История возникновения и развития психологии (практикум)
На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология История возникновения и развития психологии (практикум)
История возникновения и развития психологии (практикум) |
Лекции и практикум по психологии — Общая психология | ||||||||||||||||
Основные термины: Философские: анимизм, гилозоизм, детерминизм, идея целостности / системности, познание, коммуникация, идеализм, системно-функциональный подход, осознание (интроспекция), монады, эмпиризм Общепсихологические: психология, психика, психические явления, перцепция и апперцепция, бессознательное, психические реакции, психические действия, воля, экспериментальная и дифференциальная психологии. Научные школы: направления зарубежной психологии (структурализм, функционализм, бихевиоризм, психоанализ и аналитическая психология, гештальт-психология, когнитивная психология, ассоциативная психология, гуманистическая психология и др.), направления развития отечественной психологии (реактология, рефлексология). Задачи для обучающихся: 1.Систематизируйте теоретические сведения об этапах возникновения и развития психологии как научной отрасли знания. 2.Раскройте эволюцию предмета психологии. 3.Дайте краткую характеристику зарубежных научных школ. 4.Дайте краткую характеристику отечественных научных школ. Рекомендованная литература для изучения: Базовые учебники: 1.Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб., 2010. – 432с. 2.Марцинковская Т.Д., Юревич А.В. История психологии. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Академический Проект; Трикста, 2011. – 521 с. Основная литература: 3.Немов Р.С. Общая психология – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с. 4.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2014. – 583 с. Дополнительная литература: 5.Гиппенрейтер. Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2001. 6.Введение в психологию / Под. общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. 6 Для студентов и слушателей, обучающихся на базе среднего профессионального образования юридического профиля КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ИЗУЧЕННОЙ ТЕМЕ 1.Перечислите основные периоды становления психологии как науки. 2.Определите вклад следующих философов и ученых в становление психологии как отдельной отрасли научного знания: -древнегреческие философы (Гераклит, Демокрит, Анаксагор, Прота-гор, Сократ, Платон, Аристотель); -мыслители Древнего Востока (Гиппократ); -мыслители Нового Времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Готфрид В. Лейбниц, Т. Гоббс, Дж. Локк); -ученые XIX в. (Э. Вебер, Ч. Дарвин, В. Вундт, Ф. Брентано, И.М. Сеченов). 3.Определите, что мыслилось предметом психологии на каждом этапе ее становления как науки. 4.Каким образом трактовались следующие принципы в древности и какие изменения в трактовке они претерпели: -принцип закономерного развития (Гераклит); -принцип детерминизма (Демокрит); -принцип организации /системности (Анаксагор)? 5.Перечислите основные современные научные школы в психологии (зарубежные и отечественные). 6.Дайте краткую характеристику учений современный научных школ. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ИЗУЧЕННОМУ ТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗДЕЛУ Задание № 1. Заполните таблицу (см. табл. 3) по содержанию изученной темы. Таблица 3 История становления психологии как науки
|