Консультирование подростков
На главную Психологическое консультирование Консультирование психолога в школе Консультирование подростков
Консультирование подростков |
Психологическое консультирование — Консультирование психолога в школе |
В силу особенностей возраста подросток чаще всего не осознает потребности в психологической помощи. На первом этапе консультирование консультант решает две задачи: 1) формирование мотивации на работу у подростка, осознание им необходимости социально-психологической помощи; 2) диагностика консультантом знаний подростка о природе человеческих отношений, умения отделять главное от второстепенного, об опыте(положительном или отрицательном), который подросток вынес , общаясь со значимыми взрослыми, его понимании норм поведения, жизненные ценности. Кризисные состояния у подростка чаще всего вызывают следующие ситуации: 1) переживания по поводу оскорблений, запугивания, угроз физического насилия, издевательского отношения более старших в школе и на улице; 2) взаимоотношения в семье; 3) сексуальное насилие; 4) тревога по поводу значимых людей; 5) беременность; 6) взаимоотношения с друзьями и любимыми и т.п. Кризисные состояния у подростков проявляются в форме переходящих состояний психического напряжения, замкнутости, пассивности или эмоциональных расстройств. Переживаемый ребенком кризис острее воспринимается по сравнению с аналогичным в другом, более зрелом возрасте. Подросток чаще испытывает фрустрационные состояния. Первая задача консультанта – сформировать доверительные отношения. Если кризис связан с отношениями с родителями, даже эффект «Оказывается не все взрослые такие плохие, как я думал», «Некоторые меня понимают» уже является психотерапевтическим эффектом. Положительное начало консультации – подчеркивание взрослости подростка, самостоятельности, добровольности. В работе с подростком не может быть единственно правильной линии поведения консультанта, все зависит от его опыта и интуиции. Если проблемная ситуация связана с родителями, то первая консультация проводится с подростком, затем с родителем и только после этого можно провести совместную сессию. Хорошим приемом в работе с подростком может быть техника обмена ролями, драматизации, задание посмотреть на ситуацию с другой позиции. Хорошим подспорьем могут быть рисунки. На консультациях с подростки целесообразно вводить информирование с целью расширения психологической осведомленности . Ребенка не следует перегружать вопросами. Коммуникативные умения подростка:
Ситуация Обратилась классная руководитель 8 класса по поводу ученицы Тани А.. Девочке 15 лет, проживает в семье, где отец алкоголик, мать зависимая от него женщина. Девочка, несмотря на неплохой интелект, учится все хуже и хуже, стала замкнута , депрессивна, на доверительный разговор не идет. Задачи: возможности консультирования классной руководительницы и в случае прихода матери , как работать с ней( в ситуации если женщина интеллектуально ограничена и интеллектуальна достаточна) Вариант выбирает «клиент». * Задачи социального педагога при работе с классным руководителем:1) собрать информацию более подробную о поведении девочки (в т.ч. с целью исключения фактов насилия), о сохранившихся доверительных отношениях со сверстниками, о значимых лицах для нее, которые способны оказывать влияние, о существующих увлечениях, интересах, привлечь к работе психолога с целью диагностики. Изучить обстановку дома, уточнить информацию о родителях, степени алкоголизации отца, степени зависимости-независимости матери и т.п. *Задачи психолога: Работать с подростком с целью выяснения характера сложившихся отношений между девочкой и матерью , оставшихся каналах влияния девочки на мать(любит, жалеет, вместе спасаются от отца и т.п.). Далее работа с матерью по традиционному алгоритму, включив анализ эффективности взаимоотношений с дочерью и возможен третий этап : совместная работа с матерью и дочерью. Примерное содержание минимальной информации при консультировании развода, расставания.1.Общие сведение: стаж в браке, наличие и возраст детей, с какого момента произошел развод.2. Оформлен ли юридический развод. Как давно. 3. Как воспринимается развод: эмоционально переживаемым, или связан с материальной составляющей, или разделом имущества, детьми. 4. Ситуация в разводе воспринимается как безвыходная или как временные трудности, что говорит о перспективах, изменилось ли самоотношение. 5.Какие мысли и чувства и намерения остались по отношению к бывшему супругу. 6. Какая существует объяснительная схема развода Помните: эмоциональный фон развода создает женщина. Ребенок. 1.Что знает о разводе. 2.Говорили ли ему причины и какие ,если говорили. как сейчас характеризует ребенка Об истинных причинах развода ребенку говорить не надо, ни одного из родителей в глазах ребенка обвинять нельзя. 3.Что изменилось в жизни ребенка: 4. Как складывается общение родителей и ребенка Примерное содержание минимальной информации в ситуации запросов, связанных с подростками1. Состав семьи, возраст родителей, количество детей.2. Особенности функционирования семьи, эмоциональный семейный климат, характер семейных отношений. 3. Локус жалобы, симптомы в поведении подростка (для анализа возможных вторичных выгод) 4. Выяснить характер общения с подростком в семье, стиль семейного воспитания 5. Выяснить ожидания каждого родителя относительно ребенка, 6. Выделить из них деструктивные ожидания 7. Выяснить какие послания получал ребенок от родителей , относительно его личностных качеств, ума, успешности и т.п. 8. На консультации использовать приемы, типа «горячего стула» в ходе которых родитель смог бы взглянуть на ситуацию глазами подростка |