Функции социального педагога
На главную Документация школьного психолога Документация социального педагога в школе Функции социального педагога
Функции социального педагога |
Документация школьного психолога — Документация социального педагога в школе |
Функции социального педагогаПрофилактическая функция:• организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося и преступного поведения детей и подростков;•оказывает содействие в изменении отношения человека к жизни, окружению, самому себе; •влияет на формирование нравственно-правовой устойчивости личности. Аналитико-диагностическая функция:•изучает и реально оценивает особенности социально-культурной среды (характер взаимоотношений, микроклимат, условия развития ребенка в семье, школе, взаимодействия в неформальных группах), направленность влияния социальных групп на личность и личности на социальную группу;• выявляет социальный статус ребенка, его референтную группу; • устанавливает причины социального неблагополучия семьи, школьного класса; • изучает возрастные и индивидуальные особенности развития личности; •определяет достоинства ребенка, содействует выявлению особо одаренных детей; • изучает причины отклоняющегося поведения, «проблемное поле» развития личности; •анализирует направленность личности (ценностные ориентации, мотивы и потребности, интересы и склонности, установки, мировоззрение); •определяет особенности и степень влияния СМИ на личность подрастающего человека. Перечень методик, необходимых для изучения личности и социальных групп1.Изучение условий воспитания в семье:1.1.Методика А. Ф. Фидпера. 1.2.Анкеты изучения детско-родительских отношений. 2.Изучение школьного класса: 2.1.Методика ЦОЕ. 2.2.Социометрия и референтометрия. 2.3.Анкеты изучения взаимоотношений в классе. 3.Изучение личности: 3.1.Опросник МПС (мотивационно-потребностная сфера). 3.2.Опросник Т. Лири (характерологические особенности). 3.3.Опросник Басса-Дарки (склонность к агрессии). 3.5. Карта нравственного лидера. 3.6. Опросник К. Леонгарда и Н. Шмишека. 4.Изучение влияния СМИ. Коррекционная функция:•организует и осуществляет коррекцию всех воспитательных влияний социальной среды (семьи, школы, неформальных групп);•осуществляет индивидуальную и групповую коррекцию отклонений в личностном развитии; •фокусирует позитивные влияния и нейтрализует негативные влияния среды. Коррекционная функция:Прогностическая функция:• планирует собственную деятельность на основе анализа процесса воспитания и результата предыдущей деятельности; • оказывает помощь в саморазвитии личности по результатам анализа социальной ситуации; • прогнозирует и определяет перспективы развития личности в процессе социализации, а также деятельности субъектов социального воспитания; •разрабатывает целевые комплексные программы по работе с семьей, молодежью, группами «социального риска». Воспитательная функция:•совместно с педагогическим коллективом, широкой общественностью организует процесс социального воспитания, содействует конструктивному решению проблем в семье, по месту жительства;•участвует в формировании воспитательного потенциала микросоциума; •влияет на поведение детей и молодежи, а также действия и поступки взрослых; •активизирует психолого-педагогические знания в области воспитания среди различных категорий населения. Коммуникативная функция:•социальный педагог стрцит взаимоотношения с субъектами педагогического процесса на основе диалога, сотрудничества;•формирует демократическую систему взаимоотношений в социальной микросреде (семье, школе); •устанавливает тесные контакты с семьей, педагогами, различными институтами, осуществляющими воспитательно-образовательный процесс. Организаторская функция:•социальный педагог выступает организатором социально-значимой деятельности, развивая при этом творческий потенциал личности и коллектива;•участвует в организации досуговой деятельности; •координирует взаимодействие детских и молодежных организаций, различных институтов, содействующих социальному становлению личности; •выступает в роли участника совместной деятельности, не отделяя себя от воспитанников, оставаясь при этом руководителем. Охранно-защитная функция:•социальный педагог использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов детей, подростков, молодежных объединений;•взаимодействует с органами социальной защиты и помощи; •содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении специалистов, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей; •обучает подрастающее поколение способам противостояния и приемам адекватной самозащиты. Реабилитационная функция:•организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке лиц, вернувшихся из мест заключения.Источник: Социально-психологическая помощь, авторы составители Л.В.Орлова, Н.В.Кастюк. — Мн. Красико-Принт, 2005 |