Понятие гендера в психологии, гендерная социализация
На главную Лекции и практикум по психологии Гендерная психология Понятие гендера в психологии, гендерная социализация
Понятие гендера в психологии, гендерная социализация |
Лекции и практикум по психологии — Гендерная психология | |||||
1. Понятие гендера в психологии, гендерная социализация 1.1. Методологические основы гендерных исследований Право на образование является необходимым элементом успешного социально-экономического развития государства. Обеспечение права женщин и мужчин на равный доступ в получении образования рассматривается в нашей стране как основная часть мер для достижения ими целей гендерного равенства. Современная система образования, организуя учебно-воспитательный процесс, к сожалению, не всегда учитывает гендерную принадлежность учащихся, при всей важности этого для полноценного развития личности. Гендер является особой категорией, которая определяет социальный статус мужчин и женщин, раскрывает процессы их взаимодействия на различных уровнях организации жизнедеятельности. Поэтому важно выявить механизмы формирования гендера, научения и усвоения гендерных норм, которые во многом предопределяют модели отношений в обществе. Идея гендера как социального конструкта впервые предложена в труде К.Уэст и Д.Зиммермана «Создание гендера». Основные положения работы: — гендер «создается» мужчинами и женщинами, чья компетентность как членов общества является залогом их деятельности по созданию гендера; — для осознания механизма «создание гендера» необходимо рассмотреть «важные и часто недостаточно разработанные различия между полом, категорией пола и гендером»; — сам гендер конструируется через взаимодействие; — создание гендера состоит в управлении ситуациями таким образом, что поведение рассматривается как гендерно соответствующее или намеренно гендерно несоответствующее, т.е. подотчетное в конкретном контексте; — делать гендер означает создавать различия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, различия, которые не являются естественными, сущностными или биологическими; — создание гендера неизбежно, поскольку категория гендера используется как фундаментальный критерий дифференциации. Как итог идеи гендера как социального конструкта утверждение авторов, что «гендер является мощным идеологическим устройством, который производит, воспроизводит и легитимизирует выборы и границы, предписанные категорией принадлежности по полу. Понимание того, как в социальной ситуации создастся гендер, позволит прояснить механизм поддержания социальной структуры на уровне взаимодействия и выявить те механизмы социального контроля, которые обеспечивают ее существование» [12]. Особое место в исследовании формирования гендера занимает теория социального конструирования. В рамках этого подхода гендер понимается как «организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, не только характеризующая их межличностное общение и взаимодействие в семье, но и определяющая их социальные отношения в основных институтах общества (а также и определяемая или конструируемая ими)». Этот подход основан на двух постулатах: во-первых, гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации; во-вторых, гендер конструируется и самими индивидами — на уровне их сознания (т.е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т.д.). Основными понятиями теории социального конструирования гендера являются: — гендерная идентичность — это интериоризация (принятие) мужских или женских черт, которая возникает в результате процесса взаимодействия «Я» и других; — гендерная идеология – система идей, посредством которых гендерные различия и гендерная стратификация получают социальное оправдание, в том числе с точки зрения «естественных» различий или сверхъестественных убеждений; — гендерная дифференциация – процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации; — гендерная роль – социальные ожидания, вытекающие из понятий, окружающих гендер, а также поведение в виде речи, манер, одежды и жестов. К теориям, описывающим процесс усвоения гендерной роли, относятся психоаналитическая теория, теория социального научения, теория когнитивного развития, теория новой психологии пола. Рассмотрим их основные положения. Психоаналитическая теория. Основным психологическим механизмом усвоения половой роли является процесс идентификации ребенка с родителями, при этом не учитывается роль сверстников, других взрослых и средств массовой информации. Процесс развития личности, в котором основное внимание уделялось формированию поведения и представлений, обусловленных полом, связывался с сексуальной сферой. По мнению психоаналитиков, опыт, который приобретают мальчики и девочки в семье, определяется их врожденными биологическими потребностями. Именно под влиянием этого опыта у детей очень рано формируются черты, типичные для того или иного пола. Появившись в дошкольном возрасте, эти черты закрепляются по мере взросления. Основная роль в половой дифференциации отводится биологическим факторам, а социализация как процесс является не главным. Личность тогда развивается гармонично и полноценно, когда она следует традиционным моделям поведения типичных мужчин и типичных женщин. Но с развитием неофрейдизма было доказано, что соответствие данным моделям не является «гарантией психологического благополучия ни для женщин, ни для мужчин». Подтверждением этому служат следующие примеры, полученные в ходе исследования ученых: — высокая фемининность у женщин часто коррелирует с повышенной тревожностью и пониженным самоуважением (Маккоби Е., Джеклин К., 1974); — высокофемининные женщины и высокомаскулинные мужчины хуже справляются с деятельностью, не совпадающей с традиционными нормами половой дифференциации (Маккоби Е., Джеклин К., 1974); — дети, поведение которых строже всего соответствует требованиям их половой роли, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями (Маккоби Е., Джеклин К., 1974); — воспитание девочки, основанное на традиционном понимании женственности, может сделать ее плохой матерью — беспомощной, пассивной и зависимой (Стоккард Дж., Джонсон М., 1980). Теория социального научения (в литературе встречается и второе название- теория половой типизации). Основной идеей теории является утверждение, что поведение человека в значительной мере формируется позитивными или негативными подкреплениями из внешней среды. В развитии полоролевого поведения все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений. Главный принцип научения полоролевому поведению — это «дифференциация половых ролей посредством наблюдения, вознаграждения, наказания, путем прямого и косвенного обусловливания». Родители посредством имени, различий в одежде, игрушках четко указывают на пол ребенка и ему самому, и окружающим, стараются поддерживать типичное для пола поведение детей и выражают недовольство, если оно не соответствует общепринятой модели. По мнению представителей теории, дети склонны отождествлять себя с родителем, который чаще награждает, и подражают тому, кто обладает властью. Микросреда и социальные нормы, по теории социального научения, есть основные факторы влияния на внешнее полоролевое поведение ребенка. Теория социального научения, как и психоаналитическая теория, имеет ряд недостатков и противоречий: — основные выводы делаются на основе исследований в лабораторных условиях; — исследуются только акты поведения, которые можно систематически подкреплять; — не всегда родители выступают инициаторами покупки той или иной игрушки, часто дети озвучивают свои предпочтения; — теория не отвечает на вопрос, как будет формироваться типичное для пола поведение, если подкрепления родителей будут противоположны друг другу; — не только родители участвуют в подкреплении того или иного поведения детей, но и дети влияют на родителей. Теория когнитивного развития. Представления ребенка о половых ролях не являются «пассивным продуктом социального упражнения, а возникает в результате активного структурирования ребенком собственного опыта». Сторонники этой теории, как и представители теории социального научения, отмечают значимость положительных и отрицательных подкреплений взрослого. Но при этом как главное в половой социализации ребенка выделяют «познавательную информацию», которую ребенок получает от взрослого, и понимание им своей половой принадлежности и необратимости этого. На первоначальных стадиях полоролевого развития выделяют три процесса (по нашему мнению, эти процессы можно называть этапами полоролевого развития, так как они следуют друг за другом): 1) ребенок узнает, что существует два пола; 2) ребенок включает себя в одну из двух категорий; 3) на основе самоопределения ребенок руководит своим поведением, выбирая и предпочитая те или иные формы. По мнению сторонников теории когнитивного развития, большое влияние на процесс усвоения гендерной роли оказывают полоролевые стереотипы. Полоролевые стереотипы функционируют как схемы, посредством которых организуется и структурируется соответствующая информация. Благодаря способности детей группировать и перерабатывать информацию и осуществляется «половая типизация». Таким образом, «полоролевая стереотипизация» рассматривается как позитивный процесс, способствующий обретению половой идентичности. Недостатком теории когнитивного развития является то, что в ней объясняется лишь возникновение половой идентичности и не дается объяснение возникновения полоролевого поведения. Теория новой психологии пола. Теория сформировалась в 1970-е годы на Западе. Основное значение в формировании психологического пола и половой роли имеют социальные ожидания общества. На основе теории новой психологии пола Дж.Стоккард и М.Джонсон выдвинули утверждение о том, что «пол биологический (хромосомный и гормональный) может лишь помочь определить потенциальное поведение человека, а главное – это пол психологический, социальный, которым усваивается прижизненно». На формирование психологического, социального пола оказывают влияние классовые, этнические, расовые вариации половых ролей и ожидания [7,9]. Гендерная психология — совсем новое научное направление в рамках социально-гуманитарных наук, которое лишь начинает заявлять о себе как о самостоятельной области психологического знания. Современные исследования в области гендерной теории очень обширны. Большое количество гендерных исследований, безусловно, повлияло на общественные процессы и принесло свои положительные плоды: стали заметны сдвиги в массовом сознании, гендерные каноны перестают быть жестко очерченными, гендерные роли становятся более вариативными и менее полярными, общество пытается предоставить равные возможности всем своим гражданам в различных сферах жизнедеятельности. Интерес к данной проблематике в настоящее время велик, что объясняется высокой степенью актуальности темы и существованием в обществе еще достаточно сильного, устойчивого традиционного взгляда как на женщину, так и на мужчину [1,4]. В современном обществе представления о мужских и женских качествах, о ролях, которые мужчины и женщины должны выполнять в социуме, меняются. Традиционные черты маскулинности и фемининности переплетаются с современными, что позволяет значительно полнее, чем раньше, учитывать многообразие индивидуальных вариаций. С изменением системы гендерных ролей многие традиционные психологические различия между полами, на которых основывались стереотипы маскулинности и фемининности, исчезают или резко уменьшаются, а сами эти образы становятся менее полярными и однозначными, чем ранее [9]. Несмотря на то, что многие современные социальные стандарты, нормы и ценности становятся более гибкими, упрочнение гендерных стереотипов до сих пор является одной из главных их характеристик; общество в большей своей части стойко воспроизводит стереотипы прошлого. В связи с этим диагностика и изучение гендерной идентичности, гендерных стереотипов как внешнего проявления гендерной идентичности представляется необходимой [4]. 1.2. Основы гендерной социализации личности Социализация – это процесс усвоения социальных норм, правил, особенностей поведения, процесс вхождения в социальную среду. Гендерная социализация – это процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами. Социальные психологи также используют термин «дифференцированная социализация», подчеркивая тем самым, что в общем процессе социализации мужчины и женщины формируются в различных социально-психологических условиях. Полоролевая социализация включает две взаимосвязанные стороны: а) освоение принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов; б) воздействие общества, социальной среды на индивида с целью привития ему определенных правил и стандартов поведения, социально приемлемых для мужчин и женщин. Уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу (это называется гендерной идентификацией). В это время дети начинают замечать, что мужчины и женщины стараются по-разному выглядеть, занимаются разной деятельностью и интересуются разными вещами. К 7 годам, а нередко уже в 3-4 года, дети достигают гендерной константности – понимания того, что гендер постоянен и изменить его невозможно (Emmerich еt а1., 1977; Маrtin, На1verson, 1983). Еще до поступления в начальную школу дети обладают достаточно глубокими знаниями о гендерных различиях в игрушках, одежде, действиях, объектах и занятиях. Усваиваются, прежде всего, коллективные, общезначимые нормы, они становятся частью личности и подсознательно направляют ее поведение. Вся информация, касающаяся дифференцированного поведения, отражается в сознании человека в виде гендерных схем. Выделяются две фазы гендерной социализации: 1) адаптивная (внешнее приспособление к существующим гендерным отношениям, нормам и ролям); 2) интериоризация (сущностное усвоение мужских и женских ролей, гендерных отношений и ценностей). Основные социализирующие факторы (агенты) — социальные группы и контексты: семья, сверстники, институт образования, СМИ, работа, клубы по интересам, церковь (Берн, 2001). Механизмами для осуществления гендерной социализации служат: а) дифференциальное усиление, когда приемлемое гендерно-ролевое поведение поощряется, а неприемлемое – наказывается социальным неодобрением; б) дифференциальное подражание, когда человек выбирает полоро-левые модели в близких ему группах – семье, среди сверстников, в школе и т.д., начиная подражать принятому там поведению. Общество, как правило, при формировании половой роли и полового самосознания, четко ориентируясь в воспитании на стандарты «феминин-ность-маскулинность», относится терпимо к маскулинному поведению девочки, но осуждает фемининное поведение мальчика. Истоки гендерного конфликта лежат в детстве. Так, девочки-спортсменки, занимающиеся мужественными видами спорта, в 7 раз чаще имеют мужскую направленность детских игр, чем не спортсменки, в 15 раз чаще бывают лидерами в компании мальчиков. Эффективным способом гендерной социализации в целом и преодоления гендерного конфликта в частности является тренинг полоролевой идентичности. [10] Гендерная социализация продолжается в течение всей жизни человека, но по мере взросления растет самостоятельность в выборе ценностей и ориентиров. В некоторых ситуациях взрослые люди могут переживать гендерную ресоциализацшо, т.е. разрушение ранее принятых ценностей и моделей и усвоение новых. [8] Одним из основных вопросов этой области является вопрос о психологических механизмах и способах гендерной социализации. Процессы гендерной социализации И.Г. Малкина-Пых предлагает рассматривать в рамках различных теорий. Во-первых, это психологические теории (психоаналитическая, необихевиористская, когнитивистская и т.д.) или теории социального научения, моделирования, половой типизации и когнитивного развития (Берн, 2001; Гидденс, 1999; Ильин, 2002; Коломинский, Мелтсас, 1985; Репина, 1987). Во-вторых, существуют концепции, специально разработанные для объяснения механизмов усвоения половой роли детьми в процессе социализации. Это такие теории, как новая психология пола и теория гендерной схемы (Ильин, 2002; Клецина, 1998; Репина, 1987). Психологическими механизмами гендерной социализации являются: процесс идентификации (психоаналитическая теория); социальные подкрепления (теория социального научения и половой типизации); осознание, понимание половой социальной роли (теория когнитивного развития), социальные ожидания (новая психология пола); гендерные схемы (теория гендерной схемы). В отдельности каждый из этих механизмов вряд ли может объяснить гендерную социализацию. Поэтому здесь существует несколько вариантов объяснений (Массоbу, Jacklin, 1974). Родители обращаются с детьми так, чтобы приспособить их поведение к принятым в обществе нормативным ожиданиям. Мальчиков поощряют за энергию и соревнование, а девочек – за послушание и заботливость, поведение же, не соответствующее полоролевым ожиданиям, влечет отрицательные санкции. Родители обращаются с ребенком, исходя из своих представлений о том, каким должен быть ребенок данного пола. Адаптация ребенка к нормативным представлениям родителей может происходить по-разному. Родители стремятся научить детей преодолевать то, что они считают его естественными слабостями. Например, если родители считают, что мальчики по природе агрессивны, они могут тратить больше усилий на то, чтобы контролировать агрессивное поведение сыновей, а дочерям, наоборот, помогают преодолевать предполагаемую естественную робость. Родители считают поведение, «естественное» для данного пола, неизбежным и не пытаются его изменить; поэтому мальчикам сходят с рук шалости, за которые девочек наказывают. Родители преимущественно реагируют на такие поступки ребенка, которые кажутся им необычными для пола (например, если мальчик робок, а девочка агрессивна). Отношение родителя к ребенку в известной степени зависит от того, совпадает ли пол ребенка с полом родителя. Здесь возможны три варианта. Каждый родитель хочет быть образцом для ребенка своего пола. Он особенно заинтересован в том, чтобы обучить ребенка секретам и «магии» собственного пола. Поэтому отцы уделяют больше внимания сыновьям, а матери — дочерям. Каждый родитель проявляет в общении с ребенком некоторые черты, которые он привык проявлять по отношению к взрослым того же пола, что и ребенок. Например, отношения с ребенком противоположного пола могут содержать элемент кокетства и флирта, а с ребенком собственного пола – элементы соперничества. Привычные стереотипы господства-подчинения также нередко переносятся на детей. Женщина, привыкшая чувствовать себя зависимой от мужа и от взрослых мужчин вообще, проявит такую установку, скорее всего, по отношению к сыну, чем к дочери. Особенно сказывается это в отношениях со старшими детьми. Родители сильнее идентифицируются с детьми своего, нежели противоположного пола. В этом случае родитель замечает больше сходства между собой и ребенком и более чувствителен к его эмоциональным состояниям. Это во многом зависит от самосознания родителя. Но ребенок – не пассивный объект гендерной социализации. Опираясь на рассогласованность действий своих воспитателей, взрослых и сверстников и собственный жизненный опыт, он выбирает из предлагаемых ему образцов что-то свое. [6] Американский социолог Рут Хартли выделяет четыре основных способа конструирования взрослыми гендерной роли ребенка: социализация через манипуляции, вербальная апелляция, канализация, демонстрация деятельности. Пример первого процесса: озабоченность матери внешностью дочери, второго – частые обращения в стиле «ты моя красавица», подчеркивание ее привлекательности. Ребенок приучается смотреть на себя глазами матери, а вербальная апелляция усиливает действие манипуляции. Девочка получает представление о том, что внешний вид, красивая одежда — это очень важно. Канализация означает направление внимания ребенка на определенные объекты, например на игрушки, соответствующие игре в «дочки-матери» или имитирующие предметы домашнего обихода. Дети часто получают социальное одобрение за игру с «соответствующими полу» игрушками. Демонстрация деятельности выражается, например, в том, что от подрастающих дочерей гораздо чаще, чем от сыновей, требуют помощи по дому. То есть девочки учатся вести себя, действовать «как мама», мальчики — «как папа» (Тартаковская, 1997). В западной психологической литературе для объяснения механизма передачи гендерной информации от родителей к детям в последнее время наиболее широко используется теория гендерной схемы С. Бем (Веrn, 1983). Она опирается на две теории усвоения половой роли: теорию социального научения и теорию когнитивного развития. Представители теории социального научения считают, что в развитии полоролевого поведения все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые получает поведение ребенка от родителей (положительное – за поведение, соответствующее полу, и отрицательное – за противоположное поведение). Согласно теории когнитивного развития, в процессе усвоения половой роли первостепенное значение имеет активность самого ребенка, которая проявляется в том, что ребенок узнает о существовании двух полов и включает себя в одну из категорий, а затем на основе самоопределения управляет своим поведением, выбирая те или иные его формы. Благодаря способности детей группировать и перерабатывать информацию и осуществляется половая типизация. Половая типизация – это результат переработки информации по гендерной схеме, то есть готовность усваивать информацию о себе в контексте понятий «мужское-женское». Такая переработка информации осуществляется ребенком потому, что в обществе приняты полодифференцирующие практики. Половая типизация как процесс приобретения предпочтений, навыков, установок, поведения, соответствующих полу, происходит в результате процесса гендерной схематизации. Гендерная схематизация — это обобщенная и натренированная когнитивная готовность детей кодировать и организовывать информацию о себе и других соответственно культурным определениям «мужское-женское». Гендерная схема – это когнитивная структура, сеть ассоциаций, которая функционирует как предвосхищающая структура. Иными словами, она заранее настроена на то, чтобы искать и группировать информацию. Поведение, характеристики, культурные символы спонтанно сортируются на категории «мужское-женское». Процессы схематизации информации высоко избирательны и позволяют индивиду группировать структуры и значения огромного множества входящих стимулов. Теория гендерной схемы рассматривает восприятие как процесс конструктивный, то есть созидательный, творческий, а не просто пассивное восприятие. При этом происходит взаимодействие между входящей информацией и уже существующей схемой. В конце концов, это взаимодействие и определяет то, что воспринимает индивид. Следующий этап усвоения половой роли связан с внедрением гендерной схемы в структуру Я-концепции ребенка. Ребенок учится применять схему не только для селекции поступающей извне информации, но и в отношении к самому себе. Дети из множества возможных человеческих характеристик выбирают только те, которые определены в данной культуре как приемлемые для его или ее пола и поэтому подходят для организации содержания Я-концепции. Таким образом, Я-концепция ребенка типизируется согласно полу и два пола воспринимаются не столько по степени выраженности личностных свойств, сколько по выраженности характеристик, присущих конкретному полу. Одновременно с этим дети учатся оценивать себя на соответствие гендерной схеме (так их дисциплинируют родители и посторонние люди), противопоставляя другому полу собственные предпочтения, отношения, свойства и поведение. Гендерная схема становится предписанием, диктующим стандарт поведения. С.Бем подчеркивала, что теория гендерной схемы – это теория процесса, а не содержания. Половая типизация отличает одних людей от других не степенью женственности или мужественности, а тем, в какой мере их Я-концепция и поведение организованы на основе гендерной схемы. Утверждению гендерной схемы в сознании и Я-концепции способствуют следующие условия: 1. Условия, при которых категория «пол» становится приоритетной среди других социальных категорий в процессе познания окружающей действительности. Социальный контекст делает категорию «пол» значимой частью широкой ассоциативной схемы, то есть идеология и практика культуры создают ассоциации между этой категорией и широким спектром других категорий поведения и характеристик. 2. Условия, при которых социальный контекст приписывает данной категории широкое функциональное значение. Иными словами, когда существует множество институтов, норм, табу, разделяющих людей, что организовывает поведение и отношения на этой основе. Почти во всех обществах растущего ребенка обучают двум важным вещам, связанным с полом: во-первых, сети связанных с полом ассоциаций, которые действуют как когнитивная схема; во-вторых, тому, что дихотомия мужского и женского имеет место практически в любой области человеческого опыта. Поэтому сторонники теории гендерных схем считают, что дети, скорее всего, были бы свободнее от гендерных схем и, следовательно, от половой типизации, если бы общество сужало сеть ассоциаций, связанных с полом, и перестало настаивать на функциональной значимости гендерной дихотомии. Существуют две предложенные С.Бем стратегии воспитания детей, относительно свободные от гендерной схемы. Первая стратегия заключается в том, чтобы различия между полами детям представляли не на основе внешних признаков (одежда, стиль поведения), а на основе биологических факторов. Объясняя детям, что мужчины и женщины имеют анатомические и репродуктивные различия, родители ограничивают функциональную значимость пола и тем самым ослабляют процессы гендерной схематизации. Вторая стратегия состоит в том, чтобы дать детям альтернативную схему, с помощью которой они будут перерабатывать социальную информацию и интерпретировать культурные ассоциации, которые им предлагают. Альтернативная схема помогает человеку сопротивляться давлению доминантной культуры и позволяет оставаться вне гендерных схем, хотя окружающий мир предлагает их. В качестве альтернативных вариантов можно использовать следующие схемы: акцентирование индивидуальных, а не половых различий (не девочки любят наряжаться, а Маша любит наряжаться); историческое сравнение ситуаций, отражающих дискриминацию по признаку пола (уменьшение проявлений сексизма в западных странах в последние годы); анализ проявлений культурного релятивизма — информация о полоролевых предпочтениях, существующих в разных культурах и отличающихся от традиционных западных стандартов (например, в Африке наряжаются и украшают себя мужчины, а не женщины и т.п.). [13] Существует тенденция обучать и обучаться поведению, соответствующему гендеру, хотя в зависимости от конкретного общества есть различия в том, чему именно учат. Исследования выявили, что поведение родителей и учителей в процессе социализации детей дифференцировано по признаку пола: мальчикам предоставляется больше, чем девочкам, возможностей для самостоятельного решения проблем. Для девочек акцент делается на послушании, ответственности и трудолюбии, для мальчиков на стремлении к достижениям, соревновании и опоре на собственные силы. Если ребенок не делает того, что ожидается от его пола, то его дразнят, высмеивают, укоряют, иногда применяют и физические наказания. В обществе, где женщины менее зависимы экономически, соответственно, менее выражена тенденция воспитания девочек в покорности и послушании. Предположительно, полоролевая социализация в разных культурах является схожей до той степени, в какой схоже разделение труда по признаку пола. В образе жизни конкретного общества часто либо преувеличиваются, либо нивелируются различия между полами. Конструктивная социализация — это формирование андрогинной личности, вбирающей в себя все лучшее из обеих половых ролей. Андрогиния положительно влияет на социальное и психологическое состояние человека. [7] 1.3. Понятие о гендерной идентичности Гендерная идентичность определяет степень, в которой каждый индивид идентифицирует себя в качестве мужчины, женщины или некоего сочетания того и другого. Это внутренняя структура, создаваемая в процессе развития, которая позволяет индивиду организовать образ Я и социально функционировать в соответствии с ее (его) воспринимаемым полом и гендером. Она не дается индивиду автоматически при рождении, а вырабатывается в результате сложного взаимодействия его природных задатков и соответствующей социализации, «типизации» или «кодирования». Активным участником этого процесса является сам субъект, который принимает или отвергает предлагаемые ему роли и модели поведения вплоть до «перекодирования» или «переустановки» гендерной идентичности. Гендерная идентичность — одна из базовых характеристик личности, она формируется в результате психологической интериоризации мужских или женских черт, в процессе взаимодействия «Я» и других, в ходе социализации. Гендерная идентичность — продукт социального конструирования. Она начинает формироваться с рождения ребенка, когда на основании строения его наружных половых органов определяется его паспортный (гражданский) пол. С этого начинается процесс гендерной социализации. Именно на основании существующих в обществе эталонов формируются представления ребенка о собственной гендерной идентичности [10]. Обращение к категории идентичности открывает возможность увидеть «механизмы связи между внутриличностной и социокультурной обусловленностью действий в ситуациях социального взаимодействия, понять противоречивость групповых и личных начал в человеке» [11]. Литература
Психологические основы гендерной социализации личности: методические рекомендации / под ред. А.А.Стреленко, к.пс.н. — Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2008. – 32.с.
|