Методическая разработка на тему «Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения»
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Кучер Людмила Николаевна
Тема занятия: Орфоэпические нормы: произносительные и нормыударения Цели: образовательные: систематизировать основные знания, умения, навыки по орфоэпии; выработать умение находить основные звуковые процессы в слове и соблюдать орфоэпические нормы русского языка; формирование речевого мастерства студентов через практическое усвоение орфоэпических норм развивающие: способствовать развитию индивидуальной речевой культуры и расширению коммуникативных возможностей личности. воспитательные: работать над воспитанием уважения к родному языку, к культуре и истории своей страны. Вид занятия: практическое Тип занятия: комбинированный Методы: исследовательский, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков. Формы: индивидуальный и фронтальный опрос, групповая работа, самостоятельная работа. Междисциплинарные связи: литература, культура речи Методическое обеспечение занятия: рабочая программа по дисциплине, план занятия, раздаточный материал к занятию. Литература: 1. Русский язык .10–11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. Ход занятия: І. Организационный момент . 1.1.Проверка готовности аудитории. 1.2.Проверка присутствия студентов и их готовность к занятию: внешний вид, наличие конспекта. 1.3.Проверка домашнего задания.
ІІ. Сообщение темы занятия, определение цели. Мотивация учебной деятельности.
ІІІ. Актуализация опорных знаний. 1. Орфографическая разминка. Афе́ра (не афёра!), аэропо́рты, блёклый (доп. бле́клый), обеспе́чение, хода́тайство, звони́шь, пуло́вер, ку́хонный, новорождённый, коне[шн]о, взя́точник, до́гмат, фо́рзац, коклю́ш, колла́ж, щаве́ль, ту́фля, свёкла, экспе́рт, проце́нт, танцо́вщица, ба́рмен, мышле́ние, опто́вый, бла́говест, жалюзи́. – Как называется раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения и ударения? (Орфоэпия.) IV. Работа над темой занятия 1. Лекция 1. Произношение сочетаний чн, чт 2. Произношение согласных перед е в заимствованных словах 3. Ударение. Акцентологические нормы.
Произношение сочетаний чн, чт В современном языке слова с сочетанием чн можно разделить на три группы: 1) Чн [шн]: конечно, скучно, нарочно, яичница, прачечная, скворечник, девичник, двоечник, горчичник, а также женские отчества на чна: Ильинична, Кузьминична, Фоминична; 2) Чн [ч’н]: точно, удачный, точечный, маскировочный; 3) Нормативными считаются оба варианта произношения – [ч’н] и [шн]: подсвечник, булочная, горничная, копеечный, порядочный. Варианты произношения разграничивают и различные лексические значения: сердечный [ч’н] приступ – друг сердечный [шн]; Фрикативный звук [g] в литературном языке допускается в словах о Боге, бухгалтер, ага, ей-богу, Господи. Конечный [г] заменяется звуком [к] (не [х]!): творо[к], диало[к], исключение составляет слово Бог [бох]. Сообщение ученика об особенностях ударения в русском языке. Акцентологические нормы. Ударение – это выделение какого-либо слога в слове большей силой произношения и увеличением длительности звучания. Гласный звук ударного слога произносится более напряженно и громко и называется ударным; гласные, находящиеся в безударных слогах, – безударные. В русском языке ударение свободное, т.е. оно не закреплено за определенным по счету слогом. При образовании форм слова ударение может оставаться неподвижным (брат, брата, брату) или передвигаться с одного слога на другой (лист, листа, листья). Большинство слов русского языка имеет одно ударение – основное. Однако в сложных словах наблюдается и дополнительное (побочное) ударение. Некоторые слова не имеют ударения: в тексте они присоединяются к предыдущим или последующим ударным словам. Обычно это служебные части речи: предлоги, союзы, частицы: под горой, ко мне, принеси-ка. Роль ударения в слове:
Мнемонические пары. Есть в русском языке слова, в произношении которых многие делают ошибки. Выучить их вам помогут рифмующиеся слова. Прочитайте и запомните слова в парах и тройках. договор – приговор – разговор каталог – диалог – некролог шофёр – монтёр облегчить – полечить звонит – говорит столяр – маляр документ – инструмент – медикамент портфель – щавель средства для детства
2. Отработка умений и навыков
1) Анализ текста. Трудно переоценить роль литературного произношения – одного из важных показателей общего культурного уровня современного человека. Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание. (К. С. Горбачевич.) – В чём основная мысль данного высказывания? Почему автор придаёт особое значение правильному произношению? – Обоснуйте постановку знаков препинания в данном тексте.
2) Орфоэпический анализ слов. Яи[шн]ица, коне[шн]о, Фомини[шн]а, ску[шн]о, наро[шн]о, булочная и було[шн]ая, скворе[шн]ик, Ильини[шн]а. 3) Задание: Вставьте пропущенные буквы, укажите в транскрипции сложные случаи произношения согласных: Свитер [тэ], спринтер [тэ], компьютер [тэ], интерьер [тэ], интервью [тэ], астероид [тэ], тенденция [тэ], [дэ], гофрированный [га], жизнеобеспечение [н’э], завсегдатай [с’э], экзальтированный [за], мягче [хч’], лёгкий [х’к], детский [цк].
Конкурс дикторов. ТЕКСТ 1 Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включён. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеянно переставлял бокалы. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем; но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него. ТЕКСТ 2 Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старая ворожея знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить ее страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец все было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побежден. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая теплые августовские вечера. ТЕКСТ 3 Была последняя декада месяца. Старший менеджер сидел за компьютером. Он работал в очень быстром темпе, ожидая, что позвонит шеф и потребует отчет за третий квартал текущего года. Молодой человек занимался обеспечением оптовых поставок мальчиковой одежды, и последний договор, заключённый им, был признан экспертами самым выгодным для фирмы. За успешную работу менеджера должны были премировать. Отправив шефу отчет, молодой человек быстро просмотрел рекламный каталог, надел пальто, похожее на шинель, и вышел из офиса. Следует правильно выделять ударные слоги в словах: Авто́бус, аге́нт, арбу́з, аргуме́нт, аре́ст, аристокра́тия, баллоти́роваться, балова́ть, библиоте́ка, буржуази́я, ве́рба, гекта́р, демокра́тия, де́ятельность, диа́гноз, диспансе́р, догово́р, дозвони́ться, докуме́нт, зави́дно, заём, заржаве́ть, звони́т, звони́шь, зло́ба, и́здавна, изобрете́ние, и́зредка, индустри́я, катало́г, каучу́к, кварта́л, киломе́тр, коклю́ш, коло́сс, комбайнёр, комба́йнер, крапи́ва, краси́вее, кре́мень, лыжня́, магази́н, медикаме́нты, молодёжь, моноло́г, наме́рение, недои́мка, некроло́г, не́нависть, обеспе́чение, облегчи́ть, обостри́ть, осведоми́ться, отча́сти, парали́ч, парте́р, пепели́ще, портфе́ль, премирова́ть, прину́дить, приобрете́ние, простыня́, проце́нт, псевдони́м, револьве́р, реме́нь, ржаве́ть, ру́сло, сантиме́тр, слу́чай, соболе́знование, сре́дства, ста́туя, столя́р, тамо́жня, усугуби́ть, фарфо́р, формирова́ть, фо́рум, ха́нжество, характе́рный (танец, поступок), хара́ктерный (человек), хло́пок, хода́тайствовать, хозя́ева, цыга́н, че́рпать, шофёр, щаве́ль.
V. Рефлексия. Итоги занятия.
ІІ. Сообщение темы занятия, определение цели. Мотивация учебной деятельности.
ІІІ. Актуализация опорных знаний. 1. Орфографическая разминка. Афе́ра (не афёра!), аэропо́рты, блёклый (доп. бле́клый), обеспе́чение, хода́тайство, звони́шь, пуло́вер, ку́хонный, новорождённый, коне[шн]о, взя́точник, до́гмат, фо́рзац, коклю́ш, колла́ж, щаве́ль, ту́фля, свёкла, экспе́рт, проце́нт, танцо́вщица, ба́рмен, мышле́ние, опто́вый, бла́говест, жалюзи́. – Как называется раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения и ударения? (Орфоэпия.) IV. Работа над темой занятия 1. Лекция 1. Произношение сочетаний чн, чт 2. Произношение согласных перед е в заимствованных словах 3. Ударение. Акцентологические нормы.
Произношение сочетаний чн, чт В современном языке слова с сочетанием чн можно разделить на три группы: 1) Чн [шн]: конечно, скучно, нарочно, яичница, прачечная, скворечник, девичник, двоечник, горчичник, а также женские отчества на чна: Ильинична, Кузьминична, Фоминична; 2) Чн [ч’н]: точно, удачный, точечный, маскировочный; 3) Нормативными считаются оба варианта произношения – [ч’н] и [шн]: подсвечник, булочная, горничная, копеечный, порядочный. Варианты произношения разграничивают и различные лексические значения: сердечный [ч’н] приступ – друг сердечный [шн]; Фрикативный звук [g] в литературном языке допускается в словах о Боге, бухгалтер, ага, ей-богу, Господи. Конечный [г] заменяется звуком [к] (не [х]!): творо[к], диало[к], исключение составляет слово Бог [бох]. Сообщение ученика об особенностях ударения в русском языке. Акцентологические нормы. Ударение – это выделение какого-либо слога в слове большей силой произношения и увеличением длительности звучания. Гласный звук ударного слога произносится более напряженно и громко и называется ударным; гласные, находящиеся в безударных слогах, – безударные. В русском языке ударение свободное, т.е. оно не закреплено за определенным по счету слогом. При образовании форм слова ударение может оставаться неподвижным (брат, брата, брату) или передвигаться с одного слога на другой (лист, листа, листья). Большинство слов русского языка имеет одно ударение – основное. Однако в сложных словах наблюдается и дополнительное (побочное) ударение. Некоторые слова не имеют ударения: в тексте они присоединяются к предыдущим или последующим ударным словам. Обычно это служебные части речи: предлоги, союзы, частицы: под горой, ко мне, принеси-ка. Роль ударения в слове:
- различает разные слова: мука – мука, замок – замок;
- различает некоторые формы разных слов: ношу — ношу, кружки – кружки;
- различает формы одного слова: снега – снега, носите – носите.
Мнемонические пары. Есть в русском языке слова, в произношении которых многие делают ошибки. Выучить их вам помогут рифмующиеся слова. Прочитайте и запомните слова в парах и тройках. договор – приговор – разговор каталог – диалог – некролог шофёр – монтёр облегчить – полечить звонит – говорит столяр – маляр документ – инструмент – медикамент портфель – щавель средства для детства
2. Отработка умений и навыков
1) Анализ текста. Трудно переоценить роль литературного произношения – одного из важных показателей общего культурного уровня современного человека. Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание. (К. С. Горбачевич.) – В чём основная мысль данного высказывания? Почему автор придаёт особое значение правильному произношению? – Обоснуйте постановку знаков препинания в данном тексте.
2) Орфоэпический анализ слов. Яи[шн]ица, коне[шн]о, Фомини[шн]а, ску[шн]о, наро[шн]о, булочная и було[шн]ая, скворе[шн]ик, Ильини[шн]а. 3) Задание: Вставьте пропущенные буквы, укажите в транскрипции сложные случаи произношения согласных: Свитер [тэ], спринтер [тэ], компьютер [тэ], интерьер [тэ], интервью [тэ], астероид [тэ], тенденция [тэ], [дэ], гофрированный [га], жизнеобеспечение [н’э], завсегдатай [с’э], экзальтированный [за], мягче [хч’], лёгкий [х’к], детский [цк].
Конкурс дикторов. ТЕКСТ 1 Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включён. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеянно переставлял бокалы. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем; но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него. ТЕКСТ 2 Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старая ворожея знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить ее страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец все было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побежден. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая теплые августовские вечера. ТЕКСТ 3 Была последняя декада месяца. Старший менеджер сидел за компьютером. Он работал в очень быстром темпе, ожидая, что позвонит шеф и потребует отчет за третий квартал текущего года. Молодой человек занимался обеспечением оптовых поставок мальчиковой одежды, и последний договор, заключённый им, был признан экспертами самым выгодным для фирмы. За успешную работу менеджера должны были премировать. Отправив шефу отчет, молодой человек быстро просмотрел рекламный каталог, надел пальто, похожее на шинель, и вышел из офиса. Следует правильно выделять ударные слоги в словах: Авто́бус, аге́нт, арбу́з, аргуме́нт, аре́ст, аристокра́тия, баллоти́роваться, балова́ть, библиоте́ка, буржуази́я, ве́рба, гекта́р, демокра́тия, де́ятельность, диа́гноз, диспансе́р, догово́р, дозвони́ться, докуме́нт, зави́дно, заём, заржаве́ть, звони́т, звони́шь, зло́ба, и́здавна, изобрете́ние, и́зредка, индустри́я, катало́г, каучу́к, кварта́л, киломе́тр, коклю́ш, коло́сс, комбайнёр, комба́йнер, крапи́ва, краси́вее, кре́мень, лыжня́, магази́н, медикаме́нты, молодёжь, моноло́г, наме́рение, недои́мка, некроло́г, не́нависть, обеспе́чение, облегчи́ть, обостри́ть, осведоми́ться, отча́сти, парали́ч, парте́р, пепели́ще, портфе́ль, премирова́ть, прину́дить, приобрете́ние, простыня́, проце́нт, псевдони́м, револьве́р, реме́нь, ржаве́ть, ру́сло, сантиме́тр, слу́чай, соболе́знование, сре́дства, ста́туя, столя́р, тамо́жня, усугуби́ть, фарфо́р, формирова́ть, фо́рум, ха́нжество, характе́рный (танец, поступок), хара́ктерный (человек), хло́пок, хода́тайствовать, хозя́ева, цыга́н, че́рпать, шофёр, щаве́ль.
V. Рефлексия. Итоги занятия.
- Что нового вы узнали сегодня на занятии?
- Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)?
- Какие умения и навыки совершенствовали?
- Что такое ударение?
- Что такое орфоэпическая норма и для чего она нужна?
- Какие произносительные нормы существуют для гласных звуков?
- Какие произносительные нормы существуют для согласных звуков?