажает смысл Аристотеля, говоря, что, видимо, человек – не социальное животное.

Марсилий утверждал, что невозможно познать религиозное предназначение с помощью разума. Говорил, что невозможно доказать бессмертие души с помощью веры. Не рассматривал предназначение человека, используя ступенчатую систему.

Марсилий утверждал, что в делах, зависящих от всех, у каждого должно быть право влиять на ситуацию. Однако подобный подход не означает популизма и демократии, поскольку, в глазах Марсилия, именно король представляет народ. Тем не менее, Марсилия можно считать основоположником популизма, поскольку он считал, что у каждого индивидуума имеются свои собственные интересы и каждый действует в соответствии со своей природой, поэтому номинально все равны.

3 – Бомануар – представитель школы французских легистов. Составитель сборника средневековых правовых обычаев (кутюмов) области Бове и граничащих с ней провинций – «Кутюмов Бовезис» («Livres des Coutumes et de Usages de Beauvaisis», около 1283 года). Кутюмы Бомануара являлись не только компиляцией местных обычаев, но и первым в истории Франции опытом правотворчества, дающим представление о нравах и обычаях, об идеях политической и правовой консолидации страны. Они включали, наряду с нормативным материалом, рассмотрение судебных казусов и авторские рассуждения во многих областях французского средневекового права (отправление правосудия, наследственное право, налогообложение и пр.).

4 – Августин обосновывал и оправдывал существование имущественного неравенства людей в обществе. Он утверждал, что неравенство – неизбежное явление социальной жизни и бессмысленно стремиться к уравнению богатств; оно будет существовать во все века земной жизни человека. Но все же все люди равны перед Богом и потому Августин призывал жить в мире.

Государство – наказание за первородный грех; является системой господства одних людей над другими; оно предназначено не для достижения людьми счастья и блага, а только для выживания в этом мире.

Справедливое государство – христианское государство.

Функции государства: обеспечение правопорядка, защита граждан от внешней агрессии, помогать Церкви и бороться с ересью.

Необходимо соблюдать международные договоры.

Войны могут быть справедливыми и несправедливыми. Справедливые – те, что начались по законным причинам, например, по необходимости отражения нападения врагов.

Задание 2.