Программа социально-психологической адаптации | Обучение и развитие детей

Программа социально-психологической адаптации

На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Программа социально-психологической адаптации
Программа социально-психологической адаптации
Коррекционная работа психолога в школе — Программы
Индекс материала
Программа социально-психологической адаптации
Психологический тренинг по профилактике курения и других форм зависимого поведения у подростков 12-17 лет
Групповая профилактическая работа с молодежью
Тренинговая программа "Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании"
Циклы коррекционно-развивающих занятий для подростков 13 –15 лет с элементами арт-терапии
Приложение
Все страницы
Страница 1 из 6ПРОФИЛАКТИКА???

ПРОФИЛАКТИКА….

ПРОФИЛАКТИКА!!!

Программа социально-психологической адаптации

Автор программы— психолог ЦВР

Октябрьского р-на г. Минска Кунигель Т.

Основным критерием успешности воспитания является умение ребенка адаптироваться в том обществе, в котором ему предстоит жить. Развитие демократических взглядов в обществе, проникновение идей равноправия в систему семейных отношений, смена идеологических ориентиров, а также их отсутствие заставляют искать поиск новых подходов к воспитанию и образованию. Поэтому глобальная задача программы — социально- психологическая адаптация как средство гармонизации отношений личности со средой.

Цели

Цели программы складываются, исходя из следующих условий:

Первая система условий — ИНФОРМАЦИЯ. Дети имеют право получать достаточно информации по волнующим их вопросам, необходимо научить их добывать информацию, проверять и анализировать ее.

Вторая система условий связана с развитием СВОБОДЫ — ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Система отношений в группе направлена на тренировку осознанности выбора и ответственность как естественное следствие свободного выбора, как возможность предвидеть последствия своих действий.

Третья система условий — ПРИНЯТИЕ СЕБЯ. Все дети, даже благополучные, нуждаются в психологической поддержке — специальной работе по принятию себя: своего физического Я, своего мышления, характера, своих эмоций, т.е. должна вестись работа, направленная на принятие своей индивидуальности, на формирование безусловного положительного отношения к себе (понятно, что без этого не может быть и положительного отношения к другим людям).

Четвертая система условий — получение НАВЫКОВ: а именно, навыка поддержания позитивной картины мира, позитивного образа себя, навыков конструктивного взаимодействия, т.е. не унижающего достоинство другого человека, навыка выражения своих чувств и т.д.

Некоторые существенные отличия

Работа с разновозрастным коллективом похожа на ситуацию в обществе. Это позволяет одновременно отыгрывать разные социальные роли и повышает психологическую безопасность участников т.к. позволяет каждому находить свою нишу в каждой конкретной ситуации.

Программа будет носить законченный характер если будет состоять из блоков, каждый из которых освещает определенную тему, что позволяет участнику выбрать актуальные для него. Каждый отдельный блок может рассматриваться как самостоятельный завершенный тренинг.

Участник сам выбирает, участвовать ли ему в каждом отдельном блоке или занятии; и это никак не отражается на его дальнейшем прохождении программы.

Равенство позиций ведущих и участников. Ведущий — не «учитель». Это дает возможность взаимного влияния, взаимного обучения, опыт равного общения и возможность вставать на позиции другого.

Несколько разных ведущих, что позволяет поработать в разных стилях и исключает опасность подражания одному ведущему, возведения его в ранг «гуру».

Важно акцентировать внимание на процессе познания и обучения, а не на цели, в отличие от большинства программ.

Четкая система правил, построенных на безопасности, единых для всех участников и организаторов, причем правила не навязываются извне, а создаются самими участниками.

Программа — это не только психология. В рамках программы планируется ряд мероприятий, связанных с культурой, музыкой, физическим развитием. Некоторые занятия будут проходить в форме погружений (1-2 дня), некоторые блоки рассчитаны на выходные.

Мы создаем среду, живущую по особым правилам. Мы не несем идеологии, наши правила — свобода и уважение, за счет чего и формируется среда.

Мы хотим развивать индивидуальность, способную создавать и работать в команде.

Мы готовы работать вместе с родителями, которым это интересно. В рамках программы планируется проведение консультаций для родителей и при желании — проведение Родительского курса.

Программа не является жесткой и будет изменяться в зависимости от характера запросов участников, а также от динамики развития группового процесса.

Темы

Приблизительный список вопросов, которые предполагается затронуть на занятиях. Темы могут меняться и дополняться в зависимости от запросов конкретной группы.

«Я»

отношение к себе и самоуважение

формирование отношения к будущему

как планировать свое время

как управлять своими чувствами

как учиться легче и эффективнее

умение отвечать за свой выбор с удовольствием

«Я и близкие»

как достичь взаимопонимания с родителями

умение строить и сохранять отношения с близкими людьми

способы приходить к согласию и договариваться

умение формулировать свои чувства

умение принимать разные точки зрения

«Я и чужие»

умение прекратить ненужные отношения

умение сказать «нет», когда это необходимо

умение выйти из-под влияния общественного мнения, когда это мешает

«Я и мир»

умение создавать о себе хорошее впечатление

как вести себя в конфликтных ситуациях

умение доносить свою точку зрения до окружающих

умение работать в группе и выбирать наиболее интересные для себя роли

умение находить нужные сведения, отличать правду от домыслов, анализировать информацию

Уточненные планы будут предварительно сообщаться участникам группы и их родителям на занятиях, публиковаться на сайте, а желающие смогут регулярно получать эту информацию по электронной почте.

Методы

краткосрочная позитивная психотерапия

кинезиология

психодрама

гештальт-терапия

Участники:

Люди от 6 до 18 лет

Принципы:

свобода выбора

уважение

отношение к ответственности как к логичному продолжению выбора, а не как к наказанию;

отсутствие единой идеологии и жестких позиций, предложение участникам разных точек зрения

Формы

занятия один раз в неделю по три часа, в том числе часовой перерыв для чаепития и неформального общения

бесплатное и ни к чему не обязывающее посещение первого занятия для каждого участника вне зависимости от этапа, на котором он хочет присоединиться

свободное посещение занятий, выбор интересных тем

разнообразие форм проведения каждого конкретного занятия: всей группой, деление по на микрогруппы по возрасту, полу, предпочтениям и т.п. в зависимости от темы. Ведущие работают то одновременно, то по очереди, предполагается привлечение дополнительных ведущих.

Традиции

для желающих — возможность написать сочинение по теме занятия и лично получить письменный ответ от куратора

возможность в записках задать анонимные вопросы (ответы будут публиковаться на сайте и в печатном виде к следующему занятию)

встречи с родителями, желающими задать вопросы и пообщаться по итогам занятий (примерно один раз в месяц)

индивидуальные консультации для детей и родителей по мере необходимости

Дополнительные возможности

один раз в месяц — занятия выходного дня (1-2 выходных)

по мере набора группы будет проведен семинар «Родительский курс», программа которого будет сообщена дополнительно.

Ожидаемые результаты

Развитие чувства собственного достоинства;

Рост познавательной активности;

Повышение уровня рефлексии и самоосознания;

Качественное улучшение взаимоотношений с родителями построенные на взаимоуважении и договоренностях;

Снижение тревожности и немотивированной агрессивности;

Осознание собственных и уважение чужих границ;

Развитие эмпатии;

Повышение уровня принятия и понимания другого человека;

Личностный рост;

Рост креативности;

Построение гуманной системы отношений с миром и самим собой;

Развитие умения планировать и прогнозировать свою жизнь на более длительный период.



Предыдущая — Следующая >>