Использование технологий развивающего обучения на уроках химии и биологии как средство повышения мотивации обучения
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Коротина Елена Викторовна
В настоящее время российская система образования ориентирована не только на значительное расширение сферы знаний и умений учащихся, но и повышение их культуры, максимальное развитие способностей, творческого потенциала и индивидуальности, формирование у них гуманистической системы ценностей, а также сохранение и укрепление здоровья детей. Для успешной подготовки выпускников необходимо оптимально использовать современные технологии обучения. Опыт преподавания химии показывает, что школьники, впервые пришедшие в кабинет химии, в большинстве своём проявляют повышенный интерес к этому предмету, связанный с проведением опытов на уроках. Но, к сожалению, этот интерес у многих пропадает уже к третьей-четвертой четверти 8-го класса. На уроках часто приходится наблюдать, что дети от класса к классу проявляют к знаниям всё меньший интерес, не могут использовать ранее изученный на уроках материал. Почему? Я сделала предположение, что творческие, мыслительные способности учащихся развиваются слабо и учебная активность падает потому, что в процессе обучения не используются методы и средства, которые могут способствовать творческому развитию учащихся. Обобщая накопленный педагогический опыт, пришла к выводу, что эффективность урока в большей степени зависит от правильно выбранной педагогической технологии. Я стараюсь планомерно и активно организовывать работу учащихся на уроке, используя технологию развивающего обучения. Учитель должен быть образцом творчества на каждом уроке, доказывать, что химия – царица естествознания. Ведущая цель педагогической деятельности для меня, как для учителя, работающего в технологии развивающего обучения – создать на уроке условия для формирования у подрастающего поколения способности к саморазвитию, самосознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию через раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей. Задачи обучения: 1. Учить мыслить логично, научно, творчески. 2. Воздействовать на эмоциональную сферу школьников, формируя такие чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от напряженной умственной деятельности. 3. Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности. 4. Формировать и развивать положительное отношение, интерес к предмету химии. Для меня важно организовать процесс обучения так, чтобы овладение знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Чтобы реализовать поставленную цель я использую: — игровые формы организации обучения; — проектную деятельность. Рассмотрим подробнее роль игровых технологий в формировании учебной мотивации. Известно, что 12–14-летним школьникам сложно концентрировать внимание на рассказе учителя в течение 20–30 минут. И вместе с тем не секрет, что мир волшебства, фантазии занимает значительное место в сознании подростков. И это увлечение можно использовать для лучшего усвоения химии. С этой целью я применяю игровые технологии, которые дают возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя в интеллектуально-творческой сфере через игру, помогают восполнить дефицит общения. Учитывая современные психологические критерии, в своей работе я использую различные игровые формы: кроссворды, викторины, дидактические игры, тесты разного типа, химические диктанты, создание учащимися компьютерных презентаций. Широко использую в своей практике игры-тренажеры. Интеллектуально-творческие игры эффективно использую на уроках при изучении нового материала, повторении и закреплении пройденного материала, контроля знаний учащихся. Дидактическая игра позволяет эффективно реализовывать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую на основе принципов педагогики сотрудничества. В результате стимулируется познавательная деятельность учащихся; активизируется мыслительная деятельность; самопроизвольно запоминаются специальные ведения; формируется ассоциативное запоминание; решаются проблемные вопросы; выявляются личностные черты характера ученика; усиливается мотивация к изучению предмета. На своих уроках использую такие игровые модели, способствующие активизации внимания, мышления и быстроте реакции в решении поставленных задач, как игра «Химическое казино», «Термины-синонимы», «Найдите соответствие», «Кто больше вспомнит слов», «Найдите лишнее», «Химическая разминка», «Химический снайпер». Одним из важнейших условий обучения является обратная связь. Контроль знаний я осуществляю различными видами дидактики. Кроме основных видов дидактики – письменные контрольные работы, практические и лабораторные работы, контрольные тесты, ответы на вопросы из учебника – на своих уроках я активно использую карточки с заданиями, задачи, кроссворды. Занимательная дидактика в форме маленьких рассказов, историй, где химические вещества представлены как «одушевленные» герои, способствует развитию образного мышления и ассоциативной памяти учащихся. Такие задания выполняются с живой заинтересованностью, без принуждения, а иногда стимулируют у детей желание самим сочинить подобную химическую «жизнь», т. е. рождается элемент творчества. Также на внеклассных занятиях провожу зрелищные интеллектуально-творческие игры: «КВН», «Что, где, когда», «Звездный час», «Кто хочет стать отличником?», «Знаете ли вы химию?», «Суд над сигаретой». Критерием результативности применения игровых технологий на уроках химии является повышение мотивации к обучению химии и повышение качества обученности по предмету. Повышение мотивационной активности оценивались по следующим показателям:
- Мотивация к учебной деятельности по предмету
- Структура мотивации