План-конспект занятия по социальному воспитанию "Здоровье и здоровый образ жизни" | Обучение и развитие детей

План-конспект занятия по социальному воспитанию "Здоровье и здоровый образ жизни"

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Шевченко Роман Валерьевич
Пояснительная записка

Здоровье – можно сказать, что эта тема стара как мир и мы будем правы. Об актуальности не может быть и речи, ведь это важно для каждого из нас. С древних времен люди соперничали между собой. В силе, скорости, ловкости. Это соперничество дошло и до нас, ведь о большом празднике спорта знает каждый – это Олимпиада. Если ориентироваться на средства массовой информации, то мы увидим знаменитых спортсменов, которые не только добились фантастических результатов став знаменитыми, но и подавшие пример тысячам, а может и миллионам людей. Для каждого не секрет где находится тренажерный зал, бассейн или спортивная площадка. Можно сказать, что здоровый образ жизни в наши дни является трендом. Бесспорно, это хорошо. Не каждый из нас стал знаменитым или профессиональным спортсменом и без особых затруднений может уделять спорту свое свободное время. Если говорить о здоровом образе жизни в целом, мы понимаем, что тема активного образа жизни не единственная. Любому из нас нельзя забывать и нужно беспокоится о своем эмоциональном, интеллектуальном и духовном самочувствии. Вести здоровый образ жизни или не вести, сколько сил и времени этому уделять выбор каждого человека. Но как быть, если у человека нет особого выбора. И вопрос здорового образа жизни это уже не тренд, а жизненная необходимость. Речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. Детях, которые мечтают о том, чтобы просто погонять мяч во дворе, но для них это недостижимые высоты, так как они едва могут удержать его в руках. И для меня как человека, работающего с ними, встает ряд задач, которые нужно решать. Причем мне приходится лавировать между формальными требованиями стандарта и простым человеческим отношением, с желанием помочь этим ребятам. Занятия по социальному воспитанию разработано для воспитанников детского дома интерната для умственно отсталых детей, который находится в Якутии. Дети поступают в учреждение со всего региона. Как и в любом подобном учреждении дети дифференцированы в соответствии с возвратом и с особенностями психофизического развития на группы. Группа детей:10-17 лет; дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП) в сочетании с умственной отсталостью. Тема занятия: Здоровье и здоровый образ жизни человека. В программе по социальному воспитанию эта тема занимает первостепенную роль. Занятия проводятся 2 раза в неделю в соответствии с календарно-тематическим планированием. Воспитанники интерната депривированны социально икогнитивно, поэтому актуальность возрастает в разы Цель занятия: Обучающие: 1) сформировать представление у детей о здоровом образе жизни и его составляющих; 2) обобщить и систематизировать знания об организме человека, его главных органах; 3) познакомить детей с понятиями: здоровье, правильное питание, активный образ жизни. Воспитательные: 1) способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; Развивающие: 1) коррекция и развитие познавательных функций, памяти и мышления, зрительного восприятия, расширять словарный запас, развивать коммуникативные навыки. Оборудование: магнитная доска, кроссворд, демонстрационный материал: контурное изображение человека на доске, изображения отдельных органов: сердце, легкие, желудок, рот, глаза; оборудование для опыта: расчески – «зубы», палочки – «зубные щетки»; оборудование для опыта: расчески – «зубы», палочки – «зубные щетки»; раздаточный материал для аппликации: изображения частей тела (голова, туловище, руки, ноги), клей, фон-картинки по количеству детей.

План-конспект занятия

I. Организационный момент

Проверка готовности детей к занятию.



II.
Основная часть

1. Введение в тему.

– Сегодня мы поговорим на очень интересную тему, которая важна для каждого человека, для каждого из нас.

– Послушайте высказывания великих людей на тему «здоровье» и «здоровый образ жизни»:

  1. «При помощи физических упражнений и воздержанности от вредных привычек, большая часть людей могла бы обойтись без помощи медицины» (Эддисон)
  2. «Чувство выздоровления одно из самых сладостных» (А.С.Пушкин)
  3. «Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа» (В.Гюго)
  4. «Большая часть болезней наших – это дело наших собственных рук. Мы могли бы избежать их, если бы сохранили образ жизни простой, уединенный, который предоставлен нам был самой природой» (Ж.Ж.Руссо)
– Ребята, скажите, о чем говорили эти люди в своих высказываниях? / ответы детей:…… Эти люди говорили о здоровье и здоровом образе жизни. – Молодцы. Верно. «Здоровье и здоровый образ жизни» – это тема нашего занятия сегодня. А как вы считаете, что такое «здоровье»? / ответы детей…………. Как вы понимаете словосочетание «здоровый образ жизни»? / ответы детей:………… Педагог обращает внимание детей на определения, написанные на доске: 1. «Здоровье» – это состояние физического, душевного, нравственного и социального благополучия. 2. «Здоровый образ жизни» – это способ жизни деятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей. 2. Практическое задание «Кроссворд» Цель: Коррекция и развитие мышления и слухового восприятия у детей; расширение словарного запаса. – Итак, с определениями мы разобрались. Теперь давайте решим кроссворд.

Задания к кроссворду:

Как только утром я проснусь, Присяду, встану и нагнусь – Все упражнения по порядку! Помогает вырасти …. (зарядка)

Дождик теплый и густой. Этот дождик непростой, Он без туч, без облаков, Целый день идти готов. (душ)

На рояль я не похожий, Но педаль имею тоже. Кто не трус и не трусиха, Прокачу того я лихо! У меня мотора нет, Меня зовут …… (велосипед)

Друзья у меня интересные есть, Они не дают не прилечь, не присесть. Я плыл, я бежал, я педали крутил, Но странно – из дома я не выходил. (тренажер)

Болеть мне некогда друзья, В футбол, в хоккей играю я. И очень я собою горд, Что дарит мне здоровье? …. (спорт)

Горяча и холодна, Я всегда тебе нужна, Позовешь меня – бегу, От болезней берегу. (вода)

Металлический два братца Как с ботинками срослись, Захотели покататься, Топ! – на лёд и понеслась. Ай, да браться, ай легки! Братьев как зовут? (коньки)

Силачом я стать хочу, Прихожу я к силачу. Расскажите вот о чём — Как вы стали силачом? Улыбнулся он в ответ. Очень просто. Много лет, Ежедневно встав с постели, поднимаю я …. (гантели)

– Хорошо! У нас получилось решить кроссворд и по центру образовалось слово. Сережа, прочитай нам его, пожалуйста. / Ответ Сергея: Здоровье! – Ребята, мы поговорили о здоровье и о том, что такое ЗОЖ. Но, кто же всем этим занимается? Я имею ввиду – зарядкой, питанием, занятием спортом? / Ответ детей: Человек.

3. Презентация видеоматериала на тему «Строение человека. Его пищеварительная система»

Цель: Формирование представления о строении человека и его пищеварительной системы.

– Давайте посмотрим с вами на Строение человека и как устроена его пищеварительная система. Ваша задача внимательно просмотреть этот материал и по окончанию рассказать, как работает у человека пищеварительная система.

 / Ответ детей по окончанию просмотра видеоматериала……………

4. Практическое задание «Организм»

Цель: учить ориентироваться в организме человека, правильно определять расположение отдельных органов в схеме организма.

Наглядный материал: Контурное изображение человека на доске, изображения отдельных органов: сердце, легкие, желудок, рот, глаза.

Задание для детей: Правильно распределить внутренние органы на теле человека.

Дети выполняют задание с помощью наводящих вопросов педагога.

Когда дети справляются с заданием идет обсуждение каждого органа:

5. Беседа

1. Глаза – Для чего человеку такие органы, как глаза? / ответ детей: Для того, чтобы смотреть, видеть.

2. Рот – Для чего человеку рот? / Дети отвечают: для того, чтобы говорить. Чтобы кушать, пить.

– А что помогает человеку пережевывать пищу? / дети: зубы

6. Опыт «Чистим зубы»

Цель: Демонстрация приемов ухода за зубами опытным путем; привитие культуры гигиены у детей.

Детям раздается оборудование для опыта: расчески – «зубы», палочки – «зубные щетки».

– А как вы чистите зубы? Как узнать правильно ли вы чистите зубы?

Возьмите сейчас палочки и представьте, что это ваши зубные щетки. Изобразите, понарошку, что вы чистите зубы.

(Дети – изображают, многие водят ручкой из стороны в сторону у рта)

– А теперь проведет такой опыт. Пусть вот эта расческа (показываю) будет у нас «рядом зубов», а кусочки ваты между зубцами – это кусочки «пищи», застрявшие в зубах. Теперь я возьму «зубную щетку» и попробую «почистить» эти «зубы» так как вы мне показали: слева направо и справа налево. Ну как? Что получилось?

Ответ детей: Почти все кусочки пищи остались, зубы не почистись

– А теперь проведем щеткой вверх – вниз (показываю) Что получилось?

Ответ детей: все кусочки вылетели.

– Какой можно сделать вывод из этого опыта?

Ответ детей: Зубы нужно чистить слева направо и сверху вниз, т.е. в разных направлениях.

– Теперь вы поняли, как правильно чистить зубы.

Продолжение беседы

3. Легкие – Для чего человеку легкие? / Ответы детей: чтобы дышать.

4. Сердце – Какую роль выполняет сердце в организме человека? / Ответы детей: Сердце – наш мотор, который гоняет кровь по организму.

5. Желудок

– Мы поговорили об органах человека и их функциях, разобрали пищеварительную систему человека и упомянули о том, что в процессе пищеварения, пища, попавшая в желудок, расщепляется на полезные и не полезные для организма человека элементы.

7. Практическое задание «Полезное-неполезное»

Цель: Закрепление и обобщение представлений у детей о полезных и вредных продуктах для организма человека.

– Давайте представим такую ситуацию – мы пришли в магазин и купили стандартный набор продуктов. Давайте, заглянем в продуктовую корзину и распределим ее содержимое на полезные и не полезные.

Коллективное выполнение задания.

8. Оздоровительная минутка

Цель: Стимуляция тактильных ощущений, биологически активных точек; снятие напряжения; коррекция и развитие тонких движений.

Самостоятельное выполнение детьми разученного комплекса самомассажа.

Растирание ладони

«Ручки греем» – упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

«добываем огонь» – энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.

Растирание пальцев

«Крепко пальчики сожмём,

После, резко разожмём» —

Руку сжать в кулак. Резко разжать (Раз)

«Точилка» – сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево – вправо каждый пальчик по 2 раза.

Растирание предплечья

«Надеваем браслеты» – одной рукой изображаем «надетый браслет» (все пальцы плотно прилегают к предплечью), круговыми движениями от кисти к локтю «двигаем браслет», прокручивая его влево – вправо (по 2 раза на каждой руке)

«Гуси» пощипывание руки вдоль по предплечью от кисти к локтю.

«Человечки» – указательным и средним пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечья (человечки – «маршируют, прыгают, бегут»)

Самомассаж лица

Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки), оттягивать её вперед, а затем назад, медленно считая до 10. делать 1 раз.

Указательным пальцем и средним пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза должны быть открыты) Движения пальцев следуют от медиальных концов бровей по глазнице до внутренних углов глаз.

Указательным и средним пальцами одновременно и интенсивно «рисовать» круги на щеках. Делать 1 минуту.

Теми же двумя пальцами одновременно и интенсивно «рисовать» круги на подбородке.

Таким же образом упражнение выполнить на лбу.

Массаж носа.

Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на точки по обеим сторонам носа, начиная от его основания. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счет.

9. Практическое задание «Части тела» (аппликация)

Цель: Закрепить представление о частях тела человека, ориентирование в схеме человека; коррекция зрительной ориентировки на плоскости и в пространстве.

Раздаточный материал: изображения частей тела (голова, туловище, руки, ноги). Клей. Фон-картинка (рекомендация: для детей, испытывающих затруднения в выполнении задания – на фоне имеется контурное изображение тела человека).

Задание: собрать цельное изображение тела человека из различных частей.

Дети выполняют аппликацию с направляющей и/или практической помощью педагога в зависимости от степени нарушения моторных функций рук и индивидуальных особенностей.



III. Итог занятия

– Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на нашем занятии?

– Мы хорошо сегодня поработали, выполнили много заданий и хорошо уяснили, что здоровье нужно беречь, потому что оно самое главное для жизни человека!

Я желаю каждому из вас хорошего здоровья!

Предлагаю и вам пожелать друг другу чего-то доброго и хорошего. / дети говорят друг другу пожелания крепкого здоровья и хорошего настроения.

– Всем большое спасибо!



Критерии эффективности занятия
: Культура поведения детей и педагога. Уровень педагогического мастерства, речь, эмоциональность. Правильная позиция по отношению к детям. Поддержание заинтересованности детей. Подача материала детям в доступной форме, а также в новом и разнообразном виде. Обратная связь с детьми. Индивидуальный подход для каждого ребенка. Материально-техническая база.