Лекция. Девиантное поведение подростков и молодежи: причины и особенности | Обучение и развитие детей

Лекция. Девиантное поведение подростков и молодежи: причины и особенности

На главную Профилактическая работа психолога в школе Аддиктивное поведение Лекция. Девиантное поведение подростков и молодежи: причины и особенности
Лекция. Девиантное поведение подростков и молодежи: причины и особенности
Профилактическая работа психолога в школе — Аддиктивное поведение
Буйлова Л.Н.

Девиантное поведение подростков и молодежи:

причины и особенности

Лекция для системы повышения квалификации педагогических работников, раскрывающая понятие и причины девиантного поведения детей и необходимость организации социального контроля.

Для каждого общества характерны соответственные конкретным историческим, социальным, экономическим, политическим, нравственным и пр. условиям формы социальных отклонений, которые проявляются в тех масштабах, какие вытекают из условий существования этого общества. А объем социальных отклонений позволяет судить о нравственном климате данного общества, уровне законности и правопорядка, а также степени сплоченности социальных групп.

 

На сегодняшний день «молодежный» вопрос является одним из самых актуальных для органов государственной власти РФ. Так, 2008 год официально станет в России годом семьи. Масса мероприятий органов государственной власти и местного самоуправления направлена на укрепление общественных позиций современного молодого поколения. Власть и общество осознают важность молодежных проблем и их решения для обеспечения поступательного развития России. Однако, отношения государства и молодежи в последнее время носят весьма проблематичный характер.

Вопрос о девиантном поведении подростков и молодежи в современной ситуации является достаточно актуальным. В последнее время в СМИ и во многих научных публикациях всё чаще появляются сообщения, в которых высказывается точка зрения о том, что население нашей страны в целом адаптировалась к существующим социально-экономическим реалиям, ставшим следствием масштабных социальных изменений 90-х гг., «переходного» состояния общества (Черкасов А.В. Социальная адаптация наркозависимых в современной России. Автореф.дисс. на соискание ученой степени канд.социологических наук.- Ростов-на-Дону, 2008.). Цивилизованный переход к рынку предполагал приоритетность решения социальных проблем, однако предпочтение отдавалось трансформации экономических институтов, а не задачам социального развития, повышения уровня и качества жизни населения, и в том числе подростков и молодежи (Король И.А. Решение социальных проблем молодежи органами государственной власти Кемеровской области 1991-2005 гг.Автореф.дисс.на соискание ученой степени канд.исторических наук. – Кемерово, 2007.). Именно поэтому в условиях всеобъемлющей трансформации отечественного социума среди различных поколенческих когорт именно современные подростки и молодежь (Не ясно, кто из россиян подпадает под понятие «молодежи»: учащийся старших классов, студент или молодой офицер с семьей, сельский ветеринар или специалист, проживающий в городе? Все эти молодые люди «вписываются» в официальный молодежный возраст от 14 до 30 лет, установленный действующим законодательством. Вместе с тем, взросление молодежи в разных социальных условиях происходит в разные сроки. В нашем исследовании мы рассматриваем группу от 14 до 21 г.), чье детство совпало с радикальными социально-экономическими и политическими реформами начала – середины 90-х гг. ХХ в., в первую очередь усваивали и использовали адаптационные механизмы «кризисного общества» в сочетании с выработкой «искаженных» жизненных стратегий и активной демонстрацией различных девиантных форм поведения.

В то же время, очевидные и многочисленные факты проявления самых разнообразных форм социально деструктивного, девиантного поведения, по-прежнему высокий уровень социальной напряжённости и т.п. заставляют задуматься об адекватности такого видения социальной ситуации современного российского общества.

Вследствие отклонений от нормального поведения происходит разрушение спокойного уклада жизнедеятельности.

Молодежь является самым активным психологическим субъектом и поэтому проявления социально неприемлемого поведения самым выразительным образом проявляется именно в этой категории населения. В этом возрасте, когда не сформировано стойкое мировоззрение, личность наиболее поддается внешнему влиянию. Воспринимая интересы, взгляды окружающих, молодые люди выбирают, впитывают в себя и в дальнейшем руководствуются ими.

С развитием девиантного поведения у молодежи все больше затупливаются положительные чувства и она может стать резервом для будущей преступности.

Девиантное поведение, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Поэтому важно рассмотреть основные понятия и теории девиантного поведения, основные подходы, понять его сущность и факторы, которые, как катализаторы, влияют на динамику данного поведения.

Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Нестандартное, отклоняющееся от нормы и не соответствующее ожиданиям группы или всего общества поведение, называют девиантным. Девиантное поведение (от лат. deviatio — отклонение) означает несоответствие тех или иных поступков, той или иной социальной деятельности принятым нормам. Однако следует иметь в виду, что в разных общностях толкование норм может быть неоднозначным. То, что в одной группе может считаться отклонением, в другой может восприниматься как норма. Таким образом, при характеристике девиантного поведения необходимо исходить из норм конкретного общества.

Существуют общие причины девиантного поведения для всех групп «риска» в подростковой и молодежной среде:

Существуют различные трактовки природы девиаций: биологическая, психологическая и социальная. Биологическая трактовка причин и природы отклонений связана, главным образом, с особенностями личности человека, характеризующегося девиантностью в поведении, и фокусируется в основном на выявлении генетической предрасположенности к отклонениям.

Психологическая трактовка связана с морально-этическими факторами девиантного поведения, что выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях.

Психологи и социологи признают, что особенности личности и мотивы ее действий, несомненно, оказывают влияние на все виды отклоняющегося поведения, но личностные факторы всегда самым тесным образом переплетаются с социальными. В этой связи многие отечественные социологи (в частности, Я. Гилинский) предлагают социальную трактовку, считая источником девиации на социальном уровне наличие в обществе социального неравенства. Сказанное находит выражение в высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп, в низком, подчас даже нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; в безработице, социальной неустроенности, инфляции, коррупции и т.д. Кроме того, развитию девиаций способствует окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем — выходцы из неблагополучных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

Социальная среда определяется микроклиматом в семье, в трудовом или учебном коллективе, состоянием социальной сферы, соблюдением  социальной справедливости, материальной обеспеченностью и другими объективными обстоятельствами влияющими на поведение человека, которые он сам часто не в силах изменить (Павленок П.Д. Основа социальной работы: Учебник М:1998 –274 с ).

Девиантное поведение подразделяется на две группы

1. Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии, эту группу составляют лица: астеники,  шизойды, эпилептойды и лица с акцентуированным характером.

2. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляется, в разных формах социальной патологии – пьянство, наркомания, проституция и пр. Это поведение выражается в форме проступков или преступлений.

В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом и, во-вторых, от типа нарушаемых норм можно различать следующие основные виды девиантного поведения:

1. Деструктивное поведение. Причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам — накопительство, конформизм, мазохизм и др.

2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.

3. Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.

Девиантное поведение может выражаться в форме:

а) поступка (ударить человека по лицу);

б) деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией);

в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков).

Можно выделить следующие разновидности девиантного поведения:

правонарушение (В юриспруденции различают правомерное и неправомерное поведение граждан. Неправомерные действия  (правонарушения) — такие юридические факты, которые противоречат   нормам права. Все  правонарушения  делятся  на преступления и проступки. Преступление – это противотравное, виновное  наказуемое  общественно-опасное деяние,  посягающее  на  охраняемые законом общественные отношения   и приносящие им существенный вред.  Проступок- это то же  противоправное  и виновное деяние, но не  представляющее  большой  общественной опасность.)- одна из форм антисоциального поведения, которое направлено против интересов общества в целом или личных интересов граждан; наиболее опасное отклонение от социальных норм, приобретает особенное распространение в молодежной среде;

пьянство и алкоголизм (Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм – патологическое влечение к спиртному и последующее социально-нравственной деградацией личности. Пьянство – это неумеренное употребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности, нарушает ее социальную адаптацию. (Социальные отклонения. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрид. лит. 1989 — 275 с.)) приобрели значительное распространение среди молодежи: по данным исследований, 70-80% опрошенных уже пробовали употреблять алкоголь в возрасте 13-15 лет;

наркомания — это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечение к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению; наркомания имеет социальные последствия: злоупотребление наркотиками ведет к росту преступлений и смертности, особенно среди молодежи;

суицидальное поведениесамоубийства, уровень совершения которых, как показывают исследования, повышается в период экономических и социальных кризисов; резкие изменения в обществе приводят к снижению адаптивных возможностей человека, подростки и молодые люди, не имея жизненного опыта и не умея определить жизненные ориентиры, совершают самоубийства из-за недоразумений, уязвленного чувства собственного достоинства, конфликтов в семье, несчастливой любви, крайнего переутомления и т.д., много самоубийств связаны с асоциальным поведением личности (наркоманией, алкоголизмом, проституцией и др.).

Для раскрытия природы и причины социальных отклонений необходимо исходить из того, что они, как и социальные нормы, есть выражение отношений людей, складывающихся в обществе. Социальная норма и социальное отклонение — два полюса на одной и той же оси социально значимого поведения индивидов, социальных групп и других социальных общностей.

Многие поступки не подпадают под нормы и вместе с тем не являются отклонениями от них просто потому, что они лежат в сфере отношений, не регулируемых конкретными нормами (процесс художественного или научного творчества).

Социальные отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Более того, разнообразие отклонений превышает разнообразие норм, ибо норма типична, а отклонения могут быть весьма индивидуализированы.

Аморальный поступок одного человека может быть совершенно не похож на поступок другого даже преступлению признаки, которых четко зафиксированы в уголовном кодексе, так же разнообразны, как и сами люди, их совершающие.

Поведение людей в обществе регулируется с помощью социальных норм и ценностей. Упорядочить социальное поведения и противодействовать процессам девиации возможно с помощью организации социального контроля. Современная социология определяет социальный контроль как целенаправленное влияние общества на поведение индивида, преследующее цель поддержание социального порядка и стабильности:

Социальный контроль в образовательном учреждении представляется как единый комплексный процесс, включающий в себя ряд блоков методов превенции и коррекции проявлений девиантного поведения в подростковой и молодежной среде.

Основные принципы организации социального контроля:

1) Методы и средства социального контроля должны быть адекватны конкретным видам девиантного поведения: основным средством социального контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к «ненормальному» поведению (так, научное, техническое и другие виды творчества могут служить серьезной альтернативой разным формам противоправного, и аморального поведения).

2) Сужение репрессивных мер воздействия на девиантов.

3) Создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи, включающие государственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья (например, общественные организации по принципу «самопомощи» — группы анонимных алкоголиков, наркоманов или освобожденных из мест лишения свободы).

4) Нравственное вознаграждение и духовное развитие граждан на принципах общечеловеческой морали и духовных ценностей, свободы совести и слова, индивидуального поиска смысла жизни (кризис духа или утрата смысла жизни — важный фактор девиантного поведения).

5) Жесткий контроль над потоком СМИ, видеозаписей, содержащих сцены насилия, жестокости и натурального секса.

6) Изменение менталитета граждан, выросших в условиях тоталитаризма, формирование средствами массовой информации, учебными и просветительскими организациями более терпимого и милосердного отношения к инакомыслящим и инакодействующим (сексуальным меньшинствам и др.).

7) Подготовка и переподготовка кадров, которые были бы способны работать с представителями «социального дна»: работников правоохранительных органов, особенно специализирующихся на работе с молодыми правонарушителями в местах лишения свободы; социальных педагогов и социальных психологов; врачей-наркологов и социальных работников — всех тех, кто уже сегодня работает в контактной зоне с девиантами.

Таким образом, социальный контроль в образовательном учреждении и профилактику девиантного поведения следует рассматривать как  комплексный процесс, включающий в себя такие компоненты, как ( Бороноев П.Г. Проявления девиантного поведения в среде студенческой молодежи в современных условиях (на материалах Республики Бурятия). АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук -Улан-Удэ – 2007 ) :

  • комплексность — привлечение специалистов различного профиля (социологов, медиков, юристов, представителей МВД, молодежных и общественных организаций);
  • системность — единство учебной, научно-исследовательской и воспитательной работы;
  • расширение возможных форм участия студентов в профилактической деятельности правоохранительных органов;
  • приоритет первичной профилактики — упор на превентивную работу;
  • социальное партнерство — привлечение к профилактике наркомании и других зависимостей студентов, прошедших специальную подготовку и обучение — будущих психологов, социологов, социальных работников;
  • обратная связь — осуществление мониторинга проявлений девиаций в студенческой среде, оценка эффективности проводимых профилактических мероприятий, исследование динамических характеристик распространенности девиантного поведения в студенческой среде;
  • индивидуальная работа — учет индивидуальных особенностей, склонностей, талантов студентов.
Список использованной литературы

1.Актуальные проблемы девиантного поведения: Сб.ст./ РАН; Ин-т социологии. — М.,1995.

2.Афанасьев В.С., Гилинский Я.И. Девиантное поведение в условиях тотального кризиса: особенности, тенденции, перспективы//Образ мыслей и образ жизни. — М.,1996. — С.147 — 162.

3.Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как социологическая теория//Социс. — 1991. — № 4. — С. 72-78.

4.Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. — М., 1996.

5.Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения//Социально-политический журнал. — 1993. — № 4. — С. 32-41.

6.Современная западная социология: Словарь. — М.,1990.