Формирование позитивного поведения на основе реализации программы ЗИПоПо (заочный институт позитивного поведения) | Обучение и развитие детей

Формирование позитивного поведения на основе реализации программы ЗИПоПо (заочный институт позитивного поведения)

На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Формирование позитивного поведения на основе реализации программы ЗИПоПо (заочный институт позитивного поведения)
Формирование позитивного поведения на основе реализации программы ЗИПоПо (заочный институт позитивного поведения)
Коррекционная работа психолога в школе — Программы
Индекс материала
Формирование позитивного поведения на основе реализации программы ЗИПоПо (заочный институт позитивного поведения)
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Все страницы
Страница 1 из 5Авторы:

Бергер С.А, культорганизатор отдела массовой работы Минского дворца детей и молодежи, руководитель программы ЗИПоПо.

Шереметьев С.И., аспирант Белорусского государственного университета культуры, зам. директора ВУУ БГУ «Международный гуманитарный институт»

Концептуальные основы программы ЗИПоПо

Заочный институт позитивного поведения был задуман и разработан российским тележурналистом Шамилем Фаттаховым как телевизионное шоу. Со 2-го марта 1994 года телевариант программы транслируется еженедельно по каналу Гостелерадиокомпании «Татарстан», пользуется широкой популярностью не только у молодежи Татарстана, но и у взрослых.

Программа была одобрена Министерством народного образования Республики Татарстан как эффективное средство воспитания подрастающего поколения.

Вскоре после успешного начала телевизионной жизни ЗИПоПо появилось множество людей, желающих больше узнать о принципах программы, ближе познакомиться с автором, овладеть методикой проведения ток-шоу. Так в разных городах России и СНГ, а затем по всему миру начал действовать постоянный семинар по подготовке ведущих. После успешного обучения участники семинара получают сертификат на право ведения ЗИПоПо. Сейчас в десятках стран мира подготовлены сотни ведущих ЗИПоПо, программа идет в различных вариантах: по телевидению, на радио, в газетах, в школах и других учебных заведениях. Создаются клубы ЗИПоПо.

Такого рода клуб в 1997 году был создан в Минском Дворце детей и молодежи. Занятия клуба проводятся каждую неделю. Эти встречи, кроме ток-шоу, являются главной составляющей работы клуба. Они обязательно включают в себя разнообразные игры на сотрудничество и традиционные чаепития. Встречи проводятся в уютной и просторной комнате, что позволяет быстро создавать необходимую обстановку. Так, во время обсуждения участники сидят на стульях, поставленных кругом. Во время игр стулья или вообще убираются к стенам, или выстраиваются в соответствии с сюжетом игры. К чаепитию стулья придвигаются к небольшому столику с чайной посудой.

Один раз в месяц в кинолекционном зале Дворца клуб проводит т.н. «городские ток-шоу», на которые приглашаются друзья клуба, школьники и студенты Минска. Эти встречи дают возможность членам клуба проявить свое гостеприимство, поучиться вести ток-шоу со сцены с большой аудиторией.

ЗИПоПо по форме — ток-шоу. По сути — философские беседы. В ходе этих бесед регулярно обсуждаются жизненные проблемы с точки зрения общечеловеческих ценностей — нравственной основы любого общества.

Главные принципы, реализуемые программой:

  • принцип сотрудничества и отказа от конкуренции;
  • принцип равноценного и равноправного участия;
  • принцип гармоничного развития личности;
  • принцип позитивного отношения к жизни.
 

Принцип сотрудничества и отказа от конкуренции

Мы переживаем непростой период времени, сталкиваясь со все новыми проблемами, неизвестными ранее. Неочевидны и мало известны пока и пути их решения. Человечество стремительно объединяется и объективно становится единой общностью в столь высокой степени, что ошибочные действия одного человека могут угрожать благополучию миллионов других людей. Нам, жителям планеты Земля, нужно учиться по-новому воспринимать жизнь, по-новому решать те задачи, которые действительность ставит перед нами, по-новому чувствовать и думать, а для этого необходимо изменить свое сознание. Только после изменения индивидуального, личностного сможет произойти изменение социальное, общественное, так как общество состоит из отдельных людей. Для того, чтобы состояние вражды и конфронтации, в котором сейчас находятся люди, страны сменилось состоянием единения и согласия, должны измениться модели поведения людей. Поведение является следствием сознания. Пришло время объединения политического, социального, экономического, культурного, военного. Для возможности такого рода объединения необходимо выработать новое сознание.

Сложные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы находились, когда их создавали,

А. Эйнштейн

При сотрудничестве, т.е. при таком образе совместных действий, когда люди отказываются от соперничества, все стороны испытывают положительные чувства.

Принцип сотрудничества и отказа от конкуренции соответствует Статье 1 Всеобщей декларации прав человека ООН: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства» и Статье 19: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их».

Принцип равноценного и равноправного участия

Среди жителей Земли на сегодняшний день нет ни одного человека, владеющего абсолютной истиной. Каждый из живущих обладает лишь долей знания о жизни. Определить величину этой доли невозможно. Поэтому все люди, независимо от расы, национальности, вероисповедания, возраста, социального и имущественного положения, образования, гражданства равны в своих правах.

Для принятия коллективного решения, которое устраивало бы всех участников процесса, необходимо внимание к каждому мнению. Нужно отказаться от сословных, возрастных, образовательных предрассудков. Возраст, социальное положение, образование не дают никому из нас права быть уверенными в собственной непогрешимости. Мы должны формировать в себе способность учиться у разных людей, со вниманием и уважением относиться к любому человеку. Использование этого принципа в повседневной жизни помогло бы решению многих проблем в учебных и рабочих коллективах, в семьях, в межличностных отношениях.

Каждый человек нуждается в признании и любви. Нам следует научиться понимать, что признание и любовь нужно не столько ожидать самим, сколько дарить окружающим. Только в этом случае каждый из нас будет одарен и признанием, и любовью.

Каждый человек – рудник неисчерпаемых богатств. Речь идет о духовных богатствах человека, которые можно объединить в две основные группы:

  • способность познавать жизнь;
  • способность любить жизнь во всей ее полноте.
Принцип гармоничного развития личности

Человека надо воспринимать не таким, каков он есть на сегодняшний день, а таким, каким он может стать, полностью раскрыв свой потенциал.

Первостепенной становится задача воспитания положительных качеств и укрепление нравственных принципов у молодых людей с тем, чтобы они могли вырасти здоровыми и счастливыми членами общества.

Необходимо стремиться к гармонии материальной и духовной:

  • между имущественным положением и развитием нравственных качеств;
  • между личными и общественными интересами;
  • между потребностями текущей жизни и будущим развитием.
Принцип позитивного отношения к жизни

Человек меняется под воздействием обстоятельств и опыта. Чем больше в жизни будет позитивного опыта и позитивных обстоятельств, тем гармоничнее он сможет развиваться. Под определением «позитивности» следует понимать все то, что соответствует общечеловеческим нравственным ценностям: любви, доброжелательности, понимания, терпимости, заботы, внимания.

Программа ЗИПоПо направлена на развитие позитивного чувствования и мышления, умения найти позитивный подход к решению конфликтных ситуаций, способности правильно вести себя в критических случаях. Формируется способность совместного исследования различных жизненных ситуаций с обязательным поиском позитивного выхода, с использованием запаса мудрости всей человеческой цивилизации. По завершении ток-шоу человек:

  • имеет представление о позитивных способах разрешения конфликта;
  • получает знание о возможности выхода;
  • обогащается опытом других.
Методика организации и проведения ток-шоу ЗИПоПо

По определению автора программы ЗИПоПо Шамиля Фаттахова, главной целью ток-шоу является организация процесса коллективного углубления в вопросах нравственности как на социальном, так и на личностном уровнях.

На наш взгляд, наиболее актуальной из личностных проблем является проблема здорового образа жизни. Она многоаспектна, разнопланова и неоднозначна, так как здоровый образ жизни предполагает не только отсутствие вредных привычек и занятия спортом, но и психологический комфорт.

В приложениях к данным рекомендациям мы предлагаем ознакомиться с нашим видением проблемы здорового образа жизни. (Приложения 1,2,3,4.). Этими материалами могут воспользоваться в своей работе педагоги при подготовке классных часов, тематических вечеров и т.п. Проводить в полном объеме ток-шоу ЗИПоПо возможно после соответствующей подготовки и получения сертификата.

Для проведения ток-шоу ЗИПоПо требуется наличие следующих условий:

  • разработанная с учетом местных особенностей долговременная программа, так как регулярность и долговременность проведения ЗИПоПо – необходимое условие его эффективности;
  • помещение, соответствующее поставленным задачам;
  • постоянная группа участников;
  • необходимая информационная база.
Структура ток-шоу

  • приветствие ведущих, знакомство;
  • объявление темы, введение в тему;
  • драматическая миниатюра (прерывается ведущим на пике конфликта);
  • обсуждение;
  • позитивный финал миниатюры;
  • подведение итогов, прощание.
Исследование заданной темы начинается с драматической миниатюры. Для «городских» ток-шоу миниатюры готовятся заранее. В каждом случае пишется оригинальный сценарий. Постановка тщательно репетируется.

В клубном варианте миниатюры обычно разыгрываются спонтанно, по аналогии с психодрамой. Участникам (их обычно 3-4 человека) предлагаются сюжет конфликта и краткие характеристики образов участников миниатюры. Постановки ориентированы на старший школьный возраст. (Приложение 4).

От успешного проигрывания миниатюры во многом зависит успешность всего ток-шоу. Драма помогает эмоционально окрасить проблему и вовлечь участников в обсуждение. Обычно в миниатюре изображается типичная ситуация, хорошо узнаваемая участниками. Это очень важный момент. Обсуждение может состояться только в том случае, если предмет обсуждения, тема значимы для участников. Говорить можно только о том, что волнует.

Требования к миниатюре

  • несколько участников;
  • сценарий или четко сформулированное задание для спонтанного разыгрывания;
  • наличие конфликта;
  • позитивный выход из конфликтной ситуации.
Для подготовки к ток-шоу можно пользоваться уже написанными сценариями (компьютерная база информации по программе включает в себя около 500 готовых разработок). Сценарии драматических миниатюр можно разрабатывать самим.

Примечание: если вся постановка готовится заранее, то заранее разрабатывается и позитивный финал. Если в клубном варианте миниатюра разыгрывается спонтанно, то позитивный финал актеры тоже спонтанно играют по результатам обсуждения темы.

Основные требования к сценарию драматической миниатюры

  • Оптимальный объем – одна страница печатного текста.
  • В драме участвует 3-4 персонажа.
  • Время и место действия настоящее, доступное постановке.
  • Реквизит простой и доступный.
  • Единство времени и пространства (не должно быть перемещений во времени и пространстве).
  • Ярко выраженная тема.
  • Язык современный, но не перегруженный сленгом, жаргонными словами.
  • Отсутствие аморальных действий и слов. Пошлость и цинизм недопустимы даже в малейшей степени.
  • Необязательность объяснения всех аспектов темы, т. к. затем следует обсуждение.
  • Ярко выраженный характер каждого героя миниатюры.
  • Амплуа персонажей: позитивные, негативные, колеблющиеся.
Главная цель разработанного сценария – запустить, включить воображение участников ток-шоу.

Последовательность развития действия миниатюры

  • обсуждение проблемы;
  • появление дополнительной информации, включение в обсуждение новых участников драмы;
  • завязка конфликта – между действующими лицами возникают противоречия;
  • углубление конфликта – противоречия накапливаются;
  • кульминация конфликта – ситуация усложняется настолько, что

    дальнейшее развитие в прежнем виде невозможно.
В этот момент ведущий останавливает игру актеров. Начинается обсуждение темы.

Правила обсуждения темы

  • обсуждение организует и направляет ведущий;
  • к каждому ток-шоу ведущий (или ведущие – их может быть несколько) готовит вопросы по теме;
  • если участник хочет ответить на вопрос ведущего, он поднимает руку;
  • ведущий по очереди дает право высказаться всем желающим;
  • одновременно может говорить только один участник (по разрешению ведущего);
  • запрещено злословие, т.е. нельзя негативно отзываться ни о ком (ни о присутствующих, ни об отсутствующих);
  • нельзя настаивать на своей точке зрения и подвергать сомнению мысли, высказанные другими;
  • критика, оценка мнений других участников абсолютно исключены;
  • общение между участниками ток-шоу возможно только через посредничество ведущего.
В ходе ток-шоу происходит совместное исследование темы, обсуждаются жизненные ситуации с обязательным поиском позитивного выхода. Участники стремятся к правильному разрешению конфликта. Мы учимся пользоваться запасом мудрости всей человеческой цивилизации. Ведущий приводит примеры нравственного поведения, цитирует изречения известных философов, писателей, ученых, политических деятелей, народные пословицы и поговорки, религиозные писания (Приложения 1, 2).

Вся программа ведется в атмосфере взаимоуважения, приветливости, внимания к словам участников. Ведущий подчёркивает значимость каждого мнения. Большое количество поощрений при отсутствии критики создаёт позитивную атмосферу общения.

Принципиально важно не просто собрать точки зрения, а найти позитивное решение конфликта. Высказывания участников должны быть позитивными, ни малейшего оттенка критики не должно присутствовать в беседе (ни в словах, ни в интонации). Очень важно наличие призов. Ими награждаются удачные высказывания. Призы могут быть самыми разнообразными, особенно значимыми являются аплодисменты.

Если позитивный финал разрабатывается заранее, необходимо предусмотреть следующий моменты:

  • Развязка, разрешение конфликта. Развязка должна быть логична и возможна в реальной жизни.
  • Мораль, нравственное действие. Очень важно показать движение героев к истине, справедливости. В финале ЗИПоПо перерождение героев порой происходит со сказочной скоростью. Но ведь сказка – одно из лучших средств воспитания, в сказке добро, как правило, побеждает зло. Важно, конечно, помнить, что трансформация в реальной жизни чаще всего происходит не сразу, поэтому важно показать первое движение к правильному выбору, начало позитивных изменений.
  • Завершение. Сюжет завершается, негативный герой обретает надежду, создается позитивное настроение.
В тех случаях, когда возникает нежелательное напряжение, обостряются эмоции, и это затрудняет общение, обсуждение «перебивается» играми. Длительность игры – 3-4 минуты.

При проведении ток-шоу в большом зале игры обязательны, так как за короткое время немыслимо выслушать мнения хотя бы одной пятой части зала (по опыту приблизительно двадцать из ста участников ток-шоу активно высказывают свои мнения). В том случае, если обсуждение длится более 20 минут, возникает напряжение, которое легко и эффективно снимается играми (в течение 5-7 минут). Кроме того, игры выполняют важные воспитательные функции: создают позитивную эмоциональную атмосферу, позволяют проявить и развить творческие способности, эффективно обучают сотрудничеству и развивают чувство единения. Поэтому при выборе сюжетов для игр мы стремимся избегать элементов соревнования, конкуренции. На ближайшее будущее нами запланирован выпуск сборника с описанием подобных игр.

По опыту работы оптимальная длительность всей программы составляет в клубном варианте час-полтора. При проведении ток-шоу в зале — полтора-два часа.

Прогнозируемый результат

Долговременное сотрудничество в программе позволяет всем участникам сформировать целостное мировоззрение, систему позитивных ценностей, получить навыки выступления перед аудиторией, усвоить основы организации и проведения ток-шоу.

Задача ведущего шоу – разбудить мысль, побудить участников ток-шоу к самостоятельному размышлению. Поэтому вопросы часто важнее ответов. Во время ток-шоу участники учатся искусству задавать, формулировать вопросы.

По окончании ток-шоу у человека появляется представление о позитивных способах выхода из конфликта, о возможности правильного решения, о том, что таковое существует и к нему следует стремиться.

ЗИПоПо помогает добиться следующих результатов:

  1. Воспитываются нравственные нормы.
  2. Приобретается нравственная независимость, т.е. вырабатывается навык самостоятельного принятия правильного, нравственного решения.
  3. Развивается способность поиска позитивного выхода из сложных жизненных ситуаций.
  4. Приобретается опыт совещания как средства духовной и интеллектуальной взаимопомощи.
  5. Развиваются навыки сотрудничества, способность к коллективному
  6. мышлению.
  7. Вырабатывается готовность к неожиданным ситуациям, исчезает страх перед ними и, как следствие этого, снижается агрессия.
  8. Позитивные, нравственные поступки в общественном сознании легализуются, т.е. узакониваются.
  9. Вырабатывается способность делиться опытом позитивных поступков, желание обучать других людей.
  10. Различные возрастные и социальные группы (напр. дети и родители, ученики и учителя, учителя и родители учеников) учатся обмениваться жизненным опытом.
  11. Благодаря опыту семейного совещания укрепляется единство семьи.
  12. Развивается эмпатия, способность сопереживать, сочувствовать.
  13. Расширяется кругозор участников ток-шоу.
  14. Приобретается опыт публичных выступлений.
  15. Развивается терпимость, толерантность.
Опыт четырехлетней работы клуба ЗИПоПо МДДиМ убеждает, что эти результаты вполне досягаемы .

Главное, что в реальности этих прогнозов сможет убедиться любой человек, начавший применять в своей педагогической практике и просто в повседневной жизни принципы, лежащие в основе философии ЗИПоПо. Замечательной особенностью этой философии является еще и тот факт, что конкретное содержание понятия «главное» каждый из нас определяет для себя сам.



Предыдущая — Следующая >>