Личностные особенности подростков в зависимости от стратегии аддиктивного поведения
На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика вредных привычек Личностные особенности подростков в зависимости от стратегии аддиктивного поведения
Личностные особенности подростков в зависимости от стратегии аддиктивного поведения |
Профилактическая работа психолога в школе — Профилактика вредных привычек | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В.А.Хриптович, аспирантка кафедры психологии БГПУ им. М.Танка Проблема аддиктивного поведения является недостаточно изученной, что подтверждается отсутствием единого взгляда на его определение и механизм проявления. Аддиктивное поведение (злоупотребление различными веществами) в научной литературе понимается как процесс, приводящий к изменению психического состояния [9], а также как результат сформировавшейся зависимости [4]. Стратегия аддиктивного поведения рассматривается нами как система действий личности по отношению к различным видам аддикции, в частности, к курению. Самой распространенной среди подростков формой аддиктивного поведения является курение. Мы выделяем две стратегии аддиктивного поведения: курить или отказаться от курения. Зная особенности личности подростка, можно регулировать систему профилактических мероприятий в учреждениях образования, осуществлять адресную или так называемую «точечную» профилактику, что позволяет значительно экономить силы и средства, затрачиваемые государством на борьбу с курением. Г. Крайг считает, что факторами, способствующими формированию аддиктивного поведения, являются плохое видение жизненных перспектив, низкая самооценка, склонность к риску. Факторами защиты от аддиктивного поведения для личности – развитая потребность в достижении, отношение к здоровью как ценности, нетерпимость к нарушению общепринятых норм [6, с. 625]. С современной точки зрения, любое аддиктивное поведение – это своеобразная задержка взросления личности с наличием искажений в проживании типичных возрастных кризисов [2;3]. Известно, что у взрослых курильщиков отмечается ряд личностных особенностей, которые можно расценить как изменения личности, связанные с курением. К ним относятся: — большая экстравертированность (открытость и откровенность), склонность к задушевным разговорам во время курения; проявление элементов демонстративности, состязательности, хвастливости; наличие претензий на какие-то достоинства – мужественность, самостоятельность, эмансипированность; наличие истерических черт; — нестабильность, неустойчивость и импульсивность поведения; курильщикам быстро все надоедает; им часто хочется бросить работу, отвлечься, но придать своему безделью и определенной недостаточности какую-то значимость; — эгоцентризм и эгоизм; курильщики на сигареты тратят много денег, что приносит ущерб семейному бюджету, в том числе и детям; за ущерб другим людям, который они причиняют, им не бывает стыдно; — тревожность, обидчивость, недоброжелательность, претенциозность, проекция своих недостатков на других людей; — курящие чаще и больше пьют спиртные напитки, чаще пробуют наркотики и становятся наркоманами [5;8]. Цель нашего исследования – выявление личностных и поведенческих особенностей подростков с разными стратегиями аддиктивного поведения (курящих и некурящих). Мы предполагаем, что существует взаимосвязь между некоторыми личностными (самооценка, уровень притязаний, степень подверженности аффективным переживаниям, эмоциональная устойчивость, беспечность, ответственность), поведенческими (стратегия поведения в конфликте, доминирование, зависимость от других) особенностями, которые активно формируются в подростковом возрасте и стратегией аддиктивного поведения. Исследование проводилось в 2002-2003 годах на базе школ г. Минска №№ 36, 53, 54, 69, 92. Выборка составила 320 человек. Из 160 девочек были сформированы 4 группы по 40 человек (1 – курящие девочки, экспериментальная группа; 2 – курящие девочки, контрольная; 3 – некурящие девочки, экспериментальная; 4 – некурящие девочки, контрольная). Мальчики были разделены по тому же критерию. Возраст испытуемых – 13-14 лет. Репрезентативность выборки обосновывается комбинированным способом ее организации. Характеристика выборки. Между экспериментальными и контрольными группами значимых различий по успеваемости и распространенности курения в семье не выявлено. Все испытуемые из полных городских семей. Более 40% испытуемых в каждой группе учатся хорошо и отлично. У курящих подростков успеваемость несколько ниже. Мальчики менее успешны в обучении, чем девочки. В каждой группе от 60% до 80% подростков воспитываются в семье, где курят родители или ближайшие родственники. При отборе испытуемых сложно было найти курящую девочку в некурящей семье, а также некурящего мальчика в курящей семье. Средним возрастом начала курения по нашей выборке для мальчиков является 11,2 года, для девочек – 12,1 года. В данной статье представлены результаты, полученные с помощью методики «Многофакторный личностный опросник Р.Кэттелла» (юношеский вариант – 14 PF) [7]. На первом этапе эксперимента мы сравнили средние значения по 14 факторам в группах курящих и некурящих девочек и мальчиков с помощью критерия Манна-Уитни и применения компьютерного программного комплекса SPSS [1]. Эти данные представлены в таблице 1 (здесь и далее ДК – девочки курящие; ДНК – девочки некурящие; МК – мальчики курящие; МНК – мальчики некурящие). Таблица 1 Сравнение средних значений курящих и некурящих испытуемых по методике «Многофакторный личностный опросник Р.Кэттелла» (критерий Манна-Уитни)
Значимые различия обнаружены между группами курящих и некурящих девочек по следующим факторам: В (высокий интеллект – низкий интеллект) у курящих девочек (71,03) усредненный ранг значительно ниже, чем у некурящих девочек (89,97). Общие мыслительные способности курящих девочек менее выражены, они менее успешно решают абстрактные задачи, обладают более узким спектром интеллектуальных интересов; скорость обучения у них несколько ниже; они чаще не доводят дело до конца. F (сургенсия – десургенсия) у курящих девочек (92,68) усредненный ранг выше, чем у некурящих девочек (68,32). Курящие девочки более жизнерадостны, беспечны, разговорчивы, общительны, доверчивы и импульсивны; они легче относятся к жизни, меньше заботятся о будущем; они чаще демонстрируют находчивость и остроумие; больше ориентированы на получение удовольствия от вечеринок, зрелищных мероприятий, а также от работы, предполагающей разнообразие, перемены и путешествия. G (сила «Сверх-Я» – слабость «Сверх-Я») у курящих девочек (71,21) среднее значение рангов ниже, чем у некурящих девочек (89,79). Курящие девочки отличаются тем, что проявляют менее выраженный интерес к общественным нормам и прилагают меньше усилий для их выполнения; склонны к непостоянству, менее добросовестны, ответственны и принципиальны. Q3 (контроль желаний – импульсивность) у курящих девочек (73,21) средний показатель рангов ниже, чем у некурящих девочек (87,79). Курящие девочки отличаются некоторым слабоволием и обладают худшим самоконтролем; они реже придают своей энергии конструктивное направление; не всегда эффективно организовывают свое время и порядок выполнения дел. Между курящими и некурящими мальчиками значимые различия выявлены по таким факторам как: В – усредненный ранг у курящих мальчиков (72,92) значительно ниже по сравнению с некурящими мальчиками (88,08). (Характеристику фактора см. выше). F – усредненный ранг у курящих мальчиков (88,22) значительно выше по сравнению с некурящими мальчиками (72,78). (Характеристику фактора см. выше.) G – среднее значение рангов у курящих мальчиков (70,20) ниже, чем у некурящих мальчиков (90,80). (Характеристику фактора см. выше). J (осторожный индивидуализм – интерес к участию в общих делах) у курящих мальчиков (72,94) средний ранг ниже, чем у некурящих мальчиков (88,06). Курящие мальчики более экспрессивны, деятельны и менее критичны; они больше любят совместные действия и внимание к себе, чаще подчиняют личные интересы групповым и принимают общегрупповые нормы. Между курящими девочками и мальчиками значимые различия обнаружены по следующим факторам: А (аффектотимия – шизотимия) у курящих девочек (98,56) усредненный ранг значительно выше, чем у курящих мальчиков (62,44). Девочки легче подвержены аффективным переживаниям, более лабильны, отличаются большей яркостью эмоциональных проявлений и выразительностью экспрессии, быстрее откликаются на происходящие события. С (сила «Я» – слабость «Я») у курящих мальчиков (89,11) усредненный ранг выше, чем у курящих девочек (71,89). Мальчики отличаются большей эмоциональной устойчивостью и более ярко выраженной способностью достигать своих целей, они чаще смело смотрят в лицо фактам и осознают требования действительности, реже скрывают от себя собственные недостатки, расстраиваются по пустякам и поддаются случайным колебаниям настроения. Е (доминатность – конформность) у курящих мальчиков (95,27) среднее значение рангов выше, чем у курящих девочек (65,73). Мальчики отличаются большим стремлением к доминированию, власти, им больше нравится приказывать, контролировать и критиковать других людей, у них больше выражено стремление к самоутверждению, самостоятельности и независимости, они живут преимущественно по собственным соображениям, часто игнорируя социальные условности и авторитеты, более агрессивно отстаивая права на самостоятельность и требуя проявления самостоятельности от других; они действуют более смело, энергично и активно, им нравится «принимать вызовы» и чувствовать превосходство над другими. F – у курящих девочек (90,83) средний ранг выше, чем у курящих мальчиков (70,17). (Характеристику фактора см. выше). I (премсия – харрия) усредненный ранг у курящих девочек (109,07) значительно выше по сравнению с курящими мальчиками (51,93). Девочки отличаются большей мягкостью, утонченностью, образностью, художественным восприятием мира; среди них чаще встречаются те, кто обладает богатым воображением, тонким эстетическим вкусом и действует, ориентируясь на собственную интуицию; они не любят «грубых» людей и «грубую» работу, но обожают путешествия и новые впечатления; для них типичны тревожность и беспокойство по поводу состояния здоровья, снисходительность к себе и другим, зависимость и потребность в любви, внимании и помощи со стороны других людей. Q2 (самодостаточность – социабельность) у курящих мальчиков (99,13) средний показатель рангов выше, чем у курящих девочек (61,88). Мальчики более независимы, самостоятельны; по собственной инициативе не ищут контакта с окружающими, предпочитают делать все сами: сами принимают решение, сами добиваются его исполнения, сами несут ответственность; они часто готовы пожертвовать любыми удобствами, только бы сохранить свою независимость; они меньше нуждаются в «чувстве локтя», в одобрении и поддержке со стороны. Между некурящими девочками и мальчиками статистически значимые различия обнаружены по таким факторам как: А – у некурящих девочек (94,68) усредненный ранг значительно выше, чем у некурящих мальчиков (66,32). (Характеристику фактора см. выше). В – у девочек (88,09) усредненный ранг выше, чем у мальчиков (72,91). Девочки имеют более высокие общие мыслительные способности, лучше решают абстрактные задачи; они имеют более широкие интеллектуальные интересы; у них более высокая скорость обучения; они отличаются большим упорством и настойчивостью. Е – у мальчиков (97,74) среднее значение рангов выше, чем у девочек (63,26). (Характеристику фактора см. выше). I – у девочек (106,86) средний ранг выше, чем у мальчиков (54,14). (Характеристику фактора см. выше). J – у мальчиков (93,68) усредненный ранг выше, чем у девочек (67,32). Мальчики более рассудительны, упорны; они больше внимания уделяют планированию своей деятельности, чаще задумываются над своими ошибками и способами их исправления; у них меньше друзей, они менее подвержены давлению группы. Q2 – у мальчиков (95,07) средний показатель рангов выше, чем у девочек (65,93). (Характеристику фактора см. выше). Подростки из экспериментальных групп после обследования обучались в классах, где осуществлялось инновационное внедрение профилактической программы «Жизнь без табака» [9]. Занятия по программе реализовывали под нашим руководством педагоги-психологи, социальные педагоги и классные руководители. На втором этапе эксперимента мы повторно исследовали эти же группы подростков и сравнили полученные данные при помощи непараметрического критерия Вилкоксона с применением компьютерного программного комплекса SPSS (9 версия). Эти данные представлены в таблице 2 (Э – экспериментальная группа; К – контрольная группа; 1 – результат первого этапа; 2 – результат второго этапа эксперимента). Таблица 2 Сравнение результатов курящих и некурящих подростков экспериментальных и контрольных групп на первом и втором этапах эксперимента (критерий Вилкоксона)
Значимые различия проявились в экспериментальной группе курящих девочек по таким факторам как В, С, E, Q3 – суммарный ранг увеличился, а по факторам D, Q4 – уменьшился на втором этапе эксперимента. В контрольной группе курящих девочек значимые различия обнаружены только по фактору В. Суммарный ранг по фактору В увеличился на втором этапе эксперимента. В экспериментальной группе некурящих девочек значимые различия были обнаружены по следующим факторам: J, Q2 — суммарный ранг увеличился, а по фактору О — уменьшился на втором этапе. В контрольной группе некурящих девочек значимых различий между результатами первого и второго этапов эксперимента не обнаружено. В экспериментальной группе курящих мальчиков значимые различия обнаружены по следующим факторам: В – суммарный ранг увеличился на втором этапе; Q4 – суммарный ранг уменьшился на втором этапе. В контрольной группе курящих мальчиков значимые различия обнаружены по следующим факторам: F, H – суммарный ранг увеличился, а по факторам G, I — уменьшился на втором этапе. В экспериментальной группе некурящих мальчиков произошли следующие изменения. Значимые различия получены по факторам: В, Е – суммарный ранг увеличился на втором этапе; Q4 – суммарный ранг уменьшился на втором этапе. В контрольной группе некурящих мальчиков значимые различия отмечаются по факторам: В, Н – суммарный ранг увеличился на втором этапе; I, O, Q2 – суммарный ранг уменьшился на втором этапе. Таким образом, нами выявлены некоторые личностные особенности подростков в зависимости от стратегии аддиктивного поведения. 1. Курящие подростки, особенно мальчики, обладают более низким уровнем общих мыслительных способностей. Им сложнее решать абстрактные задачи. Они обладают более узким спектром интеллектуальных интересов, медленнее обучаются. 2. Курящие подростки, особенно девочки, имеют более оптимистичный характер, легче относятся к жизни, верят в удачу, меньше заботятся о будущем. Они чаще демонстрирует находчивость и остроумие, чаще получают удовольствие от вечеринок, зрелищных мероприятий, работы, предполагающей разнообразие, перемены, путешествия. Они отличаются некоторой беспечностью, разговорчивостью, легкомысленностью. 3. Курящие подростки, особенно мальчики, слабо проявляют интерес к общественным нормам и прилагают мало усилий для их выполнения. Они склонны к непостоянству, отличаются недобросовестностью, безответственностью, потворствуют своим желаниям. 4. Курящие мальчики отличаются большим интересом к участию в общих делах. Они любят совместные действия, любят внимание к себе, подчиняют личные интересы групповым, чаще принимают общегрупповые нормы. 5. Курящие девочки являются более слабовольными и обладают плохим самоконтролем. Они плохо умеют организовывать свое время и порядок выполнения дел. 6. После проведенной работы в экспериментальных группах курящих мальчиков (из 40 бросили курить 20) и девочек (из 40 бросили курить 28) были обнаружены следующие личностные изменения: у мальчиков и девочек отмечается улучшение самоконтроля побуждений и желаний; они стали спокойнее относиться к удачам и неудачам, чаще находить удовлетворение в любом деле и меньше стремиться к достижениям и переменам; девочки стали более эмоционально зрелыми, уравновешенными и сдержанными, стали лучше владеть собой в неблагоприятных ситуациях, приспосабливаться, ярче проявлять способность к достижению своих целей, осознавать требования действительности; им уже больше нравится контролировать и критиковать других людей, самоутверждаться, проявлять самостоятельность и независимость; у них возросли организованность и самоконтроля эмоций и поведения; они стали лучше осознавать социальные требования и больше заботиться о своей общественной репутации. Литература
|