Методическая разработка на тему «Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения» | Обучение и развитие детей

Методическая разработка на тему «Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения»

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Кучер Людмила Николаевна
Тема занятия: Орфоэпические нормы: произносительные и нормыударения  Цели: образовательные: систематизировать основные знания, умения, навыки по  орфоэпии; выработать умение находить основные звуковые процессы в слове и соблюдать орфоэпические нормы русского языка; формирование речевого мастерства студентов через практическое усвоение орфоэпических норм развивающие: способствовать развитию индивидуальной речевой культуры и расширению коммуникативных возможностей личности. воспитательные: работать над воспитанием уважения к родному языку, к культуре и истории своей страны.  Вид занятия:  практическое Тип занятия:  комбинированный Методы:  исследовательский, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков. Формы: индивидуальный и фронтальный опрос, групповая работа, самостоятельная работа. Междисциплинарные связи: литература, культура речи Методическое обеспечение занятия:  рабочая программа по дисциплине, план занятия, раздаточный материал к занятию. Литература: 1. Русский язык .10–11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. Ход занятия: І. Организационный момент . 1.1.Проверка готовности аудитории. 1.2.Проверка присутствия студентов и их готовность к занятию: внешний вид, наличие конспекта. 1.3.Проверка домашнего задания.

ІІ. Сообщение темы занятия, определение цели
. Мотивация учебной деятельности.

ІІІ. Актуализация опорных знаний. 1. Орфографическая разминка. Афе́ра (не афёра!), аэропо́рты, блёклый (доп. бле́клый), обеспе́чение, хода́тайство, звони́шь, пуло́вер, ку́хонный, новорождённый, коне[шн]о, взя́точник, до́гмат, фо́рзац, коклю́ш, колла́ж, щаве́ль, ту́фля, свёкла, экспе́рт, проце́нт, танцо́вщица, ба́рмен, мышле́ние, опто́вый, бла́говест, жалюзи́. – Как называется раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения и ударения? (Орфоэпия.)   IV. Работа над темой занятия 1. Лекция 1. Произношение сочетаний чн, чт 2. Произношение согласных перед е в заимствованных словах 3. Ударение. Акцентологические нормы.

Произношение сочетаний чн, чт
В современном языке слова с сочетанием чн можно разделить на три группы: 1) Чн [шн]: конечно, скучно, нарочно, яичница, прачечная, скворечник, девичник, двоечник, горчичник, а также женские отчества на чна: Ильинична, Кузьминична, Фоминична; 2) Чн [ч’н]: точно, удачный, точечный, маскировочный; 3) Нормативными считаются оба варианта произношения – [ч’н] и [шн]: подсвечник, булочная, горничная, копеечный, порядочный. Варианты произношения разграничивают и различные лексические значения: сердечный [ч’н] приступ – друг сердечный [шн]; Фрикативный звук [g] в литературном языке допускается в словах о Боге, бухгалтер, ага, ей-богу, Господи. Конечный [г] заменяется звуком [к] (не [х]!): творо[к], диало[к], исключение составляет слово Бог [бох].  Сообщение ученика об особенностях ударения в русском языке. Акцентологические нормы. Ударение – это выделение какого-либо слога в слове большей силой произношения и увеличением длительности звучания. Гласный звук ударного слога произносится более напряженно и громко и называется ударным; гласные, находящиеся в безударных слогах, – безударные. В русском языке ударение свободное, т.е. оно не закреплено за определенным по счету слогом. При образовании форм слова ударение может оставаться неподвижным (брат, брата, брату) или передвигаться с одного слога на другой (лист, листа, листья). Большинство слов русского языка имеет одно ударение – основное. Однако в сложных словах наблюдается и дополнительное (побочное) ударение. Некоторые слова не имеют ударения: в тексте они присоединяются к предыдущим или последующим ударным словам. Обычно это служебные части речи: предлоги, союзы, частицы: под горой, ко мне, принеси-ка. Роль ударения в слове:
  • различает разные слова: мука – мука, замок – замок;
  • различает некоторые формы разных слов: ношу — ношу, кружки – кружки;
  • различает формы одного слова: снега – снега, носите – носите.
Орфоэпические ошибки, связанные с неправильной постановкой ударения, часто встречаются в устной речи. Для устранения ошибок необходимо обращаться к орфоэпическим словарям.

Мнемонические пары.
Есть в русском языке слова, в произношении которых многие делают ошибки. Выучить их вам помогут рифмующиеся слова. Прочитайте и запомните слова в парах и тройках. договор – приговор – разговор каталог – диалог – некролог шофёр – монтёр облегчить – полечить звонит – говорит столяр – маляр документ – инструмент – медикамент портфель – щавель средства для детства

2. Отработка умений и навыков


1) Анализ текста.
Трудно переоценить роль литературного произношения – одного из важных показателей общего культурного уровня современного человека. Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание. (К. С. Горбачевич.) – В чём основная мысль данного высказывания? Почему автор придаёт особое значение правильному произношению? – Обоснуйте постановку знаков препинания в данном тексте.

2) Орфоэпический анализ слов.
Яи[шн]ица, коне[шн]о, Фомини[шн]а, ску[шн]о, наро[шн]о, булочная и було[шн]ая, скворе[шн]ик, Ильини[шн]а.   3) Задание: Вставьте пропущенные буквы, укажите в транскрипции сложные случаи произношения согласных: Свитер [тэ], спринтер [тэ], компьютер [тэ], интерьер [тэ], интервью [тэ], астероид [тэ], тенденция [тэ], [дэ], гофрированный [га], жизнеобеспечение [н’э], завсегдатай [с’э], экзальтированный [за], мягче [хч’], лёгкий [х’к], детский [цк].

Конкурс дикторов.
ТЕКСТ 1 Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включён. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеянно переставлял бокалы. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем; но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него. ТЕКСТ 2 Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старая ворожея знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить ее страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец все было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побежден. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая теплые августовские вечера. ТЕКСТ 3 Была последняя декада месяца. Старший менеджер сидел за компьютером. Он работал в очень быстром темпе, ожидая, что позвонит шеф и потребует отчет за третий квартал текущего года. Молодой человек занимался обеспечением оптовых поставок мальчиковой одежды, и последний договор, заключённый им, был признан экспертами самым выгодным для фирмы. За успешную работу менеджера должны были премировать. Отправив шефу отчет, молодой человек быстро просмотрел рекламный каталог, надел пальто, похожее на шинель, и вышел из офиса. Следует правильно выделять ударные слоги в словах: Авто́бус, аге́нт, арбу́з, аргуме́нт, аре́ст, аристокра́тия, баллоти́роваться, балова́ть, библиоте́ка, буржуази́я, ве́рба, гекта́р, демокра́тия, де́ятельность, диа́гноз, диспансе́р, догово́р, дозвони́ться, докуме́нт, зави́дно, заём, заржаве́ть, звони́т, звони́шь, зло́ба, и́здавна, изобрете́ние, и́зредка, индустри́я, катало́г, каучу́к, кварта́л, киломе́тр, коклю́ш, коло́сс, комбайнёр, комба́йнер, крапи́ва, краси́вее, кре́мень, лыжня́, магази́н, медикаме́нты, молодёжь, моноло́г, наме́рение, недои́мка, некроло́г, не́нависть, обеспе́чение, облегчи́ть, обостри́ть, осведоми́ться, отча́сти, парали́ч, парте́р, пепели́ще, портфе́ль, премирова́ть, прину́дить, приобрете́ние, простыня́, проце́нт, псевдони́м, револьве́р, реме́нь, ржаве́ть, ру́сло, сантиме́тр, слу́чай, соболе́знование, сре́дства, ста́туя, столя́р, тамо́жня, усугуби́ть, фарфо́р, формирова́ть, фо́рум, ха́нжество, характе́рный (танец, поступок), хара́ктерный (человек), хло́пок, хода́тайствовать, хозя́ева, цыга́н, че́рпать, шофёр, щаве́ль.

V
. Рефлексия. Итоги занятия.
  1. Что нового вы узнали сегодня на занятии?
  2. Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)?
  3. Какие умения и навыки совершенствовали?
  4. Что такое ударение?
  5. Что такое орфоэпическая норма и для чего она нужна?
  6. Какие произносительные нормы существуют для гласных звуков?
  7. Какие произносительные нормы существуют для согласных звуков?
VI. Домашнее задание. 1. Составить текст, используя слова из орфоэпического минимума. Подготовиться к выразительному чтению, соблюдая нормы произношения. 2.Подготовиться к тестированию по теме.   Понятие об орфоэпической норме. Правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм составляют (отражают) свойственные языку орфоэпические нормы. Нормы произнесения гласных звуков Гласные звуки отчетливо произносятся лишь под ударением. Ударение в русском языке является динамическим, разноместным (клеточка, король, коромысло), подвижным (город – города – городов). В безударном положении звучание гласных меняется. – Вспомните, как называется процесс ослабления четкости звучания гласных в безударном положении? (Редукция.) Для современной произносительной системы русского языка характерно «иканье», т. е. в безударном положении все гласные, кроме у, в первом предударном слоге после мягких согласных реализуются звуком [иэ] Например: лес [э] – лесник э]; грязь [а] – в грязи э]; лист [и] – листок э]. После согласных ж и ш буквы о, э в первом предударном слоге реализуются звуком [ыэ], этот же звук произносится на месте буквы а в словах: жалеть лошадей, жакет. Нормы произнесения согласных звуков. – Что определяет произношение согласных звуков? (Положение согласной в слове, т. е. его соседство с гласными или согласными звуками.) Согласные звуки отчетливо произносятся перед гласными, сонорными согласными (м, н, л, р), перед буквой в, перед разделительными ъ и ь знаками. Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются: бег [к], лодка [т]. Перед мягкими согласными парные твердые согласные смягчаются. В свое время нормативной была замена твердого согласного звука в позиции перед мягким согласным. В настоящее время имеет место и все более расширяет зону своего действия иная тенденция: tt уверенно переходит в tt, где t – согласный. Можно отметить три закономерности в указанной произносительной норме: • допустимо сохранение старой нормы в сочетаниях согласных с, з с согласными т’, д’, н’ (степь [с’т’], казнь [з’н’], здесь [з’д’]). • возможно сохранение двух вариантов как равноценных, равноправных. • более правильно соответствие новой произносительной норме: [в], [ф], [м], [п], [б] перед [к’], [г’] и [х’]. Учащимся рекомендуется запомнить несколько правил, отражающих современные орфоэпические нормы. Правило 1: буква г на конце слова бог произносится как [х]. Правило 2: -ого/-его в прилагательных мужского и среднего родов произносятся как о[в]о / е[в]о. Правило 3: зж и сж произносятся как [ж] (на стыке морфем или служебного слова со знаменательным). Правило 4: зч и сч произносятся как [ш’] (на стыке морфем). Правило 5: дч и тч произносятся как [ч’] (на стыке морфем). Правило 6: -тся и -ться произносятся как [ца] (в глаголах). Правило 7: дс и тс произносятся как [ц] (перед к в прилагательных). Правило 8: жд произносится как [шт’] и [ш’] (в слове дождь и производных). Произнесение таких сочетаний в случае затруднений стоит уточнить в орфоэпическом словаре. Правило 9: чн произносится как [чн] – в большинстве слов, но произносится как [шн] в словах ску[шн]о, коне[шн]о, наро[шн]о, праче[шн]ая, скворе[шн]ик, Ильини[шн]а и др. Правило 10: чт произносится как [шт] (чтобы, что и т. д.), но нечто [чт]. Правило 11: гк произносится как [хк’] – в словах легкий, мягкий. Правило 12: гч произносится как [хч’] – в словах легче, мягче. Правило 13: стн, нтск, стл, ндск, здн, рдц, лнц, вств, лвств – содержат непроизносимую согласную. В случае затруднений нужно обратиться к орфоэпическому словарю. Правило 14: двойные согласные в заимствованных словах произносятся обычно как долгий согласный, но ряд слов допускает произнесение двойного согласного как одного звука (ванна [н], грипп [п]). Правило 15: в безударном положении не произносится звук [о]. После твёрдых согласных в первом предударном слоге, а также в начале слова на месте буквы о произносится [а]. (к[а]зак[о]зы, [а]писание – [о]пись). Поэтому, например, произносятся одинаково, со звуком [а], слова волы и валы, сома и сама, хотя пишутся по-разному. В других безударных слогах после твёрдых согласных на месте гласных, обозначаемых буквами о и а, произносится звук, средний между [ы] и [а], близкий к [ы]. Такой звук, например, произносится на месте подчёркнутых гласных в словах водовоз, пароход, выход. Правило 16: после мягких согласных, на месте гласных, обозначаемых буквами е, ё, я (т. е. на месте звуков [э], [о], [а] в безударном положении обычно произносится звук, близкий к [и] (лесок, весна, плясать). Поэтому, например, одинаково, со звуком, близким к [и], произносятся слова посветить – посвятить (от свет и свят), хотя их написание различно. Правило 17: парные звонкие согласные звуки, обозначаемые буквами б, в, г, д, ж, з, на конце слова и перед парными глухими согласными, обозначаемыми буквами п, ф, к, ш, ш, с, х, ц, ч, щ, становятся глухими (дуб [п], глубь [п’], ловко [ф], кровь [ф’], ногти [к], подход [т], багаж [ш]). Парные глухие согласные звуки перед парными звонкими согласными становятся звонкими (просьба [з’], молотьба [д’]). Оглушение или озвончение парных согласных на письме, как правило, не передаётся, поэтому звучат одинаково, хотя пишутся по-разному, слова молод – молот, лезть – лесть и др. Правило 18: во многих иноязычных словах после согласных пишется е, а произносятся согласные твёрдо (ателье [тэ], атеист [тэ], денди [дэ], кашне [нэ], кафе [фэ], партер [тэ], резюме [мэ], стенд [тэ], шедевр [дэ]). Но в целом ряде заимствованных слов согласные перед е произносятся мягко (академия, декада, демагог, демон, музей, пионер, темпы, фанера, фланель). Правило 19: в начале слов буквы э и е пишутся в соответствии с произношением (экспорт, егерь, эллипс, ересь, эхо, Ева, этот, ест). После и, а также после согласных пишется буква е (гигиена, диета, кашне, стенд). Исключения: иноязычные слова мэр, сэр, пэр и некоторые собственные имена (Улан-Удэ). Послё остальных гласных чаще пишется э (поэзия, силуэт, маэстро). В отдельных словах употребляется буква е (проект, реестр).   – В чём особенности русского ударения? (Русское ударение свободное, разнообразное, оно может падать на любой слог: диктор, магнитофон. Русское ударение подвижное, оно может переходить в одном и том же слове с одного слога на другой: сторона – сторонка – стороны.)