Курс занятий с кандидатами в приёмные семьи | Обучение и развитие детей

Курс занятий с кандидатами в приёмные семьи

На главную Работа с родителями Приемная семья Курс занятий с кандидатами в приёмные семьи
Курс занятий с кандидатами в приёмные семьи
Работа с родителями — Приемная семья
Индекс материала
Курс занятий с кандидатами в приёмные семьи
Занятие 3 Тема: Прерванное развитие
Занятие 4 Тема: Потребности
Занятие 5-6 Тема: Развитие связей: привязанность. Создание доверия
Занятие 7 Тема: Разлука и потеря
Занятие 8 Тема: История жизни ребенка
Занятие 9,10 Тема: Роль игры в работе с приемным ребенком
Занятие 11,12 Тема: Поведение. Вызывающее поведение в семье
Все страницы
Страница 1 из 8

Тема : «Семейное воспитание детей: знакомство с принципами и введение в практику воспитания детей в приёмной семье»

Психолог Сарычева С.А. Борисовский районный социально-педагогический центр

Цели и задачи курса:

  • представить информацию о принципах обеспечения воспитания в приёмной семье;
  • подготовка персонала основам такого воспитания;
  • понимание трудного и вызывающего поведения, умение правильно поступать в случаях такого поведения;
  • умение правильно поступать в случаях разрушительного поведения. Результат разрушительного поведения.
Курс предназначен

Курс предназначен, прежде всего, для кандидатов в приёмные родители, для сотрудников приюта, детских домов, школ – интернатов, социальных педагогов, которые будут участвовать в подборе приёмных родителей, и осуществлять контроль за воспитанием детей в таких семьях.

Предполагаемые результаты

Участники будут осознавать преимущества воспитания в приёмной семье и будут готовы, основываясь на этом знании, развивать более глубокое понимание потребностей детей в их эмоциональном, психологическом и физическом развитии.

Они смогут передавать свои знания коллегам и будут готовы рассматривать вопросы, связанные с подбором и подготовкой приёмных семей.

Методика обучения

Курс планируется как сочетание формального обучения и интерактивных упражнений. Участники должны быть готовы принимать участие в устных дискуссиях и работать в маленьких группах.

Порядок работы

Каждому участнику необходимо иметь при себе полную информацию об одном ребёнке, которого они знают и которого, по их мнению, можно передать на воспитание в приёмную семью.

Материалы должны включать информацию о биологической семье ребёнка. Необходимо иметь информацию о поведении ребёнка, его отношении к различным вопросам и о его достижениях. Эти материалы будут использоваться только в качестве иллюстративного материала. При выполнении упражнений материалы не будут оцениваться.

ЗАНЯТИЕ 1.

Тема: «Приемная семья как форма социальной опеки над ребёнком. психолого – педагогическое сопровождение устройства ребёнка в семью».

  • Воспитание ребёнка, оставшегося без попечения родителей.
  • Формы устройства ребёнка в семью. Приёмная семья как одна из форм устройства на воспитание. Положение о приёмной семье, её функции и особенности. Права и обязанности приёмных родителей.
  • Влияние приёмного ребёнка на семью. Подготовка детей приёмных родителей.
  • Психологический портрет приёмного родителя.

Что происходит, когда ребёнок находится на попечении у государства.

Воспитание детей никогда не было лёгким. Оно требует времени, денег, терпения и понимания.

Во всех семьях бывают взлёты и падения, но в некоторых семьях проблемы могут быть очень серьёзными. Когда семьи распадаются или по каким-то причинам родители не могут воспитывать своего ребёнка, то, вполне возможно, страдает ребёнок. Ребёнок может испытывать замешательство или быть расстроенным, некоторые могут ощущать себя заброшенными и оскорблёнными.

Когда семья ребёнка больше не может заботиться о нём, за ребёнком может присматривать государство. Это значит, что другие люди будут заботиться о ребёнке до тех пор, пока он или сможет вернуться к своим родителям, или пока не достигнет своей независимости. На это время ребёнка могут поместить или в приют, или в интернат.

В приют могут помещать детей на короткое время. Там заботятся о детях до тех пор, пока они смогут вернуться в свою семью. Опытные работники окажут помощь и поддержку биологической семье ребёнка с тем, чтобы родители смогли решить свои проблемы и чтобы они смогли заботиться о своих детях. Если после оказанной помощи биологические родители всё равно не в состоянии заботиться о своём ребёнке, то ему попытаются найти новый дом, в котором этот ребёнок сможет расти как член семьи. Иногда эта семья – приёмная.

Воспитание в приёмной семье.

Существуют разные формы устройства в семью. Одна из этих форм – образование приёмной семьи.

Воспитание в приёмной семье – это служба для детей, которые не могут быть со своими родителями. Приёмные воспитатели берут этих детей в свои семьи и заботятся о них. Неважно как долго дети остаются со своими приёмными родителями, родители создают обстановку, в которой дети могут чувствовать, что о них заботятся, их ценят и поддерживают.

Приёмным воспитателям необходимы умения, терпение и понимание, чтобы эффективно работать с детьми, у которых была трудная жизнь, совершенно не по их вине, и в чем поведении это может отразиться. Они также должны понимать, что значит для детей быть разлучёнными со своими биологическими семьями. Воспитание в приёмной семье обеспечивает безопасность детям в трудный период их жизни. Приёмный родитель поможет ребёнку выразить свои чувства и начать принимать то, что с ним произошло.

Приёмные родители будут вознаграждены осознанием того, что они внесли положительные и прочные изменения в жизнь молодых людей.

Кто может стать приёмным родителем

(групповая дискуссия).

Приёмные родители – это люди всех слоёв общества, и живут они во всевозможных домах. У них могут быть свои собственные маленькие дети или взрослые дети, которые уже выросли и ушли из дома, есть приёмные родители без собственных детей. Приёмные родители могут одновременно заботиться более, чем об одном ребёнке, некоторые занимаются воспитанием младенцев или детей дошкольного возраста, другим очень нравится заботиться о подростках, у некоторых есть опыт работы с детьми – инвалидами.

Групповая дискуссия

Можете ли Вы ответить на следующие вопросы, которые часто задают люди о том, кто может стать приёмным родителем?

  • Могу ли я стать приёмным воспитателем, независимо от того, женат/ замужем я или нет, и мне даже не нужно быть родителем самому?
  • Нужно ли иметь квартиру/ дом с хотя бы 3-мя спальнями, если Вы хотите быть приёмными родителями?
  • Если я безработный, разве это не исключает меня как приёмного родителя?
  • Я курю. Не помешает ли это мне стать приёмным родителем?
  • У меня есть судимость. Означает ли это, что мне автоматически запрещено быть приёмным родителем?
  • Мне за 60. Могу ли я всё ещё быть приёмным родителем?
  • Невозможно совмещать полный рабочий день с приёмным воспитанием, не так ли?
  • Могут ли гомосексуалисты быть приёмными воспитателями?
  • У меня нет никакого законченного образования. Означает ли это, что я не могу быть приёмным родителем?
  • Могут ли инвалиды стать приёмными воспитателями?
Процесс подачи заявления.

Психолого – педагогическое сопровождение устройства ребёнка в семью.

Приёмное воспитание – это важное задание. Беззащитные, уязвлённые дети будут вверены вам на воспитание. Долг государства – убедиться в том, что вы можете предложить этим детям безопасную и полную заботы обстановку. Требуется время для того, чтобы вас утвердили как приёмного родителя.

Если вы заинтересовались:

  • Узнайте как можно больше о воспитании в приёмной семье из различных источников. Свяжитесь с вашим социально-педагогическим центром.
  • Вам должны предоставить основную информацию, которая охватывает многие различные аспекты воспитания в приёмной семье. Прочитайте её и обдумайте всё. Хотя вознаграждения и могут быть огромными, работа приёмного родителя предполагает серьёзные обязательства. Вам нужно будет обсудить многое с вашими родственниками и друзьями. Помните, воспитание приёмного ребёнка вовлечёт всех членов вашей семьи.
  • Вас будут приглашать на мероприятия, встречи, где вы получите больше информации. Вы будете приглашены на занятия, на которых вы более глубоко узнаете о воспитании приёмного ребёнка. Вы познакомитесь с другими людьми, проходящими такой же процесс.
  • У вас будет предварительное обсуждение с кем-то из официальных лиц. Они подробно объяснят вам, как будет определяться то, насколько вы подходите, чтобы стать приёмным родителем. Вас попросят заполнить подробную анкету о себе и о других членах вашей семьи. Вам объяснят, какими умениями и качествами должен обладать приёмный родитель и помогут вам обдумать, как вы сможете продемонстрировать, что вы имеете то, что требуется для этой работы. У вас могут попросить разрешение на проведение обследования ваших жилищно – бытовых условий.
  • Вы должны будете представить медицинскую справку о состоянии вашего здоровья.
  • Социальный педагог или психолог будет встречаться с вами регулярно, чтобы обсудить широкий спектр вопросов, касающихся потребностей детей, которым необходимо воспитание в приёмной семье.
  • Психолог составит отчёт, основанный на информации о Вас, значительную часть которой вы помогли собрать. В этом отчёте описываются ваши умения и области, в которых вам, возможно, понадобиться специальная подготовка или поддержка.
  • Специальная комиссия, которая несёт ответственность за утверждение новых воспитателей, обсудит отчёт. Вас могут пригласить на обсуждение.
  • Комиссия или одобряет ваше заявление или же нет. (Если нет, обсудите с психологом почему. Возможно, вы сможете снова подать заявление в будущем).
  • Ребёнок размещён у вас. Поздравляем! Вы стали одним из тех замечательных людей, которые с гордостью называют себя приёмными родителями.
После обучения приёмный родитель сможет:

  • понять, как растут и развиваются дети и молодые люди;
  • адекватно реагировать на прошлое ребёнка и другие проблемы, включая вопросы расовой принадлежности, религию, культуру и язык;
  • реагировать на эмоциональные, физические, образовательные и медицинские потребности детей и молодых людей;
  • общаться с детьми и молодыми людьми в соответствии с их возрастом и пониманием;
  • помочь детям справить с потерей/ и разлукой, и понять их влияние на поведение ребёнка;
  • обеспечить хороший уход, например, здоровое питание, чистоту, занятие спортом, соответствующую одежду;
  • принимать участие в мероприятиях детей, обеспечивать поощрение и поддержку, помогая им в физическом, эмоциональном и образовательном развитии;
  • помочь ребёнку развивать его увлечения и интересы, связи и дружеские отношения с людьми, проживающими в одной с ним местности;
  • быть добрым, заботливым, добросовестным и способным упорно продолжать начатое;
  • уметь выразить привязанность соответствующим образом;
  • распознать стресс у себя и других и выработать стратегию, чтобы помочь с ним справиться;
  • посещать группы поддержки и соответствующие занятия для приёмных воспитателей;
  • иметь хорошее здоровье;
  • вести запись памятных событий через фотографии и работу с историей жизни ребёнка;
  • установить границы и управлять поведением ребёнка, не прибегая к физическому или другому неприемлемому способу наказания;
  • уважать детей и работать с ними и их семьями, не осуждая и не дискриминируя их;
  • узнать о формах насилия над детьми и о запущенности ребёнка, уметь распознать это и предпринять соответствующие действия;
  • узнать о здоровье и правилах безопасности в доме;
  • изучить законодательство о воспитании ребёнка и основных направлениях в воспитании;
  • реально оценивать свои способности.
Права приёмных родителей.

У приёмных родителей есть право на то чтобы:

  • К ним относились с вниманием, с уважением их чувства собственного достоинства, личной жизни и личного пространства.
  • Получать поддержку, которая заключается в оказании помощи по уходу за ребёнком в их собственном доме, включая искреннюю и своевременную реакцию со стороны специалистов.
  • Выразить свои предпочтения при выборе ребёнка: пол, возраст; допустимые дефекты здоровья.
  • Получить полную информацию относительно ребёнка, которая окажет влияние на их дом и семейную жизнь во время воспитания приёмного ребёнка.
  • Быть уверенным в безопасности членов их семьи.
  • Вернуть ребёнка органам опеки до истечения срока договора, если возникали проблемы в отношениях, которые он не может решить.
  • Применять педагогически проверенные (рекомендованные на курсах обучения) санкции ограничение и наказание к ребенку:
  • замечания
  • запрет на развлечение
  • лишение сладостей
  • отказ от приобретения желаемой вещи
  • наказание бездействием (останься в комнате…)
  • Предотвращать проявления дурных привычек у ребенка.
  • Предотвращать проявление жестокости, агрессии со стороны ребенка, сквернословие.
  • Препятствовать контактам ребенка с кровными родителями, если наблюдается прямое отрицательное влияние этих встреч.
  • Получать помощь, чтобы справиться с потерей и разлукой, когда ребёнок уезжает из их семьи.
  • Быть информированным обо всех правилах и процедурах работы специалистов, которые относятся к ним, как к приёмным родителям.
  • Пройти подготовку, которая укрепит их навыки и способность выполнять работу приёмного родителя.
  • Быть информированным о том, как получить помощь/ услуги и связаться со специалистами.
  • Обеспечение конфиденциальности относительно проблем, возникающих в их приёмной семье.
  • Получать оценку и информацию о том, как они справляются с ролью приёмных родителей.
Обязательства приёмных родителей.

Приемный родитель – это лицо, которому передан на воспитание ребенок (дети), находящиеся на попечении органов опеки и попечительства на основании трудового договора.

Приемные родители обязаны:

  • Осуществлять физическую, психическую и моральную защиту ребенка.
  • Я всегда буду любить и уважать моего приёмного ребёнка таким, какой он есть, а не каким я хочу, чтобы он был.
  • Предоставлять ребенку соответствующие условия проживания: отдельную комнату или угол в комнате, отдельную кровать; заботиться о здоровье.
  • Я дам моему ребёнку пространство – чтобы расти, мечтать, преуспевать и даже иногда терпеть неудачу.
  • Я установлю границы для моего приёмного ребёнка и помогу ему чувствовать себя в безопасности, познакомив его с тем, что от него ожидают.
  • Не делать различий в воспитании своих детей и приемных: не унижать ребенка, не применять меры физического насилия к ребенку.
  • Я создам семейную обстановку, полную любви, и покажу моему приёмному ребёнку, что его любят, всякий раз и как только смогу.
  • Я дам ребёнку знать в случаях нарушения дисциплины, что я не одобряю, что он делает, а не кто он.
  • Я найду время для моего приёмного ребёнка и буду лелеять мгновения, проведенные вместе, осознавая как важны и мимолётны они.
  • Я не буду обременять моего приёмного ребёнка эмоциями и проблемами, с которыми он не в состоянии справиться, помня, что я — родитель, а он – ребёнок.
  • Я буду поощрять моего приёмного ребёнка познавать мир и все его возможности, направляя его в пути, прилагая усилия сделать его осторожным, а не боязливым.
  • Разъяснять ребенку временный характер пребывания в этом доме, не допускать излишнего эмоционального привыкания.
  • Прививать ребенку уважение к своей семье, готовность вернуться домой.
  • В соответствии с рекомендациями органа опеки поддерживать контакты с биологической семьей.
  • Создавать условия для интеллектуального развития ребенка, обеспечивать обучение, следить за физическим и психическим здоровьем.
  • Представлять регулярные отчеты в орган опеки и расходовании опекунских средств; в социально-педагогический центр о результате пребывания ребенка в семье (достижения, проблемы) по установленной форме.
  • Регулярно принимать у себя дома социального педагога, психолога, контролирующего ситуацию.

Права приёмного ребёнка

Приемный ребенок в семье имеет право:

  • Иметь и хранить свои личные вещи и предметы (семейные реликвии; фотографии…)
  • Иметь собственную территорию (кровать, угол для занятий и игр…)
  • Высказывать свое мнение по вопросу встречи с родственниками.
  • Знать правду о своей родной семье и собственном положении.
  • Имеет право на выбор друзей, свободу общения и уединения.
  • На выбор форм досуга (проведение свободного время) и занятий по интересам.
  • На обсуждение и участие в решении семейных проблем.
  • Имеет право покинуть приемную семью при возникновении психологической несовместимости (по решению органа опеки и попечительства).
Обязанности приемного ребенка в семье

Ребенок в семье должен:

  • Иметь некоторые постоянные хозяйственно-бытовые обязанности (в соответствии с возрастом).
  • Выполнять эпизодические (разовые) хозяйственно-бытовые поручения.
  • Соблюдать санитарно-гигиенические правила совместной жизни.
  • Уважать мнения других членов семьи.
  • Бережно относиться к вещам, предметам, уважать труд и результаты труда всех членов семьи.
  • Участвовать в решении семейных проблем.
  • Заботиться о членах семьи, которые в этом нуждаются.

Влияние, которое оказывает ребёнок на приёмную семью

Когда вы станете приёмными родителями, изменится ваш образ жизни. Возможно не сразу, но по мере того, как будут проходить месяцы и годы, это будет оказывать на Вас влияние.

Приёмное воспитание будет оказывать влияние на вас и вашу семью во многих областях:

  • ваши близкие и дальние родственники;
  • общественная работа;
  • ваша личная деятельность и деятельность ваших собственных детей.
Изменения жизни вокруг вас, колеблются от очень хороших до плохих.

Когда вы сообщите своим родственникам о том, что вы собираетесь взять в семью на воспитание приёмного ребёнка, вы обнаружите, что ваши родственники соответствуют двум категориям. Они или провозгласят вас святыми вашей семьи или же просто явными глупцами. Какой бы точке зрения они не отдавали свой голос, ваш выбор взять в семью приёмных детей ставит их перед различными дилеммами.

Их недоумение только усиливается, когда ребёнок ведёт себя несоответствующим образом, и вы не можете объяснить такое поведение, потому что прошлая жизнь ребёнка относится к фактам личной жизни и личного пространства.

По мере того, как проходят месяцы и годы, вы можете обнаружить, что к вам реже приходят гости, и вы меньше получаете приглашений.

Жители местности, в которой вы живёте, ваши соседи ничем не отличаются. Возможно, некоторые из них хотели бы обвинить вас за всё плохое, что происходит в окрестности/ районе, потому что вы привели «тех детей» в свой дом. Хотя большинство считает, что это замечательно, что вы можете делать то, что вы делаете, только держите их (детей) на вашем заднем дворе.

Детям приёмных семей также необходима подготовка к встрече с новичком. Им нужно рассказать о трудностях ребёнка, которые были в его собственной семье, и о типах поведения, которые у него, вероятно, будут проявляться. Инструкции и информация помогут им относиться с сочувствием к ребёнку и свести до минимума обиду, которую он может ощущать. Они могут быть очень хорошими помощниками, откликаясь на потребности ребёнка (например, играя с ним, разговаривая, включая в свою деятельность и принимая ребёнка как того, с кем достойно быть вместе). Зная о том, каким может быть ребёнок и почему, может помочь им быть более терпимыми и понимающими, сталкиваясь с разрушительной и неприятной реакцией приёмного ребёнка.

Похвала и признание положительных действий ребёнка – или даже попыток– должны быть приняты и должны неукоснительно соблюдаться в работе с такими детьми. Так как их самооценке нанесён серьёзный ущерб, им необходимы ободрение и подтверждение того, что они могут делать всё правильно, и что это оценено.

Заботиться какое – то время о чьём-то ребёнке – это необычная ситуация, если же конечно между вами и ребёнком нет никаких родственных связей. Когда же ребёнок находится на приёмном воспитании, ситуация становится ещё более необычной. Нужно помнить о том, что забота о приёмном ребёнке будет оказывать огромное давление на возможности членов вашей семьи.

Одной любви, конечно же, не достаточно. У приёмных детей особые потребности, их больше и они стоят выше потребностей детей ваших собственных семей, и приёмные родители вынуждены быть «родителями со знаком «плюс»», то есть они должны быть способными проявить дополнительное понимание, терпение и ноу-хау.

Приёмные родители – это простые люди, которые открыли двери своего дома детям, нуждающимся в нормальной жизни. И все часто ожидают, что они будут «родителями со знаком «плюс»», недостаточно понимая, какое влияние это может оказать на собственную семью приёмных родителей.

Приёмные дети могут быть очень требовательными. Биологические дети приёмных родителей могут интересоваться, почему приёмный ребёнок получает больше внимания, чем они.

Биологические дети должны смириться с тем, что поведение, запрещённое им, допускается и разрешается приёмным детям. Биологические дети говорят о практических проблемах, например, о трудности жить в одной комнате с кем-то другим и о ревности, проблемы, которые возникают у детей одной возрастной группы. Помните, не только родители занимаются приёмным воспитание: это делает вся семья.

Приёмные родители часто говорят, что им трудно справиться не с одном каким-то определённым типом поведения, а с поведением, когда их приёмный ребёнок постоянно требует внимания. Это может привести к истощению и переутомлению приёмного родителя, и, если не оказывается поддержка, воспитатель может отдалиться от приёмного ребёнка.

Исследования неудач приёмных семей (приёмных отношений) показали, что 2/3 приёмных родителей, объяснивших причины почему они прекратили брать детей на воспитание, намекали, что были проблемы с недостатком поддержки.

Почему я вовлечён…

«Если я не могу быть со своей собственной семьёй

Я хочу, чтобы у меня была возможность жить в семейной обстановке и чтобы обо мне заботились люди, которые будут со мной, чтобы выслушать мои проблемы и помочь их мне решить».

Марша, 16 лет

«Вы получаете удовлетворение, помогая детям и зная, что, возможно, вы помогли их семье снова воссоединиться, взяв ребёнка на приёмное воспитание на время пока его родителям помогают справиться с определённой проблемой…»

Саймон и Филиппа, приёмные воспитатели

«Когда к вам попадает ребёнок, неспособный делать то, что может ребёнок в его возрасте из семьи с крепкими традициями, но уезжает от вас, догнав и в чём-то даже перегнав других детей, вы ощущаете удовлетворение, несравнимое ни с чем».

Джули, приёмный воспитатель

«Самое большое вознаграждение – это видеть, что они приезжают к вам спустя долгое время после того, как они уехали из вашей семьи. И это доказывает, что они вас не забыли».

Стив, приёмный воспитатель

«Когда вы находитесь на приёмном воспитании, это заставляет вас чувствовать себя в безопасности и дает вам время разобраться в вашей жизни. Я могу продолжить свою жизнь в безопасной и счастливой обстановке».

Роб, 14 лет

«Вам нужен кто-то, кто может обеспечить стабильность, и кто с уважением отнесётся к тому, что у вас уже есть мама и папа. Они должны уметь справиться, когда вы раздражены, и поддержат вас, когда вам трудно. Вам нужен кто-то, с кем вы можете поговорить».

Николь, 17 лет

 

Вы становитесь приёмным воспитателем

(работа в группе)

КАКИЕ КАЧЕСТВА, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НУЖНЫ ПАТРОНАТНЫМ ВОСПИТАТЕЛЯМ?

КАКИЕ НАВЫКИ И/ИЛИ ОПЫТ ПОМОЖЕТ?

ПОДЧЕРКНИТЕ КАЧЕСТВА, НАВЫКИ И ОПЫТ, КАКИМИ

ОБЛАДАЕТЕ ВЫ

ОБВЕДИТЕ В КРУЖОК ТЕ, В КОТОРЫХ ВАМ ПОНАДИБИТСЯ ПОДДЕРЖКА/ /ТРЕНИНГ

Качества, которые помогают стать приёмным воспитателем

  • ОСОЗНАНИЕ ВОПРОСА (включая самосознание)
  • ТЕРПИМОСТЬ
  • ТЕРПЕНИЕ
  • ПРЕДАННОСТЬ
  • УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В ГРУППЕ
  • ГИБКОСТЬ
  • СОСТРАДАНИЕ
  • ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ / ЧУТКОСТЬ
  • ПОНИМАНИЕ
  • ВЫНОСЛИВОСТЬ / ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ
  • УПОРСТВО
  • НАХОДЧИВОСТЬ
  • ЧУВСТВО ЮМОРА
  • ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ / ИНТУИЦИЯ
  • ВЫНОСЛИВОСТЬ

Групповая дискуссия

Задание: выберите из приведенных ниже утверждений то, которое является позитивным, негативным.

Я буду рад/рада, когда ты вырастешь и уйдешь отсюда.

Чувства приемлемы (допустимы).

Ты будешь крушением моих надежд и моей жизни.

Глупо!

Меня пугает твоя печаль.

Нет необходимости быть совершенным.

Ничего страшного, если ты боишься.

Ты можешь идти посмотреть. Я буду здесь.

Он / она медлительный/медлительная.

Почему ты никогда ничего не можешь сделать правильно.

Ты меня толкаешь к выпивке (к наркотикам).

Почему ты не можешь научиться делать всё для себя сам / сама?

Если бы не ты…

Большие мальчики не плачут.

Тебе нужна помощь.

Ты – красивая.

Ты сводишь меня с ума.

Родители никогда не ошибаются.

Ты никогда не учишься.

Если бы ты только научилась / научился думать сама / сам.

Никому не доверяй.

Ты мне доставляешь радость.

Я рад/рада, что ты – часть нашей семьи.

Мне доставляет удовольствие наблюдать, как ты растёшь.

Нет оправдания дурному настроению.

Детей надо слышать, но не видеть.

Мне нравится обнимать тебя.

Работа может доставлять радость.

Нам было трудно и у нас были проблемы, но мы с ними справились, и мы уважаем и заботимся друг о друге.

Я рад / рада, что ты – мой ребёнок.

Я люблю тебя таким / такой, как ты есть.

Мне нравится наблюдать, как ты примеряешь новые вещи.

Ты ещё пожалеешь!

Ты не злой / не злая, ты просто устал / устала.

Неуклюжий / неуклюжая! (Ты – медведь!)

Перестань мне надоедать.

Я люблю тебя.

Вспомните, что негативного говорили вам Ваши родители в детстве.

Вывод: если ребёнку говорим только плохое, то и формируем негативные качества.

Домашнее задание к 2 занятию:

  • Продумать и вспомнить запахи, вкусы и ощущения из детства, связанные с ними.
  • Проанализировать особенности развития своего ребёнка на каждом возрастном этапе.
 

 




Занятие №2

Цель: познакомить с физиологическими и психологическими особенностями детей от рождения до 16 лет.

План

  • Период грудного возраста.
  • Ребёнок в возрасте от 1 до 2 лет.
  • Ребёнок в возрасте от 2 до 5 лет.
  • Ребёнок в возрасте 5 лет.
  • Ребёнок в возрасте 6 лет.
  • Ребёнок в возрасте 7 лет.
  • Ребёнок в возрасте 8 лет.
  • Ребёнок в возрасте 9 – 10 лет.
  • Предподростковый возраст.
  • Подросток.
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

(ВНИМАНИЕ: принимайте во внимание индивидуальные различия)

Период грудного возраста (ребёнок в возрасте до 1 года)

Физиологические особенности развития. В это время происходит наиболее интенсивный рост и развитие организма ребёнка, однако, в функциональном плане системы организма довольно несовершенны и имеют свои особенности. Ребёнок начинает фиксировать взгляд на предмете, начинает глотать, улыбаться в ответ на улыбку. Движения рук становятся более свободными. За год вес ребёнка утраивается, и длина тела увеличивается. Ребёнок начинает не только улыбаться, но и смеяться, «гулить», начинает произносить первые слоги, затем слова. Постепенно развивается двигательная активность (статические и двигательные функции ребёнка) – начинает брать и ощупывать предметы. К концу первого полугодия (6-7 месяцев) начинают прорезаться зубы. Ребёнок спит до 12 часов в ночной период времени с двумя или тремя дневными перерывами на сон. Помимо молока, вводят необходимые продукты растительного и животного происхождения. Пища становится более густой. Начинает пить из чашки.

Особенности поведения. Начинает совершенно определённо реагировать на знакомые и незнакомые лица, узнает родителей, братьев и сестёр, не идёт на руки к чужим. Начинает ориентироваться в знакомой ему обстановке и привыкает к распорядку дня. Следить за окружающими и начинает играть. Произносит первые слова. Реагирует на внешнюю речь, громкий голос или звук, шум. Может негативно отреагировать на незнакомый ему предмет.

Потребности. Основные принципы физического воспитания зависят от взрослого и должны отвечать основным потребностям ребёнка этого возраста. Необходимо окружить ребёнка любовью, иметь терпение и ласку (обнимать, баюкать и ласкать ребёнка). Требуется постоянный уход и внимание обоих родителей. Необходимо разговаривать с ребёнком, отвечать на «агуканье» и «гуление», так как это способствует развитию речи. Ребёнку необходимо больше двигаться, так как это необходимо для развития двигательного аппарата.

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

(ВНИМАНИЕ: принимайте во внимание индивидуальные различия)

Ребёнок в возрасте от 1 до 2 лет

Физиологические особенности развития. В этот период рост ребёнка не настолько интенсивен как в период грудного возраста, хотя его аппетит возрастает. Начинает ходить в возрасте от 12 – 18 месяцев. Ребёнок ходит ещё неуверенно, может часто падать. Начинает самостоятельно есть, хотя манипулирование ложкой остаётся ещё сложным процессом, так как в ход идут пальцы и руки. Постоянно находится в движении. Может ходить, проявлять интерес к незнакомым предметам. Познаёт новые предметы, берёт их в руки и даже в рот. Не может фиксировать долго внимание на одном предмете. Увеличивается словарный запас ко второй половине первого года. Произносит отдельные слова, но не может выразить и сформулировать своё желание.



Особенности поведения. Хорошо знает мать и старается находиться возле неё. Узнаёт отца, братьев и сестёр, но предпочитает, что бы им занималась мать. Появляются сложности в игре с другими. Любит слушать истории о себе, а также стихи, просматривать книжки с яркими картинками. Появляются определённые желания, что нравиться и не нравиться делать. Начинает расстраиваться и злиться.

Потребности. Необходимы любовь, внимание, счастливые и стабильные отношения между родителями. Проявление терпения и поощрения, когда ребёнок пытается познакомиться и изучить окружающий его мир. Привыкнуть к тому, что ребёнок находится в постоянном движении. Ни в коем случае не командовать и не ругать. Играя и занимаясь с ребёнком обеспечить его безопасность – убрать все предметы, представляющие реальную опасность для ребёнка. Необходимо понимать, что в этом возрасте ребёнок не несёт ответственности за себя, несмотря на то, что может выполнять простые просьбы и указания.

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

(ВНИМАНИЕ: принимайте во внимание индивидуальные различия)

Ребёнок в возрасте от 2 до 5лет

Физиологические особенности развития. В этот период времени происходит неравномерное развитие опорно – двигательного аппарата. Развивается мускулатура, но внимание ещё не стабильно. К трём годам вырастают все молочные зубы. Постепенно ребёнок сам начинает есть, одеваться, хотя и прилагает к этому усилие. Наблюдается быстрое развитие речи – от нескольких слов до 2000 слов в среднем. Изменяется режим сна – 12 часов сна в ночное время, постепенно сокращается время на сон в дневное время. Несмотря на это ребёнок этого возраста нуждается в отдыхе, так как быстро устаёт. Учится заботиться о себе сам (начинает самостоятельно ходить в туалет, умываться).



Особенности поведения. Постепенно знакомится с окружающим его миром и начинает подчиняться его требованиям. В начале этого возрастного периода часто негативно относится к различным запрещениям и ограничениям, но постепенно начинает их воспринимать, так как нуждается в одобрении взрослого. Очень любит находиться рядом с матерью. Зависит от материнской любви. В этот период отец начинает играть важную роль в жизни ребёнка. Начинает помогать по дому. Начинает имитировать, подражать манерам и привычкам взрослого. В этот период ребёнок очень подвижен, но, в конце концов, становится более усидчивым. Проявляет признаки усталости, когда продолжительное время чем-то занимается, начинает раздражаться и капризничать. Постепенно начинает понимать и осознавать, что можно делать, а что запрещено, и как себя вести в данной ситуации. Повышенная любознательность – постоянно задаёт вопросы.

Потребности. Ребёнок должен чувствовать и знать, что родители любят его. Необходимо научить ребёнка хорошему поведению. Необходимо проявлять терпение, понимание, интерес и уделять время ребёнку. Ребёнок должен следовать определённому распорядку дня. Не допускать вседозволенности. Научить манерам поведения (брать и благодарить, дружно играть с другими детьми, делиться игрушками и т.п.) Так как дети в этом возрасте очень активны, не оставлять их без присмотра.

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

(ВНИМАНИЕ: принимайте во внимание индивидуальные различия)

Ребёнок в возрасте 5 лет

Физиологические особенности развития. Период характеризуется замедленным ростом. Тело и конечности постепенно вытягиваются, размер ступни становится больше. В физическом развитии девочки опережают мальчиков на один год. Хорошо контролирует двигательной моторикой, хотя малые мышцы ещё не настолько хорошо развиты как крупные. Сенсорная моторика ещё не развита. Фиксация взгляда на движения рук постепенно начинает развиваться, но ещё не совершенна. Склонность к дальнозоркости. Уровень активности повышен. Постепенно развивается и растёт внимание. Наблюдается небольшая «детская» артикуляция в речи (картавость и шепелявость).



Особенности поведения. Стабильное поведение – хороший баланс между самозначимостью и общительностью. Внимание сконцентрировано на дом. Начинает самокритично относится к себе, желает и способен нести ответственность. Жизнедеятелен и бодр, но активность уже имеет определённую цель. Целеустремлён и конструктивен – перед тем, как нарисовать, знает что он собирается нарисовать. Хорошо владеет речью, любит разыгрывать театральные постановки. Способен сам умываться, одеваться, питаться, самостоятельно ходить в туалет, хотя иногда нуждается в посторонней помощи. Начинают выделяться индивидуальные черты. Интересуется групповыми занятиями.

Потребности. Постоянная уверенность в том, что он любим и значим. Необходимо разумное руководство. Необходима возможность для разнообразных занятий, необходимое оборудование для тренировки крупных мышц. Необходима возможность что-либо делать для самого себя, свобода в использовании и развитии своих собственных способностей. Тренинг, обучение взаимодействию в игровых упражнениях, всё то, что может пригодиться ребёнку в начальной школе. Возможность познакомиться с миром ребёнка, познавая и деля все вместе с ним. Нахождение и воспитание в детском саду, если это возможно.

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

(ВНИМАНИЕ: принимайте во внимание индивидуальные различия)

Ребёнок в возрасте 6 лет

Физиологические особенности развития. Растёт медленно, постепенно вытягивается. Крупные мышцы развиты лучше, чем малые. Необходим сон в течение 11-12 часов в сутки. Развитие зрительных органов ещё продолжается, наблюдается тенденция к дальнозоркости. Начинают появляться постоянные зубы. Сердечные мышцы находятся в процессе быстрого роста. Уровень активности повышен – в состоянии покоя может находиться некоторое время.

Особенности поведения. Есть желание учиться, жизнерадостен, чрезмерно активен, тревожен, быстро устаёт. Самоуверен, агрессивен, присутствует желание быть первым, есть желание к сотрудничеству, но в меньшей степени, чем в 5-летнем возрасте, огромное желание к соперничеству, появляется чувство гордости. Всем своим телом вовлечён в деятельность / активность. Обучение происходит легче посредством активного участия в этом процессе. Противоречив в проявлении степени зрелости – зачастую дома ведёт себя как маленький ребёнок, а с окружающими старается выглядеть старше. Ведёт себя неуклюже, неловок в действиях/ игровых занятиях, где вовлечены малые мышцы. Низкий процент усидчивости – быстро теряет интерес к одному занятию. Затрудняется в принятии решений. Совместные / групповые занятия очень популярны, начинают различать интересы для мальчиков и девочек. Склонны к спонтанной драматизации.

Потребности. Необходимо поощрение, больше похвалы, тепло и огромное терпение со стороны взрослого. Необходимо огромное количество и разнообразие упражнений на тренировку крупных мышц. Разумное наблюдение (надсмотр/надзор) с минимальным вмешательством. Друзья – на этом этапе развития появляется лучший друг. Определённые ситуации в обучении и активное непосредственное участие в них. Принятие на себя ответственности, но без давления и без принуждения принимать сложные решения или постановка целей, которых сложно достичь. Оказание помощи в обучении/развитии манер и привычек.

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

(ВНИМАНИЕ: принимайте во внимание индивидуальные различия)

Ребёнок в возрасте 7 лет

Физиологические особенности развития. Процесс роста происходит медленно, но постоянно. Рост ребёнка увеличивается на 2-3 фута в год, вес – на 3-6 фунтов. Смена зубов. Большинство детей 7 лет имеют молочные зубы. Происходит улучшение координационной связи зрения и движений. Развитие мелких мышц. Зрение ещё не достаточно развито для работы, при которой необходимо видеть на близком расстоянии.

Особенности поведения. Чувствителен к чувствам и отношению со стороны других детей и взрослых. Большое значение имеет одобрение со стороны взрослых. Интересы девочек и мальчиков расходятся. Меньше играют вместе. Полон энергии, но быстро утомляется. Часто беспокоен и суетлив, витает в облаках или поглощён деятельностью. Плохо развито абстрактное мышление. Легче обучаем при использовании конкретных примеров и при использовании активного обучения. Осторожный и самокритичный, стремится хорошо исполнить задание, любит работать руками. Общительный, часто преувеличивает, может выражать агрессию вербально, а не физически. Стремится побеждать. Любит песни и рифмовки, мифы, сказки, рассказы. Способен принять ответственность. Обращает внимание на то, что является правильным, а что нет. Однако иногда стремится брать чужие вещи. Плохо развито понимание времени и денег.

Потребности. Верное сочетание самостоятельности и поощрительной поддержки. Возможность активного участия в образовательных ситуациях с использованием конкретных предметов. Помощь взрослого в приспособлении к более грубым правилам, существующим на игровой площадке – сам ребёнок не должен стать слишком грубым. Тёплое, поощрительное, дружественное отношение со стороны взрослых.

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

(ВНИМАНИЕ: принимайте во внимание индивидуальные различия)

Ребёнок в возрасте 8 лет

Физиологические особенности развития. Процесс роста происходит медленно, но постоянно. Зрение достаточно развито для видения предметов, расположенных и близко и далеко. Продолжение появления коренных зубов. Происходит развитие крупных мышц. Мелкие мышцы более развиты. Развитие манипулятивных навыков. Время удержания внимания увеличивается. Может быть развита неправильная осанка.

Особенности поведения. Часто беспечный, шумный, приводит аргументы в споре, но, в то же время, настороженный, дружелюбный, заинтересованный в людях. Снова во многом зависит от матери, меньше от учителей. Чувствителен к критике. Новое осознание индивидуальных особенностей. Активно стремится познать индивидуальные особенности. Активен, более склонен к проявлению энтузиазма, чем осторожности. Начало возникновения групп. Лучшими друзьями являются представители одного пола. В случае возникновения конфликта склонен к поддержке ровесников, а не взрослых. Развитие способностей к самооценке. Развитие способностей неподготовленной инсценировки, готов к участию в простых сценках в классе. Имеет понятие о времени и деньгах. С удовольствием участвует в групповых мероприятиях, и неподготовленных, и проводимых под присмотром взрослых. Увлекается групповыми играми, комиксами, телевидением, фильмами, приключениями, рассказами, коллекционированием.

Потребности. Похвала и поощрение со стороны взрослых. Напоминание об обязанностях. Мудрое направление интересов и области проявления энтузиазма, а не доминирование либо стремление указать на необоснованные стандарты. Лучший друг. Испытание чувства принадлежности к группе ровесников, возможность идентифицировать себя с представителями одной возрастной группы и пола. Группы, действующие под наблюдением взрослых и спланированные внешкольные мероприятия. Упражнения на развитие мелких и крупных мышц.

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

(ВНИМАНИЕ: принимайте во внимание индивидуальные различия)

Около 9 – 10 лет

Физиологические особенности развития. Продолжается медленный равномерный рост – девочки постепенно обгоняют в росте. Некоторые дети достигают уровня, предшествующего предподростковому рывку. Лёгкие, пищеварительная и кровеносная системы почти сформированы. Сердце особенно подвержено нагрузкам. Возможно, нужно выпрямлять зубы. Появляются первые и вторые коренные зубы. Хорошо развита координация. Готов что-то сделать своими руками. Глаза почти соответствуют размерам глаз взрослых. Готовы к близкой работе с меньшими усилиями.

Особенности поведения. Решительный, ответственный, зависимый, рациональный, точно знает, что правильно и что неправильно. Индивидуальные различия, способности очевидны. Способен на длительный интерес. Часто что-то планирует и реализует планы сам/сама. Входит в сильные однополые компании на недолгое время и с постоянно меняющимся составом. Склонен к совершенству – хочет хорошо учиться, но быстро теряет интерес, если на него давят или отговаривают. Меньше интересуется сказками и фантастикой, больше интересуется обществом, страной и другими странами и людьми. Проводит много времени за разговорами, обсуждениями. Часто перебивает и критикует взрослых, хотя всё ещё зависит от их одобрения. Часто спорит о честности в играх. Сильные противоречия в чтении.

Потребности. Активные, грубые, беспорядочные игры. Друзья и членство в группе. Получает новые навыки, но когда на него не давят. Разные книги, выбор которых зависит от индивидуального уровня развития навыков чтения и интересов. Разумные объяснения без перекрикивания. Определённая ответственность. Честные ответы на его/её вопросы о предстоящих психологических изменениях.

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

(ВНИМАНИЕ: принимайте во внимание индивидуальные различия)

Предподростковый период

Физиологические особенности развития. За периодом «замедления» роста следует период быстрого роста, а затем увеличения веса. Это обычно начинается между 9 – 13 годами. Мальчики могут повзрослеть на 2 года позже, чем девочки. Девочки обычно выше и их вес больше, чем у мальчиков. Развиваются половые органы. Развиваются вторичные половые признаки. Быстрый рост мускулов. Неравномерный рост различных частей тела. Большой, но иногда прихотливый аппетит.

Особенности поведения. Разнообразие индивидуальных различий на уровне взрослого. Продолжает вращаться в группах, хотя преданность к группе сильнее у мальчиков, чем у девочек. Нравятся командные игры, домашние животные, любит смотреть телевизор, фильмы, слушать радио, читать комиксы. Интересы мальчиков и девочек сильно отличаются. Группы мальчиков и девочек любят дразнить друг друга и кажутся враждебными. Присущи неуклюжесть, беспокойство и лень как результат быстрого и неравномерного развития.

Потребности. Понимание предстоящих физических и эмоциональных изменений. Умело спланированная школьная программа и программа отдыха, которая соответствует потребностям тех, которые вступают в период половой зрелости и тех, которые в него не вступают. Возможности большей самостоятельности и несения большей ответственности без давления. Тёплая привязанность и чувство юмора у взрослых. Отсутствует вечно недовольное отношение или перекрикивание. Чувство принадлежности, принятие группой сверстников.

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

(ВНИМАНИЕ: принимайте во внимание индивидуальные различия)

Подросток

Физиологические особенности развития. Быстро набирает вес в начале подросткового периода. Огромный аппетит. Половая зрелость, сопровождающаяся физическими и эмоциональными изменениями. Девочки обычно созревают на 2 года раньше, чем мальчики. Иногда происходит несоответствие внешнего роста с ростом внутренних органов. Завершается рост костного скелета, достигается рост взрослого человека, улучшается мускульная координация. В начале периода быстро растет сердце.

Особенности поведения. Бросается в крайности, эмоциональная нестабильность, отношение «я сам знаю». Возвращается к привычкам младших детей – грызёт ногти, шалит, дерзкий, постоянно витает в облаках. Очень интересуется философскими, этическими, религиозными проблемами. Ищет идеал. Занят получением признания у социальной группы. Боится показаться смешным и непопулярным. Сверхчувствительность и самосожаление. Сильно ассоциирует себя с взрослыми, которых уважает. Пытается завоевать независимость от семьи как шаг к взрослению. Для него важна групповая ответственность и групповое участие. Группы могут объединять детей по интересам. Большой интерес к физической привлекательности. Девочки обычно больше интересуются мальчиками, чем мальчики девочками, что обусловлено более быстрым взрослением девочек.

Потребности. Принятие сверстниками и конформизм по отношению к ним. Адекватное понимание половых отношений. Добрый, не препятствует управлению взрослых, это не мешает его чувству свободы. Убеждение в безопасности. Подростки ищут как зависимость, так и независимость. Принятие решений и зарабатывание и накопление денег. Возможность конструктивно отдыхать. Причина, идея или вопрос, над которым нужно работать.

 

 





Предыдущая — Следующая >>