Лекция. Личность в общении — Виды и формы общения
На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Лекция. Личность в общении — Виды и формы общения
Лекция. Личность в общении — Виды и формы общения |
Лекции и практикум по психологии — Разное по психологии | |||||||||
Различают межличностное (непосредственные контакты людей в малых группах) и массовое общение. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей (например, толпа), а также общение посредством радио, телевидения, газет, журналов, электронных средств массовой информации. Выделяют также межперсональное (обычное общение людей, каждый из которых отличается своими уникальными качествами) и ролевое общение. В случае ролевого общения человек выступает как носитель определенной роли (ученик – учитель, покупатель – продавец, сын – отец и т.д.) и поступает так, как предписывает ему его роль. Общение может быть личным и деловым. В личном общении проявляются непосредственные эмоциональные отношения людей друг к другу, осуществляется обмен неофициальной информацией. Деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности, или включенных в одну и ту же деятельность. Преобладавшее ранее прямое (непосредственное – «лицом к лицу») общение в настоящее время все больше заменяется опосредованным (при помощи дополнительных средств: письма, аудио- и видеотехники и др.) и становится более массовым. Само же непосредственное общение отличается увеличением вынужденных контактов между людьми (в транспорте, на улицах, в магазинах и пр.). Общение может быть доверительным и конфликтным. Многообразие общения может быть охарактеризовано и по иным основаниям. Императивное общение – это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и принуждения к определенным действиям или решениям. Можно назвать целую группу сфер деятельности и ситуаций, в которых использование императива оправдано. Например, военные уставные отношения или работа в экстремальных условиях, чрезвычайных обстоятельствах. Применение императива неуместно и неэтично в сферах интимно-личностных и супружеских, детско-родительских и педагогических отношений. Манипулятивное общение – это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Символом такого типа общения в деловой сфере стала концепция общения Д. Карнеги и его многочисленных последователей. Манипуляция используется также в средствах массовой информации, когда реализуется концепция «черной» и «серой» пропаганды. Человек, выбравший эту форму общения как основную для себя, особенно в сфере отношений с друзьями, родителями, в итоге сам становится жертвой собственных манипуляций. Разрушаются близкие, доверительные отношения, формируются стереотипные формы поведения. Как отмечает Э. Шостром, один из критиков карнегианской школы общения, манипулятора характеризуют лживость, примитивность чувств, цинизм и недоверие к себе и другим. Императивная и манипулятивная формы общения по сути являются разновидностями монологического общения. Можно сказать, что человек, рассматривающий другого лишь как объект своего воздействия для достижения собственных целей, общается сам с собой, не видя истинного собеседника. Значительно больше возможностей для взаимопонимания, самораскрытия и взаимного обогащения содержит диалогическое общение – равноправное субъкт-субъектное взаимодействие. Такую форму общения еще называют гуманистическое общение. По мнению известного психотерапевта К. Роджерса, оно обладает психотерапевтическими свойствами и укрепляет психическое здоровье человека. Запомните основные правила диалогического (гуманистического) общения: 1. Восприятие партнера по общению как равного, имеющего право на собственное мнение и решение. 2. Безоценочное восприятие личности собеседника, доверие к нему. 3. Учет в общении чувств, желаний, физического состояния, которые общающиеся испытывают в данный момент встречи или разговора. 4. Вычленение и обсуждение проблем и нерешенных вопросов, всесторонний их анализ. 5. Обращение к собеседнику от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты Средства общения. Любое общение между людьми осуществляется по двум основным каналам: речевому (вербальному или, можно сказать, словесному) и неречевому (невербальному, широко известному как «язык тела»). Вы уже знаете, насколько значима грамотная и правильная устная и письменная речь для плодотворного взаимодействия с другими людьми. В общении важную роль играет не только точность употребления слов, правильность построения фразы и произношения, но и темп речи, ритм, тембр. Наиболее привлекательна плавная, размеренная манера речи. Невербальные средства общения – это наши жесты, поза, походка, мимика; контакт глазами; расстояние, на котором общаются собеседники. Они могут усиливать, дополнять или опровергать смысл сказанного словами. От 60% до 70% информации (особенно об отношении к собеседнику) передается с помощью невербальных средств. Хотя обычно люди, не прошедшие специальную подготовку, мало осознают свое невербальное поведение – таким образом, даже ничего не говоря вслух, бывают чрезмерно «болтливы». К сожалению, достаточно часто люди слушая, не слышат друг друга. Не только психологу, но любому человеку важно овладеть техникой эффективного слушания. Некоторые приемы, обеспечивающие умение слушать 1. Не прерывайте собеседника. 2. Проявляйте своими жестами, мимикой полное внимание к собеседнику. По возможности непрерывно и доброжелательно смотрите на него. 3. Когда собеседник высказался, своими словами повторите главную мысль, чтобы уточнить, правильно ли вы его поняли. 4. Избегайте поспешных выводов, постарайтесь понять ход мыслей другого человека до конца. 5. Старайтесь как можно спокойнее реагировать на эмоциональное поведение собеседника, пытайтесь услышать главное. 6. Не притворяйтесь, что вы внимательно слушаете, надо заставить себя действительно слушать внимательно. 7. Не отвлекайтесь. 8. Помните, что не вся информация содержится в словах. Ищите истинный смыл слов собеседника с учетом невербальной информации. 9. Не «монополизируйте» разговор. Выводы: 1.Феномен общения сложен и разнообразен в своих проявлениях и функциях. 2.Чаще всего выделяют три стороны общения: информационную (или коммуникативную), взаимодействия (или интерактивную), понимания (или перцептивную). 3. Общение имеет огромное значение как в жизни отдельного человека, так и общества в целом. 4. Эффективность использования определенных видов и форм общения зависит от их соответствия содержанию тех сфер человеческой жизни и деятельности, в которых они применяются. 5. Гуманистическое общение позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия людей, создает условия для их взаимного развития. 6. Общение между людьми осуществляется с помощью вербальныых и невербальных средств. 1. Известный французский летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери нарисовал поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека». На Ваш взгляд, какие особенности общения дали писателю возможность для таких его характеристик? 2. Как влияет общение на психическое развитие и становление его как личности? 4. Л. С. Выготский отмечал, что «…человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения». Как Вы бы могли обосновать эту точку зрения знаменитого советского психолога? 5. Какие виды общения можно выделить, характеризуя взаимодействие между людьми? 6. В чем сходство и различие императивной и манипулятивной форм общения? В каких сферах взаимодействия людей целесообразно их использование? 7. Как Вы понимаете смысл основных правил гуманистического общения? Как Вы думаете, почему именно такое общение содействует укреплению психического здоровья человека? 8. Согласны ли Вы со следующими словами Публиция: «Говорим мы голосом, беседуем всем телом»? Обоснуйте свою позицию. << Предыдущая — Следующая >> |