Использование экспериментально-исследовательских заданий в рамках урока физики (на примере темы «Воздухоплавание» в 7 классе)
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Филатова Надежда Олеговна
Как оживить процесс обучения, как создать атмосферу радостной приподнятости, новизны, сопутствующей поиску и творчеству? Как сделать учебную деятельность жизнерадостной, увлекательной и интересной? Как пробудить у учащихся тягу к знаниям? У учителя регулярно возникают подобные вопросы. Особенно эти вопросы актуальны для учителей физики. Ведь, согласно, исследованиям НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук, физика по рангу трудности на первом месте [1]. Поможет решить эти вопросы при обучении физики постановка обучающегося в условия исследователя, на место учёного или первооткрывателя. Для учащегося организация исследовательской деятельности при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что физика – это не страшно, физика – это интересно. К тому же, склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Для успешной исследовательской деятельности на уроке необходимо выработать у обучающихся элементарные навыки этой работы и пробудить интерес к исследовательской работе. Существуют разные формы организации экспериментально-исследовательской деятельности на уроках физики. Их можно представить в виде схемы (рис.1). Каждая из форм имеет свои преимущества и недостатки. Достоинства связаны, в первую очередь, с наглядностью материала. К недостаткам (при урочной системе обучения), для основной массы этих форм, можно отнести немаленькие временные затраты в рамках урока, невозможность применения для всех учеников в классе. Решением многих проблем при обучении физике и одной из возможностей формирования, а также дальнейшего развития исследовательских умений и навыков на уроке физики является использование экспериментально-исследовательских заданий. Под экспериментально-исследовательскими заданиями будем понимать такие задания, в которых на основе теоретического анализа ситуации возможно предсказание результатов исследования. Цель заданий — создание условий для развития исследовательского мышления и формирования навыков самостоятельной экспериментальной деятельности. Согласно результатам проведенных опросов на протяжении нескольких лет обучающиеся проявляют высокий интерес к экспериментально-исследовательским заданиям. Этот интерес к такому типу заданий связан с несколькими факторами: 1) высокая степень самостоятельности; 2) непредсказуемый результат; 3) связь с реальными жизненными ситуациями; 4) применение межпредметных знаний. Исходя из этого интереса, экспериментально-исследовательские задания должны удовлетворять нескольким требованиям:
[1] Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях». Приложение 3. «Гигиенические рекомендации к расписанию уроков».
- связаны с основным содержанием занятия;
- интересными для школьников, т.е. удовлетворять их личным интересам;
- доступными для понимания поставленной проблемы и полученных результатов;
- безопасными для жизни и здоровья детей.
- Мотивация исследовательской деятельности.
- Формулирование проблемы.
- Выдвижение гипотез.
- Сбор, систематизация и анализ фактического материала.
- Проверка гипотез.
- Выводы.
- В атмосфере какой планеты будет подниматься воздушный шар, наполненный воздухом?
- Можно ли на Луне для передвижения космонавтов пользоваться воздушными шарами?
- Две одинаковые по весу оболочки воздушного шара, сделанные одна из тонкой резины, а другая из прорезиненной ткани, наполнены одинаковым количеством водорода (водород из шаров выходить не может). Какой шар поднимется выше?
[1] Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях». Приложение 3. «Гигиенические рекомендации к расписанию уроков».