Методическая помощь учителям, работающим по программе коррекционной школы VIII вида | Обучение и развитие детей

Методическая помощь учителям, работающим по программе коррекционной школы VIII вида

На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Методическая помощь учителям, работающим по программе коррекционной школы VIII вида
Методическая помощь учителям, работающим по программе коррекционной школы VIII вида
Коррекционная работа психолога в школе — Программы
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЯМ, РАБОТАЮЩИМ ПО ПРОГРАММЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА

М. П. Кузнецова, учитель-дефектолог; Е. М. Вицина, учитель-дефектолог

Череповецкий центр психолого-медико-социального сопровождения работает в тесном контакте с 8 районами области: Кирилловским, Белозерским, Череповецким, Шекснинским, Кадуйским, Устюженским, Бабаевским, Чагодощенским. Только в 4-х районах (Череповецком, Шекснинском, Белозерском, Устюженском) работают коррекционные школы VIII вида. В остальных районах идет интеграция учащихся, подлежащих обучению в коррекционной школе VIII вида, в общеобразовательные школы путем организации отдельных классов, занимающихся по программе коррекционной школы VIII вида.

Учителя, работающие в этих классах, испытывают определенные трудности в организации учебного процесса. Они не имеют дефектологического образования, не знают особенности психофизического развития умственно отсталых детей, не владеют методическими приемами ведения коррекционно-развивающего урока. Учитывая сложившуюся ситуацию, специалисты Центра разработали программу оказания методической помощи учителям, работающим по программе коррекционной школы VIII вида. Программа рассчитана на 18 часов (три рабочих дня по 6 часов).

Цель программы.

Оказать методическую помощь учителям, работающим по программе коррекционной школы VIII вида с целью повышения квалификации, аттестации педагогов на II и I квалификационные категории и т. д.

Задачи программы:

  1. Познакомить учителей с особенностями психофизического развития учащихся школы VIII вида.
  2. Показать современные подходы к организации коррекционного обучения на различных уроках.
Организация занятий.

Проведение теоретических семинаров, круглых столов. Просмотр и анализ открытых уроков, организация и проведение зачета.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Теоретические семинары

1. Конвенция ООН о правах ребенка.

2. Особенности организации общеобра

зовательной подготовки учащихся с ин

теллектуальной недостаточностью.

3. Стандарты специального образования,

учебный план и измерители знаний

в коррекционной школе VIII вида.

4. Особенности психофизического

развития умственно отсталых детей.

5. Отграничение умственной отсталости

от сходных состояний

лекция лекция

лекция

семинар

лекция

1 час 1 час

1 час

1 час

1 час

Практические семинары

6. Требования к планированию и анали

зу коррекционно-развивающих уроков.

7. Коррекционная направленность курса

математики. Анализ открытого урока.

8. Формирование естественно-научных

знаний в коррекционной школе.

9. Основные требования к урокам рус

ского языка (чтения и письма). Практи

ческое занятие по организации урока с

учетом требований.

10. Организация трудового обучения.

11. Здоровьесберегающие технологии в

коррекционной школе

семинар лекция лекция, практическое занятие лекция

лекция практическое занятие лекция лекция

1 час 1 час 1 час 2 часа

1 час

1 час 1 час

2 часа 1 час

Итоговые занятия

12. Круглый стол.

13. Зачет

Контрольный тест

1 час 1 час

 

Итого

 

18 часов

ЛИТЕРАТУРА

Б г а ж н о ко в а И. М. Программы для 0—4 классов школы VIII вида. — М., 1997.

В о р о н ко в а В. В. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. — М., 2002.

В и н о г р а д о в а А. С., Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. — М.: Просвещение, 1985.

З а б р а м н а я С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М., 1995.

Журнал «Развитие и коррекция» за 2000 г..

Журнал «Дефектология»ю — № 1—6 за 1999—2004 гг.

Конвенция ООН о правах ребенка (русский вариант). Защити меня: Сборник материалов, иллюстрирующих положение Конвенции ООН.

Приобщение подростков к здоровому образу жизни: Методические рекомендации. — Ярославль, 2000.

Образовательные стандарты для специальных коррекционных школ. — СПб., 1966.

П уз а н о в Б. П., Ко н я е в а Н. П., Го р с к и й Б. Б. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития. — М., 2000.

Сборник нормативных документов (специальные, коррекционно-обра-зовательные учреждения). — М., 2000.

Ш и п и ц и н а Л. М., И в а н о в Е. С. Нарушение поведения учеников вспомогательной школы. — РГПУ им. Герцена, 1992.

 

Источник:

Коррекционно-развивающие программы Череповецкого центра психолого-медико-социального сопровождения / Науч. ред. О. А. Денисова, Н. В. Афанасьева. — Вологда: Издательский центр ВИРО, 2005. — 256 с.

Научные редакторы: О. А. Денисова, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Череповецкого государственного университета; Н. В. Афанасьева, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии и социальной педагогики ВИРО

Авторский коллектив: специалисты Череповецкого центра

психолого-медико-социального сопровождения: М. П. Кузнецова, директор Центра; С. В. Пурышева, зам. директора Центра; И. В. Окольникова; В. А. Любезнова; Т. Б. Сергеева; И. А. Ершова; Е. В. Макарцева; М. А. Зайцева; Н. А. Глебова; Н. А. Егоренко; Е. М. Вицина; Н. В. Верещагина; Ю. В. Афанасьев

Рецензенты: А. П. Коновалова, кандидат педагогических наук, начальник отдела специального образования и социально-правовой защиты детей департамента образования Вологодской области; С. В. Копытова, зав. кабинетом дефектологии и коррекционной педагогики

Ответственный за выпуск — С. В. Пурышева