Метод репертуарных решёток
На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Метод репертуарных решёток
Метод репертуарных решёток |
Лекции и практикум по психологии — Психодиагностика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Занятие. Интервью с использованием метода репертуарных решёток Вводные замечания Репертуарные личностные методики относятся к идеографическим методам личностной диагностики. Автором репертуарного подхода в психодиагностике является американский психолог Джордж Келли, сформулировавший в книге «Психология личностных конструктов» [111] основные положения своей когнитивной теории личности и предложивший метод операционального изучения «имплицитных теорий личности». Как отмечает Дж. Келли, «не существует такой вещи в мире, относительно которой не может быть двух мнений. Осознание человеком действительности – это всегда предмет для истолкования. Объективная реальность, конечно, существует, но разные люди осознают ее по-разному» [цит. по 95, с. 435]. В своей теории личностных конструктов Дж. Келли пытается дать ответ на следующие вопросы: – каким образом люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт? – почему осознание и интерпретация человеком реальности субъективны? – чем определяется выбор индивидом того или иного направления его действий? – от чего зависит успешность взаимодействия между людьми? – почему различные культуры (субкультуры) обладают своей спецификой? Для ответа на эти и другие вопросы Дж. Келли вводит понятие конструктов как «каналов, проложенных в психике», в русле которых человек прогнозирует события. Конструкт представляет собой понятийную систему, или модель, с помощью которой человек судит о мире, создавая ее и затем приспосабливая к действительности. Конструкт – это самостоятельное смысловое образование, способ дифференциации объектов. Каждый человек, с точки зрения Дж. Келли, имеет определенное количество биполярных конструктов, и чтобы понять другого человека и успешно взаимодействовать с ним, необходимо интерпретировать какую-то часть его кон-структной системы [95]. Одним из условий эффективной коммуникации в контексте теории Дж. Келли является взаимное проникновение психологических (по сути семантических) пространств взаимодействующих индивидов. На основе теории конструктов Дж. Келли разработал метод, получивший название «Репертуарные решётки», так как в процессе диагностирования выстраивается матрица, заполняемая либо психодиагностом, либо самим испытуемым. Столбцы матрицы, называемые элементами, представляют собой группу объектов, в отношении которых выставляются оценки испытуемого. В качестве объектов могут выступать различные предметы, явления, отношения, люди, понятия, ситуации, звуки, цвета, профессии, учебные дисциплины и т.д., т.е. всё то, что психодиагносту представляется существенным для выявления тех или иных отношений или оценок человека. Определение «репертуарная» означает, что элементы в решётку подбираются по определённым правилам (они должны составлять какую-то область исследования и быть связаны между собой осмысленным образом подобно репертуару ролей в пьесе [69]). Строками матрицы являются конструкты – субъективные шкалы, т.е. те мерки, с которыми человек подходит к построению образа окружающего мира. По определению Дж. Келли конструкт – это биполярный признак, противоположные отношения или способы поведения (хороший–плохой, настоящее–прошлое, работодатель–работник). В процессе диагностирования каждый элемент оценивается по каждому конструкту. Построение любой репертуарной решётки начинается с выбора элементов, которые должны охватывать все составляющие исследуемой области, т.е. быть репрезентативными ей. Например, при анализе межличностных отношений элементы – окружающие люди, с которыми сложились разные типы отношений. После того, как подобраны элементы, психолог их использует для выявления конструктов. Один из основных способов – метод триад, который может применяться как в карточной, так и в табличной форме. При карточной форме триады элементов предъявляются испытуемому на карточках. На каждом этапе, получив три карточки с элементами, испытуемый должен назвать какое-нибудь важное качество, по которому два элемента сходны между собой и этим отличаются от третьего. Это качество является одним полюсом конструкта. После этого испытуемого просят назвать, в чём конкретно состоит отличие третьего элемента. Ответ на этот вопрос представляет собой противоположный полюс конструкта. После этого психолог просит испытуемого оценить все оставшиеся элементы, не вошедшие в триаду по полюсу сходства, и назвать те из них, которые обладают данным качеством. Психолог предъявляет столько триад элементов, сколько считает нужным. Принцип, по которому подбираются триады, определяется психологом и зависит от задач обследования. Ниже нами будет рассмотрено применение метода репертуарных решёток для определения ключевых аспектов успешности жизни и учебной деятельности в период обучения в вузе. Полученные результаты в дальнейшем могут использоваться для проведения тренингов саморазвития, планирования воспитательной работы в вузе, а также при составлении исследовательских анкет и диагностических методик по методу семантического дифференциала. Порядок работы
ОБЪЕКТЫ (студенты) ПОЛЮСЫ КОНСТРУКТОВ
|