Краткосрочная образовательная практика «Народные увлечения для развлечения» для детей 6-7 лет
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Логинова Елена Вячеславовна
Русская тряпичная куколка простая.
Славила Россию игрушка удалая.
Бодрая, веселая, немного озорная,
А по нраву русская, значит нам родная.
« Традиционная тряпичная кукла несет память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка»- Г.Л. Дайн.
В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура — это богатый материал для воспитания любви к Родине, к традициям своего народа, средство обогащения представлений детей об окружающей жизни.
Наиболее ярко и глубоко несет память народной культуры традиционная тряпичная кукла. К сожалению, сложно представить все богатство русской кукольной традиции, она почти полностью исчезла из повседневного быта, а ведь ее мир чрезвычайно интересен и разнообразен.
Кукла – первая среди игрушек, известная с глубокой древности, остающаяся вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. При всем многообразии кукол самой любимой всегда будет сделанная своими руками, оживленная собственной вдохновенной фантазией, где всегда присутствует что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем «душой». Издревле зимними долгими вечерами бабушка, мама, старшие сестры учили малышей изготавливать куклы. Взрослые относились к этому делу серьезно с душой, стараясь передать свои знания детям.
Данная краткосрочная образовательная практика «Народные увлечения всем на развлечения» имеет специализированную направленность художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, эффективно содействующую духовному и познавательному развитию, направленную на приобщение детей к народной культуре, развитие творческих способностей детей, формированию первоначальных трудовых навыков.
Цель: развитие художественно-творческих способностей детей, активизация их познавательной деятельности через искусство создания народных кукол .
Задачи:
Обучающие:
Возрастная категория детей: 6-7 лет
Количество участников: до 10 человек
Количество часов: 11 часов
Периодичность встреч: 2 раза в неделю
Длительность встречи — 30 минут.
Формы и методы работы:
Художественно-творческая деятельность организуется в виде встреч в мастерской, в которой у каждого участника, включая воспитателя, имеется своё рабочее место. Дети приступают к работе без «призывов» со стороны взрослого, присоединяются к работе по собственному желанию. В процессе работы детям предоставляется возможность свободного общения с педагогом, сверстником. Дети могут высказывать свои мысли о процессе создания куклы, поделиться своими знаниями, умениями, рассказать о своих ощущениях, настроении и т.д.
В процессе деятельности используются следующие методы и приемы:
Содержание кратковременной образовательной практики « Народные увлечения для развлечения»
Русская тряпичная куколка простая.
Славила Россию игрушка удалая.
Бодрая, веселая, немного озорная,
А по нраву русская, значит нам родная.
« Традиционная тряпичная кукла несет память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка»- Г.Л. Дайн.
В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура — это богатый материал для воспитания любви к Родине, к традициям своего народа, средство обогащения представлений детей об окружающей жизни.
Наиболее ярко и глубоко несет память народной культуры традиционная тряпичная кукла. К сожалению, сложно представить все богатство русской кукольной традиции, она почти полностью исчезла из повседневного быта, а ведь ее мир чрезвычайно интересен и разнообразен.
Кукла – первая среди игрушек, известная с глубокой древности, остающаяся вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. При всем многообразии кукол самой любимой всегда будет сделанная своими руками, оживленная собственной вдохновенной фантазией, где всегда присутствует что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем «душой». Издревле зимними долгими вечерами бабушка, мама, старшие сестры учили малышей изготавливать куклы. Взрослые относились к этому делу серьезно с душой, стараясь передать свои знания детям.
Данная краткосрочная образовательная практика «Народные увлечения всем на развлечения» имеет специализированную направленность художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, эффективно содействующую духовному и познавательному развитию, направленную на приобщение детей к народной культуре, развитие творческих способностей детей, формированию первоначальных трудовых навыков.
Цель: развитие художественно-творческих способностей детей, активизация их познавательной деятельности через искусство создания народных кукол .
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить детей с традициями русского народа, историей народной куклы, как одного из видов декоративно-прикладного искусства.
- Познакомить с основными приемами работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки.
- Способствовать развитию познавательных процессов, расширению кругозора.
- Формировать моторные навыки.
- Формировать эстетический и художественный вкус.
- Создавать условия для проявления творческой инициативы.
- Побуждать к самостоятельному созданию игрушек, дать возможность поэкспериментировать с тканью.
- Создавать условия для формирования нравственных качеств как предпосылок воспитания патриотических чувств через изучение культуры своей Родины, истоков народного творчества.
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, прививать основы культуры труда.
- Создавать условия психологического комфорта в период пребывания ребенка в ДОУ.
- принцип развивающего обучения;
- деятельностный принцип;
- принцип «мини-макса» согласно которому, ребенку дается максимальный объем знаний, но освоить он должен минимум, развитие каждого ребенка происходит в своем «темпе»;
- принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- построение с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- учет основного вида деятельности, возрастных особенностей детей.
- принцип природосообразности.
- принцип народности.
Возрастная категория детей: 6-7 лет
Количество участников: до 10 человек
Количество часов: 11 часов
Периодичность встреч: 2 раза в неделю
Длительность встречи — 30 минут.
Формы и методы работы:
Художественно-творческая деятельность организуется в виде встреч в мастерской, в которой у каждого участника, включая воспитателя, имеется своё рабочее место. Дети приступают к работе без «призывов» со стороны взрослого, присоединяются к работе по собственному желанию. В процессе работы детям предоставляется возможность свободного общения с педагогом, сверстником. Дети могут высказывать свои мысли о процессе создания куклы, поделиться своими знаниями, умениями, рассказать о своих ощущениях, настроении и т.д.
В процессе деятельности используются следующие методы и приемы:
- метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
- использование игр и игровых форм организации (игровые ситуации, игровые «оболочки», дидактические игры)
- словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения, объяснение);
- практический (самостоятельное выполнение детьми изделий);
- эвристический (развитие находчивости и активности);
- музыкально-ритмические движения;
- частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
- метод «подмастерья» (поддержка, помощь, индивидуальная работа, сопровождение)
- сотворчество;
- создание ситуации успеха (учет индивидуальных особенностей, дифференцированная помощь детям)
- мотивационный (убеждение, поощрение);
- дети будут знать классификацию тряпичных кукол, материалы, используемые для их изготовления и историю возникновения кукол;
- дети научатся основным технологическим операциям, применяемым при изготовлении кукол;
- дети смогут самостоятельно изготавливать изученные в программе виды кукол, проведут
- дети научатся бережно и уважительно относиться к кукле как к объекту национальной истории и культуры;
- выставка кукол зимнего цикла народного календаря;
- методическая разработка КОП «Народные увлечения для развлечения»;
- методический кейс-портфель с иллюстративным, демонстративным материалом, альбомами по теме, презентационный материал.
- Детский мастер класс для родителей в рамках дня открытых дверей;
- Ярмарка мастеровых для детей, не посещающих данную кратковременную образовательную практику в рамках проведения Масленичной недели.
- Предоставление отчета о результатах КОП на сайте ДОО
- Авторы – составители: Шапкина В.Б, Мартынова А.И, Королева И.В «Степень активности использования старшими дошкольниками народной куклы в игровой деятельности».
- Автор-составитель: Шайдурова Н.В «Определение уровня знаний, умений, навыков старших дошкольников в области кукольного ремесла».
№ | Раздел, тема | Общее количество часов | Количество теоретических часов | Количество практических часов |
1. | В зимний тихий вечерок — посидим мы за чайком | 1 | 1 | 0 |
2. | Кукла Санница | 2 | 1 | 1 |
3. | Кукла Рождественский ангел | 1 | 0 | 1 |
4. | Кукла Коляда | 2 | 1 | 1 |
5 | Кукла Колокольчик | 2 | 1 | 1 |
6 | Кукла Желанница | 2 | 1 | 1 |
7 | Мастер- класс от Мастериц и мастеров | 1 | 0 | 1 |
| Итого | 11 | 5 | 6 |
Содержание кратковременной образовательной практики « Народные увлечения для развлечения»
№ | Название | Задачи | Содержание деятельности | Материалы, оборудования | Количество часов | Результат, продукт деятельности |
1 | В зимний тихий вечерок — посидим мы за чайком | Формировать устойчивый интерес к истокам русской народной культуры через, пословицы, стихи, игры и танцы. Продолжать знакомить детей с народными обычаями, традициями | Показ и рассказ детям о народном кукольном календаре Беседа- рассказ о куклах зимнего цикла, обычаях и традициях зимних гуляний Предложить детям разучить пословицы, игры, танцы | Русская народная музыка, игры атрибуты, воссоздающие интерьер русской избы Сундучок с русскими народными куклами | 1час | Сформировался устойчивый интерес к народным куклам, играм, танцам. |
2 | Кукла Санница | Формировать познавательную активность детей на основе различных видов деятельности и области знаний. Расширить знания детей о народных кукол, народных праздниках; Научить мастерить куклу «Санница»; Формировать умение сравнивать, опираясь на наглядность. | Беседа о красоте зимы Вспомнить вместе с детьми кукол Народного кукольного календаря Веснянку, Кубышку- Травницу, Зерновушку уточняя в какое время года их изготовляли, их особенности. Знакомство с первой куклой зимнего цикла Санницей. Изготовление куклы. На второй встрече обыгрывание куклы на прогулке, проведение подвижных игр, хороводов. | Картинка птицы – сорока, письмо, куклы (Веснянка, Кубышка – Травница, Кукла Зерновушка, мешочки с лекарственными травами (мята, ромашка, тысячелистник, мешочки с зерном, иллюстрации к народном праздникам, технологическая карта изготовления куклы Санница, платки, куклы, презентация «Кукла Санница» Заготовка куклы, лоскуты ткани, нитки, ножницы Русская народная музыка, игры | 2 часа | Кукла Санница |
3 | Кукла Рождественский ангел | Развивать у детей интерес к богатому культурно-историческому наследию нашей Родины, к духовной вере наших предков. Воспитывать веру в добро и справедливость. Развивать способность при изготовлении куклы соблюдать пропорции, размеры, делать аккуратные стяжки в нужных местах. | Отгадывание загадок на тему зима Рассказ о празднике Рождество с сопровождением презентации. Изготовление куклы Рождественский ангел Чаепитие | атрибуты, воссоздающие интерьер русской избы, презентация к рассказу воспитателя о Рождестве, кусочки ткани для изготовления кукол, нитки, стразы, бусины, цветная тесьма, клей, бутафорская конфета, рукавичка, самовар, угощения для чаепития, чашки. Русская народная музыка , игры | 1 час | Кукла Рождественский ангел |
4 | Кукла Коляда | Расширять представления детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Способствовать развитию умения видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства. Формировать эстетический вкус. Развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение. Знакомить детей с традиционными русскими народными праздниками и обычаями их празднования | Рассказ о традициях и обычаях рождественских колядок. Изготовление куклы Коляда Предложить детям выучить стихи, частушки песни для развлечения « Святки-колядки», поиграть по желанию детей в народные игры На второй встрече развлечение « Святки-колядки» | Берёзовое полешко 30х3 см (желательно снизу ровно отпиленное, чтобы можно было его приклеить к более устойчивому основанию), лоскут 40х80 см (если с подгибом с обеих сторон, но можно и без подгиба, тогда 30х80 см), ткань красивая яркая для юбки 60х22 см, для рубашки 30х30см, для рукавов 10х22 см каждый, два красных квадрата 12х12 см, по 1 чайной ложке крупы и соли, лоскут для косынки 40х20 см, нарядное кружевное очелье, нарядный фартук, пояс, две скрутки для груди из любого материала (т.к. в моем варианте грудь под рубашкой),льняные нитки (шпагат), два лоскута для ладошек 4х4 см, веник из лыка или льняных ниток. Русская народная музыка игры | 2 часа | Кукла Коляда |
5 | Кукла Колокольчик | Продолжать знакомить детей с русскими народными куклами. Познакомить с куклой «Колокольчик». Воспитывать любовь к народной игрушке. | Знакомство детей с домовенком Кузе Рассказ с показом презентации «Колокола, колокольчики» Изготовление куклы колокольчик Обучение игре на музыкальном инструменте колокольчик Чтение сказки «Сказка про колокольчик и колокол» | Колокольчик. Кукла «Колокольчик» Иллюстрации. Русская народная музыка игры Сказка про колокольчик и колокол | 2 часа | Кукла Колокольчик Овладели элементарными навыками игры на музыкальном инструменте-колокольчик |
6 | Кукла Желанница | Продолжать знакомить детей с русскими народными куклами, в которых отражены традиции русского народа. Познакомить с куклой Желанница. Развивать способность при изготовлении куклы соблюдать пропорции, размеры, делать аккуратные стяжки в нужных местах. | Обыгрывание сказки Росинка Знакомство и изготовление куклы Желанница Народные игры, танцы хороводы по желанию детей Проведение обряда «На счастье, на желание» | Сундучок с русскими обрядовыми игрушками. Заготовки для изготовления куклы Желанница. Русская народная музыка , игры | 2 часа | Кукла Желанница |
7 | Мастер-класс от «Мастеров и мастериц» | Способствовать совместному творчеству детей и родителей. Показать родителям и гостям свои умения. | Встреча проводится вместе с родителями воспитанников. Дети выступают в роли мастериц-рукодельниц. На протяжении всей совместной деятельности, дети расширяют опыт социального взаимодействия, учатся делиться своими знаниями, а родители проникаются уважением к ребёнку за его умения и получают удовольствие от совместного творчества. Встреча способствует сближению детей и взрослых, развитию интереса к народно-прикладному творчеству и уважения к русским обычаям и традициям. | Лоскуты ткани (лён, ситец), синтепон нитки, пряжа, тесьма, ленточки, бусинки. Русская народная музыка , игры | 1 час | Выставка русских народных кукол, сделанных руками воспитанников |