История возникновения и развития психологии (практикум) | Обучение и развитие детей

История возникновения и развития психологии (практикум)

На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология История возникновения и развития психологии (практикум)
История возникновения и развития психологии (практикум)
Лекции и практикум по психологии — Общая психология
Основные термины:

Философские: анимизм, гилозоизм, детерминизм, идея целостности / системности, познание, коммуникация, идеализм, системно-функциональный подход, осознание (интроспекция), монады, эмпиризм

Общепсихологические: психология, психика, психические явления, перцепция и апперцепция, бессознательное, психические реакции, психические действия, воля, экспериментальная и дифференциальная психологии.

Научные школы: направления зарубежной психологии (структурализм, функционализм, бихевиоризм, психоанализ и аналитическая психология, гештальт-психология, когнитивная психология, ассоциативная психология, гуманистическая психология и др.), направления развития отечественной психологии (реактология, рефлексология).

Задачи для обучающихся:

1.Систематизируйте теоретические сведения об этапах возникновения и развития психологии как научной отрасли знания.

2.Раскройте эволюцию предмета психологии.

3.Дайте краткую характеристику зарубежных научных школ.

4.Дайте краткую характеристику отечественных научных школ.

Рекомендованная литература для изучения:

Базовые учебники:

1.Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб., 2010. – 432с.

2.Марцинковская Т.Д., Юревич А.В. История психологии. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Академический Проект; Трикста, 2011. – 521 с.

Основная литература:

3.Немов Р.С. Общая психология – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.

4.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2014. – 583 с.

Дополнительная литература:

5.Гиппенрейтер. Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2001.

6.Введение в психологию / Под. общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.

6 Для студентов и слушателей, обучающихся на базе среднего профессионального образования юридического профиля



КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ИЗУЧЕННОЙ ТЕМЕ

1.Перечислите основные периоды становления психологии как науки.

2.Определите вклад следующих философов и ученых в становление психологии как отдельной отрасли научного знания:

-древнегреческие философы (Гераклит, Демокрит, Анаксагор, Прота-гор, Сократ, Платон, Аристотель);

-мыслители Древнего Востока (Гиппократ);

-мыслители Нового Времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Готфрид В. Лейбниц, Т. Гоббс, Дж. Локк);

-ученые XIX в. (Э. Вебер, Ч. Дарвин, В. Вундт, Ф. Брентано, И.М. Сеченов).

3.Определите, что мыслилось предметом психологии на каждом этапе ее становления как науки.

4.Каким образом трактовались следующие принципы в древности и какие изменения в трактовке они претерпели:

-принцип закономерного развития (Гераклит);

-принцип детерминизма (Демокрит);

-принцип организации /системности (Анаксагор)?

5.Перечислите основные современные научные школы в психологии (зарубежные и отечественные).

6.Дайте краткую характеристику учений современный научных школ.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ИЗУЧЕННОМУ ТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗДЕЛУ

Задание № 1. Заполните таблицу (см. табл. 3) по содержанию изученной темы.

Таблица 3

История становления психологии как науки





Исторический период

Что изучалось? (Предмет изучения)

Каков результат (продукт) изучения?

Античный период

 

 

Новое Время (расцвет механики)

 

 

XIX    век    (физиология   и   психофо-зиология)

 

 

Научные       школы начала XX века

 

 

Задание  №  2. Используйте  результаты  задания  № 1 для  заполнения информации в таблице 4.

Источник: Игумнова О.В. Основы психологии и педагогики : практикум. – Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2015. – 95 с