Метод репертуарных решёток | Обучение и развитие детей

Метод репертуарных решёток

На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Метод репертуарных решёток
Метод репертуарных решёток
Лекции и практикум по психологии — Психодиагностика
Занятие. Интервью с использованием метода репертуарных решёток

Вводные замечания

Репертуарные личностные методики относятся к идеографическим методам личностной диагностики. Автором репертуарного подхода в психодиагностике является американский психолог Джордж Келли, сформулировавший в книге «Психология личностных конструктов» [111] основные положения своей когнитивной теории личности и предложивший метод операционального изучения «имплицитных теорий личности». Как отмечает Дж. Келли, «не существует такой вещи в мире, относительно которой не может быть двух мнений. Осознание человеком действительности – это всегда предмет для истолкования. Объективная реальность, конечно, существует, но разные люди осознают ее по-разному» [цит. по 95, с. 435]. В своей теории личностных конструктов Дж. Келли пытается дать ответ на следующие вопросы:

– каким образом люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт?

– почему осознание и интерпретация человеком реальности субъективны?

– чем определяется выбор индивидом того или иного направления его действий?

– от чего зависит успешность взаимодействия между людьми?

– почему различные культуры (субкультуры) обладают своей спецификой?

Для ответа на эти и другие вопросы Дж. Келли вводит понятие конструктов как «каналов, проложенных в психике», в русле которых человек прогнозирует события. Конструкт представляет собой понятийную систему, или модель, с помощью которой человек судит о мире, создавая ее и затем приспосабливая к действительности. Конструкт – это самостоятельное смысловое образование, способ дифференциации объектов. Каждый человек, с точки зрения Дж. Келли, имеет определенное количество биполярных конструктов, и чтобы понять другого человека и успешно взаимодействовать с ним, необходимо интерпретировать какую-то часть его кон-структной системы [95]. Одним из условий эффективной коммуникации в контексте теории Дж. Келли является взаимное проникновение психологических (по сути семантических) пространств взаимодействующих индивидов.

На основе теории конструктов Дж. Келли разработал метод, получивший название «Репертуарные решётки», так как в процессе диагностирования выстраивается матрица, заполняемая либо психодиагностом, либо самим испытуемым. Столбцы матрицы, называемые элементами, представляют собой группу объектов, в отношении которых выставляются оценки испытуемого. В качестве объектов могут выступать различные предметы, явления, отношения, люди, понятия, ситуации, звуки, цвета, профессии, учебные дисциплины и т.д., т.е. всё то, что психодиагносту представляется существенным для выявления тех или иных отношений или оценок человека. Определение «репертуарная» означает, что элементы в решётку подбираются по определённым правилам (они должны составлять какую-то область исследования и быть связаны между собой осмысленным образом подобно репертуару ролей в пьесе [69]).

Строками матрицы являются конструкты – субъективные шкалы, т.е. те мерки, с которыми человек подходит к построению образа окружающего мира. По определению Дж. Келли конструкт – это биполярный признак, противоположные отношения или способы поведения (хороший–плохой, настоящее–прошлое, работодатель–работник). В процессе диагностирования каждый элемент оценивается по каждому конструкту.

Построение любой репертуарной решётки начинается с выбора элементов, которые должны охватывать все составляющие исследуемой области, т.е. быть репрезентативными ей. Например, при анализе межличностных отношений элементы – окружающие люди, с которыми сложились разные типы отношений.

После того, как подобраны элементы, психолог их использует для выявления конструктов. Один из основных способов – метод триад, который может применяться как в карточной, так и в табличной форме.

При карточной форме триады элементов предъявляются испытуемому на карточках. На каждом этапе, получив три карточки с элементами, испытуемый должен назвать какое-нибудь важное качество, по которому два элемента сходны между собой и этим отличаются от третьего. Это качество является одним полюсом конструкта. После этого испытуемого просят назвать, в чём конкретно состоит отличие третьего элемента. Ответ на этот вопрос представляет собой противоположный полюс конструкта. После этого психолог просит испытуемого оценить все оставшиеся элементы, не вошедшие в триаду по полюсу сходства, и назвать те из них, которые обладают данным качеством.

Психолог предъявляет столько триад элементов, сколько считает нужным. Принцип, по которому подбираются триады, определяется психологом и зависит от задач обследования. Ниже нами будет рассмотрено применение метода репертуарных решёток для определения ключевых аспектов успешности жизни и учебной деятельности в период обучения в вузе. Полученные результаты в дальнейшем могут использоваться для проведения тренингов саморазвития, планирования воспитательной работы в вузе, а также при составлении исследовательских анкет и диагностических методик по методу семантического дифференциала.

Порядок работы

  1. Студенты разбиваются на пары. Один из них играет роль сотрудника психологической службы вуза, второй – роль студента-эксперта. По результатам интервью необходимо определить ключевые характеристики, определяющие эффективное использование периода обучения в вузе для будущей жизни. Интервьюер (студент, играющий роль сотрудника психологической службы) подготавливает 8 карточек и нумерует их.
  2. Интервьюер просит эксперта написать на листке бумаги инициалы восьми студентов, которых эксперт хорошо знает, и пронумеровать их. Желательно, чтобы это были студенты из разных групп. Имена студентов интервьюеру не сообщаются, эксперт выносит свои суждения, озвучивая лишь номера.
  3. Затем интервьюер – на начальном этапе произвольно – отбирает по три карточки, сообщает их номера эксперту и просит его определить, чем двое из трёх попавших в триаду студентов с указанными номерами похожи друг на друга и чем они отличаются от третьего. Ответы (в форме биполярного конструкта) записываются в таблицу (табл. 14.2.1). После этого эксперт отмечает в таблице номера клеток тех студентов, которые наряду с двумя студентами из триады обладают выявленным качеством.
  4. Раскладываются следующие три карточки, и процедура повторяется. Извлечения продолжаются до тех пор, пока либо не окажутся исчерпанными все возможные комбинации, либо не иссякнут различительные аспекты.
  5. После завершения процедуры интервьюирования студенты совместно анализируют таблицу и группируют идентичные аспекты.
  6. Когда все пары закончат работу, организуется круглый стол, на котором студенты совместно вырабатывают перечень ключевых аспектов успешности жизни и учебной деятельности в период обучения в вузе.
Таблица 14.2.1. Репертуарная матрица

ОБЪЕКТЫ (студенты)     ПОЛЮСЫ КОНСТРУКТОВ



1
2

3

4

5

6

7

8

Выявленное качество (объединяющее двух объектов из триады)

Противоположное качество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: Леонова Е. В. Эмпирические методы психологического исследования: Учебное пособие. – М.: НИЯУ МИФИ, 2014. – 324 с.