Групповая и парная формы работы, как один из способов повышения мотивации к изучению математики | Обучение и развитие детей

Групповая и парная формы работы, как один из способов повышения мотивации к изучению математики

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Егорова Инна Александровна
Школьное обучение предполагает постоянное взаимодействие учителя и учащихся. При этом ученик стремится к внешним результатам, а учитель к внутренним, к изменениям личности ученика. Одной из главных целей моей работы является формирование активного самостоятельно мыслящего ученика. Такого ученика, который сумеет спланировать свою будущую деятельность, организовать её и в процессе выполнения намеченного плана осуществить самооценивание и самоконтроль. В своей работе я стремлюсь создать условия при которых ученики  активно работают  на уроке и дома. Планирую уроки так, чтобы учащиеся значительную часть урока выполняли разнообразную самостоятельную работу. При проведении  занятий использую разные формы учебной работы, часто применяю работу в «малых группах», работу в парах. Фронтальная работа предоставляет учителю возможность влиять на весь класс, излагать материал всему классу. Но при такой работе многие учащиеся остаются пассивными слушателями. Поэтому по возможности стараюсь минимизировать фронтальную работу, заменяя её групповой работой или парной. Парная работа эффективна при закреплении, совершенствовании знаний, выработке умений и навыков. К примеру, для отработки вычислительных навыков очень подходит работа в парах: каждому ученику предлагается составить несколько примеров, количество и сложность можно оговаривается заранее. Затем ученики решают примеры  с последующей взаимопроверкой. Такой вид деятельности повышает активность учащихся и качество их работы. После взаимной проверки неисправленных ошибок намного меньше, чем после одной самопроверки.   Из плана урока математики в 6 классе: Цель этапа урока: сформировать у учащихся навык нахождения расстояния между двумя точками координатной прямой. Работа в парах. Обычно пару образуют учащиеся, сидящие за одной партой. Предварительно повторяются и записываются на доске алгоритмы нахождения расстояния между двумя точками координатной прямой. Задание 1. Построить координатную прямую, отметить на ней начало отсчета и две точки А и В.( Затем обменяться листочками). Задание 2. Найти координаты точек А и В.(Снова обменяться листочками и проверить правильность выполнения задания). Задание 3. Найти расстояние между двумя точками А и В. (Также обменяться листочками и проверить правильность выполнения задания). Задание 4. Оценить друг друга, обсудить полученные оценки. При проведение работы в паре можно задание дифференцировать: для «сильных» учеников указать масштаб; для «средних» не отмечать точки на пересечении клеток в тетради. Групповая работа предполагает совместную учебную деятельность, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль. Ученик воспринимает информацию индивидуально, но в процессе усвоения знаний ему необходимо  высказываться, давать обоснования разных явлений. По сравнению  с фронтальной работой групповая  представляет ученикам возможность чаще и полнее излагать свои мысли вслух, что помогает более эффективно осмыслить учебный материал. Часто работу в группах провожу при решении текстовых задач. К примеру, каждому ученику предлагается составить условие задачи, которое бы решалось данным числовым выражением. Затем нужно обсудить в паре получившиеся задачи, после в группе обсудить 3-4 условия и выбрать одно, которое будут презентовать. При презентации задач участники остальных групп могут задавать вопросы, предлагать свои дополнения. Для организации групповой работы учителю необходимо тщательно отбирать задания, направлять деятельность группы, акцентируя внимание на самом главном в изучаемом материале. Как показывает практика групповая и парная работы должны быть включены в структуру урока на непродолжительное время примерно 7-10-15минут в средних классах. Можно также указать недостатки и фронтальной, и индивидуальной, и групповой  работы. Только различные виды учебной деятельности рационально организованные учителем дают положительные результаты в обучении.